Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом (теоретические аспекты) (Анализ и оценка информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом на примере ООО «Бригантина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 3448

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность и особенности информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом

1.1.Сущность, элементы, этапы коммуникации

1.2. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций

2. Анализ и оценка информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом на примере ООО «Бригантина»

2.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантина»

2.2 Анализ уровня информацтонного и коммуникационного обеспечения системы маркетинга предприятия ООО «Бригантина»

3. Предложения по развитию информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом предприятия ООО «Бригантина»

3.1 Возможность использования информационно-коммуникационных технологий для развития маркетинга предприятия

3.2 Разработка информационно-коммуникационных технологий для продвижения предприятия в сети Интернет

Заключение

Список использованной литературы

Оценка внешней среды организации – обязательное условие разработки сбытовой политики. Часто внешние условия изменяются так неожиданно, что нарушаются все предварительные планы. Окружение может быть таким нестабильным, что становится бессмысленной сама разработка долгосрочных планов и стратегий.

Таблица 2 - PEST-анализ предприятия

P-политика

грегированный баланс предприятия (вертикальный анализ)

2011 г. Уд. вес, % 2012 г. Уд. вес, % 2013 г. Уд. вес, % АКТИВ 1. Внеоборотные активы 299 1,04 208 0,34 194 0,58 2. Оборотные активы 28 403 98,96 60 202 99,66 33 271 99,42 - запасы и затраты 10 070 35,08 5 103 8,45 10 239 30,60 - НДС по приобретен-ным ценностям 0 0,00 53 0,09 319 0,95 - Дебиторская задол-женность 17 566 61,20 25 579 42,34 21 050 62,90 -

денежные средства 767 2,67 29 467 48,78 1 663 4,97 - прочие оборотные активы 0 0,00 0 0,00 0 0,00 Баланс 28 702 100,00 60 410 100,00 33 465 100,00 ПАССИВ 1. Капитал и резервы[21]

-404 -1,41 1937 3,21 98 0,29 2. Долгосрочные обязательства 1 0,00 4 0,01 0 0,00 3. Краткосрочные обязательства 29105 101,40 58469 96,79 33367 99,71 - Кредиторская задолженность 29103 101,40 58467 96,78 29476 88,08 Баланс 28702 100,00 60410 100,00 33465 100,00

В ходе вертикального анализа выявлено, что удельный вес внеоборотных активов в 2012 г. снизился по сравнению с 2011 г. на 0,7% (1,04% – 0,34%), в 2013 г. эта величина возросла по сравнению с 2012 г. на 0,24% (0,58% - 0,34%) в связи с увеличением производственных мощностей. Удельный вес оборотных активов имеет тенденцию к увеличению с 98,96% в 2011 г. до 99,42% в 2013 г. Рост показателя на в основном вызван ростом дебиторской задолженности сроком до 1 года. Удельный вес структуры пассива статьи «Капитал и резервы» вырос с -1,41% до 3,21% в 2012 г. и снизился до 0,29% в 2013 г. Рост данного показателя в 2012 году был обусловлен ростом кредиторской задолженности.

Горизонтальный анализ баланса приведен в ице 15. Актив 2011г 2012г 2013г. Пассив 2011г. 2012г. 2013г. Сопоставление 2011г. 2012г. 2013г. А1 767 29 467 1 663 П1 29103 58467 29476 А1<П1 А1<П1 А1<П1 А2 17566 25 579 21 050 П2 2 2 3891 А2>П2 А2>П2 А2>П2 А3 10 070 5 156 10 558 П3 1 4 0 А3>П3 А3>П3 А3>П3 А4 299 208 194 П4 -404 1937 98 А4>П4 А4<П4 А4>П4 Баланс 28702 60410 33465 Баланс 28702 60410 33465 - - -

Согласно ице 20 в 2011-2013 гг. не выполнялось первое условие, т.е. предприятие не способно было покрыть срочные обязательства, но его баланс являлся ликвидным. В 2011 и 2013 гг. не выполняется также последнее условие, т.е. предприятие не способно покрывать долгосрочные и постоянные пассивы. Можно сделать вывод, что на исследуемый момент предприятие старается покрывать свои обязательства, но это происходит медленно и может привести к тому, что предприятие окажется не способным «платить по счетам». Ухудшение платежеспособности предприятия связано с появлением у предприятия займа в размере 3 891 тыс. руб. при этом до 2013 г. предприятие функционировало только за счет собственного капитала. Таким образом, использование кредитных средств снизило платежеспособность- предприятия и на сколько отрицательно это скажется на его финансовом состоянии зависит от эффективности финансовой политики предприятия.

Объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников поступательно увеличивается на протяжении всего последнего десятилетия. В 2012 году его объем (по сравнению с 2011 годом) увеличился на 14% (или на 149 млрд руб.), превысив 1 трлн. рублей (около 1,7% ВВП РФ1). В 2013 году рынок туристских услуг достиг 1,35 трлн руб. ( 9).

9. Объем рынка туризма РФ, млрд руб., 2011 – 2013 гг.

Предпосылками положительной динамики рынка являются рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, Интернета и интернет-сервисов в нашей стране.

Для успешного функционирования ООО «Бригантина» на туристическом рынке, необходимо сформировать стратегию развития, в основе которой лежит тщательный анализ внешней среды. PEST-анализ предприятия

P-политика E-экономика - изменение законодательства; - экономический кризис в стране; - организация внутреннего туризма; - высокий уровень безработицы; - организация зарубежного - высокая стоимость кредитов; туризма; - уровень инфляции. - экскурсионная деятельность. S-социум T-технология - демографические изменения; - высокий уровень конкуренции; - изменение структуры доходов; - оформление туров через социальную сеть; - социальная мобильность населения. - создание единой информационной базы.

ВEFAS-анализ факторов PEST

Фактор Направление Проявление Значимость Влияние изменение законодательства + 3 3 +9 организация внутреннего туризма + 2 3 +6 организация зарубежного туризма + 2 3 +6 экскурсионная деятельность + 2 3 +6 демографические изменения + 5 5 +25 изменение структуры доходов + 5 5 +25 социальная мобильность населения + 5 5 +25 экономический кризис в стране - 5 5 -25 высокий уровень безработицы - 5 5 -25 высокая стоимость кредитов - 4 4 -16 уровень инфляции - 2 3 -6 высокий уровень конкуренции - 5 5 -25 оформление туров через социальную сеть - 3 3 -9 создание единой информационной базы + 2 3 +6

Таким образом, со стороны внешней среды на деятельность ООО «Бригантина» наибольшее воздействие оказывает вероятность экономического кризиса в стране и, как следствие, снижение платежеспособности населения и, соответственно, спроса на туры, а также высокий уровень конкуренции на туристическом рынке Москвы. Данные обстоятельство ООО «Бригантина» необходимо учитывать при формировании стратегии своего дальнейшего развития.

В ице 24 ¬ каждому фактору макроокружения дана взвешенная оценка. Влияние фактора оценено по двоичной системе: «+» - положитель¬ное влияние, «-» - отрицательное,&-#160;сила проявления фактора оценена по пятибалльной шкале от 1 (слабое проявление) до 5 (сильное проявление), значимость фактора также оценена по пятибалльной шкале от 1 (слабая значимость) до 5 (сильная значимость). Итоговая оценка влияния фактора на компанию сформирована как произведение оценок проявления и значимости с учётом направления влияния.

EFAS-анализ показывает, что макросреда оказывает на бизнес ООО «Бригантина» больше положительного влияния, чем отрицательного, поэтому стратегия компании должна строиться на организации деятельности не «вопреки», а «благодаря» внешним факторам, т. е. должна быть направлена на ¬ достижения и реализацию возможностей. Однако, конкретизация стратегии требует учёта факторов отраслевого и рыночного окружения, а также внутренних сильных и слабых сторон.

10. Стратегический анализ туристического рынка по модели пяти сил М. Портера

Стратегический анализ туристического рынка по модели пяти сил М. Портера ( 1) позволяет сделать вывод, что отрасль имеет привлекательность выше среднего уровня, так как влияние угроз относительно не высоко. К числу проблем отрасли относятся высокая конкуренция на рынке, в том числе угроза появления новых конкурентов, низкие темпы роста спроса на услуги турфирм со стороны населения. Таким образом, проведенный анализ подтверждает необходимость разработки конкурентной стратегии для ООО «Грей Тур».

