Файл: Условия повышения эффективности воспитательного процесса в современной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Воспитательная работа в школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей той жизни, которая постоянно соприкасается с каждым человеком, не исключая ребенка.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.

Для осуществления воспитания в школе необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности, то есть процесс воспитания происходит непрерывно – в урочной и неурочной деятельности.

Подготовка учителя к занятиям по любому предмету предполагает в обязательном порядке обдумывание воспитательной направленности каждого урока. Внеурочная деятельность школьников уже всецело несет воспитательное предназначение. Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.

Целью воспитательной работы в школах Республики Казахстан является воспитание патриота Казахстана; конкурентоспособной, поликультурной личности с высоким уровнем гражданского, национального, исторического самосознания, с развитым интеллектом, творческими способностями в освоении общечеловеческих ценностей; умеющего оперативно решать трудные жизненные вопросы.

В данной работе нас интересует, в каких формах проводится воспитательная работа в школе. Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает педагог, чтобы реализовать воспитательную цель.


Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы: традиционные (классный час, беседа и подобное); нестандартные (КВН, поэтический кросс и др.); комплексные (фестиваль, например).

Объект исследования: процесс организации воспитательной работы в школе.

Предмет исследования: формы воспитательной работы, их содержание и классификация.

Цель: Исследовать условия повышения эффективности воспитательного процесса в современной школе

Задачи:

- изучить литературу по теме исследования;

- рассмотреть теоретические основы воспитательной работы в школе и ее форм;

- дать полное определение понятию «форма воспитательной работы»;

- изучить классификацию форм воспитательной работы в школе;

- охарактеризовать современные формы воспитательной работы в начальной школе.

В работе применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме; диагностические методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование. 

Методологическую и теоретическую основу работы составляет концепция особенностей психолого-педагогического развития детей (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойма,  И.А. Юрковой, М.И. Буянова, В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковская и др.) 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с обобщёнными выводами после каждой, заключения, списка использованной литературы и приложения. 

1. Теоретические основы воспитательной работы в школе и определения ее форм

1.1 Сущность и направленность воспитательной работы в школе

Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок на стабильность.

Сегодня в педагогической литературе не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. [1]


Рассматривая различные определения понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

• целенаправленность воздействий на воспитанника;

• социальную направленность этих воздействий;

• создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

•освоение человеком комплекса социальных ролей.

Необходимо отметить также некоторую двойственность понятия «воспитание» - в классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова. В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория, так как оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, противостоянием идеологий.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у ребенка систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Процесс воспитания не охватывает всевозможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка.

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на учащихся предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе. Оно должно способствовать самореализации человека, достижению идеалов, культивируемых в обществе. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и они присваиваются индивидом в процессе воспитания.

Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида социальный вектор. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности. Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.


В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.[2]

По мнению Л.И.Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Ее деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею.

«С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в- окружающую среду, через ее отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения)».

Педагоги школы осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, способствующую решению воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается воздействием на ученика. Она предполагает как учет особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда речь идет о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эта педагогическая деятельность называется воспитательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

Целью воспитательной работы школы является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы. При планировании воспитательной работы на новый учебный год педагогический коллектив школы опирается на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей.


Направления и условия воспитательной работы в школе

  • формирование воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, обеспечение единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
  • определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики каждого ОУ;
  • организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых механизмов наблюдения за учащихся,
  • сохранение и анализ полученной информации (социальной, психолого-педагогической, медицинской);
  • повышение роли психолого-педагогической службы в формировании классного коллектива, индивидуальных занятий с уч-ся, проведения профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
  • обеспечение вариативности воспитательной системы, обновление педагогических и психологических технологий;
  • усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих детям понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь;
  • достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, её открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приёмов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности детской личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального компонента;
  • ориентация детей на общеловеческие ценности, охватывающие основные компоненты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;
  • активное использование воспитательного потенциала ОУ для формирования у детей высоких гражданских качеств, патриотизма, любви к Отечеству, семье, уважения к согражданам;
  • воспитание в духе демократии, свободы, личного достоинства; развитие школьного самоуправления, участие детей в деятельности различных творческих объединений;
  • эстетизация ОУ, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности, различной клубной и досуговой деятельности;
  • закрепление в штатном расписании школы должности психолога, соц. педагога, медика, специалистов, обеспечивающих развитие системы дополнительного образования детей, развитие и совершенствование института классных руководителей;
  • создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских объединений, активизация деятельности родительских комитетов, советов.[3]