Файл: Различные формы соглашений (или сговоров, или координированного поведения) компаний.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования интегрированных структур
1.1.Предпосылки и условия формирования интегрированных структур
1.2. Уровни интеграции и формы координированного поведения предприятий
Глава 2. Актуальные проблемы координированного поведения предприятий на рынке
2.1.Зарубежный опыт формирования и функционирования интегрированных корпоративных структур
2.2. Особенности интеграционных процессов в сфере малого и среднего предпринимательства
«Новая компания» характеризуется повышением ценности человеческого капитала, переводом активов в невещественные элементы (интеллектуальные права), повышением гибкости в отношениях с сотрудниками, партнерами, подразделениями, менее жесткими границами компании. «Новая экономика», в свою очередь, содержит в себе больший вклад человеческого капитала, чем материального, высокую специфичность (нематериальность) активов, высокий темп обновления производства и производственных технологий. Так же, появился новый вид найма персонала - аутсорсинг - передача организацией на основании договора определенных бизнес - процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области; [5]
- трансформация межфирменного взаимодействия во взаимовыгодное партнерство (например, стратегический альянс - соглашение о кооперации двух или более независимых организаций для достижения согласованных целей и получения синергии от объединения взаимодополняющих ресурсов; стратегический альянс позволяет осваивать новые технологии, новые рынки сбыта, осуществлять новаторские проекты, разделять с партнерами риски и выгоды, оперативнее приспосабливаться к условиям государственного регулирования рынка и конкуренции);
- непрерывное усиление конкуренции создает новые возможности для сотрудничества; вертикальная интеграция позволяет значительно облегчить координацию всей производственной цепи (интегрированная промышленная структура/интегрированная промышленная группа);
- в последнее время большой интерес вызывает тема локальной промышленной агломерации и специализации, получившая свое развитие в теории кластеров. М. Портер писал, что кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организация. Кластерных подход позволяет вместе с повышением конкурентоспособности местного бизнеса увеличить эффективность экономической политики, проводимой властями региона. В связи с тем, что основной чертой кластера является его ориентация на инновационное инвестирование, кластерных подход, позволяющий интенсифицировать интеллектуальную составляющую во всех отраслях производства, стал активно внедряться в российскую практику.
1.2. Уровни интеграции и формы координированного поведения предприятий
Создание интегрированных структур обусловлено многими факторами. На это влияет изменение тенденций рынка, усиление конкуренции, совершенствование форм собственности, функций и методов управления. Поэтому формирование интегрированных структур является положительной тенденцией для эффективного функционирования экономической системы.
Интеграция включает в себя три уровня:
- макроэкономический (предусматривает согласование целей социально-экономического развития государств на межгосударственном уровне);
- межрегиональный (основные формы межрегиональной интеграции -ассоциации и союзы);
- микроуровень (представляет собой интеграционные процессы, в которых основными контрагентами выступают отдельные предприятия и организации, вступающие в различные формы организационно - экономических отношений в процессе производства или предоставления услуг).
Интегрированные структуры могут быть классифицированы по различным признакам. Например, по типу управления можно выделить бюрократические и органические структуры. По уровню централизации функций (классификация В. Жданова) интегрированные структуры бывают централизованные (концерны, тресты), частично централизованные (синдикаты, финансово-промышленные группы) и децентрализованные (картели, пулы, консорциумы, ассоциации). [4]
Существуют классификации в зависимости от степени самостоятельности каждой единицы интегрированной структуры, производственных и хозяйственных связей и целей объединения (сотрудничества). Таким образом все интегрированные структуры можно разделить на жесткие (концерн, трест) и мягкие (ассоциация, консорциум, стратегический альянс). [8]
По характеру интеграционных связей можно выделить вертикальные, горизонтальные, диверсифицированные. [9]
Большая часть российских ученых объединяет все виды интегрированных структур в три группы:
- интегрированные структуры, которые объединяют средства для создания единого координирующего органа и выполняют свою деятельность на основе краткосрочных и долгосрочных соглашений; формирования, которые основаны на частичном объединение собственности физических и юридических лиц (стоит отметить, что их участники теряют свою экономическую свободу только относительно части капитала, которая передается ими в коллективную собственность);
- интегрированные структуры, основанные в результате полного слияния собственности партнеров; формирования, созданные на основе институциональной единицы при использовании лишь её собственности (в таком случае происходить расширение сферы производственной деятельности хозяйствующего субъекта за счет присоединения к нему одного или нескольких звеньев промышленного производства и путем его диверсификации);
- вертикально интегрированные структуры (объединение осуществляется «вниз» путем приобретения в собственность поставщиков исходного сырья или производителей комплектующих с большой удельной долей в себестоимости готовой продукции). [10]
Ю. Иванов предложил классификацию, основанную на степени самостоятельности входящих в структуру субъектов. Все ИКС по такому признаку можно разделить на 3 группы:
- члены объединения сохраняют свою независимость и права в полном объеме, а сама структура в силу равноправия участников носит симметричный характер;
- объединение частично зависимых предприятий, когда участники взаимодействуют друг с другом по неполному объему своей деятельности и
сохраняют автономию в сфере управления;
- 18объединение зависимых друг от друга участников с передачей, как правило, части функций управления от одних другим (с, как следствие, потерей части самостоятельности первыми). Структура, в силу неодинаковости прав и обязанностей участников, ассиметричная.
