Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

имеют холдинговую или унитарную форму. В такой ситуации их переход к сетевой форме организации бизнеса представляется преждевременным, поскольку не созрели необходимые предпосылки внутри фирм, не готовы руководители и персонал. Хотя, можно сказать, что и сегодня есть отрасли и компании, которые развиваются быстрее и более других включены в глобальную экономику. На наш взгляд, наиболее благоприятные предпосылки для развития сетей имеют компании, которые:

  • уже внедрили современное программное обеспечение,
  • имеют профессиональный топ-менеджмент,
  • развитую корпоративную культуру.

Развитие сетей является важным фактором будущего развития отечественного бизнеса.

Межфирменные сети можно рассматривать как альтернативный крупным корпорационным системам механизм обеспечения устойчивости и инновационности развития. Также эти сети являются один из основных способов интернационализации российских компаний в условиях глобализации экономики.

В современный период постиндустриального развития сети играют важную роль в повышении конкурентоспособности экономики.

Теоретическими предпосылками для формирования сетевой теории организаций послужили теории фирмы:

  • теория трансакционных издержек, внесшая наибольший вклад в формирование нового подхода к организациям;
  • теория агентских отношений;
  • эволюционная теория экономических изменений,
  • ресурсная теория фирмы.

Из всех вышеназванных подходов сетевая теория организаций заимствует основные идеи и, развивая их, преобразует в собственную концепцию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

1.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14-ФЗ — Часть 2, статья 1012.

2. Налоговый кодекс РФ от 28.12.2016 N 475-ФЗ.

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ( ред. от 03.07.2016 ) «О защите прав потребителей».

4. Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ ( в ред. от 05.12.2016 N 413-ФЗ).

Книг одного автора

  1. Бондаренко Н. Е. Инновационные кластеры: теоретические основы и формы организации. Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, 2015.- № (5). – С. 29-41.
  2. Катькало B. C. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980-1990-е годы. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия 5. Экономика, 1999.- № (2). – С. 21-47.
  3. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / под науч. ред. М. Ю. Шерешевой / – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 446 с.
  4. Олескин А. В. Сети как неиерархические и нерыночные структуры: реализация в биологических и социальных системах. Экономические стратегии, 2013. - № (5). – С. 2-7.
  5. Попова Ю.Ф. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках // Российское предпринимательство. — 2008. — №

10-1 (120). —С. 140-144.

  1. Попов Н. И., Третьяк О. А. Управление сетями: новые направления исследований // Российский журнал менеджмента 2008. - № 6 (4). – С. 75-82.
  2. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. Киев: Изд. дом «Вильямс, 2005.- 608 с.
  3. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: учебное пособие. – М.:

Издательство «Юрайт», 2015. – 411 с.

  1. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – 608 с.
  2. Федорова А.Ю. Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное / А.Ю. Федорова – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.
  3. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. Пер. с англ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.- 390 с.
  4. Шерешева М.Ю. Сети: формирование методологии исследования.

В сборнике «Методология исследования сетевых форм организации бизнеса. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики , 2014. – С. 25-70.

  1. Шерешева М.Ю.Формы сетевого взаимодействия компаний: учебное пособие. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2010. – 250 с.
  2. Шерешева М. Ю. Межфирменные сети. М.: Издательство «ТЕИС», 2006.- 320 с.

Книг двух и трёх авторов

  1. Вурос А., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2011.- 253 с.
  2. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: Учебное пособие. – М.: Издательство «КноРус», 2017. – 288 с.
  3. Касьяненко Т.Г., Тарасова Ж.Н. Сетевые и кластерные формы

объединения организаций в бизнесе: сходство и различия// Российское предпринимательство, 2015. - Том 16. - №18. – С. 2927-2934.

  1. Snow С.С., Miles R.E., Coleman H.J., Jr. Managing 21st century network organizations // Organizational Dynamics. 1992. Vol.20. N3. P. 19.
  2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник, 2013. – 543 с.
  3. Третьяк О. А., Румянцева М. Н. 2003. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена. Российский журнал менеджмента 1 (2): 25-50.
  4. Фетисова О. В. Влияние деятельности сетевых компаний на развитие регионального потребительского рынка / О. В. Фетисова, В. В. Курченков // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 35 (218). – C. 29–34.
  5. Фетисова О. В. Структурно-функциональная модернизация регионального потребительского рынка / О. В. Фетисова, А. В. Зверев. –Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. – 206 с.
  6. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л.Микроэкономика : Учебник. – М.: Издательство «Проспект», 2016. – 688с.
  7. Цуканова О.А., Варзунов А.В. Сетевая экономика. – СПб.: НИУ ИТМО, 2012. – 76 с.

Приложения

Приложение 1


Основные этапы развития сетевой организации

розничной торговли в экономически развитых странах

Продолжительность этапа

Характеристика этапа

1

1859–1900 гг.

Формирование первых розничных торговых сетей в США и Европе. Создание горизонтально интернированного объединения розничной торговли во Франции

2

1900–1950 гг.

Массовое развитие розничных торговых сетей на потребительских рынках экономически развитых стран.

Территориальное расширение сетевых форм розничной торговли. Региональные сетевые организации становятся национальными, а затем и глобальными, распространяя свое присутствие за границы страны. В сфере сетевой торговли наблюдаются процессы концентрации, слияния и поглощения. Появляются современные формы торговли (самообслуживание, торговля по каталогам) и форматы розничных магазинов (супермаркет, «cash-and-carry»). Появляются первые магазины, работающие по франшизе

3

1950–1960 гг.

Развитие и бурный рост сетевых организаций розничной торговли на потребительских рынках Западной Европы

4

1960–1970 гг.

Появление компьютеров, применение новых информационных технологий в процессах управления роз-

ничными торговыми сетями. Развитие логистических систем

5

1970–1990 гг.

Применение новых информационных технологий и влияние процессов глобализации на потребительские рынки приводят к бурному развитию транснациональных розничных торговых сетей. Розничная торговля становится одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики многих капиталистических стран

6

1990–2000 гг.

Выход международных розничных сетей на российский потребительский рынок и рынки развивающихся стран. Монополизация потребительских рынков розничными торговыми сетями

7

2000 г. – по настоя-

щее время

Массовое внедрение собственных торговых марок, организация собственного производства в третьих странах. Изменение баланса рыночной силы от производителя к розничной торговле. Влияние сетевых форм розничной торговли на внутренний рынок принимающих стран и их экономику в целом

Приложение 2

Россия: продажи дискаунтеров в России, 2016 г, в %:

Приложение 3