ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2283

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников

Глава 1. Литературное развитие младших школьников

1.1. Содержание понятия «литературное развитие»

1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности

1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников

Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе

3.1. Содержание литературного образования (СЛО)

Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»

Вопросы для повторения

Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе

Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе

1.1. Принцип целенаправленности

1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного

1.4. Принцип учета потребностей ребенка

1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения

1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания

1.8. Принцип целостности

1.10. Принцип синтеза

Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе

2.1. Организационный этап.

2.2. Этап проверки домашнего задания.

4.2. Постановка диагностических целей

Глава 5. Школьный анализ литературного произведения

Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»

Вопросы и задания для повторения

Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями восприятия произведения учащимися. Программа изучения художественных произведений должна быть выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения как самого художественного текста, так и деятельности учащихся.

3.8. Методические условия достижения целей ЛО

Бурное развитие методической науки применительно к начальной школе привело в последние годы к уточнению старых и появлению новых позиций. Новое не отвергает уже найденное, а, скорее, развивает его применительно к сложившимся социоклуьтурным условиям нашего общества.

Цели ЛО могут быт достигнуты при соблюдении ряда методических условий.

1. Коммуникативная направленность обучения:

создание естественной необходимости коммуникации (общение с литературным произведением, его автором, учителем, одноклассниками);

стимулирование коммуникации с произведением и его автором, а также с произведениями других видов искусства.

2. Выбор произведения для изучения должен учитывать не только психологические особенности и возрастные интересы ребенка, но и его личный жизненный опыт, т.к. иначе произведение не вызовет сочувствия, не сможет быть воспринятым ребенком.

3. Обучение приемам, обеспечивающим понимание текста, т.е. приемам анализа литературного произведения и приемам собственной творческой деятельности, в процессе овладения которыми, в свою очередь, формируется система читательских и речевых умений.

4. Сообщение теоретико-литературных и речеведческих знаний и обучение их практическому применению, что также необходимо для адекватного понимания произведения и его выражения в устный и письменной речи.

5. Интеграция предметов гуманитарного цикла, необходимая не только для развития личности и воспитания у младшего школьника потребности общения с искусством, но и для облегчения ребенку понимания искусства слова через обращение к другим видам искусства.

6. Сочетание логического и интуитивно-эмоционального подхода в постижении искусства слова. Поскольку умение понимать что-либо и кого-либо – умение сложное, то при обучении младших школьников необходимо обращать внимание не только на логическое освоение произведения или какого-либо приема анализа, но и на интуитивно-эмоциональное постижение искусства слова. Прийти к пониманию авторской позиции ребенок может разными путями, и урок должен предоставить ему возможность двигаться, с одной стороны, так, как ему удобнее, а с другой – все-таки в нужном направлении.

Безусловно, эти условия не только не отменяют содержание ЛО на первом этапе, предложенное М.П.Воюшиной, но основываются на нем.

3.9. Задачи ЛО на первом этапе


В итоге мы можем конкретизировать задачи ЛО на начальном этапе.

1. Обучение приемам понимания художественного произведения и приемам понимания научно-познавательного текста, что включает формирование системы читательских умений и теоретико-литературных знаний.

2. Обучение интерпретационной деятельности (выражение своего понимания разными способами: в устной и письменной речи и в художественной деятельности), что включает формирование системы речевых умений и творческих способностей.

3. Развитие литературных способностей (эмоциональной чуткости к слову, способностей к зрительной конкретизации словесного образа и образному обобщению).

4. Расширение кругозора и культурного поля ребенка, воспитание у ребенка потребностив чтении.

5. Формирование эстетического вкуса и системы эстетических ценностей.

3.10. Вариативные программы по литературе и их анализ

На сегодняшний день нет единой для всех программы по литературе – существует несколько вариативных программ по литературе для начальной школы. Для выбора программы необходимо внимательно прочитать пояснительную записку к ней: там авторы излагают свои цели ,задачи, принципы. Приняв позицию авторов, следует ознакомиться с собственно программой и уточнить, насколько полно реализуются в ее содержании выдвигаемые авторами цели и принципы. Затем нужно обязательно проанализировать хрестоматии и учебные тетради: соответствуют ли они программе, действительно ли методический аппарат этих учебных пособий позволяет реализовать цели ЛО. Если учитель пользуется методическими рекомендациями к программам и учебникам, то анализу подвергается каждый урок.

