ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 2400
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников
Глава 1. Литературное развитие младших школьников
1.1. Содержание понятия «литературное развитие»
1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности
1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников
Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе
3.1. Содержание литературного образования (СЛО)
Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»
Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе
Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе
1.1. Принцип целенаправленности
1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного
1.4. Принцип учета потребностей ребенка
1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения
1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания
Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе
2.2. Этап проверки домашнего задания.
4.2. Постановка диагностических целей
Глава 5. Школьный анализ литературного произведения
Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»
Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями восприятия произведения учащимися. Программа изучения художественных произведений должна быть выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения как самого художественного текста, так и деятельности учащихся.
3.8. Методические условия достижения целей ЛО
Бурное развитие методической науки применительно к начальной школе привело в последние годы к уточнению старых и появлению новых позиций. Новое не отвергает уже найденное, а, скорее, развивает его применительно к сложившимся социоклуьтурным условиям нашего общества.
Цели ЛО могут быт достигнуты при соблюдении ряда методических условий.
1. Коммуникативная направленность обучения:
– создание естественной необходимости коммуникации (общение с литературным произведением, его автором, учителем, одноклассниками);
– стимулирование коммуникации с произведением и его автором, а также с произведениями других видов искусства.
2. Выбор произведения для изучения должен учитывать не только психологические особенности и возрастные интересы ребенка, но и его личный жизненный опыт, т.к. иначе произведение не вызовет сочувствия, не сможет быть воспринятым ребенком.
3. Обучение приемам, обеспечивающим понимание текста, т.е. приемам анализа литературного произведения и приемам собственной творческой деятельности, в процессе овладения которыми, в свою очередь, формируется система читательских и речевых умений.
4. Сообщение теоретико-литературных и речеведческих знаний и обучение их практическому применению, что также необходимо для адекватного понимания произведения и его выражения в устный и письменной речи.
5. Интеграция предметов гуманитарного цикла, необходимая не только для развития личности и воспитания у младшего школьника потребности общения с искусством, но и для облегчения ребенку понимания искусства слова через обращение к другим видам искусства.
6. Сочетание логического и интуитивно-эмоционального подхода в постижении искусства слова. Поскольку умение понимать что-либо и кого-либо – умение сложное, то при обучении младших школьников необходимо обращать внимание не только на логическое освоение произведения или какого-либо приема анализа, но и на интуитивно-эмоциональное постижение искусства слова. Прийти к пониманию авторской позиции ребенок может разными путями, и урок должен предоставить ему возможность двигаться, с одной стороны, так, как ему удобнее, а с другой – все-таки в нужном направлении.
Безусловно, эти условия не только не отменяют содержание ЛО на первом этапе, предложенное М.П.Воюшиной, но основываются на нем.
3.9. Задачи ЛО на первом этапе
В итоге мы можем конкретизировать задачи ЛО на начальном этапе.
1. Обучение приемам понимания художественного произведения и приемам понимания научно-познавательного текста, что включает формирование системы читательских умений и теоретико-литературных знаний.
2. Обучение интерпретационной деятельности (выражение своего понимания разными способами: в устной и письменной речи и в художественной деятельности), что включает формирование системы речевых умений и творческих способностей.
3. Развитие литературных способностей (эмоциональной чуткости к слову, способностей к зрительной конкретизации словесного образа и образному обобщению).
4. Расширение кругозора и культурного поля ребенка, воспитание у ребенка потребностив чтении.
5. Формирование эстетического вкуса и системы эстетических ценностей.
3.10. Вариативные программы по литературе и их анализ
На сегодняшний день нет единой для всех программы по литературе – существует несколько вариативных программ по литературе для начальной школы. Для выбора программы необходимо внимательно прочитать пояснительную записку к ней: там авторы излагают свои цели ,задачи, принципы. Приняв позицию авторов, следует ознакомиться с собственно программой и уточнить, насколько полно реализуются в ее содержании выдвигаемые авторами цели и принципы. Затем нужно обязательно проанализировать хрестоматии и учебные тетради: соответствуют ли они программе, действительно ли методический аппарат этих учебных пособий позволяет реализовать цели ЛО. Если учитель пользуется методическими рекомендациями к программам и учебникам, то анализу подвергается каждый урок.