Интенсивная конкуренция в сфере организации путешествий стимулировала турфирму ООО «Бригантина» к более эффективному изучению своих клиентов (

11).

11. Половозрастная характеристика клиентов турфирмы ООО «Бригантина»

Клиенты, воспользовавшиеся услугами компании в 2013 г. представлены¬ в следующем соотношении: 31% - мужчины и 69% - женщины. Причем большая доля клиентов компании представлена женщинами в возрасте от 17 до 35 лет, а за ними мужчины в том же возрастном промежутке (см.

11).

В 2013 г. 46% клиентов ООО «Бригантина» предпочли отдых за рубежом, а в России 54% ( 12). При этом самыми популярными видом отдыха был пляжный отдых - 38% и экскурсионные туры - 30%; 18 % совершали поездки с целью лечения; экстремальный туризм выбрали 8% клиентов.

12. Структура клиентов фирмы ООО «Бригантина» в зависимости от предпочитаемых видов отдыха

Также клиентам ООО «Бригантина» предлагалось ответить на вопрос об источнике информации о компании, который показал, что 26% видели рекламу в специализированных туристических изданиях; 24% в газетах 19% в общих и деловых журналах и 16% в развлекательных изданиях. При этом 56% клиентов компании планируя свой отдых пользуются информацией сети Интернет.

13.Структура клиентов фирмы ООО «Бригантина» в зависимости от среднемесячного дохода на одного члена семьи

Ежемесячный семейный доход клиентов совершивших поездки в 2013 г. составил:¬ до 8000 рублей у 20% респондентов; от 8000 до 15000 рублей – 25%; от 15000 до 20000 рублей – 20%; от 20000 до 30000 рублей – 18%; от 30000 до 40000 рублей – 12%; свыше 40000 рублей – 5%. Анализ полученных данных показал, что наиболее приемлемая стоимость туристической поездки (1 человек/1 неделя) от 200 до 300 $.

Таким образом, потенциальными клиентами ООО «Бригантина» ¬целях повышения качества своих услуг компания периодически проводит маркетинговые исследования, с помощью которых устанавливает свою известность и недостатки. Согласно 14 большинство клиентов ООО «Бригантина» являются постоянными, поэтому компании необходимо их удержать дополнительными стимулами: организация системы скидок, подарки, бонусы и т.д.

14. Структура ответов клиентов на вопрос: «Являетесь ли вы постоянным клиентом ООО «Бригантина»

15. Структура ответов клиентов на вопрос «Что вы посоветуете улучшить в турфирме?»

Согласно 15 клиенты хотели бы чтобы у компании был сайт, на котором бы размещалось как можно больше рекламных материалах о предлагаемых услугах и турах. Также клиенты ООО «Бригантина» хотели бы чтобы компания расширила ассортимент услуг.

2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Бригантина»

В рассматриваемой компании товарный портфель состоит из шести основных групп услуг, а также имеются данные об их продажах за 2012-2013 гг. (. 25)

25

Данные о продажах в 2012–2013 гг., руб.

Месяц Итого Гр. 1 Гр. 2 Гр. 3 Гр. 4 Гр. 5 Гр. 6 Турция¬ Египет Греция/

Необходимо рассчитать данные для оси Y. Для этого построим Кривую продаж по каждой группе товаров и отметим на ней Линию тренда. Линия тренда - линия на графике движения цен, обозначает общее направление движения цен.

16. Кривая продаж по группе 1 «Турция»

17. Кривая продаж по группе 2 «Египет»

18. Кривая продаж по группе 3 «Греция/Кипр»

19. Кривая продаж по группе 4 «Европа»

20. Кривая продаж по группе 5 «Экзотика»

21. Кривая продаж по группе 6 «Россия»

22. Кривая продаж по группе ИТОГО

Построим матрицу БКГ (. 26).

