ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 3111
Скачиваний: 7
2. Философское осмысление жизни природы и человека в произведениях М. Пришвина, вошедших в детское чтение. Своеобразие жанра сказки-были «Кладовая солнца». Многозначность названия. Образы детей. Философская насыщенность произведения. Роль образа Антипыча в раскрытии идейного замысла автора. Сочетание документальной точности и художественной поэтичности в описании природы.
3. Литературные сказки К.Г. Паустовского. Фантастика и реальность. Поэтические картины природы в рассказах и очерках писателя.
4. Художественно-познавательные произведения В. Бианки. Художественное своеобразие «Лесной газеты».
Литература основная
-
Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 308-314, 318-330, 410-414.
-
Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.
-
Ивич А. Природа. Дети. – М., 1975.
-
Советская детская литература / Под ред. В.Д. Разовой. – М., 1978.
-
Русские детские писатели. Биобиблиографический словарь. – М., 1997.
Дополнительная литература
-
Курбатов В.Я. Михаил Пришвин. Очерк творчества. – М.,1986.
-
Кременцов А.И. К.Г. Паустовский: жизнь и творчество. – М., 1982.
-
М.М. Пришвин в вузе и школе. – Воронеж, 1986.
-
Сивоконь С. Уроки детских классиков. – М., 1990.
Самостоятельно
Научное знание и художественная форма в произведениях И. Акимушкина. Анималистические произведения для детей Ю. Дмитриева, Н. Сладкова, Н. Надеждиной и др. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах.
Литература
-
Минералова И. Г. Детская литература. – М., 2002, с.130-141.
-
Русские детские писатели ХХ века. Биобиблиографический словарь. – М., 1997.
Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет
План
1. Героическая тематика в детской литературе периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Развитие документального жанра (Е. Ильина «Четвертая высота», А. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», Л. Кассиль, М. Поляновский «Улица младшего сына», А. Фадеев «Молодая гвардия» и др.). Патриотическая направленность, утверждение душевной красоты, несгибаемой воли, мужества героев, жестокости оккупантов.
2. Характеристика предвоенного поколения в книге Б. Васильева «Завтра была война».
3. Различные позиции в интерпретации темы «Война и дети» в повестях В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван».
4. Тема «тылового и послевоенного детства» в произведениях В. Распутина «Уроки французского», А. Алексина «В тылу как в тылу», А. Лиханова «Последние холода».
Литература основная
-
Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 330-333.
-
Мещерякова М. И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века: Проблемы поэтики. – М., 1997.
Дополнительная литература
-
Николаева С. Дети и война. – М., 1991.
-
Русские детские писатели ХХ века. Биобиблиографический словарь. – М., 1997.
Самостоятельно
Исторические жанры в детском и юношеском чтении. Отечественная история в рассказах А. Ишимовой, И. Снегирева, П. Небольсина, А. Платонова и др. Стиль исторической прозы С. Алексеева, В. Митяева, И. Можейко. Сюжет. Деталь. Историческая правда и художественный вымысел.
Литература
-
Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С. 114-123.
-
Русские детские писатели ХХ в. Биобиблиографический словарь. – М., 1997.
Лекция 15. Юмористическая детская книга
План
1. Понятие о юморе и сатире в литературе и приемах создания комического (ирония, гипербола, сарказм, гротеск). Комизм слова, комизм положения, комизм обстоятельств, комизм характеров, комизм возраста.
2. Юмористические произведения М. Зощенко, вошедшие в круг детского чтения. «Рассказы о Леле и Миньке», их дидактическая направленность. Идейно-художественное своеобразие сатирических рассказов: образ рассказчика.
3. Н. Носов - «чистокровный детский юморист». Страницы биографии. Приемы создания комического в произведениях Н. Носова.
4. Художественное своеобразие юмористических рассказов В. Драгунского. Образ ребенка. Сочетание юмора и лиризма.
Литература основная
-
Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 380-387, 394-404.
-
Русские детские писатели ХХ века. Биобиблиографический словарь. – М., 1997.
-
Сивоконь С. Веселые ваши друзья. Очерки о юморе в советской литературе для детей. – М., 1980.
-
Сивоконь С. Уроки детских классиков. – М., 1990.
Дополнительная литература
-
Арзамасцева И. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский. // Детская литература. – 1993. – №3.
-
Старков А. Михаил Зощенко. Судьба художника. – М., 1990.
Самостоятельно
Пародия и шарж в юмористике для детей. Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Лирика и патетика в юмористике. «Недопесок» Ю. Коваля – шаржирование жанров в создании внутренней формы.
Литература
-
Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С. 159-168.
-
Русские детские писатели ХХ в. – М., 1997.
Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
Знакомство с произведениями детской юмористики в основном происходит на уроках чтения в начальной школе. В программе 1-3-х классов прочно занимают свое место сказки, стихи, рассказы К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова, В.Драгунского, В.Голявкина, Э.Успенского, Г.Остера и многих других авторов. Произведения писателей-юмористов становятся одними из наиболее любимых в детском чтении.
К сожалению, в курсе изучения литературы в 5-7-х классах веселой детской книги как правило нет. Учащиеся читают и анализируют произведения Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, М.М.Зощенко, знакомятся с понятиями сатиры и юмора. Удовлетворить потребность общения именно с детской юмористикой помогут уроки внеклассного чтения, целью которых станет не только очередная встреча с любимыми книгами.
Одной из наиболее актуально стоящих сегодня проблем школьной методики является преподавание литературы как особого вида искусства, формирование художнической интуиции и читательского вкуса учащихся. Проблема эта должна решаться не только в рамках определенных программой часов, но и во внеклассном чтении учащихся.
Обращаясь к юмористической детской книге уже на новом по сравнению с начальной школой уровне, необходимо не только посмеяться над веселыми историями, изложенными писателем, но и постараться постичь, как это смешное возникает, т.е. прикоснуться к природе юмора.
Урок постижения таких сложных понятий, как юмор, сатира, приемы создания комического, мы предлагаем провести в пятом классе в занимательной форме путешествия в чудесную страну героев классика детской юмористики Николая Носова. Учащимся предлагается перечитать уже знакомые им произведения «Дружок», «Замазка», «Мишкина каша», «Огородники», «Телефон» и другие, а также нарисовать эскиз-карту страны любимого писателя.
В начале урока учитель приглашает детей к путешествию по огромному океану Смеха, в котором встречаются острова и материки Н.Носова, В.Драгунского, В.Голявкина, В.Сотника, Э.Успенского, Г.Остера и других писателей, создателей веселых книг для детей. По пути ребятам необходимо обсудить вопрос о природе смеха, попытаться дать определение этому понятию. Обычно учащиеся затрудняются ответить на вопрос, что такое смех, ограничиваясь лишь общими рассуждениями типа: «Смех – это когда смешно, когда читаешь смешную книгу или смотришь кинокомедию». Учитель предлагает детям обратиться для решения этой проблемы к замечательной книге исследователя детской литературы Сергея Сивоконя «Веселые ваши друзья» (М., Детская литература, 1986), где по этому поводу дается такое разъяснение: «Есть информация нейтральная, мало или вовсе не затрагивающая наших чувств, - ее мы принимаем спокойно. А есть информация, свидетельствующая о каких-то более или менее серьезных противоречиях: нелепостях, нелогичностях, контрастах, которые так часто встречаются в жизни. И вот смех – это наша особая реакция на эти противоречия, уловленные в потоке информации… Можно сказать и так: смех – это форма критики, с помощью которой мы вскрываем существующие в жизни противоречия. И он же – сигнал того, что эти противоречия обнаружены и вскрыты. Смех – это крик радости (вроде Архимедовой «эврики»), вырывающийся из нашей груди всякий раз, когда мы осознаем, что ситуация, с которой мы столкнулись или в которой сами участвуем, смешная. Достойная осмеяния» (с.8 указанного издания).
На следующем этапе урока учащиеся с помощью своих рисунков рассказывают, какой они представляют себе страну произведений Николая Носова. Это задание дает возможность развитию творческого воображения формирования умения обобщать прочитанное. В работах учеников встречались фантастические географические объекты: море Задач, залив Мишкиной каши, равнина Огородников, мыс Улыбок, Сиропчиков пляж, река Огурцовая, горы Ступеньки, Дремучий лес наук, технический центр Винтиково-Шпунтиково, города Фантазеров, Затейников, лес Заплатка и многие другие.
Учитель приглашает ребят посетить волшебную страну Фантазию, экскурсоводом по которой будет один из любимейших героев писателя. Чтобы узнать, кто он, необходимо отгадать загадку: «Голубая шляпа, желтые штаны, самый непоседливый среди детворы». В дальнейшем ведении урока учителю будет помогать заранее подготовленный ученик, исполняющий роль Незнайки. Он рассказывает детям об удивительном писателе и человеке Николае Носове, вложившем в каждого своего героя частицу собственной личности.
Незнайка знакомит учеников с картой города Фантазеров, предлагая назвать произведения, которые послужили основой для следующих наименований:: гостиница для Бобика («Бобик в гостях у Барбоса»), магазин «Живых шляп» («Живая шляпа»), парк Затейников («Затейники»), кафе «Мишкина каша», птицефабрика «Веселая семейка», завод по производству замазки («Замазка») и др. Чтобы вспомнить героев рассказов Носова, Незнайка загадывает загадки. Например: «Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет, вот источник моих бед, кто же я – скажи ответ!» (Толя Клюквин), «Чтоб домой мы все попали, ступеньки нужно сосчитать, Вы уж точно угадали, что за цифру потеряли мы, считая их опять!» (цифра шесть – рассказ «Ступеньки»), «Кто стучит на крыше где-то, может быть, разбойник это?» (ворона, рассказ «Тук-тук-тук»), «Это что же за герой, стар он, словно дед седой, а на самом деле мал, вот как славно он соврал!» (Мишутка, Стасик – рассказ «Фантазеры»), «Если что-нибудь случится, идут к доктору лечиться, а наш доктор бойкий излечит всех касторкой» (доктор Пилюлькин – «Приключения Незнайки и его друзей») и т.п.
