Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сетевая форма организации бизнеса
1.1. Формы организации бизнеса
1.2. Сущность и преимущества сетевых форм ведения бизнеса
1.3. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках
1.4. Примеры сетевых организаций
2. Организация сетевого предприятия
2.1. Сетевая форма организации гостиничного бизнеса
2.2. Организация сетевого предприятия
Интернет создает определенно хорошие условия для одновременного решения следующих типов проблем [9]:
- информационных;
- коммуникационных;
- репрезентативных.
Примером информационных проблем могут выступать получение любой необходимой информации большому количеству адресатов, например:
- коммуникационных - электронная почта и других программ связи,
- репрезентативных - использование широких рекламных
возможностей,
- разнообразных способов сообщения информации о компании и ее продукции.
Основными преимуществами Интернета как новой среды функционирования предприятия являются:
- анализ поведения посетителей на сайте и совершенствования сайта, товаров, пред - и послепродажного обслуживания в соответствии с
полученными выводами;
- таргетинг:
- по географии,
- времени доступа,
- по тематическим сайтам и т. д.;
- интерактивность: потребитель имеет возможность взаимодействовать с:
- продавцом,
- продуктом;
- оперативность распространения и получения информации;
- круглосуточная доступность и гибкость;
- размещение большого количества информации о товаре;
- создание виртуальных сообществ по:
- интересам,
- профессиональным занятиям.
К неограниченным источникам данных имеют постоянный доступ пользователи Интернета. В результате они становятся информированными и требовательными покупателями.
При этом они имеют возможность:
- активизировать получение рекламы и информации от производителей и продавцов;
- без обращения к производителям или посредникам получать
объективную информацию о товарах под различными торговыми марками, включая:
- издержки производства,
- цены,
- свойства и качества продукта;
- использовать программное обеспечение для поиска и привлечения предложений многочисленных продавцов;
- самостоятельно определять характеристики нужного торгового предложения.
Среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной хозяйственной
деятельности, представляет собой сетевая экономика.
Онлайновый бизнес - хозяйственная деятельность с использованием информационных технологий и сети Интернет.
Электронная коммерция - это сетевая модель ведения бизнеса, которая использует Интернет как основное средство коммуникации, благодаря которому клиенты могут:
- получать необходимую информацию,
- осуществлять заказы,
- производить оплату,
- получать некоторые виды продукции.
Электронный консалтинг – это вид электронного бизнеса, который включает:
- профессиональные консультации клиентов по электронной почте,
- предоставление справок от информационных служб,
- проведение различных опросов в Интернет.
Система расчетов, заключения контрактов и перевода денег с помощью средств электронной коммуникации – это система электронных платежей (СЭП). Одновременно СЭП имеет ввиду комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для осуществления безналичных расчетов и других кредитно-финансовых операций.
В качестве основных преимуществ сетевых форм ведения бизнеса можно перечислить следующие: [13]
- круглосуточность продаж и интерактивность общения с покупателем:
в Интернете отклики от посетителей приходят мгновенно и, таким образом,
есть возможность быстрее реагировать на изменения спроса;
- относительно невысокие затраты, связанные с интеграцией
предприятия в сеть;
- меньшая зависимость от границ и налогов государства, чем в офлайновом бизнесе;
- позволяет управлять бизнесом в международном масштабе,
независимо от того места, где находишься, создание интернет-контента с использованием отработанных каналов поставок;
- возможность представить детальную информацию о товарах. Если
сравнивать интернет с традиционными рекламными средствами, то можно заметить разницу в ограничении объема рекламной площади или эфирного времени последнего;
- возможность получения подробной статистики. Это необходимо для:
- отслеживания, откуда приходят и куда уходят посетители сайта,
- каким маршрутом путешествуют по его страницам,
- какими товарами больше всего интересуются;
- возможность моментального заказа и оплаты товара.
