Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– финансовой глобализацией, которая необходима для совместной разработки и кооперирования производства и сбыта продукции. Причем создается предприятиями многих стран, которые действуют на одном сегменте рынка;

– информатизацией, которая позволяет:

  • оперативно учитывать и прогнозировать спрос и предложение на мировом рынке,
  • управлять множеством предприятий в разных регионах и странах как единым комплексом;

– быстрым расширением ассортимента продукции и альтернативных технологий;

–сокращением их жизненного цикла;

–переходом от массового к серийному и индивидуальному производству на насыщенном рынке с различными запросами,

–преобразованием продуктовой технологической специализации в обслуживание определенных сегментов рынка;

– сокращением среднего размера предприятий в результате

привлечения, специализации на основной власти с освобождением от:

  • вспомогательного,
  • обслуживающего,
  • непрофильного основного производства;

– увеличением среднего размера фирм, в том числе в результате увеличения доли институциональных инвесторов:

  • инвестиционных,
  • пенсионных,
  • страховых фондов,

– публичных компаний.

Торговые сети активно влияют на рынок. Сети имеют возможность широко внедрять:

– новые инновационные продукты,

– процессы и услуги,

– осваивать новые рынки и завоевывать новые сегменты потребительского рынка.

Таким образом, процесс эволюции зарубежных сетевых компаний потребительского рынка можно представить в виде некоторых этапов (приложение 1).

С переходом российской экономики на рыночные принципы хозяйствования изменились подходы к построению сетевых форм организации розничной торговли. За последние годы потребительский рынок России претерпел кардинальные изменения, связанные, прежде всего, с:

  • резким сокращением неорганизованной торговли,
  • стремительным и масштабным развитием сетей предприятий розничной торговли и общественного питания,
  • возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными сетями [24].

Процессы развития сетевых форм организации бизнеса на потребительском рынке, как правило, сопровождались постепенным его территориальным захватом и вытеснением с рынка большого количества самостоятельных, независимых предприятий. Первоначально на потребительском рынке появились розничные торговые сети, в последующем стали появляться сетевые предприятия общественного питания и сферы услуг.


Специалисты Департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг» выделяют следующие этапа развития российской торговли [17].

Первый этап (1994–1998 гг.). В этот период во всех регионах России стали появляться и активно развиваться продовольственные рынки на фоне:

  • общего спада промышленного производства,
  • падения уровня жизни населения
  • сокращения оборота розничной торговли.

Распространенным явлением был переход от оптовой торговли к розничной. В это время в розничном товарообороте преобладали импортные товары. И тогда появились первые отечественные компании, с которых началось развитие сетевой торговли («Седьмой Континент», «Патерсон», «Лента» и др.). На российский рынок вошла первая иностранная сеть «Рамстор» (Турция).

Первой формой сетевой торговли стали дорогие супермаркеты, основную часть которых составляли представители высокого сегмента среднего класса и выше. Что интересно, сетевая торговля не оказывала влияния на поставщиков и производителей в тот период. И конечно доля сетевой торговли была совсем мала (менее 1 %).

Развитие сетей на первом этапе остановилось в результате финансового кризиса 1998 г. В итоге стратегия развития сетевой торговли кардинально изменилась – начался переход от дорогих супермаркетов к дискаунтерам (магазин, занимающийся продажей товаров длительного пользования, в основном бытовой и электронной техники по сниженным ценам и без дополнительных услуг для покупателей).

Второй этап (1998–2000 гг.). Характеризуется резким сокращением

импорта продуктов питания и ростом внутреннего российского производства. Стало заметно резкое сокращение доходов среднего класса. Существующим сетям пришлось срочно пересмотреть свою политику и снизить торговую наценку, и одновременно расширить ассортимент товаров отечественного производства. Пришло время осваивать торговый формат «дискаунтер», рассчитанного на население с уровнем дохода средним и ниже среднего:

  • «Копейка»,
  • «Пятерочка»,
  • «Дикси»,
  • «Магнит».

Также быстро стало увеличиваться количество региональных продуктовых сетей. При этом, региональное развитие реализуется как за счет регионального расширения столичных сетей, так и появления местных торговых компаний.