26

Данные для построения матрицы БКГ

Группа ось Х ось У 1 7,3% 14 141,0 7,3% 2 1,0% 3 911,2 2,0% 3 41,3% 80 133,0 41,2% 4 48,6% 94 275,0 48,4% 5 0,2% -266,3 -0,1% 6 1,7% 2 448,0 1,3% Всего 100,0% 194 642,0 100,0% В столбец «ось X» проставляем процент по каждой группе:

1 группа: 5 869 092 * 100% / 80 554 892¬ = 7,3%;

2 группа: 807 604 * 100% / 80 554 892 = 1,0%;

3 группа: 33 258 186 * 100% / 80 554 892 = 41,3%;

4 группа: 39 127 278 * 100% / 80 554 892 = 48,6%;

5 группа: 134 052 * 100% / 80 554 892 = 0,2%;

6 группа: 1 358 681 * 100% / 80 554 892 = 1,7%;

Затем учитываем коэффициент, стоящий в уравнении перед х и заносим в ицу во второй столбец. И определяем значения для столбца «ось Y»:

1 группа: 14 141 * 100% / 194 642,0 = 7,3%;

2 группа: 3 911,2 * 100% / 194 642,0 = 2,0%;

3 группа: 80 133 * 100% / 194 642,0 = 41,2%;

4 группа: 94 275 * 100% / 194 642,0 = 48,4%;

5 группа: -266,3 * 100% / 194 642,0 = -0,1%;

6 группа: 2 448 * 100% / 194 642,0 = 1,3%;

Строим матрицу BCG ( 23 23).

Затем наносим на диаграмму разделительные прямые. Границу по оси У устанавливаем на уровне 30%. Границу по оси Х устанавливаем на уровне 25%. На диаграмме видно, что две группы попали в разряд «Звезды» (Группа 3 и Группа 4) и четыре группы (группа 1, группа 2, группа 5, группа 6) попали в разряд «Собаки». В группу «Звезды» относятся¬ направления туров в Грецию, Кипр и Европу. Именно на этих туристических направлениях компании необходимо сосредоточить свои ресурсы. Со временем, когда темпы роста снизятся, эти виды услуг попадут в группу «Дойные коровы».

В группу «Собаки» относятся туры в Турцию, Египет, Экзотические страны и Россию. Не предоставлять эти услуги компания не может, т.к. необходимо поддерживать определенный ассортимент. Однако, следует учитывать, что эти группы туров необходимо просто поддерживать в ассортименте.

23. Матрица БКГ для ООО «Бригантина»

15

Горизонтальный анализ баланса предприятия

2011 г. 2012 г. Темп роста 2013 г. Темп роста

АКТИВ 1. [17]

Внеоборотные активы 299 208 69,57 194 93,27 2. Оборотные активы 28 403 60 202 211,96 33 271 55,27 - запасы и

затраты 10 070 5 103 50,68 10 239 200,65 -[58]

НДС по приобретенным ценностям 0 53 - 319 601,89 - Дебиторская задолженность (более чем 12 мес.) 0 0 - 0 - - Дебиторская задолженность (в течение 12 мес.) 17 566 25 579 145,62 21 050 82,29 -краткосрочные финансовые вложения 0 0 - 0 - - денежные средства 767 29 467 3841,85 1 663 5,64 - прочие оборотные активы 0 0 - 0 - Баланс28 702 60 410 210,47 33 465 55,40

ПАССИВ 0 0 - 0 - 1. Капитал и резервы[21]

-404 1 937 -479,46 98 5,06 2. Долгосрочные обязательства 1 4 400,00 0 0,00 3. Краткосрочные обязательства 29 105 58 469 200,89 33 367 57,07 - Кредиторская задолженность 29 103 58 467 200,90 29 476 50,41 Баланс 28 702 60 410 210,47 33 465 55,40

В ходе горизонтального анализа выявлено, что темп роста величины внеоборотных активов составил 23,7% (93,27% – 69,57%), снижение темпа роста оборотных активов составило 156,69% (211,96% - 55,27%). Темп роста запасов составил 149,97% (200,65% - 50,68%). В итоге, темп роста актива баланса и пассива баланса составил 155,07% (210,47% - 55,4%).

Сама по себе структура имущества и даже ее динамика не [23]

позволяют оценить состояние активов предприятия, поэтому необходимо еще провести

анализ структуры пассивов, т.е. источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество. [23]

Для оценки наличия и динамики источников средств предприятия составляем . 16.

