Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (организационные и тактические вопросы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 2237

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовое регулирование деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений

1.1. Исторический аспект деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений

1.2. Основные положения Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности»

1.3. Правовые основы деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений

2. Организационные и тактические вопросы деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на различных этапах

2.1. Организация и тактика деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на первоначальном этапе

2.2. Организация и тактика деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на последующем этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Предполагается, что это могут быть заявления граждан, запросы государственных или судебных органов. Нередко органы, осуществляющие ОРД, проводят мероприятия по сообщениям из различных средств массовой информации. Следователи, суды, дознаватели в рамках производства по конкретным делам также имеют право давать поручение на производство конкретных оперативно - розыскных мероприятий[27].

В результате проведения данных мероприятий следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения для лица, подозреваемого в совершении преступления.

Суд на основании результатов ОРД также выносит определения в рамках своей компетенции. Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, строго разграничена, и они не имеют права проводить мероприятия, которые не закреплены за ними.

Поэтому они могут направлять запросы для проведения оперативно-розыскных мероприятий в другие органы. Например, лицо, которое находится в розыске, совершило преступление в одном регионе страны, а скрывается в другом. В этом случае оперативные органы региона, где было совершено преступление, направляют запрос в органы региона России, где лицо скрывается, в рамках розыскных мероприятий. Таким же образом органы ОРД в РФ могут направлять запрос в инстанции иностранных государств при наличии соответствующего международного договора между РФ и иностранным государством. Обычно такие запросы направляются в случае, когда лицо, совершившее преступление на территории РФ, скрывается в другом государстве[28].

Оперативно розыскные мероприятия проводятся также на основании постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Такими лицами могут быть потерпевшие, свидетели, а также судьи и другие должностные лица. Ряд оперативно розыскных мероприятий проводится только при совершении или подготовке преступлений средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления. К таким действиям относятся прослушивание телефонных переговоров, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Поскольку главным принципом осуществления ОРД является принцип законности, то все оперативно - розыскные мероприятия должны проводиться в рамках закона «Об ОРД». В случае нарушения законодательства лицо, в отношении которого проводятся настоящие мероприятия, имеет право обжаловать данные действия в вышестоящем органе, в прокуратуре или в суде. При этом если лицо обжалует действия органов ОРД в прокуратуре, то это не мешает ему обратиться в суд с подобным заявлением[29]. Если действия сотрудников, осуществляющих ОРМ, будут признаны незаконными, то сведения, собранные в результате данных мероприятий не будут доказательствами в суде. Кроме того, если должностные лица, осуществляющие ОРД, причинят имущественный вред, то данный вред будет компенсирован на основании судебного решения в рамках гражданского дела. Сотрудников также могут привлечь и к уголовной ответственности при наличии признаков совершенного ими преступления.


ОРМ проводятся до возбуждения уголовного дела и при наличии признаков преступления, в отношении лица возбуждается уголовное дело.

Лицу, в отношении которого проводятся такие мероприятия, необходимо знать, что действия указанных должностных лиц могут быть признаны незаконными в следующих случаях[30]:

  • Мероприятия проведены не уполномоченным на то органом.
  • Проведены мероприятия, не предусмотренные законом «Об ОРД»
  • Не имелось оснований для проведения таких мероприятий, предусмотренных законом «Об ОРД».
  • Не было дополнительных условий к производству ОРМ.
  • Не был соблюден предусмотренный ФЗ «Об ОРД» порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • Не были соблюдены требования ФЗ «Об ОРД» о применении в ходе ОРМ надлежащих технических средств.

При наличии данных признаков лицо может в судебном порядке обжаловать действия сотрудников, проводящих ОРМ. Лицо имеет право самостоятельно обжаловать данные действия, а может обратиться к адвокату.

Необходимо помнить, что лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, имеет право пользоваться услугами адвоката с момента задержания.

