Файл: Сетевая форма организации бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что на форму интеграции предприятий в сетевые структуры на потребительских рынках оказывают влияние следующие факторы [20]:

– координация перемещения знаний и их создание в сети;

– концепция организации сети и стратегия ее маркетингового развития;

– размещение средств;

– информационное управление отношениями с клиентами;

– отношения внутри сети и культурная интеграция между партнерами;

– организационно-правовые формы создания сетевых структур.

Спецификой современной торговли является также комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм. Это приводит к организации новых форм и форматов предприятий потребительского рынка:

– создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров, не выполняющих самостоятельную закупочную деятельность. Но при этом, обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;

– образование «открытых распределительных центров» в качестве самостоятельных оптовых фирм;

– расширение сети магазинов-складов по технологии «Кэш-энд-Кэрри»;

– расширение оптово - розничных структур по торговле группами

товаров специфического назначения;

– образование закупочных центров при ассоциациях:

  • розничных торговых предприятий,
  • потребительских кооперативов,
  • крупных независимых супер- и гипермаркетов.

Таким образом, развитие сетевых компаний характеризуется многообразием форм и форматов торговых предприятий. В регионе находят место такие основные форматы, как супермаркет и гипермаркет. В последнее время все чаще реализуется концепция мини-маркета и «магазина у дома». При этом доминирование той или иной формы определяется эволюционным этапом развития сетевой формы организации регионального потребительского рынка. Если на начальном этапе доминировал формат супермаркета, то в последующем – гипермаркетов – как следствие, концентрации торгового капитала в регионе под воздействием экспансии сетевых компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическими предпосылками для формирования сетевой теории организаций послужили теории фирмы:

  • теория трансакционных издержек;
  • теория агентских отношений;
  • эволюционная теория экономических изменений
  • ресурсная теория фирмы.

Из всех вышеназванных подходов сетевая теория организаций заимствует основные идеи и, развивая их, преобразует в собственную концепцию.


Одно из основных положений теории межфирменных сетей состоит в том, что сеть формируется с целью экономии на трансакционных издержках. Данное утверждение является развитием взгляда на возникновение фирмы представителей теории трансакционных издержек. Обе теории уделяют значительное внимание возможным способам снижения трансакционных издержек.

Развивая точку зрения представителей теории агентских отношений, сторонники сетевого подхода к исследованию организаций утверждают, что фирма является сплетением контрактов, связанных с различного рода агентскими издержками.

Теория сетей, так же как и теория трансакционных издержек, а также теория агентских отношений, признает существование враждебного поведения и изучает механизмы его минимизации.

С точки зрения сетевого подхода к исследованию организаций сократить трансакционные издержки и ограничить возможность враждебного поведения можно с помощью налаживания с партнерами неформальных отношений, основанных на доверии. Для ограничения враждебного поведения также служит объединение рутин всех фирм, включенных в единую сеть.

В случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций, по мнению сторонников сетевого подхода, так же как и теории трансакционных издержек, они решаются по возможности путем переговоров. Это связано, прежде всего, с экономией на временных и материальных затратах, с которыми связано привлечение судебных инстанций.

Согласно теории агентских отношений, так же как и сетевой теории, специализация и повышение конкуренции на рынке являются движущим фактором в развитии организационных форм бизнеса.

Сетевая теория фирмы, также как и эволюционная теория экономических изменений, признает существование и важность рутин для функционирования организаций на рынке.

Рутины, согласно обоим подходам, являются активами фирмы, которые для своего формирования требуют достаточно больших затрат, в первую очередь временных, поскольку формируются постепенно в процессе работы. Соответственно, замена старых рутин на новые, связана со значительными издержками. Например, при замене старых рутин на новые возникает угроза ухудшения или даже разрыва отношений с партнерами и поставщиками. Проще говоря, угроза разрушения сетевого образования.

Соглашаясь со сторонниками ресурсной теории фирмы, представители сетевого подхода к исследованию организаций считают, что фирмы, как и сети фирм, не являются однородными, обладая определенным набором материальных и нематериальных ресурсов. Данные ресурсы формируют конкурентные преимущества. При этом более прочные и устойчивые связи создают определенные препятствия для проникновения других компаний в сложившуюся систему взаимоотношений, или другими словами, барьеры.


Анализируя историю формирования сетевого подхода к исследованию организации, можно придти к выводу, что сетевые бизнес структуры являются результатом развития вертикально интегрированных фирм.

Причиной возникновения узкоспециализированных фирм, которые и стали основой формирования сетей взаимодействий, является тот факт, что на определенном этапе с усилением разделения труда в обществе и углублением специализации расширение компании. Это происходит, как нам кажется, за счет организации новых отделов или найма новых сотрудников и становится экономически не эффективным. Значительно выгоднее становится налаживание постоянных партнерских отношений со сторонней компанией, выполняющей эти функции, и размещение у нее заказов.

Еще одной причиной возникновения сетевых бизнес структур является появление и развитие проектного бизнеса, ориентированного на удовлетворение конкретных потребностей клиентов.

В случае сетевого подхода к исследованию организации неоспоримым является утверждение о том, что социальные отношения очень тесно переплетены с экономическими, а неформальные взаимодействия играют важнейшую роль в деятельности организаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

1.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14-ФЗ — Часть 2, статья 1012.

2. Налоговый кодекс РФ от 28.12.2016 N 475-ФЗ.

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ( ред. от 03.07.2016 ) «О защите прав потребителей».

4. Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ ( в ред. от 05.12.2016 N 413-ФЗ).

Книг одного автора

  1. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / под науч. ред. М. Ю. Шерешевой / – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 446 с.
  2. Попова Ю.Ф. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках // Российское предпринимательство. — 2008. — № 10-1 (120). —С. 140-144.
  3. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: учебное пособие. – М.:

Издательство «Юрайт», 2015. – 411 с.

  1. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – 608 с.
  2. Федорова А.Ю. Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное / А.Ю. Федорова – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.
  3. Шерешева М.Ю. Сетевые формы организации в развитии