Следующая часть урока – анализ художественных приемов, с помощью которых писатель создает комический эффект в своих произведениях. Незнайка предлагает всем побывать на симпозиуме «Что такое смех и как он возникает», который состоится в научно-исследовательском институте Знайкино. Ученик, выступающий в роли Знайки, делает сообщение о юморе и сатире, а также о различных типах комического. Говоря о различии юмора и сатиры, ученик приводит высказывание самого писателя о том, что эти явления являются «разными формами комического, т.е. смешного, существующего в реальной действительности». Юмор в его понимании –«осмеяние с оттенком сочувствия», а сатира –«Осмеяние с оттенком негодования, гневный смех». «Если сатира отрицает явление, то юмор, напротив, его утверждает…». Далее «Знайка» сообщает о различных типах комического: комизме слова (смешные словечки, забавная манера их произношения, речевые изъяны), комизме положения (случайные встречи, совпадения, недоразумения, взаимное непонимание), комизме характеров (смешные черты, присущие тому или иному характеру или контраст двух резко отличных характеров), комизме обстоятельств (резкое изменение условий, в какие попадает герой), комизме возраста(временные качества, присущие человеку определенного возраста). Понятно, что в сообщении пятиклассника не будет исчерпывающей полноты, но для нас важно, чтобы ребята получили хотя бы первичное представление о теории смешного. В качестве закрепительного упражнения учащиеся должны найти в произведениях Носова примеры различных типов комического, сделав соответствующие записи в тетради. Это может быть представлено следующим образом:
Комизм слова – «Я немного много крупы переложил» («Мишкина каша»), «Ничего я еще поднажму» И стал поднажимать. Поднажмет, поднажмет и снова убежит куда-нибудь («Огородники»), «Ага, попался! Палочка-выручалочка, тра-та-та! Я говорю: «Можешь не трататакать, я не играю больше…» («Находчивость).
Комизм положения – «Дядя, отдайте замазку!» «Да я не брал у вас! Мы знаем, что не брали, Вы сидите на ней» («Замазка»), дети и родители нашли друг друга в метро, но никак не могут соединиться, катаясь вниз-вверх по эскалатору («Метро»), дети громко поют и рассказывают стихи в поезде, чтобы заглушить вой собаки, все же думают, что они дают концерт («Дружок»).
Комизм характеров – Мишка и Коля. Безынициативный Коля дает возможность Мишке «проявить» свой любознательный и изобретательный характер («Телефон», «Бенгальские огни», «Мишкина каша» и др.).
Комизм обстоятельств – Безопасный день – «страшная ночь». «Потом облака потухли и стали серые, как будто горы. Все переменилось вокруг. Нам даже стало казаться, что мы попали каким-то чудом в другие края…» («Тук-тук-тук»).
Комизм возраста – «Ну все, что ли?» – спросил старик. «Нет… одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.- Дедушка, я один огурец съел, что теперь будет?» («Огурцы»).
Проделав такую работу по анализу рассказов Николая Носова, нужно обратиться к высказыванию самого писателя, отмечающего в своей статье «О некоторых вопросах комического» следующее:: «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях или несоответствиях, а коренится в самих людях, в человеческих характерах… Если проследить возникновение смеха в жизни, или на сцене театра, или при чтении художественных произведений, то можно заметить, что мы всегда смеемся над героем, над человеком, а не над так называемыми комическими положениями, ситуациями, обстоятельствами».
В заключение урока учитель подводит учащихся к выводу о том, что, используя многочисленные художественные приемы, писатель создает необыкновенно смешные и одновременно очень добрые произведения. Николай Носов очень любит своих героев и своих читателей, поэтому его произведения радуют нас в любом возрасте.
Лекция
16. Фантастика в детском чтении
План
1. Понятие фантастики как направления в литературе. Различие между научной и ненаучной фантастикой. Родство между фантастикой и сказкой (мифом). Параллелизм в приемах, сюжетах, образах. Фантастика и сказка как литература воплощенной мечты.
2. Современная детская фантастика. Е. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится» (цикл «Приключения Алисы»), М. Успенский трилогия «Там, где нас нет».
3. Современное «fantazy». Дж.Р. Толкиен «Хоббит», трилогия «Властелин колец». Ник Перумов «Кольцо тьмы». Особенности жанра.