Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений в организации.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Разработка и планирование изменений
1.2. Жизненный цикл организации
1.3.1. Организационные подходы к изменениям
1.3.2. Социальные подходы к изменениям
1.3.3. Процессные подходы к изменениям
1.6.1. Сопротивление изменениям
1.6.2. Тактики устранения сопротивлений
Глава 2. Проведение и закрепление изменений
2.1. Основные модели управления изменениями
2.2.2. Этап осуществления изменений
2.2.4. Оценка осуществления изменений
Приложение 1.
Таблица 1.
Примеры внешних и внутренних факторы изменений
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Экономика, например, падение валюты |
Новый персонал |
Поставщики |
Конфликты |
Государственная политика, например, сокращение финансирования |
Снижение объема продаж |
Конкуренты |
Сокращение прибыли |
Фонды |
Демотивация |
Потребители |
Затоваренность складов |
Акционеры, например, падение цены на акции |
Разрывы в навыках |
Франшизы финансового сообщества |
Потеря ключевых работников |
Средства массовой информации |
Пожар |
Общественность |
Личные качества менеджера |
Технология |
Приложение 2.
Таблица 2.
Внешние факторы изменений
Политические |
Текущее законодательство на внутреннем рынке, возможные будущие изменения в законодательстве, международное законодательство, правительственная политика, торговая политика, регулирующие органы и нормы, государственное регулирование конкуренции, выборы и их результаты, гранты и инициативы, финансирование, группы лоббирования (внутренние и международные), экологические проблемы |
Экономические |
Текущая экономическая ситуация, тенденции изменения экономической ситуации, уровень инфляции, динамика ставки рефинансирования, инвестиционный климат, международные экономические системы и тенденции, налогообложение (общие проблемы и определённое для конкретного продукта или услуги), платежеспособный спрос, специфика производства, сезонность, рынок и торговые циклы, дистрибуция, обменные курсы валют, потребности конечного пользователя, основные внешние издержки, коммуникации, транспорт, сырье и комплектующие, энергоносители |
Общественные |
Изменения законодательства в социальной сфере, демография, структура доходов и расходов, тен- |
Окончание таблицы 2.
денции образа жизни, базовые ценности, репутация компании, бренд, имидж используемой технологии, мода и образцы для подражания, модели поведения покупателей, потребительские предпочтения, представления СМИ, этнические и религиозные факторы, реклама |
|
Технологические |
Развитие новых технологий, связанные технологии, замещающие технологии, финансирование исследований, изменение и адаптация новых технологий, информация и коммуникации, влияние сети Интернет, законодательство по технологиям, потенциал инноваций, доступ к технологиям, патенты, лицензирование, проблемы интеллектуальной собственности |
Приложение 3.
Таблица 3.
Проблемы и действия, связанные с изменениями
Проблемы |
Значения для инициаторов изменений |
Предпринимаемые действия |
Власть |
Необходимость сформировать политическую динамику изменений |
- Обеспечить поддержку ключевых групп коллег - Использовать поведение лидера для генерирования энергии в поддержку изменений - Использовать символы и язык - Создать зоны стабильности |
Сопротивление |
Необходимость мотивировать людей, вовлечённых в изменения |
- Выявить неудовлетворённость настоящим состоянием - Обеспечить участие в изменениях - Вознаграждать поведение в поддержку изменений - Предоставить время и возможность для освобождения от настоящего состояния |
Контроль |
Необходимость управлять переходом |
- Разработать и сообщить ясный образ будущего |
Окончание таблицы 3.
- Использовать разнообразные, согласующиеся между собой средства достижения целей - Разработать аргументы для организации перехода - Создать механизм обратной связи |
Приложение 4.
Таблица 4.