Приведем планы анализа программы и учебно-методического комплекта по литературе для начальной школы
План анализа программы
1. Цели и задачи литературного образования. Выводы о целях и задачах:
1) Соотносятся ли цели и задачи между собой внутри каждой программы?
2) Направлены ли цели на ЛР ребенка;?
3) Ориентированы ли цели и задачи только на общее развитие ребенка или и на общее и литературное?
2. Принципы построения программы и отбора литературных произведений для изучения Выводы и принципах:
1) Соответствует ли содержание принципов их обозначению (названию)?
2) Обеспечивают ли принципы в своем единстве организацию образовательного процесса по предмету?
3. Элементы содержания литературного образования (знания, умения, виды деятельности, круг чтения). Выводы о знаниях и умениях, о видах деятельности:
1) Выделены ли в программе знания, умения и виды деятельности?
2) Обозначено ли в программе, на каком материале, в каких видах деятельности и в какой последовательности формируются знания и умения?
3) Адекватны ли обозначенные знания, умения и виды деятельности друг другу?
4) Систематизированы ли знания и умения и литературный материал?
4. Круг чтения. Выводы о круге чтения:
1) Соблюдается ли при выборе произведений эстетический принцип (высокохудожественные тексты)?
2) Адаптированы ли произведения, сокращены ли или даны в авторской редакции?
3) Насколько разнообразны произведения по темам и жанрам?
4) Учтены ли возрастные особенности ребенка и его читательские интересы?
5) По какому принципу выстроено движение о произведения к произведению (есть ли эти связи)?
5. Соблюдение заявленных принципов в содержании программы. Выводы.
6. Общие выводы: обеспечивают ли эти знания, умения, виды деятельности и круг чтения реализацию задач и достижение целей; литературное развитие ребенка?
План анализа учебного комплекта к программе литературного образования
1. Элементы комплекта: хрестоматия, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, книги для чтения и др.
2. Структура учебника-хрестоматии (темы, разделы, вопросы и задания, статьи и др.)
3. Классификация вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, аналитико-творческие). Вопросы и задания какой группы преобладают? Способствуют ли вопросы и задания осмыслению произведения и литературному развитию школьников?
4. Реализация принципа наглядности (оформление учебника, рабочих тетрадей, иллюстрации). Каково качество иллюстративного материала с эстетической точки зрения? Предполагается ли работа с иллюстративным материалом? Способствует ли она осмыслению произведения?
5. Формирование теоретико-литературных представлений. Как учебник осуществляет работу по формированию теоретико-литературных представлений? Способствуют ли представленные в учебнике материалы формированию умения использовать теоретические знания в процессе осмысления произведения?
6. Представлены ли в учебном комплекте вопросы и задания, направленные на формирования культурного поля учеников? Способствуют ли эти задания повышению качества восприятия литературного произведения?
7. Соблюдается ли принцип научности в тексте статей и вопросах и заданиях для учеников? Какие нарушения вы заметили?
8. Соответствует ли комплект программе с точки зрения заявленных в программе целей и задач, принципов и содержания литературного образования?
Несмотря на различия в подходах, целях и задачах, методике их реализации, в конкретике литературного материала, можно выделить требования, общие для всех программ, которые представлены в Стандарте начального литературного образования. Стандарт определяет, что обязательно должен знать и уметь выпускник начальной школы независимо от того, по какой программе он обучался. Безусловно, что он может знать и уметь больше, чем это указано в Сандарте.
Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»
Вопросы для повторения
1. Что может способствовать читательской эволюции, а что – мешать ей?
2. Раскройте понятия «образование», «развитие».
3. В чем состоит специфика литературного образования?
4. Зачем изучать литературу в школе вообще и в начальной школе в частности?
5. Раскройте специфику литературного развития как возрастного процесса.
6. Одинаково ли будет восприятие одного и того же литературного произведения учениками разного возраста. Почему?
7. Раскройте специфику литературного развития как учебного процесса. Как может сказываться на восприятии литературного произведения процесс обучения?
8. Может ли быть так: пятиклассник глубже и полноценнее воспринимает стихотворение Лермонтова «Парус», чем семиклассник? При каких условиях это может произойти?
9. Раскройте каждый из трех элементов процесса литературного развития.
10. Какие подходы к выделению критериев ЛР существуют? Раскройте каждый из них.
11. Каковы отличительные признаки первого этапа литературного развития?
12. Чья позиция в определении целей ЛО на начальном этапе вам ближе, почему?