В это время доля сетевой торговли превысила 1 %. На рынке присутствовали только российские торговые сети и практически отсутствуют иностранные игроки.

Третий этап (2000–2005 гг.). Этот этап знаменит массовым выходом на российский рынок иностранных сетей, усилением конкурентной борьбы. Например, если на втором этапе между собой конкурировали российские компании, то на данном этапе в борьбу включились ТНК. Активная деятельность зарубежных сетей в России встряхнула региональное расширение федеральных сетей. И как следствие, увеличилось количество сделок по слияниям и поглощениям в регионах. Появились новые форматы (гипермаркет, «cash & carry»). Этот период известен конфликтами торговцев с поставщиками и производителями. В связи с этим правила на рынке начинают определять именно сети, а не производители. Торговые сети начали осваивать новые инструменты финансирования: облигационные займы, кредиты. Розничная торговля становится одной из наиболее развитых


современных российских отраслей - доля сетевой розницы выросла в

2000–2005 гг. до 24 %.

С 2004 г. стал увеличиваться рост оборота иностранных продавцов на российском рынке. Но разница в приросте не превышала 10 %, благодаря чему их доля в общем обороте сетевой розницы сохранялась на уровне 20 %.

По данным консалтинговой компании «A. T. Kearney», ежегодно публикующей «Глобальный индекс развития розничной торговли» (GRDI),

Россия занимала одно из первых мест среди развивающихся стран по

привлекательности для входа мировых розничных сетей.

Четвертый этап (2005–2008 гг.). Этот этап ознаменован тем, что началось бурное развитие российской розничной торговли. Стали появляться группы компаний-продавцов с оборотом более 1 млрд долларов. Ритейлеры активно привлекают внешнее финансирование в качестве финансовых инвесторов:

  • облигационные займы,
  • банковские кредиты,
  • инвестиционные фонды.

Повысилась активность регионального развития как больших, так и средних сетей. Ведущие игроки рынка стали развивать мультиформатную стратегию. Увеличивается количество торговых площадей за счет строительства торговых и торгово-развлекательных центров.

На данном этапе рынок сетевой розничной торговли перешел в другую стадию, для которой были характерны [8]:

  • увеличение доли непродовольственных товаров в совокупном объеме продаж;
  • обострение конкуренции;
  • структурная оптимизация крупных торговых сетей;
  • увеличение объема сделок M&A;
  • усиливающийся дефицит торговых площадей;
  • неравномерное региональное развитие продаж;
  • резкое увеличение количества мультиформатных сетей.

С 2008 г. начался пятый этап, на который значительное влияние оказал мировой экономический кризис и его последствия.

Его проявлениями в розничной торговле стали:

  • сокращение потребительского спроса,
  • снижение прибыльности отрасли,
  • разорение мелких компаний,
  • диверсификация,
  • концентрация внимания на проблеме снижения издержек в рамках существующих розничных торговых сетей.

На некоторое время приостановился процесс распространения со стороны крупных иностранных ритейлеров (в частности, американской сети «Wal-Mart» и французской «Carrefour»).

Российские сети пытались пережить кризис и его последствия, кто как мог. Например, для некоторых продавцов это время новых возможностей по осуществлению своих планов, а большинство компаний оказалось на грани выживания. В период кризиса долговая нагрузка многих региональных сетей росла. При этом возможности рефинансирования бизнеса в условиях кризиса сокращалась и приближалась к величине долга.


Региональные сети стали поглощаться крупными сетями в связи с ростом долговой нагрузки и фактическим отсутствием источников финансирования. Шансы на выживание остались только у:

  • частных магазинчиков с постоянным небольшим кругом покупателей,
  • неконтролируемых рынков,
  • крупных сетевых ритейлеров.

Заключительным этапом финансового кризиса стала монополизация розничной торговли. И это привело к снижению закупочных и увеличению розничных цен на российских рынках.

В настоящее время можно выделить три основных типа торговых сетей, которые очень распространены в России: глобальные, федеральные и локальные (региональные) (табл. 1). Основным критерием для определения типа сети является географическое распределение торговых точек сети и объем ее оборота.