16

Собственные и заемные средства, вложенные в имущество предприятия

Показатели 2011 г. 2012 г. Темп роста,

% (гр.4/ гр.2*100) 2013 г. Темп роста, % (гр.7/ гр.4*100) тыс. руб. в % к стои-мости имущ. тыс. руб. в % к стои-мости имущ. тыс. руб. в % к стои-мости имущ. 1. Всего имущества,

в том числе: 28702 100,00 60410 100,00 210,47 33465 100,00 55,40 2. Собственные средства, из них: -404 -1,41 1937 3,21 -479,46 98 0,29 5,06 2.1. Наличие собственных оборотных средств -703 -2,45 1 729 2,86 -245,95 -96 -0,29 -5,55 3.

Заемные средства, из них: 29106 101,41 58473 96,79 200,90 33367 99,71 57,06 3.1. Долгосрочные займы 1 0,00 4 0,01 400,00 0 0,00 0,00 3.2. Краткосрочные займы[23]

2 0,01 2 0,00 100,00 3891 11,63 194550,00 3.3. Кредиторс-кая задолжен-ность 29103 101,40 58467 96,78 200,90 29476 88,08 50,41

Согласно . 16 имущество предприятия сформировано в основном за счет заемных средств в виде кредиторской задолженности. Положительной тенденцией является то, что величина заемных средств снижается и предприятие становится менее зависимо от них.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Бригантина» за 2011 – 2013 гг. приведены в . 17.

17

Анализ задолженности ООО «Бригантина», тыс.руб.

Наименование 2011г. 2012г. 2012 г. к 2011 г. 2013г. 2013 г. к 2012 г. Дебиторская задолженность 17 566 25 579 146 21 050 82 Кредиторская задолженность 29103 58467 201 29476 50

Как видно из . 17, дебиторская задолженность в течение рассматриваемого периода не превышает кредиторскую задолженность. Но при этом темп снижения дебиторской задолженности ниже темпа снижения кредиторской задолженности и уже в ближайшее время она может превысить кредиторскую задолженность, что повлияет на длительность оборачиваемости оборотного капитала и у предприятия возникнет потребность в дополнительных денежных- средствах.

Проведем анализ финансовой устойчивости ООО «Бригантина» коэффициентным методом (. 18).

18

Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Бригантина»

Наименование показателя Рек. значе-ние 2011 2012 2013 Коэффициент капитализации <1 -72,04 30,19 340,48 Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования 0,5 0,00 0,04 0,01 Коэффициент финансовой независимости 0,4-0,6 -0,01 0,03 0,00 Коэффициент финансовой устойчивости 0,8-0,9 -0,01 0,03 0,00

Таким образом, коэффициент капитализации ООО «Бригантина» за весь рассматриваемый период не соответствовал установленной норме и в 2013 году данный показатель вырос до 340,48, что говорит о снижении финансовой устойчивости компании. Коэффициент финансовой независимости на протяжении всего рассматриваемого периода также не соответствовал норме, т.е. компания не обладает достаточными собственными средствами. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011-2013 гг. бал намного ниже установленной нормы и при этом в 2013г. снизился до 0,01, т.е. компания стала менее зависимой в формировании своих оборотных средств. Коэффициент финансовой¬ устойчивости также находился на неудовлетворительном уровне. В целом можно судить о снижении финансовой устойчивости ООО «Бригантина».

Определим тип финансовой устойчивости предприятия. Определение типа финансовой устойчивости позволяет сделать вывод о том, ¬насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения и растет или снижаетсяэта зависимость.

19

Анализ типа финансовой устойчивости ООО «Бригантина»

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. ФС = СОС – 33 -10 474 -3 166 -10 141 ФТ = ФК – 33 -10 772 -3 370 -10 335 ФО = ВИ – 33 18 631 55 303 23 226 Условие ФС < 0,ФТ< 0,

ФО > 0 ФС< 0,ФТ < 0, ФО > 0 ФС < 0, ФТ < 0, ФО > 0 Тип финансовой устойчивости S = (0,0,1)

E-экономика

- изменение законодательства;

- экономический кризис в стране;

- организация внутреннего туризма;

- высокий уровень безработицы;

- организация зарубежного

- высокая стоимость кредитов;

туризма;

- уровень инфляции.

