ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3135

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основой рассказов, повестей, сказок является детективно-приключенческий жанр, в них почти всегда присутствует тайна – мальчишеская или взрослая.

Лучше всего писателю удались образы мальчишей, легко уходящих от игр и проказ в полную опасностей взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свою дорогу в ней.

Главный интерес писателя сосредоточен на двух больших темах: Красная Армия и подрастающее поколение. Во всех произведениях Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры. Вспомним, например, рассказ «Р.В.С.»

В рассказе «Р.В.С.» (1926), первом принесшим известность его автору, Гайдар рассказывает о двух подростках, спасших раненого командира Красной Армии. Рассказ насыщен приключениями, однако они далеко не исчерпывают содержание рассказа. Наше внимание более сосредоточено на героях произведения, и притом на психологическом объяснении их поступков. Таким образом, уже в первом рассказе проявилась важная особенность письма Гайдара – сочетание острого сюжета с глубокой разработкой характеров и мотивов их поступков. Гайдар понимал, что только изображая внутренний мир героев, он может влиять на формирование внутреннего мира юных читателей.

События в «Р.В.С.» разворачиваются в сложное время гражданской войны, когда и взрослые в деревне не всегда могут понять, что делается вокруг. Белые, зеленые, красные приходят и уходят. Как узнать Димке и Жигану, подросткам из рассказа, на чьей стороне правда, кто хороший, а кто плохой. Поступки людей показывают Димке, на чьей стороне правда. (Головень – дезертир Красной Армии – грозится выгнать мать Димки, бьет его собаку Шмеля, а затем и вовсе убивает ее, дает Димке по шее, а когда находит спрятанную в сене винтовку, гонится за Димкой, убил бы и его, да… «Сто-то застучало по дороге. Почему-то ослабла рука Головня. И кто-то крикнул гневно и повелительно: «Не сметь!»). Гайдар вводит сказочный элемент. В эти минуты Димка увидел, как резко противопоставлены благородство красного командира трусливой злобе перебежавшего к зеленым дезертира.

Отношение к жизни Жигана, друга Димки, сложнее, путанее: в чем-то он бесшабашен, в чем-то осмотрителен, в чем-то трусоват. Беспризорничество научило его одному: заботиться о себе, остальное неважно. Он достаточно ловок – использует свое умение петь и складно говорить. А кому и какие песни петь – это ему неважно: есть песни для красных, есть и для белых.

Димка рассказывает своему другу тайну – о раненом красноармейце, прячущемся в сарае. Жиган же еще не обладает чувством ответственности за свои поступки. По его неосторожности Головень догадался, что раненый, о котором идут слухи по селу, где-то близко. Теперь его найдут, и очень скоро. Способ спасти командира – один: добежать ночью до города, там красные. Жигану это удалось. Командир был спасен, но спасен был и Жиган, морально, нравственно. Для него переживания страшной ночи не пройдут бесследно.


Рассказ Гайдара во многом отличается от появившихся в то время произведений об участии в гражданской войне юных бойцов. Так в повести Л. Остроумова «Макар-следопыт» «Мальчик целыми днями носился на своем вороном коне, всюду поспевал, там отбивая атаку пехоты, тут сшибаясь врукопашную с лихими казачьими сотнями».


Лукавый ум и необдуманность поступков, отчаянность и живой страх, чистая вера и наивные заблуждения – эти и другие противоречивые черты отличают гайдаровских мальчишек и юных красноармейцев, вроде Бумбараша из одноименной повести. Можно сказать, что в прозе о гражданской войне Гайдар обрисовал определенный склад народного характера эпохи 20-х годов.


Повесть «Школа» («Обыкновенная биография»)(1930).

Пожалуй, первым настоящим другом-ровесником, которого дала наша литература юным читателям, был Борис Гориков, герой «Школы».

В его судьбе необыкновенное действительно обусловлено временем, типично для эпохи. Цепь важных событий и неизбежных в жизни случайностей определила судьбу Бориса.

В первых двух частях книги особенно важно изображение эпохи, осмысление исторических событий подростком. Гайдар дает понять, как меняются представления героя о жизни, о войне. Рассказ ведется от первого лица, т.е. события передаются в восприятии и понимании Бориса.

Предреволюционный год. В город приводят пленных (зачитать). Борис смутно предчувствует фальшь официального освещения событий, и не только встреча с пленными приводит его к этим размышлениям. Не может он поверить слуху, будто учителя Галку арестовали не то за шпионаж, не то за разбой. Вскоре он узнает, что учитель арестован «за политику».

Множатся недоумения. Не хватает продуктов, а купцы богатеют. Борис поет во все горло «Боже, царя храни», а мать почему-то морщится.

Во всем этом нелегко разобраться мальчику. И он рад от трудных мыслей уйти в игру. Но надолго не уйдешь. Солдат с фронта принес письмо от отца и маузер, чтобы Борис спрятал. Мальчик пытается завести с солдатом «взрослый» разговор. (зачитать).

Первые две части повести («Школа», «Веселое время») – собственно, дошкольные годы героя. Образ Бориса только намечается. В центре повествования не столько сам Борис, сколько обстоятельства, определившие его судьбу в условиях развития характера.

