Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые бесприбыльные фирмы полностью зависят от пожертвований. Многие получают доходы от [14]:

  • гонораров,
  • продажи товаров,
  • услуг.

Сюда можно также отнести:

  • госпитали,
  • театральные группы,
  • издательства.

В случае, если бесприбыльная фирма получает в качестве пожертвований или доходов от продажи товаров и услуг больше, чем тратит, то закон обязывает вложить излишки в дело.

Кооперативы тесно связаны с бесприбыльными фирмами. Они образуются:

  • потребителями,
  • фермерами,
  • рабочими фабрик для организации предприятий с целью извлечения взаимной пользы.

В отличие от бесприбыльных фирм кооперативы имеют право распределять полученную прибыль между своими членами. Например, доход кооперативного супермаркета в конце года может быть распределен

между членами кооператива, на основе их общих закупок в течение этого года. Однако, в отличие от обычных корпораций, кооперативы не всегда нацелены на получение прибыли. Образование кооператива, например, дает возможность потребителям:

  • объединять свою покупательную способность,
  • приобретать товары по оптовым ценам,
  • дает возможность фермерам контролировать продажу сельскохозяйственной продукции.

Нормативное регулирование сетевого бизнеса осуществляется с помощью следующих законов:

  1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14-ФЗ — Часть 2, статья 1012 [1].
  2. Налоговый кодекс РФ от 28.12.2016 N 475-ФЗ [2].
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ( ред. от 03.07.2016 ) «О защите прав потребителей» [3].
  4.  Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" [4].
  5. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ ( в ред. от 05.12.2016 N 413-ФЗ) [5].

1.2. Цели и сущность сетевой формы организации бизнеса

Сетевая форма организации бизнеса имеет полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть. Они работают в сети на основании договоров. При этом, единая информационная сеть и ресурсная база обладают равными знаниями. Можно их использовать для принятия как управленческих, так и опережающих решений.

Основные цели создания сетей [20]:

  • формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;
  • создание:

- общей базы знаний,

- обмен необходимыми компетенциями

- предложение рынку более привлекательной ценности;

  • распределение рисков между партнерами;
  • максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого системного эффекта.

Факторы устойчивости и эффективности сети:

  • устойчивость информационных связей,
  • согласованность действий участников сети,

В случае объединения компаний, имеющих одинаковое положение на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимают сетевого брокера, который осуществляет координацию их деятельности;

  • наличие и исполнение внутрисетевых стандартов:

- должны быть определены бизнес-процессы, связанные с :

- обслуживанием клиентов,

- переработкой информации,

- принятием решений,

- мотивацией,

- внедрением инноваций и т.п.;

  • доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура. Необходимо заметить, что этот фактор часто является ключевым для достижения успеха.

Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы. Причем, в этой базе ключевым является  информационный ресурс.

Особенность сетевой структуры – ее ориентация на использование

активов партнеров по созданию потребительской ценности вместо сосредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Первыми исследователями, наиболее четко описавшими сетевые формы организации крупного бизнеса, были Р.Майлз и Ч.Сноу (детальный обзор их работы выполнил В. Катькало [7]). Они предложили классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основные формы: внутреннюю, стабильную и динамическую. Сферы применения сетевых структур (по Майлзу и Сноу):

  • внутренние и стабильные сети наиболее применимы в отраслях, где требуются высокие капитальные вложения;
  • динамические сети более подходят для низкотехнологичных

отраслей с короткими циклами разработки продуктов и для развивающихся высокотехнологичных отраслей (электроника и биотехнология).

1.3. Сетевые формы интеграции бизнеса

По мере развития и усложнения межфирменных связей жесткие формы интеграции, основанные на владельческом контроле и пирамиде подчинения, замещаются мягкими, сетевыми формами интеграции, основанными на взаимной выгоде сотрудничества.

Понятие «сеть» может быть определено следующим образом: посредством понятия «связи» или через родовое понятие «группа агентов». К первому типу определений можно отнести следующее. Межфирменная сеть – совокупность:


  • устойчивых,
  • многосторонних,
  • регулярно воспроизводящихся формальных и неформальных взаимосвязей между фирмами

Причем они основаны на совместном использовании специфических ресурсов. Сеть предполагает выработку совместной стратегии адаптации фирм к изменениям во внешней среде. При этом она основана на объединении конкретных ресурсов экономических субъектов в интересах реализации этой общей стратегии [7]. Как показано в [Третьяк, Румянцева, 2003, с. 28], «многочисленные объяснения межфирменных сетей в зависимости от целей и направлений исследований отличаются как по используемой терминологии, так и по выделенным акцентам» [25].

Можно определять сеть через понятие «группа агентов», делать ударение на их внимание к формальной независимости.

Сеть - группа формально независимых экономических агентов, связанных между собой:

  • отношениями доверия,
  • выгодностью сотрудничества,
  • длительными и устойчивыми кооперационными и информационными связями.

Принципиальное отличие сетевых от ранее рассмотренных форм интеграции - это отсутствие прямых связей по капиталу между участниками сети. Причем это не исключает, однако, наличия у них имущества, находящегося в общей собственности.