Интернет имеет возможность в реализации ряда маркетинговых функций: [13]
- изучение рынка;
- участие в производстве материальных товаров и различного рода деловых услуг;
- осуществление процессов реализации товаров;
- предпродажное обслуживание;
- послепродажное обслуживание;
- формирование и поддержание информационных баз данных;
- реализация мероприятий по:
- стимулированию сбыта,
- рекламе товара мероприятий по PR;
- информирование потребителей о:
- новостях рынка,
- проведении адресно - почтовых рассылок;
- диагностика проблем и консультирование клиентов по e-mail;
- осуществление маркетинговой разведки на серверах конкурентов.
Таким образом, в настоящее время социальная значимость Интернета заключается в том, что сеть стала глобальным средством коммуникаций, обеспечивающим обмен:
- текстовой,
- иллюстративной,
- аудио- и видеоинформацией.
С его помощью открывается доступ к онлайновым службам независимо от географических регионов.
Экономическая значимость Интернета вызвана тем, что он стал одной из форм развития предпринимательства. При этом Интернет представляет собой:
- универсальный, эффективный комплекс, способствующий организации информационного обеспечения,
- проводит исследования рынка и его компонентов,
- оказывает ощутимое и долгосрочное воздействие на аудиторию,
- формирует, поддерживает и укрепляет хозяйственные связи.
Для понимания сущности сетей следует выделить их основные отличия от других форм управленческих структур, в том числе и от гибридных, многие из которых могут рассматриваться как сети (табл.1).
Классификация сетей представлена в приложении 1.
Нормативное регулирование сетевого бизнеса осуществляется с помощью следующих законов:
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14-ФЗ — Часть 2, статья 1012 [1].
- Налоговый кодекс РФ от 28.12.2016 N 475-ФЗ [2].
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ( ред. от 03.07.2016 ) «О защите прав потребителей» [3].
- Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" [4].
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ ( в ред. от 05.12.2016 N 413-ФЗ) [5].
Таблица 1
Отличия сетей от рынка и иерархии
Критерии отличия |
Рынок |
Иерархия |
Сеть |
Базовая методология |
Ресурсно-технологический подход, принцип методического индивидуализма |
Ресурсно-технологический и институциональный подходы, принцип методического индивидуализма |
Ресурсно-технологический подход, принцип методического социализма |
Основной механизм координации деятельности субъектов |
Ценовой механизм |
План |
Коллективные формальные и неформальные договоренности |
Ресурсная база (форма собственности) |
Строго автономная ( частная) |
Единая (акционерная) |
Коллективная долевая |
Юридическая зависимость |
Полная юридическая независимость |
Полная юридическая зависимость |
Юридическая независимость |
Стратегическая зависимость |
Полная стратегическая независимость |
Полная стратегическая зависимость периферии от центра |
Стратегическая взаимозависимость |
Характеристика взаимосвязей |
Разовые сделки |
Вертикальные иерархические связи |
Горизонтальные взаимосвязи |
Роль неформальных отношений |
Не имеют существенного значения |
Определяются иерархией |
Играют определяющую роль |
Роль лидера |
Литеры определяют направления развития отраслевого рынка |
Один лидер (головная фирма) определяет стратегию развития корпорации |
Сетевой брокер определяет совместную стратегию развития сети |
Базовый принцип управления |
Самоорганизация |
Сочетание централизации и децентрализации |
Координация |
Механизм распределения прибыли |
Конкуренция |
Административно-финансовый механизм |
Пропорционально вкладу в создание ценности |
Границы управленческой структуры, динамика их изменений |
Определяются границами товарного рынка, меняются в зависимости от динамики рынка |
Определяются составом фирм, входящих в иерархию, зависят от стратегии |
Определяются фирмами, входящими в сеть и видом сетей (открытые или закрытые) |
1.3. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках
Существуют следующие причины создания и поддержания межфирменных отношений:
- финансовые,
- технологические,
- управленческие.