Настоящая школа Бориса Горикова – фронт (третья часть). Как почти всегда у Гайдара, характер героя складывается в переломные моменты, в связи с его поступками, которые накладывают отпечаток на всю жизнь. Но не самый поступок меняет человека, а переживания, обусловленные поступком.

Три события из фронтовой жизни Бориса играют в его судьбе решающую роль: еще только направляясь к отряду, он убивает человека, своего ровесника Юрия Ваальда; на фронте по вине Бориса гибнет его наставник и друг Чубук; боец Федор Сырцов, которым Борис восхищается и которому стремится подражать, оказывается негодяем, человеком ничтожным и вредным для революции.


Первое событие – убийство юноши, притворившегося красным, а на деле оказавшегося белогвардейцем, - заставляет Бориса впервые почувствовать себя взрослым. Поступок совершен. И первое чувство – страх. Он вызван, пожалуй, не соседством мертвого, не самим фактом убийства, а подсознательным ощущением того, что вот он теперь отвечает за каждый свой шаг.

В сущности в последней части показана история ошибок героя, рожденных военной и жизненной неопытностью, и только в конце повести Борис подходит к взрослому их осознанию.

Начинается все с ошибок чисто военных. Гайдар достоверно показывает поведение пятнадцатилетнего подростка в первом бою, когда он вместо того, чтобы ударить врага прикладом, выронил винтовку и по-мальчишески нелепо укусил солдата за палец, а потом, бросив бомбу, снял только кольцо, забыв о предохранителе.

Ошибки чисто военные, вызванные неопытностью, не влекут за собой серьезных последствий для Бориса. Но за каждую ошибку моральную ему приходится дорого и трудно расплачиваться.

Школа, которую Борис проходит на фронте, - э

То школа благородства, внутренней дисциплины, товарищества и точного выполнения долга.

История с Чубуком. Первое предупреждение («Вставай, Чубук, наши идут!») и вторая оплошность, ставшая роковой. Можно только догадываться, какие эмоции пережил подросток, видя, как по его вине ведут на расстрел его лучшего друга и наставника и получившего от него презрительный плевок в лицо. Но он находит в себе мужество вернуться в отряд Шебалина. Он честно все рассказывает. Но начинается расплата – переживания последствий поступка.

Казалось бы, пройдена драматическая кульминация повести. Впереди медленный и трудный путь искупления своей вины, завоевания доверия товарищей. Но оказалось, этого урока мало! Борис снова совершает тяжелые ошибки, походит к краю моральной гибели.

Два как будто несовместимых стремления определили дружбу Бориса с Федей Сырцовым: он хотел сражаться с бойцом, прославившимся своей отвагой, чтобы получить возможность проявить собственную храбрость и тем заслужить прощение отряда, и в то же время он искал легкой жизни, легкой дружбы, хотел избавиться от требовательного и сурового воспитания. Как Борис погубил Чубука, так и Федя подвел под пули другого замечательного бойца – Галду. Повторяется одна и та же ситуация. И это не случайно. Гайдар показывает читателю, на какой опасный путь вступил Борис, кем бы мог он стать, слепо пойдя за Федей.

Еще не искупил Борис первую вину, а вслед за ней уже новая – ложь командиру и участие в самовольном набеге. Достаточно, чтобы одуматься. Нет, Борис все еще хочет сбросить с себя груз вины сразу, одним махом, рывком.

Всеми ситуациями «Школы» Гайдар страстно утверждал, что качества советского солдата определяются не только его отвагой и сноровкой, но и нравственным обликом, свойством характера.


Педагогическое значение книги в том, что истоки ошибок ее героя самые простые, свойственные возрасту, а значит, свойственные и юным читателям. Книга зовет подростков задуматься над ошибками Бориса, чтобы внутренне подготовиться к достойному поведению в исключительных обстоятельствах.

Гайдар показал, что положительным героем детской книги может быть отнюдь не «идеальный» герой, а человек сложной судьбы, который наделал немало тяжелых ошибок, но упрямо и смело стремится к хорошему.

«Школа» словно подводит черту под пережитым в годы гражданской войны. Писатель идет дальше – вместе со своим народом, своей страной. Он больше не создаст ни одной крупной вещи о прошлом, а будет писать о сегодняшнем и завтрашнем дне. И снова – о том же, об опасностях, подстерегающих подростков на жизненном пути.


В советской детской литературе Гайдар утвердил образ ребенка – героической жертвы. Наиболее показательное в этом плане произведение – повесть «Военная тайна» (1935) с включенной «Сказкой о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Здесь был окончательно сформирован гайдаровский миф о гражданской войне, и в его основу легло противоречие между недопустимостью детской жертвы и принятием ее во имя высшей цели. Мальчиш-Кибальчиш – символ революционно-романтического сознания писателя. Несмотря на то, что для современного общества идеологическое содержание «Сказки…» представляется сомнительным, нельзя не признать ее художественной силы. В отечественной литературе слишком мало произведений на тему детского героизма, сопоставимых по силе воздействия со «Сказкой о Мальчише-Кибальчише».