13. Почему учитель должен знать основные закономерности процесса ЛР?
Задание 1. Предложите задания для определения уровня ЛР младших школьников с позиций широкого подхода к критериям.
Задание 2. Ознакомьтесь с программами литературного образования для начальной школы и проанализируйте программы по плану (см. Раздел 2. 3.10):
1. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Литературное образование «Азбука словесного искусства» (для гуманитарных классов) // Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. – М.: «Дрофа», 2001.
2. Кубасова О.В. Литературное чтение. Программа. // Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. М.: «Дрофа», 2001.
3. Джежелей О.В. Чтение и литература. Программа. // Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. М.: «Дрофа», 2001.
Задание 3. Ознакомьтесь и проанализируйте учебно-методические комплекты (см. Раздел 2. 3.10):
1. Учебно-методический комплект М.П.Воюшиной «Литература. Для начальных классов общеобразовательной средней школы».
2. Учебно-методический комплект «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой.
3. Учебно-методический комплект программ «Школа. XXI век» под ред. Виноградовой. Программа по литературе, составленная М.И.Омороковой и Л.А.Ефросининой, и учебные комплекты к программе.
4. Учебно-методический комплект Н.А.Чураковой «Литературное чтение».
Задание 4. Проанализируйте работы двух учеников, окончивших 2 –й класс, и определите уровень литературного развития каждого из них, дав качественную оценку результату каждого вида деятельности. Задания при едены в разделе 2; параграфе 1.4.)
Работа № 1 Люба Д.
I. Круг чтения и потребность в чтении.
Анкета
Анкета
1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.
– Крылов «Басни», Пушкин – сказки, рассказы.
2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?
– О природе и животных, сказки, все!
3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?
– 2—3 раза в неделю..
4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?
– И так, и так. Когда читаешь сам, скучновато, а когда тебе, то весело.
5. Тебе больше нравится читать стихи или прозу? Почему?
– И стихи, и прозу.
6. Назови книги и их авторов, которые ты прочитал за эту четверть.
– Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка», Л.Кассиль. «Алексей Андреевич».
II. Качество чтения
1. Мне кажется, что это грустное, потому что ему страшно, но он скрывает, и я это поняла.
2. Я сочувствую мальчику, потому что его оставили дома, а он может что-то натворить.
3. Мне он понравился: он сдержал страх в одиночестве.
4. Все ушли, и он может делать, что хочет, и он не будет бояться, он же говорит, что он кочергой может или позовет.
5. Эпитеты: месяц красный, хромого черта Сравнения: месяц – брат наш; ветер – дядя; звезды – сестры; небо – мать; тучка, как ягненок; я слоненок; я тигренок; месяц, брат мой. Чтобы была своя фантазия.
6. Храбро, как относятся к мужчинам.
7. Да. Он подбирает слова, как будто он не боится.
8. Я бы сделал иллюстрации к каждой строфе.
9. Нет ответа.
10. Нет ответа.
11. Нет ответа.
12. Мне кажется, что нет, потому что это грустное стихотворение, поэтому его надо читать быстро.
III. Теоретико-литературные знания
Задание 1.
1. Рассказ. Это научно-популярный рассказ, т.к. похож на рассказ «Ежик».
2. Загадка.
3. Считалка.
4. Поговорка.
5. Стих.
6. Басня.
Задание 2. «Стрекоза и Муравей» Крылова. Басня – это фантазия, а сказка и рассказ – это не фантазия.
IV. Литературное творчество
Вдруг проплыла рыба и укусила гражданина. А гражданина на пальце была соски, и он ее оторвал и съел. Фу! Какая соленая! А ему такие нравились. Но почему он сказал «фу»? Наверное, не почувствовал сначала вкус. И он закрыл глаза и случайно съел рыбу. Эта сосиска еще соленее! И вдруг сосиски поехали по речке. Он пошел их догонять и догнал. И вот он вылез, как из сауны. Только сосиски не были как из сауны, а то бы они обгорели, как на бублике. Ой, нет. Думала, что обгорят, мне показалось. Ну, я пошел домой, но когда я пришел, Лада все их съела. Вот моя Лада. (Приложен рисунок)
Работа № 2 . Илья А.
I. Круг чтения и потребность в чтении.
1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.
– Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?
– Приключенческие, фантастику
3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?
– Каждый день.
4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?
– Мне нравится так, и так.