Примеры сопротивления изменениям
Внутреннее сопротивление |
Внешнее сопротивление |
|
Индивидуальный уровень |
Организационный уровень |
|
Боязнь провала |
Члены правления |
Инвесторы |
Неосведомлённость |
Культура |
Поставщики |
Потеря рабочего места или карьерных перспектив |
Структура |
Партнёры |
Инерция |
Необратимые затраты |
Регулирующие органы |
Неопределенные последствия |
Ограниченные ресурсы |
Средства массовой информации |
Ослабление личной роли и влияния |
Контрактные соглашения |
Политика |
Убеждения и принципы |
Приложение 5.
Таблица 5.
Силы сопротивления процессу изменений
Сила сопротивления |
Причина возникновения |
Боязнь что-то потерять, узкособственнический интерес |
Особенности психологии, когда личные интересы ставятся выше интересов организации |
Неправильное понимание последствий изменений |
Отсутствие доверия к руководству и полной и достоверной информации об изменениях. |
Различное восприятие изменений в разных подразделениях |
Психологические особенности личности: нежелание изменений, отсутствие достоверной информации об их последствиях |
Боязнь потери работы и увольнения |
Неуверенность в своих силах и способностях, недоверие к руководству, опасение отсутствия возможности переквалификации |
Длительное состояния неопределенности будущего |
Отсутствие информации как о последствиях изменений для каждого сотрудника, так и о длительности процесса изменений, недоверие между работником и менеджером |
Продолжение таблицы 5.
Боязнь потери контроля и собственной значимости |
Психологические особенности личности: отсутствие желания менять соотношение «сделано мной» вследствие уменьшения трудоемкости и автоматизации труда |
Нарушение привычек, традиций, ценностей |
Отсутствие информации о выгодах изменений для ценностей и привычек в организации |
Боязнь неожиданностей |
Отсутствие времени на обдумывание изменений и их последствий, отсутствие предварительной информации, присущий людям скептицизм |
Боязнь потери компетенции |
Отсутствие разъяснений и подготовки сотрудников для работы в обновлённой организации |
Потеря престижа |
Отсутствие уверенности, что старая компетенция сохранится |
Прошлые обиды |
Отсутствие контактов, позволяющих обсудить прошлые проблемы |
Увеличение объема работы |
Скрытие факта увеличения работ вследствие изменений и отсутствие увеличения вознаграждения за больший объём работ |
Окончание таблицы 5.
Реальные угрозы |
Любые изменения содержат некоторые нежелательные последствия для людей, что затрагивает их интересы и приводит к сопротивлению |
Случайные неожиданности |
Неожиданное влияние цепочки событий |
Приложение 6.
Таблица 6.
Преимущества и недостатки тактик устранения сопротивления
Тактика |
Ситуация |
Преимущества |
Недостатки |
Устранение дефицита информации |
Основанное на отсутствии информации или на неточной информации сопротивление |
Даёт возможность получения согласия на перемены со стороны сотрудников, когда их убедят |
Требуется много времени в случае, если в процесс вовлечено много людей |
Привлечение подчиненных к принятию решений |
В ситуации, когда инициаторы не обладают необходимой информацией, но имеют своё мнение об изменениях |
Даёт возможности сотрудникам осознать необходимость проведения изменений и их обязательство помогать этому процессу; может интегрировать имеющуюся информацию для составления плана инноваций |
Требуется много времени и может привести к ошибкам в процессе изменений |
Поддержка |
Основанное на личных опасениях эмоционального |
Оптимальная тактика для решения личных проблем |
Требуется много времени, может дорого стоить и не |
Продолжение таблицы 6.
характера сопротивление |
помочь |
||
Переговоры |
Сопротивление оказывает руководитель или группа, стремящиеся сохранить влияние и доступ к ресурсам |
Сравнительно лёгкий способ избежать основного сопротивления |
Чаще всего слишком дорогой способ, так как может настроить других людей добиваться своего согласия переговорами |
Вовлечение в процесс |
Нет возможности преодолеть сопротивление убеждением и изменить принятое решение |
Помогает найти поддержку в процессе изменений, но меньшую, чем привлечение сотрудников к принятию решений |
Гарантирует проблемы, если сотрудники распознают кооптацию |
Маневрирование |
Несущественное или временное сопротивление |
Сравнительно недорогой и быстродействующий способ преодоления сопротивления |
Может привести к другим проблемам, инициаторы могут лишиться какой-то доли доверия к себе |
Окончание таблицы 6.
