Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (организационные и тактические вопросы).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 2239
Скачиваний: 20
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"[47] предоставляет возможность сотрудникам подразделений уголовного розыска для предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений, а также для предупреждения противоправной деятельности участников организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), проведения комплекса оперативно-розыскные мероприятий, которые бывают гласными и не гласными. К гласным оперативно-розыскные мероприятиям (то есть о них информируютлицо, в отношении которого они проводятся), могут быть отнесены, например, опрос, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. К негласным оперативно-розыскным мероприятиям (осуществляемыми без ведома лица, в отношении которого они проводятся) относятся следующие: наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативный эксперимент. Также обратим внимание на то, что, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О полиции»[48], сотрудники полиции в случаях и порядке, предусмотренных законом, имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы).
Специалисты по уголовным делам полагают необходимым отметить, что в практике бывают случаи, когда сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не допускают адвокатов к проведению гласных оперативно-розыскных мероприятий, мотивируя это тем, что адвокат, якобы, допускается только после возбуждения уголовного дела. Такое утверждение является нарушением конституционных прав и интересов гражданина. Оно нарушает закон прямого действия – ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации[49] о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». По данному обстоятельству дано четкое разъяснение в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова"[50]: «По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получениеюридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». Необходимо также упомянуть и о том, что, как правило, сотрудникам подразделений уголовного розыска поручается выполнение отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий.
Осуществляя предварительное расследование по уголовному делу, следователь, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ, следователь вправе поручить производство следственных или розыскных действий другому следователю или органу дознания в случае необходимости их производства не по месту предварительного расследования преступления[51].
Достаточно часто такие поручения имеют место быть при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности. Как уже отмечалось ранее, деятельность сотрудников подразделений уголовного розыска регулируется Федеральным законом «О полиции». В соответствии с указанным Законом, сотрудники данного подразделения, осуществляют свою деятельность в точном соответствии с законом. При этом, любое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотрудники данного подразделения, как и иных подразделений, осуществляя свою деятельность, обязаны соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина. При этом, сотрудник полиции не вправе прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Более того, они обязаны пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание[52].
Осуществляя свою профессиональную деятельность, сотрудник подразделений уголовного розыска обязан соблюдать определенные правила общения с гражданами. Так, при обращении к гражданину, сотрудник подразделения уголовного розыска должен назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. В случае же обращения к сотруднику подразделения уголовного розыска гражданина, он обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса[53].
Специалисты по уголовным делам подчеркивают, что сотрудники подразделений уголовного розыска, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О полиции", в служебное, так и во внеслужебное время обязаны воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции. Согласно ст. 6 Федерального закона "О полиции" им разрешается ограничивать права, свободы и законные интересы граждан и применять меры государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции только в случаях, установленных федеральным законодательством[54].
Использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан является преступлением, ответственность за которое установлена ст. 285 УК РФ[55] («Злоупотребление должностными полномочиями»).
Полицейский не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства, а также ему запрещено подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Если должностное лицо совершит действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
Квалификационные признаки и обстоятельства, подлежащие доказыванию по указанным преступлениям, содержатся в разъяснениях постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»[56].
За заведомо незаконное задержание (ст. 301 УК РФ) и за принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание (ст. 302 УК РФ) установлена уголовная ответственность[57].
Таким образом, неправомерные действия сотрудников полиции, допустивших незаконное ограничение свободы передвижения гражданина и его удержание, незаконное его доставление в органы дознания и следствия или содержание в изоляции без каких-либо контактов, в том числе воспрепятствование использования телефона и иных средств коммуникации, либо его необоснованное задержание и недопущение к нему адвоката, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность гражданина могут быть обжалованы начальнику, прокурору и в судебном порядке.
2. Организационные и тактические вопросы деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на различных этапах
2.1. Организация и тактика деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на первоначальном этапе
Первоначальному этапу организации и тактики деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений предшествует процедура возбуждения уголовного (и не только уголовного) дела. Возбудить уголовное дело можно посредством подачи заявления в правоохранительные органы. После проведения доследственной проверки при условии выявления признаков данного преступления уголовное дело будет возбуждено уполномоченным должностным лицом. Возбуждение уголовных дел является прерогативой следственных органов, однако в качестве одного из оснований для принятия соответствующего решения выступает заявление любого гражданина, в котором сообщается о совершенном преступлении или готовящемся противоправном деянии. Именно поэтому инициировать возбуждение уголовного дела можно путем составления и подачи подобного заявления. При этом уголовно-процессуальное законодательство позволяет подавать заявление в устном или письменном виде, однако лучше придерживаться последнего способа, который позволяет сразу официально зарегистрировать обращение. Кроме того, следует избегать анонимных обращений в правоохранительные органы, поскольку такие заявления не являются основанием для возбуждения дел[58].
После подачи заявления в правоохранительные органы оперативники проводят проверку данного обращения, целью которой является подтверждение или опровержение изложенных в обращении обстоятельств. На этой стадии уголовного дела еще не существует, однако необходимо определить, имеются ли какие-либо признаки преступления. С этой целью следователь или дознаватель могут получать устные, письменные объяснения, делать официальные запросы, назначать экспертизы, совершать другие действия, которые допускаются законом до принятия соответствующего решения. Если в процессе трехдневной проверки будут обнаружены признаки преступления, то принимается решение о возбуждении уголовного дела, о чем выносится соответствующее постановление[59].
После принятия решения о возбуждении уголовного дела у должностного лица следственных органов появляются дополнительные полномочия, в рамках которых осуществляется розыск и задержание предполагаемых преступников[60]. Если при доследственной проверке следователь или дознаватель могут осуществлять лишь ограниченный перечень мероприятий, направленных на сбор первичных сведений о совершенном деянии, то при наличии возбужденного дела в их распоряжении оказывается весь арсенал следственных действий, предусмотренных действующим законодательством.
Кто вправе направить заявление? Это потерпевший или его законный представитель. Если потерпевший умер, инициировать разбирательство вправе близкие родственники.
Необходимо отметить, что для расследования уголовных дел установлен общий срок, который составляет два месяца. Но существуют дополнительные условия, при наличии которых указанный период может неоднократно продлеваться. Продолжительность расследования уголовных дел устанавливается уголовно-процессуальным законодательством (рисунок 5[61]).
При разрешении указанного вопроса рекомендуется ориентироваться на статью 162 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которой установлена общая длительность предварительного следствия в два месяца с момента возбуждения уголовного дела. При расчете данного периода следует учитывать, что в двухмесячный срок не включаются временные промежутки, на которые расследование было приостановлено по каким-либо основаниям. Названная норма предоставляет целый ряд возможностей, используя которые следственные органы могут продлевать минимальный период расследования уголовного дела. Срок расследования любого уголовного дела может быть продлен руководителем следственного органа без каких-либо оснований до трех месяцев. Для дальнейшего продления необходимо, чтобы расследование уголовного дела представляло особую сложность[62].