Является важнейшей основной властью, позволяющей фирме успешно конкурировать с другими участниками глобального рынка, способность развивать и контролировать стратегическое партнерство с:
- потребителями,
- поставщиками,
- финансовыми организациями,
- дистрибьюторами.
Сети, как правило:
- увеличивают технологические и управленческие возможности компаний,
- объединяют усилия для реализации совместных инновационных проектов,
- повышают степень взаимозависимости и взаимовлияния,
- облегчают доступ к ресурсам.
Преимущества межфирменных сетей
Формируя систему долгосрочных горизонтальных и вертикальных межфирменных отношений, компании стремятся укрепить свое положение на рынках и упростить систему закупок и сбыта. Участие предприятий в сетях позволяет [16]:
‑ улучшить координацию действий на рынке,
‑ повысить доверие и лояльность между ними,
‑ разрешать конфликтные ситуации,
‑ получать от партнеров дополнительные услуги.
Одновременно компании готовы:
- упростить характеристики своей продукции к потребностям покупателей,
- менять упаковку,
- поставки продукции и т.д.
Но основные льготы, которые российские производители, как правило,
предоставляют своим сетевым контрагентам, которые они ожидают от них
получить в случае необходимости - это:
- финансовые уступки,
- выгодное взаимное кредитование,
- особые условия,
- удобные формы расчетов.
Но надо сказать, что пока встречается гораздо реже:
- совместная реализация инновационных проектов, связанных с разработкой новой продукции,
- внедрение современных технологий производства и управления.
Скольжение между персонифицированными отношениями и нет
Поскольку для российского рынка характерен низкий уровень институционального доверия, широкое распространение неформальных отношений между его субъектами является устойчивой характеристикой современной экономики. Неформальные отношения позволяют компаниям повысить эффективность трансакций и при этом являются одним из основных условий их успешного сотрудничества.
Тем шире компании используют персональные отношения, чем более
несовершенны рынки, система управления и правового регулирования. И тогда происходит переход от одушевленных отношений к обезличенным, по мере:
- уменьшения нестабильности и неурегулированности,
- увеличения контроля и баланса на рынке,
- улучшения отношений бизнеса и власти.
Выбор сетевых партнеров
На формирование и развитие сетевых отношений в России влияют две основные группы противоположных сил. С одной стороны:
- ограничение сети по количеству партнеров и географически,
- высокий уровень неопределенности,
- вероятность проявления негативного поведения участников
рынка,
- слабая инфраструктура,
- низкий уровень спроса.
Это вынуждает компании поддерживать старые связи. С другой
стороны рыночные и инвестиционные возможности создают возможности для:
- идентификации новых партнеров,
- включения их в межфирменные сети,
- диверсификации деятельности предприятий,
- развития международного сотрудничества.
Для поиска новых партнеров предприятия часто используют существующую сеть. Это является одной из основных причин трудностей проникновения в сети новых компаний. Вокруг предприятий, сильных в финансовом отношении или обеспеченных высоким спросом на свою продукцию, как правило, происходит выстраивание межфирменных отношений. Однако поиск новых партнеров частично осложняется слабой коммуникационной инфраструктурой. Причем налаживание связей с географически отдаленными организациями очень часто откладывается
из-за высоких транспортных затрат.
Есть надежда что, постепенно уступят место инновационным партнерствам в будущем, сети, созданные под давлением финансовых ограничений. Успех в российском бизнесе постепенно смещается с наличия «связей» с государственными органами, чиновниками в сторону роста компетентности – технической и управленческой.
Надо подчеркнуть, что на сегодняшний день играют все большую роль:
- инновационность компаний,
- наличие у них эффективной маркетинговой стратегии,
- наличие системы организации финансового планирования,
- наличие контроля в выборе новых сетевых партнеров.
В этой ситуации, если сократить недоброжелательность в поведении участников рынка, то это позволит снизить роль персональных связей, которые постепенно уступят место сетям корпоративным.
Специфическая взаимозависимость