В 30-е годы Гайдара особенно волнует судьба юного поколения, оставшегося в годы сталинских репрессий без отцов. Этой очень опасной для писателя проблеме посвящена его повесть «Судьба барабанщика» (1939) – повесть о судьбе мальчика, вынужденного принимать самостоятельные решения (отец его был арестован).

«Судьбу барабанщика» называют самой приключенческой повестью Гайдара. Но мы знаем, что приключения у него, острый сюжет не являются самоцелью, а лишь средством показать те обстоятельства, в которых формируется и проверяется характер героя.

В тот предвоенный год, когда трезвая бдительность подменялась потоком необоснованных подозрений, много писали и говорили о шпионах. Появляется шпион и на страницах повести Гайдара. Но не в нем, в конечном счете, дело. Эта ситуация помогает писателю привести героя к душевному кризису, который позволяет резко покончить с тяжелым, дурным прошлым.

В повести выражена одна из особенностей построения сюжета у Гайдара: один дурной поступок влечет за собой другие, более серьезные. Содержание психологического конфликта повести в том, что ее герой – Сережа Щербачев – все время старается убедить себя, будто он не так уж запутался, хотя в глубине души он хорошо представляет себе, в какую сложную ситуацию он попал, и от этого страдает. И когда уже больше нельзя скрывать от себя, что он стал пособником не только в темных делах, но и в преступлении, тогда наступает кризис. Сережа стреляет в одного из бандитов, другой ранит его. Большую роль в формировании основ характера Сережи сыграл отец, его рассказы о войне, его песни, рассказ о французском барабанщике, который ценой своей жизни предупредил об опасности свою армию. После ареста отца, участника гражданской войны, совершившего в мирное время растрату ради красавицы-жены (причина явно недостоверная, однако другой, более типичной, Гайдар назвать не мог) Сережа оказывается один на один со взрослыми проблемами, которые, оказывается, не так –то просто решить. Гайдар стремится показать юному читателю, как просто, почти незаметно может начаться моральное падение и как трудно, с напряжением всей воли, приходится выкарабкиваться потом к честной и светлой жизни.


«Судьба барабанщика» очень ясно раскрывает человеческий облик Гайдара. Не мог он остаться в стороне от беды, постигшей многих его юных читателей. Гайдар понимал, как может искривиться судьба подростка, травмированного арестом отца, и словно говорил читателю: «Тебе трудно, но – будь осторожен – ты можешь погубить себя».

За год с небольшим до начала Великой Отечественной войны появилась возникшая по киносценарию повесть Гайдара «Тимур и его команда» (1940).

Сейчас нам ясно: эта книга откровенно и настойчиво готовила подростков к войне.

Компания ребят, собранная Тимуром, чтобы помочь семьям призванных в армию, с увлечением выполняет множество полезных дел. Игра, романтика сочетается с полезной деятельностью.

В облике главного героя – Тимура , в его серьезности и сердечности нет ничего не свойственного возрасту. И вместе с тем он не похож на других подростков. В нем характерны черты человека предвоенного поколения, осознающего своего работу как часть большого дела и готового по сигналу подняться на защиту своей страны.

Тимур ведет борьбу с компанией Квакина, ворующей яблоки в чужих садах. Он подавляет противников своей смелостью, решительностью, своим моральным превосходством. Отказавшись от драки – привычного способа решения мальчишеских споров, Тимур делает Квакина смешным, ставит его вне коллектива, и это оказывается более тяжелым наказанием. Тимур и Квакин – оба вожаки, лидеры. Квакин – антагонист взрослых. И развенчан он Тимуром потому, что в своей независимости они на равных. А вот в человечности, рыцарстве, нравственности, красоте Тимур, бесспорно, оказывается выше.

В конце повести Ольга говорит Тимуру: «Будь спокоен… Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Сложное отношение к Тимуру в среде детских читателей, может быть, навеяно стараниями учителей, не видящих в этом герое прежде всего рыцаря, превративших его в плакатного мальчика, который по утрам чистит зубы, делает зарядку и помогает старушкам. И получилось, что он и его команда – «бюро добрых услуг», созданное для помощи пенсионерам. Как-то ушел из поля зрения тот факт, что Тимур не только творил добро, но во имя этого добра яростно боролся со злом.

Он был не только командиром, но и мальчишкой: бежит по ночам из дома, не боялся бросаться в схватку, спорил со взрослыми и даже угнал мотоцикл, когда надо было помочь девочке, которая ему нравилась.

Секрет обаяния повести в том, что с юным читателем говорят на равных, говорят и о любви мальчика и девочки и о том, что сами взрослые далеко не всегда правы по отношению к подросткам, и о том, что подростки и их младшие товарищи – люди, способные сознательно отвечать за себя.

В книге Гайдара важно не только то, что тимуровцы помогают семьям военнослужащих, встают на защиту обиженный и слабых, приходят на выручку попавшим в беду. Еще важнее то, что Тимур все это сам придумал, что всеми этими делами он сам руководит, ребята тут фактически независимы от взрослых, полностью самостоятельны.