Приведем планы анализа программы и учебно-методического комплекта по литературе для начальной школы

План анализа программы

1. Цели и задачи литературного образования. Выводы о целях и задачах:

1) Соотносятся ли цели и задачи между собой внутри каждой программы?

2) Направлены ли цели на ЛР ребенка;?

3) Ориентированы ли цели и задачи только на общее развитие ребенка или и на общее и литературное?

2. Принципы построения программы и отбора литературных произведений для изучения Выводы и принципах:

1) Соответствует ли содержание принципов их обозначению (названию)?

2) Обеспечивают ли принципы в своем единстве организацию образовательного процесса по предмету?

3. Элементы содержания литературного образования (знания, умения, виды деятельности, круг чтения). Выводы о знаниях и умениях, о видах деятельности:

1) Выделены ли в программе знания, умения и виды деятельности?

2) Обозначено ли в программе, на каком материале, в каких видах деятельности и в какой последовательности формируются знания и умения?

3) Адекватны ли обозначенные знания, умения и виды деятельности друг другу?

4) Систематизированы ли знания и умения и литературный материал?


4. Круг чтения. Выводы о круге чтения:

1) Соблюдается ли при выборе произведений эстетический принцип (высокохудожественные тексты)?

2) Адаптированы ли произведения, сокращены ли или даны в авторской редакции?

3) Насколько разнообразны произведения по темам и жанрам?

4) Учтены ли возрастные особенности ребенка и его читательские интересы?

5) По какому принципу выстроено движение о произведения к произведению (есть ли эти связи)?

5. Соблюдение заявленных принципов в содержании программы. Выводы.

6. Общие выводы: обеспечивают ли эти знания, умения, виды деятельности и круг чтения реализацию задач и достижение целей; литературное развитие ребенка?

План анализа учебного комплекта к программе литературного образования

1. Элементы комплекта: хрестоматия, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, книги для чтения и др.

2. Структура учебника-хрестоматии (темы, разделы, вопросы и задания, статьи и др.)

3. Классификация вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, аналитико-творческие). Вопросы и задания какой группы преобладают? Способствуют ли вопросы и задания осмыслению произведения и литературному развитию школьников?

4. Реализация принципа наглядности (оформление учебника, рабочих тетрадей, иллюстрации). Каково качество иллюстративного материала с эстетической точки зрения? Предполагается ли работа с иллюстративным материалом? Способствует ли она осмыслению произведения?

5. Формирование теоретико-литературных представлений. Как учебник осуществляет работу по формированию теоретико-литературных представлений? Способствуют ли представленные в учебнике материалы формированию умения использовать теоретические знания в процессе осмысления произведения?

6. Представлены ли в учебном комплекте вопросы и задания, направленные на формирования культурного поля учеников? Способствуют ли эти задания повышению качества восприятия литературного произведения?

7. Соблюдается ли принцип научности в тексте статей и вопросах и заданиях для учеников? Какие нарушения вы заметили?

8. Соответствует ли комплект программе с точки зрения заявленных в программе целей и задач, принципов и содержания литературного образования?

Несмотря на различия в подходах, целях и задачах, методике их реализации, в конкретике литературного материала, можно выделить требования, общие для всех программ, которые представлены в Стандарте начального литературного образования. Стандарт определяет, что обязательно должен знать и уметь выпускник начальной школы независимо от того, по какой программе он обучался. Безусловно, что он может знать и уметь больше, чем это указано в Сандарте.

Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»

Вопросы для повторения

1. Что может способствовать читательской эволюции, а что – мешать ей?


2. Раскройте понятия «образование», «развитие».

3. В чем состоит специфика литературного образования?

4. Зачем изучать литературу в школе вообще и в начальной школе в частности?

5. Раскройте специфику литературного развития как возрастного процесса.

6. Одинаково ли будет восприятие одного и того же литературного произведения учениками разного возраста. Почему?

7. Раскройте специфику литературного развития как учебного процесса. Как может сказываться на восприятии литературного произведения процесс обучения?        

8. Может ли быть так: пятиклассник глубже и полноценнее воспринимает стихотворение Лермонтова «Парус», чем семиклассник? При каких условиях это может произойти?

9. Раскройте каждый из трех элементов процесса литературного развития.

10. Какие подходы к выделению критериев ЛР существуют? Раскройте каждый из них.

11. Каковы отличительные признаки первого этапа литературного развития?

12. Чья позиция в определении целей ЛО на начальном этапе вам ближе, почему?

13. Почему учитель должен знать основные закономерности процесса ЛР?

Задание 1. Предложите задания для определения уровня ЛР младших школьников с позиций широкого подхода к критериям.

Задание 2. Ознакомьтесь с программами литературного образования для начальной школы и проанализируйте программы по плану (см. Раздел 2. 3.10):

1. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Литературное образование «Азбука словесного искусства» (для гуманитарных классов) // Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. – М.: «Дрофа», 2001.

2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Программа. // Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. М.: «Дрофа», 2001.

3. Джежелей О.В. Чтение и литература. Программа. // Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. М.: «Дрофа», 2001.

Задание 3. Ознакомьтесь и проанализируйте учебно-методические комплекты (см. Раздел 2. 3.10):

1. Учебно-методический комплект М.П.Воюшиной «Литература. Для начальных классов общеобразовательной средней школы».

2. Учебно-методический комплект «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой.

3. Учебно-методический комплект программ «Школа. XXI век» под ред. Виноградовой. Программа по литературе, составленная М.И.Омороковой и Л.А.Ефросининой, и учебные комплекты к программе.

4. Учебно-методический комплект Н.А.Чураковой «Литературное чтение».

Задание 4. Проанализируйте работы двух учеников, окончивших 2 –й класс, и определите уровень литературного развития каждого из них, дав качественную оценку результату каждого вида деятельности. Задания при едены в разделе 2; параграфе 1.4.)

Работа № 1 Люба Д.

I. Круг чтения и потребность в чтении.

Анкета

Анкета

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

Крылов «Басни», Пушкин – сказки, рассказы.


2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?

О природе и животных, сказки, все!

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?

2—3 раза в неделю..

4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?

И так, и так. Когда читаешь сам, скучновато, а когда тебе, то весело.

5. Тебе больше нравится читать стихи или прозу? Почему?

И стихи, и прозу.

6. Назови книги и их авторов, которые ты прочитал за эту четверть.

Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка», Л.Кассиль. «Алексей Андреевич».

II. Качество чтения

1. Мне кажется, что это грустное, потому что ему страшно, но он скрывает, и я это поняла.

2. Я сочувствую мальчику, потому что его оставили дома, а он может что-то натворить.

3. Мне он понравился: он сдержал страх в одиночестве.

4. Все ушли, и он может делать, что хочет, и он не будет бояться, он же говорит, что он кочергой может или позовет.

5. Эпитеты: месяц красный, хромого черта Сравнения: месяц – брат наш; ветер – дядя; звезды – сестры; небо – мать; тучка, как ягненок; я слоненок; я тигренок; месяц, брат мой. Чтобы была своя фантазия.

6. Храбро, как относятся к мужчинам.

7. Да. Он подбирает слова, как будто он не боится.

8. Я бы сделал иллюстрации к каждой строфе.

9. Нет ответа.

10. Нет ответа.

11. Нет ответа.

12. Мне кажется, что нет, потому что это грустное стихотворение, поэтому его надо читать быстро.

III. Теоретико-литературные знания

Задание 1.

1. Рассказ. Это научно-популярный рассказ, т.к. похож на рассказ «Ежик».

2. Загадка.

3. Считалка.

4. Поговорка.

5. Стих.

6. Басня.

Задание 2. «Стрекоза и Муравей» Крылова. Басня – это фантазия, а сказка и рассказ – это не фантазия.

IV. Литературное творчество

Вдруг проплыла рыба и укусила гражданина. А гражданина на пальце была соски, и он ее оторвал и съел. Фу! Какая соленая! А ему такие нравились. Но почему он сказал «фу»? Наверное, не почувствовал сначала вкус. И он закрыл глаза и случайно съел рыбу. Эта сосиска еще соленее! И вдруг сосиски поехали по речке. Он пошел их догонять и догнал. И вот он вылез, как из сауны. Только сосиски не были как из сауны, а то бы они обгорели, как на бублике. Ой, нет. Думала, что обгорят, мне показалось. Ну, я пошел домой, но когда я пришел, Лада все их съела. Вот моя Лада. (Приложен рисунок)

Работа № 2 . Илья А.

I. Круг чтения и потребность в чтении.

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?

Приключенческие, фантастику

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?

Каждый день.

4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?

Мне нравится так, и так.