Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и функции кадровой службы
1.2. Задачи кадровой службы в формировании и реализации
Глава 2. Анализ организации и оценка эффективности работы кадровой службы ООО «Mea Properties»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Mea Properties»
2.2. Анализ работы кадровой службы
Глава 3. Совершенствование организации работы кадровой службы ООО «Mea Properties»
Введение
Актуальность. Развитие трудовых ресурсов является ключевой задачей современности. Ведь от качества их зависит устойчивый экономический рост и благосостояние всего государства. Качество трудовых ресурсов тесно связано с эффективностью работы кадровой службы предприятия.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в экономической, общественной и социальной жизни российского общества. Значительно возрос общий и профессиональный уровень кадровой службы. Ключевой концепцией в управлении персоналом сегодня является человеческий фактор. Компетенциями кадровиков всех уровней является эффективная организация, как административного управления компанией в целом, так и всестороннего развития работников. Управленческие функции кадровой службы очень многогранны. Хороший кадровик должен уметь определять потребности в персонале, и не только текущей, но и на перспективу; развивать персонал, осуществлять анализ содержания труда; проводить аттестации рабочих мест, быть хорошим психологом и определять соответствие специалиста его рабочему месту. Он должен уметь систематизировать и структурировать работу, уметь мотивировать коллектив на выполнение особо сложных и объёмных задач.
Цель работы - провести анализ работы кадровой службы ООО «Mea Properties» и определить пути ее совершенствования.
Задачи работы:
- исследовать понятие и функции кадровой службы;
- рассмотреть роль кадровой службы в реализации стратегии предприятия;
- представить организационно-экономическую характеристику ООО «Mea Properties»;
- дать оценку эффективности работы кадровой службы ООО «Mea Properties»;
- определить пути совершенствования организации работы кадровой службы ООО «Mea Properties»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Предметом исследования в работе является роль кадровой службы в формировании и реализации стратегии предприятия. Объектом исследования является ООО «Mea Properties».
В качестве теоретической, методологической и информационной основы исследования были использованы работы российских и зарубежных ученых, а также ряд источников научной литературы различных авторов, а также данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, электронные ресурсы и другие источники.
В качестве основных методов при написании работы были использованы: диалектический, экономико-статистические, расчетно-конструктивный, факторный анализ, и другие общенаучные методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты роли кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии на предприятии
1.1. Понятие и функции кадровой службы
Кадровая служба предприятия - это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с
занятыми в них должностными лицами, целью которых является управление
персоналом в пределах утвержденной кадровой политики[1].
Любое предприятие в процессе своего функционирования сталкивается с решением кадровых вопросов. Для этого на предприятии создается кадровая служба которая может иметь вид: управления кадров; департамента; отдела кадров; службы персонала; кадрового центра.
Служба управления персоналом является основным структурным подразделением компании по управлению кадрами, на которую возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации, аттестации[2].
Назначение кадровой службы заключается не только в разработке и реализации стратегии развития кадров, но и в использовании современного трудового законодательства, реализации социальных программ, как федерального, так и регионального уровня[3].
Каждая организация формирует свой механизм управления персоналом с учётом специфики предприятия, численности его работников, их компетенции и уровня корпоративной культуры самого предприятия[4].
Французова Л. В. выделяет следующий комплекс задач кадровой службы в современных условиях: решение юридических аспектов трудовых отношений (заключение, изменение и прекращение трудовых договоров, решение трудовых споров, разъяснение прав и обязанностей, консультирование); учет кадров; установление и поддержание контактов по кадровым вопросам с государственными органами, государственными внебюджетными фондами, сторонними организациями; подбор персонала разного уровня, в том числе проведение конкурсного отбора; обучение персонала; создание оптимальных условий для эффективной деятельности работников (психологический климат, комфортное рабочее место); решение социальных вопросов (забота об отдыхе, здоровье работников и членов их семей, программы поощрения); разработка программ адаптации, мотивации сотрудников; оценка деятельности персонала, проведение аттестации[5].
Выделяют также дополнительные задачи кадровой службы, которые могут выполняться как ей непосредственно, так и внешними (по отношению к ней) подразделениями. К подобным задачам относятся: охрана труда и техники безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры) [6].
По мнению А. П. Егоршина, задачи решаемые кадровой службой более
чем разнообразны их можно ранжировать по направлениям.
Учетно-контрольное направление предполагает: прием сотрудников в организацию; учет сотрудников; увольнение сотрудников; работа с временно отсутствующим персоналом, по каким-либо причинам (болезнь, отпуск, командировка)[7].
Планово-регулятивное направление предполагает: подбор людей для работы в компании; расстановка и перемещение работников организации; становление и адаптация работников.
Отчетно-аналитическое направление предполагает: изучение работников; оценку их работы в компании; аналитическая работа; подготовка и проверка отчетов[8].
Координационно-информационное направление предполагает: профессиональное обучение, переобучение, подготовка работников; наладка приема рабочих предприятия, консультация по служебным и личным вопросам; работа с письменными документами, какими-либо обращениями работников; ведение архива и справочной работы.
