Файл: Стандарты управления проектами (Понятие стандартов управления проектами).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты изучения стандартов управления проектами
1.1 Сущность, назначение и понятийный аппарат управления проектами
1.2 Понятие стандартов управления проектами
1.3 Стандарт управления проектами Project Management Body of Knowledge (РМВоK)
1.4 Стандарты управления проектами, разработанные в других странах мира
Глава 2 Практические исследования применения стандартов управления проектами
2.1 Применение стандартов управления проектами в США
2.2 Распространение методик и стандартов управления проектами в Европе
2.3 Развитие и внедрение стандартов управления проектами в Японии
Глава 3 Рекомендации по использованию стандартов управления проектами
3.1 Сравнительная характеристика стандартов УП
3.2 Применение стандарта управления проекта PMBоK для управления конкретным проектом
Введение
Главной задачей в современных условиях и среднесрочной перспективе является максимизация использования имеющихся в распоряжении у предприятия финансовых, производственных и человеческих ресурсов. Она предусматривает следующие действия: сокращение затрат на операционную и проектную деятельность; внедрение систем оценки эффективности деятельности; поиск новых рыночных ниш и возможностей для уравновешивания уровня продаж; достижения высокой производительности труда остался после сокращений персонала.
Воплотить все это в жизнь в первую очередь поможет проектный подход, а также использование стандартов, технологий и методик проектного менеджмента, которые на нем основываются.
Корректное управление проектом заключается в умелом применении стандартов, в которых заложен опыт, инструменты, знания и техники, необходимые для достижения поставленных задач. На практике для применения различных стандартов и методологий управления проектами необходимы:
- доступные и эффективные методы и средства проектного менеджмента;
- квалифицированные специалисты в области проектного менеджмента;
- рынок инноваций и проекты, которые реализуются на этом рынке.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день различные предприятия, реализующие большие и малые проекты, начинают систематически подходить к подготовке, планированию и контролю реализации своих проектов с использованием стандартов и методологий управления проектами. Также выросла роль компаний, которые специализируются на разработке и реализации проектов, а должность и профессия проектного менеджера становится одной из престижных.
В обязанности проектного менеджера входит согласование противоречивых интересов социальной, организационной, технической, финансовой среды, на пересечении которых реализуются все фазы жизненного цикла инновационного проекта. Проектный менеджер должен уметь применять специальные методы проектного менеджмента и использовать современные инструментальные средства.
Объектом исследования в работе являются стандарты управления проектами.
Предметом исследования является применение стандартов управления проектами на практике в различных странах мира и на примере конкретного проекта.
Целью работы является обобщение знаний различных стандартов к управлению проектами, выявление наименее или наиболее изученных сторон данного вопроса, применение изученных подходов к управлению конкретным проектом.
Достижение этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, назначение и понятийный аппарат управления проектами;
- изучить понятие стандартов управления проектами;
- рассмотреть подробнее стандарт управления проектами Project Management Body of Knowledge (РМВоK);
- рассмотреть стандарты управления проектами, разработанные в других странах мира;
- изучить применение стандартов управления проектами в США;
- ознакомится с распространением методик и стандартов управления проектами в Европе;
- рассмотреть развитие и внедрение стандартов управления проектами в Японии;
- провести сравнительную характеристику стандартов УП;
- применить стандарт управления проекта PMBоK для управления конкретным проектом.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения стандартов управления
проектами
1.1 Сущность, назначение и понятийный аппарат управления проектами
Управления любого хозяйствующего субъекта (предприятия, организации, фирмы) через проекты осуществляется во многих странах мира и такой подход уже доказал свою способность существенно повышать эффективность управленческих решений. Сущность управления проектами заключается в сосредоточении прав и ответственности за достижение целей проекта у менеджера проекта или команды проекта [19]. В функции менеджера проекта входит обеспечение осуществления проекта, реализация ключевых функций по управлению проектом.
В целом такое «управление» предполагает, что отдельный человек не может справиться с решением большого объема задач, поэтому необходимо объединение специалистов и разделение труда. Поэтому появляется необходимость в системе управления, которая преследует определенные цели. Чтобы достичь этих целей в управлении проектами используются ресурсы, которые необходимо мобилизовать, скоординировать и использовать.
Назначение проектного менеджмента состоит в том, что многие строительные, инжиниринговые, консалтинговые организации, деятельность которых заключается в выполнении проектов в интересах заказчиков, используют в своей деятельности проектно-ориентированный подход. Благодаря проектному менеджменту можно управлять множеством других видов деятельности внутри организации или во внешнем окружении, например, продвижением нового продукта; открытием нового производства; деятельностью по обновлению основных фондов; внедрением новых систем и технологий; проведением маркетинговой кампании; расширением сфер бизнеса.
Управление проектами позволяет акцентировать внимание на результате и управлять именно его достижением, не позволяя превратить развитие в «процесс ради процесса», что может принести немалую выгоду организации.
Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий с четко определенными целями, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач [14, с. 21].
Проект – это ограниченная по времени и затратам система операций (работ), направленная на достижение ряда оговоренных результатов/продуктов (замысел, необходимый для достижения целей проекта) на уровне требований и стандартов качества [12, с. 23].
Проект – это отдельное предприятие с конкретными целями, которые часто включают требования времени, стоимости и качества результатов, достигаются [24].
Проект – это определенное предприятие с изначально установленными целями, достижение которых означает завершение проекта [16, с. 10].