Принуждение |
Необходимость срочных действий |
Может быстро преодолеть любой вид сопротивления |
Высокорискованный метод, может создать у людей отрицательное отношение к инициаторам изменений |
Приложение 7.
Таблица 7.
Предположения и практика управления изменениями
Теоретически предполагается, что мы… |
На практике более вероятно, что… |
1. Можем сформулировать цели, которые остаются стабильными на протяжении длительного времени |
Менеджеры и другие влиятельные лица могут менять свои представления о желаемом будущем состоянии. Намерения/действия/результаты скорее возникают в процессе деятельности, чем предопределяются заранее |
2. Можем сформулировать конкретные и чёткие цели |
Будущее состояние описывается достаточно общими, неоднозначными или расплывчатыми словами, фразами и числами так, что достигнутые результаты можно обосновать только постфактум |
3. Можем сформулировать цели, связанные с будущей реальностью |
Финансовые и другие количественные показатели назначаются искусственно для демонстрации прогресса в достижении стратегических целей |
4. Можем сформулировать согласованные общеорганизационные цели |
Менеджеры планируют разнообразные и несвязанные ответные реакции на многочисленные изменения |
5. Можем разделять общие цели |
Будущее состояние возникает из взаимодействия многих индивидуальных и групповых намерений |
Окончание таблицы 7.
6. Способны сформулировать уникальные цели, отличающие нас от конкурентов |
Будущее состояние, выраженное в терминах «отдача на вложенный капитал» или «обеспечение высокого качества», представляет собой общие правила игры, и поэтому конкурентное преимущество трактуется как неконкретный и, следовательно, незапланированный фактор |
7. Можем связывать цели с действиями, необходимыми для их достижения |
Достижение желаемого будущего состояния осуществляется на основе цепочки сложных взаимодополняемых индивидуальных намерений и/или случайных событий |
8. Можем демонстрировать проницательность |
Работники организации не способны решить заранее, какая совокупность действий приведёт к желаемому будущему состоянию. Это состояние будет выстраиваться из отдельных действий и будет осмыслено постфактум |
Приложение 8.
Таблица 8.
Подходы к изменению культуры
Подход |
Характеристики |
Он может |
Но обычно |
Агрессивный |
Быстрые изменения Разрушает традиционные ценности Новая культура несложная Нисходящий с применением мониторинга Подробные планы/ действия |
Привести к сильной интегрированной культуре Подойти к ситуации, где есть однозначный источник власти |
Приводит к разногласиям Политически наивен Недостаточно обеспечен навыками или широкой поддержкой и ведёт к кризису |
Согласительный |
Обоснованный и спокойный Новые ценности приживаются медленно Относится к средствам, а не результатам Согласие, а не конфронтация Непрерывное развитие Ощущается недостаток |
Вести к принятию новой культуры на основе общего понимании Разоружает оппозицию |
Теряются радикальные изменения Имеется соблазн вернуть все в прежнее состояние |
Окончание таблицы 8.
полномочий |
|||
Коррозийный |
Использует неформальные сети связей Тонкая манипуляция Высокий уровень участия персонала Сначала действия, потом их узаконивание Спланированный и запрограммированный |
Привести к подлинным крупномасштабным изменениям, инициированным небольшим кругом лиц |
Используется для защиты существующего порядка и оппозиции инициаторам изменений |
Образовательный |
Явный обучающий процесс Сплочение Единая логическая система Пропагандирует общий единый взгляд на мир |
Привести к широкомасштабным изменениям на информационно-техническом уровне |
Не способствует проведению глубокого изменения культуры |