- экскурсионная деятельность.

S-социум

T-технология

- демографические изменения;

- высокий уровень конкуренции;

- изменение структуры доходов;

- оформление туров через социальную сеть;

- социальная мобильность населения.

- создание единой информационной базы.


Источник: Составлено автором

В структуре внешней среды выделяют макросреду (правительство, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, экономика, природные факторы) и микросреду (поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы,). Выделяют четыре стратегические сферы – социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э), политическая (П). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется СТЭП - анализом (в английской транскрипции PEST-анализ).[19] PEST-анализ ООО «Бригантина» приведен в таблице 3.

Таблица 3 - EFAS-анализ факторов PEST

Фактор

Направление

Проявление

Значимость

Влияние

изменение законодательства

+

3

3

+9

организация внутреннего туризма

+

2

3

+6

организация зарубежного туризма

+

2

3

+6

экскурсионная деятельность

+

2

3

+6

демографические изменения

+

5

5

+25

изменение структуры доходов

+

5

5

+25

социальная мобильность населения

+

5

5

+25

экономический кризис в стране

-

5

5

-25

высокий уровень безработицы

-

5

5

-25

высокая стоимость кредитов

-

4

4

-16

уровень инфляции

-

2

3

-6

высокий уровень конкуренции

-

5

5

-25

оформление туров через социальную сеть

-

3

3

-9

создание единой информационной базы

+

2

3

+6

Источник: Составлено автором

Таким образом, со стороны внешней среды на деятельность ООО «Бригантина» наибольшее воздействие оказывает вероятность экономического кризиса в стране и, как следствие, снижение платежеспособности населения и, соответственно, спроса на туры, а также высокий уровень конкуренции на туристическом рынке Москвы. Данные обстоятельство ООО «Бригантина» необходимо учитывать при формировании стратегии сбыта.


В  таблице  2.3  каждому  фактору макроокружения  дана  взвешенная  оценка. Влияние фактора оценено по двоичной системе: «+» - положительное влияние, «-» - отрицательное, сила  проявления  фактора  оценена  по  пятибалльной  шкале  от  1  (слабое проявление)  до  5  (сильное  проявление),  значимость  фактора  также  оценена по  пятибалльной  шкале  от 1 (слабая значимость) до 5 (сильная  значимость). Итоговая оценка влияния фактора на компанию сформирована как произведение оценок проявления и значимости с учётом направления влияния.

EFAS-анализ  показывает,  что  макросреда  оказывает  на  бизнес  ООО «Бригантина»  больше  положительного  влияния,  чем  отрицательного,  поэтому стратегия  компании  должна  строиться  на  организации  деятельности не «вопреки», а «благодаря» внешним факторам,  т.  е.  должна  быть  направлена на  достижения  и  реализацию  возможностей.  Однако,  конкретизация  стратегии требует учёта факторов отраслевого и рыночного окружения, а также  внутренних сильных и слабых сторон.

Рис. 6. Стратегический анализ туристического рынка по модели пяти сил М. Портера

Стратегический анализ туристического рынка по модели пяти сил М. Портера (рис. 6) позволяет сделать вывод, что отрасль имеет привлекательность выше среднего уровня, так как влияние угроз относительно не высоко. К числу проблем отрасли относятся высокая конкуренция на рынке, в том числе угроза появления новых конкурентов, низкие темпы роста спроса на услуги турфирм со стороны населения. Таким образом, проведенный анализ подтверждает необходимость разработки эффективной сбытовой политики стратегии для ООО «Бригантина».

3. Предложения по развитию информационного и коммуникационного обеспечения управления маркетингом предприятия ООО «Бригантина»


3.1 Возможность использования информационно-коммуникационных технологий для развития маркетинга предприятия

Информационное обеспечение является важнейшей составляющей любой сферы деятельности. Информация движет прогрессом, диктует правила, заставляет изобретать новые средства связи и передачи данных. Без информационного обеспечения полноценное функционирование любого общественного института или органа просто невозможно.