Организационно-методическое предполагает: документирование деятельности рабочих в организации; планирование и выполнение кадровой работы; руководство кадровой работой[9].
Все задачи работы кадровой службы устанавливаются спецификой
предприятия. Необходимо учитывать размеры компании, ее направление
деятельности, численность персонала и прочее[10].
К главным задачам кадровой службы и системы управления, я считаю,
нужно отнести следующие:
- обеспечение предприятия кадрами;
- проведение и подготовка мероприятий связанных с повышением квалификации работников;
- составление планов (квартальных, годовых);
- оформление и ведение личных дел и трудовых книжек;
- контроль состояния трудовой дисциплины на предприятии, анализ текучести кадров[11].
Функции - это определенные виды управленческих работ, которые в свою очередь образуют полный процесс управления персоналом[12]. Ю. А. Цыпкин выделяет несколько классификаций функций.
По направленности работы с коллективом:
- социальная функция: она выполняет функцию по обеспечения занятости, создании благоприятных условий для работы;
- нормативная функция: она отражается в соблюдении правит трудового законодательства, решения трудовых споров между компанией и ее работниками;
- воспитательная функция: ее роль состоит в правильной мотивации работников для повышения их результативности;
- информационно-аналитическая: суть данной функции в том, чтобы обеспечить информационными ресурсами деятельность предприятия;
- контрольная: данная функция отслеживает сложившуюся обстановку в фирме и на рынке[13].
Выбор формы кадровой службы у каждого предприятия индивидуальный в зависимости от количества работников, размеров, массива обрабатываемой информации[14].
Структура кадровой службы определяется численностью персонала организации, а также объемом задач которые ей предстоит решать в процессе деятельности. С учетом вышеизложенного структура кадровой службы может иметь вид рисунок 1.
Рисунок 1. Структура кадровой службы предприятия[15]
Из рисунка 1 видно, что структура для предприятий разная, зависит она больше от численности работников, каждый руководитель сам вправе выбирать какую структуру ему лучше использовать[16].
Как правило если предприятие не крупное, оно не нуждается в создании службы, а для решения кадровых вопросов назначается специальный сотрудник (менеджер), который работает с кадровой документацией. Такая работа может быть частично переложена на секретаря или бухгалтера.
В компании большего размера, где работает до 500 человек, уместна
будет кадровая служба состоящая из четырех, пяти человек[17].
В организациях с численность персонала более полугора тысяч человек,
необходимо создавать службу состоящую из семи или десяти специалистов[18].
Все специалисты и сотрудники, включая и руководителей, являются
подчиненными по отношению к начальнику, а он в свою очередь подчиняется руководителю предприятия. Возможен также ввод промежуточных должностей, таких как заместитель начальника или помощник, но это не обязательно.
1.2. Задачи кадровой службы в формировании и реализации
кадровой стратегии на предприятии
Задачи, выполняемые кадровой службой по уровням управления следующие:
- оперативные задачи: подбор и расстановка кадров, адаптация, обучение и развитие персонала, его оценка и аттестация, формирование кадрового резерва, мотивация и стимулирование сотрудников, их перемещение и увольнение, кадровый документооборот;
- тактические задачи: планирование численности персонала, регулирование трудовых отношений, разработка программ обучения и поощрения сотрудников, оценка эффективности управления персоналом, автоматизация функций упрощения;
- стратегические задачи: разработка кадровой стратегии и политики, подготовка и исполнение бюджета, развитие корпоративной культуры, формирование организационной структуры, участие в создании системы информирования сотрудников (внутрифирменные СМИ, интранет) [19].
Круги сложность этих задач определяются: стратегией компании;
сферой деятельности; размером; этапом развития компании. Рассмотрим первую зависимость[20].
Для достижения конкурентного преимущества обычно используются следующие стратегии:
- стратегия инновации — производство уникального товара;
- стратегия качества — предложение высококачественных товаров и услуг потребителям;
- стратегия лидерства в издержках — экономия затрат[21].
Для реализации любой из этих стратегий подбирают людей с соответствующими личностными качествами и оказывают на них различное управленческое воздействие. Задачи службы управления персоналом при различных типах стратегий, используемых для достижения конкурентного преимущества, приведены в табл. 1.
Рассмотрим задачи, решаемые на каждой стадии развития организации.
Стадия формирования. Молодая компания характеризуется отсутствием четкой организационной структуры и системного подхода к решению возникающих проблем, непредсказуемой рентабельностью. Во главе фирмы стоит, как правило, ее владелец, самостоятельно осуществляющий руководство небольшим коллективом взаимозаменяемых сотрудников. Собственного специалиста по персоналу в штате нет, и при возникновении вопросов в области управления кадрами могут использоваться услуги внешнего консультанта. Если же такой специалист в компании существует, круг его задач ограничивается ведением кадрового делопроизводства, обеспечением эффективного взаимодействия сотрудников и поддержанием благоприятного психологического климата в коллективе[22].