В отечественной экономической литературе существует развернутая классификация ИКС.
- по степени обоснований целесообразности создания корпоративных структур и ожидаемой эффективности:
- не имеющие предварительных проработок (концептуальной, маркетинговой и технико-экономической);
- имеющие предварительную программу долговременного развития, а, также проработки ожидаемой эффективности корпоративных структур (преимущественно формального характера);
- имеющие полные и качественные технико-экономические обоснования и расчеты эффективности деятельности корпоративных структур;
- по степени участия в общем капитале: полностью объединившие свои активы;
- объединившие свои капиталы под управлением материнской компании в объеме контрольного пакета;
- частично объединившие свои активы с целью участия в органах управления, но без права решающего голоса;
- ведущие совместную деятельность на основе механизмов доверительного управления;
- организующие свою деятельность с использованием договорных форм без включения механизмов объединения капиталов;
- по роли государства в образовании корпоративных структур:
- сформированные путем директивной передачи государственной собственности в уставный капитал вновь созданного юридического лица;
- созданные на основе передачи государственной собственности в
доверительное управление конкретного юридического лица;
- санкционированные определенными решениями исполнительной власти (федерального или регионального уровня), гарантирующие государственную ресурсную поддержку;
- аналогичные, но без подобных гарантий;
- имеющие существенно различные целевые установки и ориентированные на конечный результат в виде:
- наращивания объемов производства и реализации;
- реализации диверсифицированной номенклатуры продукции и услуг на расширяющихся рынках;
- увеличения экспорта отечественной продукции и услуг или выпуска импортозамещающей продукции;
- экономии финансовых затрат (в производстве, управлении);
- реализации заданий федеральных целевых и государственных научнотехнических программ, выполнения поставок продукции и услуг для государственных нужд;
- с неодинаковой мотивацией своего ресурсного обеспечения и ориентированные:
- на использование собственных финансовых ресурсов, созданных в результате объединения капиталов;
- на привлечение (путем выпуска ценных бумаг, увеличения залоговой стоимости корпоративной структуры, реализации механизмов солидарной ответственности) дополнительных (внешних) финансовых ресурсов;
- на задействование финансового капитала кредитных организаций - участников;
- на получение государственной ресурсной поддержки;
- по характеру деятельности лидирующих компаний:
- не имеющие явного «лидера»;
- имеющие в качестве лидера базовую промышленную фирму;
- включающие в свой состав лидирующую финансово-кредитную структуру;
- выдвигающие на роль лидера сбытовую фирму;
- по степени объединения имущества в рамках вновь образованной центральной (управляющей) организации:
- консолидирующие капитал в размере, достаточном для налаживания эффективной деятельности компании с точки зрения самофинансирования, гарантирования привлечения внешних инвестиций для совместных проектов, создания необходимой информационной инфраструктуры и т.д.;
- консолидирующие капитал в размере, необходимом для формальной регистрации центральной компании в том или ином правовом статусе;
- по глубине проработки и реализации принципов интегрированного корпоративного управления:
- фактически реализующие корпоративные планы совместной деятельности, основанные на единых информационно - аналитических и учетных процедурах и экспертизе со стороны органов управления, которые не охватывают деятельность всех участников корпоративной структуры и совокупности её задач;
- не руководствующиеся на деле общекорпоративными планами.