Особенно важную роль информация представляет для такой быстро развивающейся общечеловеческой сферы как туризм, который, являясь средоточием сферы бизнеса и гуманитарной области, уверенными шагами превращается в один из наиболее перспективных и экономически выгодных направлений мирового туризма.

Зарождаясь как вид путешествия, основной целью которого являлось знакомство и изучение памятников культурного наследия и древних традиций, культурный туризм постепенно начинает служить действенным инструментом осуществления общечеловеческого диалога культур и попытки противостояния процессам глобализации путем сохранения и приумножения культурной идентичности и уникальности отдельно взятого народа и всего человечества в целом.

На сегодняшний день ключевой сферой модернизации в культурном туризме является усовершенствование и развитие коммуникационных и медийных технологий.

Главной задачей информационных технологий считается удовлетворение информационных запросов представителей всей туристкой отрасли, начиная от потребителей турпродуктов до министерства туризма.

Точность, актуальность, надежность, высокая скорость нахождения, передачи и обработки информации во многом определяют успешное функционирование туризма.

Развитие информационного обеспечения и интернет технологий способствует не только продвижению туристических услуг на рынке и экономию времени, затраченного на поиск необходимой информации, но и росту популярности и востребованности региона или страны.[20]

В настоящее время ведущими специалистами в сфере туризма создается международная единая информационно-туристская сеть, и в дальнейшем будет формироваться база данных по туристическим компаниям, транспортному обеспечению, маршрутам, местам размещения и т.д.

Полноценная и своевременная информационная наполненность и работа такой базы данных будет способствовать привлечению большего количества туристов и разрастанию туристской сети. Туризм, будучи сферой, требующей скромных капиталовложений, превращается в одну из самых прибыльных отраслей.


Сравнение фактических и плановых показателей возможно провести из подробных прогнозов продаж: по территориям; продуктам; покупателям и турагентствам. В прогнозах устанавливается норма объема продаж, с которой потом сравниваются фактические результаты. Анализ продаж - один из самых дешевых и самых важных источников маркетинговой информации.

К внешним источникам информации относятся: официально опубликованные внутренние отчеты фирм по показателям продаж, ценам (прайс-листы); издания государственных органов по туризму; книги и периодические издания (газеты и журналы, такие, как «Туринфо», «TTG», «Туризм и путешествия: практика, проблемы, перспективы», «Турбизнес», «Экстра-М», «Иностранец», «5 звезд», «Вояж» и др.); официальные статистические материалы, предоставляющие данные о демографических (перепись населения), экономических, социальных и других аспектах; публикации гостиничных ассоциаций; рекламные материалы об услугах коммерческих организаций.

Публикации предоставляют данные о размере рынка, долях рынка различных компаний, предпочтениях потребителей и их поведении, а также буклеты и брошюры по направлениям поездок, отелям, перевозчикам. Использование государственных статистических данных дает фирме информацию о потенциальных потребителях, их покупательной способности, размере рынка, о социодемографических характеристиках населения (доход на человека).

Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Если найдены подходящие вторичные источники информации, то можно сэкономить большое количество денег и времени. Низкая стоимость вторичной информации является бесспорным преимуществом этого источника. Когда доступны вторичные источники, не приходится составлять и печатать анкеты, нанимать интервьюеров, оплачивать транспортные расходы и кодирование информации. Вторичные данные также могут быть собраны намного быстрее, чем первичные. При проведении собственно полевых исследований данные могут быть собраны не менее чем за 60-90 дней; вторичные же данные могут быть получены из библиотеки в течение нескольких дней.

Вторичные данные имеют и свои недостатки, основной из которых - их устареваемость. Например, перепись населения проводится каждые 10 лет; к концу этого периода данные по населению могут измениться и уже будут не так полезны.

Когда невозможно почерпнуть информацию из имеющихся вторичных источников или когда имеющаяся информация устарела или ее недостаточно для решения изучаемой проблемы, или имеются сомнения в ее достоверности, необходимо обратиться к первичным данным (полученным из первых рук). Если необходимо получить информацию, касающуюся мнений путешествующих, то целесообразно обратиться к первоисточнику, т. е. опросить непосредственно путешествующих. Как уже было отмечено ранее, прибегать к сбору первичных данных необходимо только после того, как была изучена вся имеющаяся по данной проблеме информация из вторичных источников.