Осуществляют оперативно - розыскную деятельность[31]:

  • органы внутренних дел,
  • таможенные органы РФ,
  • Федеральная служба безопасности,
  • Служба внешней разведки,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба охраны,
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Данные органы обязаны действовать исключительно в пределах своих полномочий и в соответствии с задачами и целями, закрепленными в законе «Об ОРД». Полномочия данных органов определяется в законах, регулирующих деятельность конкретного органа. Так, например, Федеральная служба безопасности осуществляет оперативно - розыскную деятельность в рамках борьбы с терроризмом, в рамках расследования незаконного пересечения границы РФ, в рамках контрразведывательной деятельности[32].

Таким образом, Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности» строго определяет круг органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, круг оперативно розыскных мероприятий, а также основания и условия осуществления оперативно-розыскной деятельности. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, могут осуществлять только те мероприятия, которые указаны в законе «Об ОРД». Лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, имеет право пользоваться услугами защитника с момента задержания. ОРМ, нарушающие тайну почтовой корреспонденции и телефонных разговоров, а также неприкосновенность жилища, должны проводиться только после вынесения определения суда. Для проведения ОРМ у органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, должны быть основания, предусмотренные законом «Об ОРД»[33].


Подытоживая вышеизложенное отметим, что закон «Об оперативно-розыскной деятельности» официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

1.3. Правовые основы деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений

Деятельность сотрудников подразделений уголовного розыска регулируется, прежде всего, Конституцией РФ[34], Федеральным законом «О полиции»[35], Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"[36], а также Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (утв. Приказом МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"[37]), Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249[38]), Совместным приказом ФАС России и МВД России от 30.12.2004 №878/215 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы»[39], Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» одним из видов деятельности полиции является выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, а также розыск лиц.


Правовая основа ОРД представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих группы общественных отношений между государством и лицом в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества затруднена или невозможна. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ.

Правовую основу ОРД составляют:

1. Конститутция РФ;

2. ФЗ №144 «Об ОРД» и др.;

3. НПА федеральных лорганов госукдарственной власти.

Схематично правовая структура ОРД приведена на рисунке 2[40].

Согласно Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений[41], сотрудники подразделений уголовного розыска выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, в пределах своей компетенции принимают меры по их устранению. Помимо этого, они проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление и принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Рис.2. Правовая структура оперативно-розыскной деятельности

Обратим внимание на то, что сотрудники подразделений уголовного розыска поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних. Данное взаимодействие направлено на выявление преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лицами, ранее судимыми, и лицами, ведущими аморальный образ жизни[42].

Помимо этого, сотрудники подразделений уголовного розыска принимают участие в проведении совместных комплексных оперативно-профилактических мероприятий[43].

Также, немаловажное значение играют обязанности сотрудников данного подразделения, направленные на работу с несовершеннолетними. Так, сотрудники подразделений уголовного розыска осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельности мероприятия, направленные на выявление и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Помимо этого, они осуществляют регулярный обмен оперативной и иной информацией, связанной с несовершеннолетними, входящими в организованные группы или преступные сообщества с подразделениями по борьбе с организованной преступностью. Также, отдельно обращается внимание на Приказ МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 "Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола"[44].


Указанной Инструкцией регламентируется организация информационного обеспечения сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов Федеральной таможенной службы, подразделений Федеральной миграционной службы, органов Государственной противопожарной службы, органов Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпол и Генеральным секретариатом Интерпола[45].

В соответствии с указанной Инструкцией, в целях защиты интересов России и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, взаимодействующие органы используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета. Помимо этого, они вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности, а также исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций[46].

Кроме того, подразделения уголовного розыска предоставляют информацию, полученную в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в подразделения по делам несовершеннолетних, относящуюся к их компетенции.

Также они осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных, веществ и их прекурсоров.

Отдельное внимание уделяется подразделениями уголовного розыска непосредственно розыску преступников, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших и несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством. В последние годы, к сожалению, все больше внимание сотрудники подразделений уголовного розыска вынуждены уделять мероприятиям по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Обратим внимание на то, что, как видно из вышеизложенного, сотрудники подразделений уголовного розыска осуществляют достаточно тесное взаимодействие с другими подразделениями.