Эмпирические факты показывают, что организации достигают значительно лучших результатов по проектному подходу, чем, используя традиционные рабочие методы, поскольку проекты реализуют выбранную ими стратегию развития.
В настоящее время развивается новое направление - «проектный подход». Оно формируется на таких основных теориях: менеджмента, маркетинга, психологии и других. Внедрение проектного подхода в жизнь дает возможность выработать правильные управленческие решения. Правильное использование методов проект-менеджмента позволяет получить комплексную методологию реализации проектного подхода, постепенно реализовывать конкретные средства, с помощью которых он может быть решен [9, с. 364].
Проектный подход – это подход к управлению, который предполагает в проектах способы решения наиболее значимых для предприятия задач [3, с. 17].
Проектный подход – это методология деятельности, в основе которого лежит создание или преобразование объекта, который имеет новые, уникальные свойства [18, с. 1206].
Проектный подход – это систематический менеджмент проектов, который применяется на предприятии, и взаимодействие этих проектов [1, с.32].
Проект, как любой вид деятельности нуждается в управлении, для этого и создан проект-менеджмент. Проект-менеджмент – это совокупность опыта и компетенций, которые необходимы для управления отдельными проектами с использованием ограниченных ресурсов [21].
Проектный менеджмент - это профессиональная деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий и которая ориентирована на получение эффективных результатов [19].
Проектный менеджмент представляет собой методологию организации, планирования и координации использования, человеческих и материальных ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта, которая направлена на эффективное достижение целей проекта с помощью применения системы методов, средств и технологий управления.
Большинство знаний, необходимых для того, чтобы управлять проектами, является уникальным или почти уникальным для проектного управления, например, анализ методом критического пути или иерархическая структура работ [8].
Общее управление включает планирование, организацию, работу с персоналом, исполнение и текущий контроль за производственными действиями, а также вспомогательные дисциплины: компьютерное программирование, право, статистику и теорию вероятностей, логистику и работу с персоналом [4, с. 20].
Управление проектами − искусство руководства и координации человеческих и материальных ресурсов во время реализации проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта [26].
Управление проектами − процесс управления нематериальными и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов управления [22, с. 33].
Управление проектами – это искусство руководства и координации различных видов ресурсов, а именно человеческих, нематериальных, материальных, на протяжении жизненного цикла проекта за счет использования новых методов управления для достижения запланированных результатов [2, с. 38].
Проектный менеджер - лицо, персонально ответственное за успех проекта [19]. Проектный менеджер (project meneger) - управляющий проектом, который несет ответственность за успешную реализацию проекта и который руководит командой проекта [26].
Проектный менеджер – это менеджер, который должен умело использовать сильные стороны всех членов команды, вовлеченных в реализацию проекта. Он должен разработать четкий коммуникационный план, который детально прописывает, кому, когда и в каком виде должна предоставляться информация – по телефону, по имейлу или на совещании. Проектный менеджер должен быть хорошим менеджером как таковым, то есть человеком, который умеет работать с командой [21].
В обязанности проект-менеджера входит контроль за сроками, бюджетом и качеством результата работ.
Паспорт проекта – это расширенная форма устава для достаточно крупных, масштабных инвестиционных задач, реализуемых на муниципальном, отраслевом и региональном уровнях, в целях осуществления стратегии крупной компании и т.п. Паспорт проекта готовится с целью определить ответственность проект-менеджера, полномочия самого проект-менеджера и его команды [5].
Паспорт проекта – это документ, содержащий основные текстовые данные и схематические изображения, характеризующие техническое решение, экономическую целесообразность и условия применения проекта [20].
1.2 Понятие стандартов управления проектами
Методология управления проектами – это подход к формированию набора методов, с помощью которого можно структурировать систему управления проектами и который отражается в руководствах.
Методология управления проектами отражается в стандартах управления проектами. В настоящее время существуют следующие виды стандартов [11]:
- международные - стандарты, получившие международное значение в процессе своего развития или предназначенные для международного использования;
- национальные - созданы для применения внутри одной страны или получили общенациональный статус в процессе своего развития;
- общественные - подготовлены и приняты сообществом специалистов;
- частные - комплексы знаний, пропагандируемые для свободного использования частными лицами, компаниями или учреждениями;
- корпоративные - разработаны для применения в пределах одной компании или внутри группы родственных компаний.
Стандарты в области управления проектами разрабатываются, как органами стандартизации на международном и национальном уровне, так и профессиональными организациями в области управления проектами. Наиболее авторитетными организациями в США, которые разрабатывают стандарты в области управления проектами, являются следующие:
- Международная организация по стандартизации (ISO);
- Международная ассоциация управления проектами (International Ргоject Management Association - IРМА)
- Американский институт управления проектами (Ргоject Management Institute - PMI).
PMI - Институт управления проектами, официально зарегистрирован в США в 1969 году как некоммерческая международная профессиональная организация [26].
PMI ставит перед собой следующие задачи:
- способствовать развитию профессионализма в УП;
- повышать качество УП и расширять сферы его применения;
- определять и развивать основные принципы УП, расширять знания в области УП для успешного воплощения в жизнь проектов;
- обеспечивать проведение форумов для широкого обмена идеями и опытом по реализации проектов и решения проблем УП;
- стимулировать эффективное применение УП в экономике, промышленности, деловой и социальной сферах;