Обобщая все вышеперечисленное, можно выявить несколько ведущих
признаков:
- форма интеграции (структура экономических отношений участников корпоративных образований);
- территориальный признак;
- официальный статус;
- консолидирующий центр;
- механизм объединения и регулирования деятельности компаний в интегрированной структуре;
- координация рынка и иерархии в системе управления интегрированной структуры.
Наиболее распространенными видами интегрированных предприятий являются ассоциации, союзы, акционерные общества, холдинговые компании, тресты, концерны и другие. В таблице 1. приведена их характеристика.
Таблица 1. - Характеристика видов интегрированных структур.
Название вида интегрированной структуры |
Характеристика и особенности вида интегрированной структуры. |
|
Концерн |
Форма интеграции самостоятельных предприятий, связанных системами участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества. |
|
Холдинг |
Совокупность материнской компании и контролируемых её дочерних компаний. К основным характеристикам холдинга можно отнести концентрацию фирм, расположенных в разных регионах, и создание сложной многоэтажной структуры управления. |
|
Название вида интегрированной структуры |
Характеристика и особенности вида интегрированной структуры. |
|
Финансово промышленная группа |
Совокупность юридических лиц, которые действуют как основное предприятие, и дочерний группы, которые полностью или частично объединили свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы с целью технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и других проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест и т.д. |
|
Картель |
Объединение предприятий с целью сбыта и ограничения конкуренции. Чаще всего это объединение предприятий одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся разных сторон коммерческой деятельности - соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, условиях найма рабочей силы. Картельное соглашение часто не оформляется официальным договором, существует негласно или в устной форме. |
|
Синдикат |
Объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции (закупки сырья) через общее коммерческое предприятие, созданное в виде АО или ООО, с которым каждый из участников подписывает одинаковые по своим условиям договор на сбыт своей продукции (закупку сырья). Форма синдиката распространена в областях с производством массовой однородной продукции: горнодобывающей, металлургической, химической. |
|
Пул |
Временная форма объединения предприятий в целях установления правил распределения общих затрат и прибыли согласно заранее установленной пропорции. |
|
Ассоциация |
Объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Основные особенности: договорной |
|
Название вида интегрированной структуры |
Характеристика и особенности вида интегрированной структуры. |
|
характер объединения, сохранение хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица и её челнов, ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность, возможна централизация функций, в основном информационного характера. |
||
Трест |
Объединение, в котором входящие в него представители сливаются в один производственный комплекс. Особенности: объединение всех сторон хозяйственной деятельности предприятий, потеря ими юридической, производственной и коммерческой самостоятельности, подчинение одной главной компании, которая осуществляет единое оперативное руководство всем производственным комплексом, крепкие экономические и организационные связи. |
|
Консорциум |
Временное объединение хозяйственных независимых предприятий с целью их скоординированной предпринимательской деятельности: реализация конкретного проекта, по обыкновению в сфере основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов и совместное проведение крупных финансовых операций, совместной разработки месторождений. |
|
Стратегически й альянс |
Соглашение о кооперации независимых предприятий (в частности, потенциальных конкурентов) для достижения коммерческих целей, получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов предприятий. Так же под стратегическим альянсом понимается объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим видом деятельности или планируют завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга. |
|
Виртуальная |
Создаваемое на временной основе объединение |
|
Название вида интегрированной структуры |
Характеристика и особенности вида интегрированной структуры. |
|
корпорация |
независимых компаний, связанных современными информационными системами, с целью взаимного пользования ресурсами (человеческими, материальными, финансовыми), чтобы уменьшить затраты производства и расширить рыночные возможности. |
|
Франчайзинговые объединения |
Добровольное объединение франчайзи одной сети. Основная задача которого - установление коммуникации для предотвращения и решения внутренних проблем сети. |
|
Кластеры |
Группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, НИИ, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер. Представляет собой симбиоз кооперации и конкуренции, то есть происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг, рекламно-маркетингового продвижения. |
|
Предприниматель ские сети |
Все контрагенты, задействованные в потоках и процессах цепи, созданной и функционирующей для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах. |