Выгодность сотрудничества может быть обоснована возможностью совместного решения общих задач, совместного использования ресурсов, сложившимися и доказавшими свою эффективность в прошлом рутинами взаимодействия и/или «эффектом запирания». Связь между длительностью межфирменного взаимодействия и специфичностью используемых ресурсов имеет две стороны:

- вложения в специфические активы стимулируют долгосрочный характер отношений,

- длительность сотрудничества приводит к приобретению общих специфических знаний и компетенций, существенно облегчающих взаимодействие.

К числу ведущих факторов возникновения сетевых структур можно отнести:

  • эффект масштаба от использования общих, в том числе дополнительных ресурсов;
  • взаимное обогащение знаниями - формирование не явных:

- организационных,

- знаний

- компетенций;

  • защиту вложений в специфические активы с помощью заключения долгосрочных контрактов;
  • защиту от неопределенности внешней среды посредством выстраивания стабильных отношений и замещения формальных норм условными;
  • сравнительные преимущества во взаимодействии с внешней средой за счет объединения ресурсов и/или усиления рыночной власти.

Дополнительный толчок интенсификации процессов формирования сетевых структур дало развитие информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии дают возможность не только быстрого обмена информацией, но и:

  • отделения производства от офисов,
  • разделения производственного процесса на составляющие,
  • локализации в различных частях мира [26].

Согласно Н. Флигстину, стабильный рынок характеризуется сетевыми отношениями между преобладающими предприятиями на основе информационных связей. Эти предприятия «формируют свое поведение по отношению друг к другу с целью убеждения преобладающих предприятий не вступать в прямую борьбу друг с другом и получить гарантии того, что предприятия-претенденты не станут разворачивать ценовую конкуренцию» [16].

Учитывая, что сетевые связи обладают устойчивостью, можно говорить о структуре каждой конкретной сети, которая определяет:

  • центры и способы координации,
  • распределение власти,
  • отношения зависимости,
  • способы извлечения ценности.

Важно отметить, что система распределения власти в той или иной сети опирается как на переговорную силу участников, так и на локальную культуру сети. Причем, одновременно определяет социальные отношения между ее участниками [16]. Постоянные участники создают и поддерживают правила взаимодействия в сети.

К общим преимуществам сетевой формы интеграции относятся:

  • высокая степень самостоятельности участников сети. Это является мощным стимулирующим фактором;
  • возможность обновления вида сети при изменении запросов потребителей или перестройке технологических цепочек.

Оборотной стороной этих достоинств являются:

  • конкуренция между участниками сети по поводу распределения общих результатов деятельности;
  • сохраняющаяся противоположность информации о процессах, протекающих в границах фирм-участниц.

Необходимо заметить, что это, как правило, отрицательно влияет на уровень доверия между участниками сети и нередко оборачивается ее распадом из-за враждебного поведения отдельных партнеров.

Майлз и Сноу делят сетевые структуры на внутренние, стабильные и динамические. К внутренним сетям они относят [23]:

  • внутрикорпоративное взаимодействие, применяющее ценовой способ координации;
  • стабильные сети характеризуются устойчивым составом партнеров;
  • динамические - конкуренцией поставщиков за выполнение заказов центрального агента сети [Miles, Snow, 2003].

Как видим, здесь одновременно применяются два критерия:

  • наличие владельческого контроля (внешние и внутренние сети),
  • постоянство состава участников (стабильные и динамические

сети).

В исследованиях встречаются различные подходы к типологизации сетей. Так, [Олескин, 2013] предлагается деление сетей на плоские и объемные. К плоским относятся сети, все участники (узлы) которых равны по значимости. Проще говоря, такие сети не имеют даже частичных лидеров. В объемных (трехмерных) сетях, напротив, присутствуют [9]:

  • частичные лидеры с лидерскими правами,
  • ограничены:

- конкретными ситуациями,

- областями деятельности,

- задачами [Олескин, 2013].

В [Попов, Третьяк, 2008] подразделяются все сети на [11]:

  • самоорганизующиеся, которые возникают снизу, на местном рынке, на базе взаимодействия,
  • сознательно создаваемые «стратегические сети»,
  • сети создания стоимости.

В свою очередь, в [Шерешева, 2006] представлены следующие виды сетей [19]:

  • стратегические альянсы,
  • сети создания стоимости,
  • фокальные,
  • динамические сети поставок,
  • виртуальные организации.

Можно предложить совсем другой подход к построению типологии сетей. Причем сети основаны не на строгой классификации, а на попытке выделения абстрактно-идеальных конструкций. Также можно говорить о следующих формах сетевых структур:

  • цеха,
  • альянсы,
  • кластеры,
  • партнерства,
  • цепи,
  • концентрические сети.

Конкретные сетевые структуры могут обладать чертами нескольких конструкций, а могут существовать и в «чистом» виде. Можно попробовать дать характеристики всем формам сетей.

Сети-цеха - объединение независимых агентов, производящих однородную продукцию (товары, услуги). В основе такого объединения лежат задачи пробивание общих интересов и контроль рынка. Как правило, члены сети, сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. Также устанавливают общие стандарты [27]:

  • требования к технологиям производства и продвижения,
  • требования к качеству продукции,
  • требования к способам реализации,
  • ценовые ориентиры,
  • условия входа на рынок.

Все это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность извлечения квазиренты (существенное превышение прибыли фирмы по отношению к прибыли конкурирующей фирмы вследствие более высокой эффективности производства или других местных условий).

В качестве примеров такого типа сетей можно привести компании, которые объединены в: