Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сетевая форма организации бизнеса
1.1. Формы организации бизнеса
1.2. Цели и сущность сетевой формы организации бизнеса
1.3. Сетевые формы интеграции бизнеса
2. Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка
2.1. Теоретические аспекты сетевой организации торговых компаний
2.2.Существующие форматы розничной торговли в России
- саморегулируемые организации;
- ассоциации производителей определенного вида продукции;
- картельные объединения;
- национальные территории,захватывающие определенные виды бизнеса на конкретной территории.
Цеховая организация бизнеса имеет два преимущества:
- преимущество для общества в целом (потребителей),
- преимущество для участников сети.
Преимуществом для общества является контроль качества производимой продукции и коллективная ответственность поставщиков.
Преимущества для участников выражается в:
- возможности извлечения дохода из ограничения конкуренции,
- объединении ресурсов для защиты общих интересов,
- усилении рыночной власти,
- возможности пользоваться общими привилегиями.
Сети-альянсы - объединение независимых агентов, производящих однородную продукцию (работы, услуги). Целью является:
- совместное использование ресурсов,
- инфраструктура,
- усиление рыночной власти.
В качестве примеров можно привести:
- альянсы авиакомпаний, предлагающие объединение маршрутов и использующие общий фонд воздушных судов,
- альянсы телефонных компаний, работающих на разных территориях;
- альянсы таксопарков, использующих общий фонд машин, систему Skype.
Объединяемые ресурсы могут быть:
- однородными:
- воздушные суда,
- компетенции,
- дополнительными:
- маршруты,
- радиочастоты,
- технологии,
- знания,
- доступ на конкретный рынок.
Компании, объединяющиеся в альянсы, получают ряд преимуществ:
- преодоление барьеров входа на определенный, чаще всего территориальный сегмент рынка;
- экономию на масштабе;
- снижение рисков сбоев в работе;
- экономию издержек рыночной координации;
- повышение эффективности вследствие объединения взаимодополняющих ресурсов.
Вместе с тем объединение в альянсы способны образовывать риски сбоев в результате жестокого поведения отдельных участников и увеличения издержек коллективного принятия решений. В результате, устойчивость альянса зависит от тех выгод, которые он приносит своим участникам, и от степени доверия между ними.
Сети-кластеры - это группа сконцентрированных по территориальному признаку и взаимодополняющих друг друга организаций, которые используют общие ресурсы, в том числе общую инфраструктуру и знания.
М. Портер [12] определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений и пр.) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [Портер, 2001].
В качестве российского примера индустриального кластера можно привести лесопромышленные кластеры, которые, как правило, включают в себя:
- леспромхозы,
- лесопилки,
- целлюлозно-бумажные комбинаты,
- сбытовые компании,
- железнодорожные ветки,
- образовательные учреждения профессиональной подготовки. Известные примеры зарубежных кластеров:
- автомобильный кластер Детройта, включающий в себя не только автомобильные заводы, но и специальные учебные заведения, которые в обязательном порядке готовят специалистов различной квалификации для автомобильной отрасли;
- кластер по производству модной одежды и аксессуаров в Северной Италии;
- кластер по производству хирургического инструмента в Пакистане.
По мнению Портера, отличительной чертой кластеров является сочетание кооперации и конкуренции: фирмы сотрудничают и одновременно соперничают друг с другом. Например, конкурируют на рынках товаров и факторов производства, но одновременно кооперируются для пробивания своих интересов. Это возможно в случае получения правительственного финансирования, а также при освоении новых рынков и технологий. Кластеры условно можно разделить на две группы [12]:
- преимущественно вертикальные (основанные на взаимном дополнении компаний)
- преимущественно горизонтальные (основанные на общей инфраструктуре).
Историческим аналогом современных кластеров служат местные (региональные) рынки. Региональные рынки утрачивают свою изолированность, становятся территориальными сегментами более крупных рынков по мере:
- развития инфраструктуры межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей,
- глобализации экономики и становления международного рынка товаров,
- услуг и факторов производства (включая знания).
Кластеризация в этом смысле представляет собой стремление возрождения региональных сетей как относительно замкнутых образований. Причем, они являются составной частью глобального разделения труда и глобальных рынков.
К числу преимуществ кластеров можно отнести [6]:
- возможность получения выигрыша от распределения затрат на поддержание и развитие общих для многих компаний ресурсов;
- географическую близость, которая:
- снижает затраты времени и ресурсов на доставку:
- сырья,
- материалов,
- комплектующих;
- личные связи как основу доверия;
- формирование специфических компетенций региона) [Бондаренко, 2015].
Кроме специфичности полномочий (человеческого капитала региона) и специфичности отношений (социального капитала региона) в кластере проглядывается специфичность местоположения как основа получения дополнительной добавленной стоимости.
Сети-партнерства - это объединение деятельности и капиталов экономических агентов. Причем они основаны на юридически оформленном соглашении о совместном участии в реализации проекта с определением:
- способов ведения общих дел и принципов распределения расходов,
- рисков,
- выгод,
- убытков.
В юридической терминологии такого рода соглашение называется договором о совместной деятельности. Это типичный вид доверительной сделки, т.е. сделки, основанной на доверии. В неоинституциональной теории используется понятие «отношенческий контракт» - долгосрочный взаимовыгодный контракт, определяющий только:
- общие условия и цели взаимоотношений сторон,
- механизмы принятия решений,
- разрешения конфликтов.
Причем в этом договоре неформальные условия преобладают над формальными.
Партнерства представляют собой самую старую из всех форм
совместного ведения коммерческой деятельности. В самом начале они были рекомендованы для организации торговых экспедиций, участники которых самостоятельно занимались коммерческой деятельностью и сохраняли свою имущественную обособленность. Но при этом несли полную имущественную ответственность по общим обязательствам. Согласно современному законодательству, участники простого товарищества несут договорную ответственность по его обязательствам, которые, разумеется, вытекают из совместной предпринимательской деятельности.
Основное отличие партнерства заключается в наличии общего договора, который определяет:
- права и обязанности участников,
- способы координации совместной деятельности.
В качестве примера международного партнерства можно привести объединение европейских авиастроительных компаний на основе добровольной интеграции - зарождение корпорации Airbus. История превращения Airbus из партнерства в единую организацию достаточно типична, поскольку отношенческий контракт с его иерархическим управлением представляет собой последнее звено на пути между контрактными отношениями и фирмой.
2. Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка
2.1. Теоретические аспекты сетевой организации торговых компаний
Сетевая форма организации торговли - это способ управления и организации розничной торговли. Причем ряд торговых предприятий разного формата с одной и той же специализацией разных подгрупп товаров:
- используют общую торговую инфраструктуру,
- имеют общую стратегию развития сети, реализуемую в рамках единой торговой политики,
- имеют один торговый знак,
- управляются из единого административного центра.
Сетевая розничная торговля является сектором рынка розничной торговли. Как правило, она представляет собой совокупность предприятий торговли разной формы. Она также объединяется в единую сеть и использует преимущества сетевой формы ее организации.
В основе организации сетевой торговли в современных условиях лежит интеграция, которая объединяет предприятия оптовой и розничной торговли. Причем она способствует межрегиональному распространению крупных торговых предприятий. Все это, возможно за счет расширения сферы размещения их основных рынков.
Преимущества сетевой торговли заключаются в следующем [29]:
– размещение товара с изменением пространства возможно с учетом территориальных сегментов целевого рынка,
– в соответствии с потребительскими предпочтениями возможно:
- изменение ассортимента товаров,
- формирование разнообразного ассортимента по конкурентоспособным ценам,
– размеры сетей позволяют:
- закупать большие партии товаров,
- получать при этом максимальные скидки,
- экономить на транспортных расходах.
– за счет привлечения квалифицированных специалистов позволяют избежать многих недостатков централизация и высокий уровень управления всей коммерческой деятельностью. Причем эти недостатки могут быть характерными для отдельного магазина,
– с учетом повышения эффективности возможна диверсификация видов деятельности,
– снижение затрат на единицу товара:
- за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта,
- за счет рекламы, выгодной для своих магазинов,
- за счет отнесения расходов на большое количество товара,
– способность объединить функции оптовой и розничной торговли,
– сети создают все условия своим магазинам, чтобы они могли с учетом местных потребительских вкусов успешно вести конкурентную борьбу.
Необходимо отметить, что в развитых странах торговыми сетями захвачено все рыночное пространство. Разные другие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают не более 4 % рынка. В Европе сетевая торговля контролирует 70–75 % розничного товарооборота, а в России – на уровне 20–30 %.
Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:
– централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;
– концентрация аппарата управления сетью в едином центре;
– внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;
– сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;
– использование методов штрихового кодирования;
– внедрение информационной системы, которая соответствует
задачам выбранной модели управления,
– оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами.
Сетевая торговля характеризуется:
- современными форматами магазинов,
- определяемым ассортиментом,
- размером торговой площади,
- формами и методами обслуживания.
В настоящее время бурно развиваются новые форматы магазинов, современные торговые центры и огромные торговые центры. При этом предприятия розничной торговли оснащены передовыми технологиями ведения бизнеса, а также размещаются на площадях со всеми условиями для ведения бизнеса. Все это не может не отразиться на конкурентной борьбе, которая начинает усиливаться и ведется не только в ценовом диапазоне.
Сетизация может быть рассмотрена как среда для экономической деятельности, «в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия».
Или можно сказать, что сетизация (создание сетевых структур) представляет собой, по сути, отказ от вертикальной иерархии бюрократической организации, создание вместо функциональных структур независимых рабочих групп, переход к горизонтальным структурам организации и замену в значительной степени административных отношений контрактными (договорными).
Торговая сеть представляет собой гибкую, устойчивую структуру взаимосвязи фирм и корпораций, позволяющую привлекать новых партнеров. Торговая сеть, как перспективная организационная форма розничной торговли, характеризуется [18]:
- четко выстроенной логистической схемой, объединяющей:
- функции маркетинга,
- закупки,
- пополнения запасов,
- сбыта.
- высокой конкурентоспособностью, приведшей к эффективной
организации управления.
Создание торговой сети – закономерный путь расширения бизнеса в розничной торговле. Одновременно он дает возможность получения значительной прибыли и поддержания сильных позиций на рынке в условиях возрастания конкуренции и глобализации торговой деятельности. Становление и развитие сетизации (создание сетевых структур) в глобальной экономике обоснованно: