Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (организационные и тактические вопросы).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 2233
Скачиваний: 20
Рисунок 5 – Срок предварительной стадии расследования уголовного дела
В таком случае период расследования может быть увеличен до двенадцати месяцев, однако подобное решение может принимать исключительно руководитель следственного комитета (иного следственного органа) по субъекту нашей страны. Особая сложность расследуемого дела является оценочным понятием, которое никак не раскрыто в уголовно-процессуальном законодательстве, поэтому фактически до названной годовой продолжительности может быть продлено следствие по любому делу. При этом указанный период не является окончательным, поскольку дальнейшее разрешение этого вопроса переходит на высший уровень[63].
Статья 162 Уголовно-процессуального кодекса РФ позволяет продлять срок расследования уголовного дела на срок более двенадцати месяцев Председателю Следственного комитета РФ, руководителю иного следственного органа федерального уровня. При этом максимальный срок продления по решению этих должностных лиц не установлен, отсутствуют и конкретные основания для вынесения соответствующего постановления. Следовательно, при современном состоянии нормативно-правового регулирования можно сделать однозначный вывод о том, что максимальная продолжительность расследования уголовных дел отсутствует, поскольку установленный законом срок может увеличиваться неограниченно, для чего используются решения руководителей следственных органов разных уровней[64].
Итак, на первоначальном этапе организации и тактики подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на основании статьи 145 УПК РФ органы дознания и следствия после проведения проверки по поступившему сообщению о совершенном злодеянии принимают определенное процессуальное решение. Также работники правоохранительных органов могут передать информацию о содеянном по подследственности. Если поступившее сообщение о преступлении относится к делам частного обвинения, то из полиции оно передается в мировой суд. Кроме того, в возбуждении производства может быть отказано. Это допускается в том случае, если в ходе проверки сообщения о совершенном злодеянии не нашлось оснований для открытия предварительного расследования. Уголовное дело может быть заведено только по правилам, прописанным в УПК.
Во время осуществления предварительных процессуальных мероприятий должностные лица праве проводить документальные проверки, привлекать различных специалистов, исследовать все имеющиеся доказательства, брать необходимые объяснения. Схема предварительного расследования приведена на рисунке 6[65].
Рисунок 6 – Стадии предварительного расследования
Указанное процессуальное решение принимается сотрудниками правоохранительных органов после того, как будет рассмотрено сообщение о преступлении[66].
Решения, которые принимаются после детального исследования сообщения о совершенном деянии, зафиксированы в ст. 145 УПК РФ. Комментарий к данной статье также это подтверждает. Ведь только органы дознания и следствия уполномочены на проведение мероприятий, направленных на раскрытие преступлений. Тем не менее у каждого из них существует своя компетенция. Поэтому, если сообщение о совершенном деянии имеет отношение к делу частного обвинения, то оно направляется мировому судье. Об этом упоминается в нормах УПК. О результатах рассмотрения сообщения о преступном деянии должен быть уведомлен заявитель. Также последнему разъясняются его права на обжалование принятого решения[67].
После всего вышеизложенного можно сделать закономерный вывод о том, что только органы дознания и следствия могут заниматься первоначальной проверкой поступившего сигнала о совершенном или намеченном злодеянии. Затем уже они передают материалы проделанной работы в другие компетентные учреждения. Очень часто на практике происходит и так, что люди сначала сообщают в полицию информацию о совершенном злодеянии, а потом отказываются от своих донесений. Так вот, по закону осуществлять подобные действия запрещено. Ведь вместо того, чтобы заниматься раскрытием и расследованием действительно совершенных деяний и поиском преступника, правоохранители исследуют поступившие ложные сведения. А это отнимает большое количество времени и сил[68].
Подводя итог, отметим, что не все граждане обладают знаниями в области закона. Именно по этой причине многих из них интересует вопрос о том, в каких случаях сотрудниками правоохранительных органов применяется статья 145 УПК РФ. Что означает данная норма кодекса? Так вот, всем необходимо знать, что при поступлении любого телефонного звонка, заявления о совершенном или готовящемся злодеянии сотрудники правоохранительной системы обязаны проверить указанную человеком информацию. В этом заключается работа данных должностных лиц. По результатам проведенной проверки следователем или дознавателем выносится процессуальное решение. Именно об этом и написано в ст. 145 УПК РФ. Что означает, что в возбуждении дела могут отказать или, наоборот, начать предварительное расследование (если, конечно, информация о содеянном подтвердится). Также должностные лица передают сообщение тем компетентным органам, которые должны исследовать полученное сообщение.
2.2. Организация и тактика деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на последующем этапе
На последующем этапе расследования могут складываться следующие типичные следственно-розыскные ситуации[69]:
– первая: известен обвиняемый, но не розысканы похищенные ценности (в том числе являющиеся средством возмещения материального ущерба), орудия совершения преступления, а также отдельные свидетели преступления;
– вторая – неизвестно местонахождение лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Что касается первой ситуации, то отметим, что обвинения в совершении кражи – серьезная ситуация, которой нельзя пренебрегать. Появляется ряд вопросов, которые необходимо решить в этой ситуации: доказательство невиновности, юридическая помощь, а также способы защиты, прежде всего, на стадии следствия.
Незаконная банковская деятельность в последние годы становится наиболее «заманчивой» для организованных преступных групп, рассмотрим организацию и тактику деятельности подразделений уголовного розыска по раскрытию и расследованию преступлений на последующем этапе на примере банковской деятельности[70].
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть алгоритм следственных, а также иных процессуальных действий последующего этапа расследования преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ. На данном этапе осуществляется собирание, проверка и оценка доказательств по двум основным направлениям.
Первое направление включает в себя установление всех подконтрольных субъектам незаконной банковской деятельности организаций и управляемых этими лицами счетов; обстоятельств регистрации подконтрольных организаций, реквизиты которых используются в процессе осуществления незаконной деятельности; обстоятельств открытия банковских счетов, управляемых субъектами преступления; обстоятельств использования банковских счетов, снятия наличных денежных средств, дальнейших расчетов с клиентами; всех участников незаконной банковской деятельности, их клиентов; доказывание причастности этих лиц к совершенному преступлению; установление размера причиненного ущерба, извлеченного дохода.
Исходя из этого алгоритм проведения последующих следственных и иных действий можно выстроить следующим образом[71]:
1. Произвести осмотр всех предметов и документов, изъятых в ходе обысков и выемок на первоначальном этапе расследования.
2. Произвести в банках выемку документов, содержащих информацию о движении денежных средств и лицах, являвшихся распорядителями банковских счетов, управляемых субъектами незаконной банковской деятельности. Осмотреть изъятые документы. Назначить и провести судебные криминалистические экспертизы (почерковедческую, техническую экспертизу документов), направленные на установление лиц, изготовивших документы, представляемые в банк, распорядителей счетов, получателей наличных денежных средств, сроков давности изготовленных документов и других обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
3. Произвести выемку документов в налоговых органах, в которых поставлены на учет подконтрольные организации, с последующим осмотром изъятого. Назначить и провести судебные криминалистические экспертизы (почерковедческую, техническую экспертизу документов[72]), направленные на установление лиц, осуществлявших регистрацию организаций, от имени которых проводились незаконные банковские операции, а также иных лиц, причастных к совершению преступлений.
4. Для установления причастности к совершению преступления сотрудников кредитных организаций, их филиалов и представительств произвести выемку в банке внутренних инструкций и правил, касающихся проведения операций с наличными денежными средствами, безналичными расчетами по поручению физических и юридических лиц; штатного расписания, должностных инструкций и должностных регламентов главного бухгалтера, лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и других сотрудников; документов по проверке кассовой дисциплины; иных документов, необходимость изъятия которых возникнет. Осмотреть изъятые документы, по возможности установить допущенные нарушения действующего законодательства, нормативных актов Банка России.
5. Назначить и провести судебно- экономическую экспертизу для установления размера причиненного гражданам, организациям или государству ущерба, извлеченного дохода в результате осуществления незаконной банковской деятельности (банковских операций).
6. Назначить и провести компьютерно-технические экспертизы, направленные на установление информации об изготовлении документации, используемой в процессе осуществления преступной деятельности.
7. Допросить сотрудников налоговых органов, осуществлявших регистрацию и постановку на учет подконтрольных организаций, работника отдела камеральных проверок по вопросам сдачи отчетности.
8. Допросить банковских сотрудников по вопросам открытия и обслуживания банковских счетов, используемых в преступной деятельности.
9. Допросить нотариуса, осуществившего подтверждение подлинности подписей учредителя, руководителя, главного бухгалтера в документах, представленных в налоговый орган и кредитную организацию.
10. При необходимости провести опознание номинального учредителя, руководителя подконтрольной организации сотрудниками налогового органа, банка, нотариусом.
11. Провести следственный эксперимент по установлению возможности совершения лицом, являющимся официальным распорядителем счета, перевода денежных средств с использованием дистанционных технологий.
12. Допросить работников контролирующих органов, проводящих проверки в банках и иных кредитных организациях; работников органов, причастных к государственной регистрации и лицензированию банковской деятельности.
Второе направление последующего этапа расследования незаконной банковской деятельности включает в себя работу с контрагентами подконтрольных организаций, направленную на установление фиктивности проведенных финансово- хозяйственных операций. Работая в данном направлении необходимо[73]:
1. Произвести выемки (обыски) у контрагентов подконтрольных организаций с целью изъятия гражданско-правовых, бухгалтерских и финансово-хозяйственных документов с последующим их осмотром.
2. Допросить сотрудников организаций – контрагентов по взаимоотношениям с организациями, подконтрольными субъектам незаконной банковской деятельности.
3. Помимо этого, на последующем этапе расследования проводятся следующие следственные и процессуальные действия, относящиеся к обозначенным направлениям расследования:
4. Осмотр и прослушивание фонограмм, в ходе производства которых отражается содержание телефонных переговоров между участниками преступной деятельности и контрагентами подконтрольных организаций.
5. Назначение и производство судебной фоноскопической экспертизы для установления принадлежности зафиксированной на фонограмме речи субъектам незаконной банковской деятельности и заказчикам незаконных банковских операций.
6. Назначение и производство лингвистической судебной экспертизы, направленной на установление признаков маскировки содержательных элементов в разговорах между лицами, осуществляющими незаконные банковские операции, их клиентами.