Кроме различных форм интеграции, сетевые организации потребительского рынка можно классифицировать с точки зрения применяемой модели управления.

Таблица 1

Основные типы торговых сетей в России

Тип сети

Описание сети

Типичные представители

Глобальная

Торговая сеть, работающая на рынках нескольких стран;

оборот сети формируется рядом стран;

количество торговых точек в разных странах

сопоставимо

X5 Retail Group»,

«Auchan»,

«Metro C&C»

Федеральная (национальная

или общероссийская)

Российские компании, существляющие деятельность в ряде федеральных округов России;

оборот сети формируется за

счет нескольких ФО; количество торговых точек в разных ФО сопоставимо

«М агнит», «Дикси»,

«Копейка»,

сети ГК «Виктория»

Локальная (региональная

или местная)

Компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов (городов) или в пределах

одного федерального округа

ГК «Пирамида»,

«МАН»,

«Азбука вкуса»,

«Кора»,

«Мари я-Ра»

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления, имеющие определенные преимущества и недостатки (табл. 2).

Также при формировании стратегии развития сетевых организаций розничной торговли потребительского рынка, необходимо учитывать тип и специфику конкретной торговой сети. В основу классификации предприятий сетевой розничной торговли могут быть положены различные критерии. Эти критерии можно отнести к предприятиям различного типа с различными показателями. Их основная цель в этой ситуации - учет специфики при формировании стратегии развития (табл. 3).


Если же рассматривать сетевых продавцов продовольственных товаров с точки зрения ценового уровня, то возможна следующая классификация:

– премиум-класс – «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ», «Калинка Стокманн», «Седьмой континент 5 звезд»;

– средний класс – «Седьмой континент», «Алые паруса», «Перекресток», «Патэрсон»;

– масс-маркеты – «Spar», «Billa», «12 месяцев»;

– нижний сегмент – «Магнит», «Копейка», «Ашан» [22].

Освоение отечественными компаниями верхнего ценового сегмента можно признать существенной стремлением на российском рынке розничной торговли продовольственными товарами. Дело в следующем: иностранные торговые сети, работающие в России, ориентируются, по-видимому, на массового потребителя с невысокими доходами. Они преследуют определенную цель: просто хотят «отучить» от оптовых рынков крайне низкими ценами. Если принять во внимание, что конкуренция с крупными иностранными игроками оказывается тяжелой ношей для некоторых российских компаний, то им, по всей видимости, придется ориентировать свои магазины на более обеспеченные слои населения.

Таблица 2

Модели управления сетевыми формами организаций потребительского рынка

Название модели

Характеристика

Преимущества

Недостатки

Инвести-

ционная

Основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования

Задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входя-

щие в сеть, могут

быть более инициативными в

коммерческой

деятельности

Отсутствие согласованности в закупочной деятельности и зависимость

от качества работы

коммерческих

служб

Холдинго-

вая

Центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении.

Обеспечивает более гибкое управление торговыми

предприятиями

Высоки е издержки

из-за большого ап -

парата управления

Централи-

зованная

Единый центр управления делегирует руководителям предприятий функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентари зацией и переоценкой товаров

Использование

такой модели по-

зволяет снизить

издержки и более

эффективно ис-

пользовать аппарат управления при его концентрации в едином центре

Возможны пробле-

мы в координации

и согласованности

действий как между

отдельными пред-

приятиями, входя-

щими в сеть, так и

предприятиями и

центром

Лоточная

Основана на полной концентрации управления в

центре и практически полном отсутствии функций управ-ления на предприятиях сети. Информационная система

находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления

Централизация

власти и финансов, полная согласован-ность действий и стандартизация услуг

Отсутствие воз-

можности опера-

тивного управле-

ния, при крупной

сетевой организа-

ции невозможность принятия быстрого решения

Гибридная

Применение нескольких моделей управления одновременно

Позволяет использовать все

преимущества

централизованно-

го управления

Предоставляет воз-

можность некото-

рым предприятиям

сети самостоятель-

но принимать реш-ния