Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2949

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аккультурация- 1) процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов образования в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза;

2) кумуляция ценностей иной культуры при сохранении своих, исходных этнокультурных характеристик.

Ассимиляция - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой находятся в непосредственном контакте.

Взаимодействие педагогическое - прямое или косвенное воздействие субъектов воспитательного процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Основными параметрами являются взаимоотношения, поддержка, доверие, синтонность и др. Взаимодействие педагогов и школьников может характеризоваться типами отношений: официальными и неофициальными, деловыми и личными, положительными, индифферентными, отрицательными. Структура ПВ обычно указывает на связь трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческо-волевого. Основные проявления названных компонентов взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Стратегии педагогического взаимодействия: конфронтация, полная или частичная индифферентность, подавление, конфликт, опека, соглашение, диалог, сотрудничество. Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагогическое общение - форма взаимодействия педагогов и учащихся. Общение - информационные и предметные отношения между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Педагогическое общение отличается от других видов общения наличием педагогической задачи. Под профессионально педагогическим общением понимается система взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание педагогического воздействия. Взаимодействие с детьми в ходе общения: организация учащихся на выполнение коллективных творческих дел, формирование взаимоотношений между детьми, обеспечение благоприятного климата в коллективе и др. Педагогическое общение выполняет функции: информационно-коммуникативные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга); регуляционно-коммуникативные (регулирование людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); аффектно-коммуникативные (определяющие эмоциональные сферы человека). Характер общения педагога с учащимися обусловлен его профессионально-педагогической подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета и педагогики, психологии), научным потенциалом, профессиональными устремлениями и идеалами. Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися, традиционно рассматриваются авторитарный, демократический и попустительский стили. Коммуникативные умения педагога: умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, умение переключать внимание, а также наблюдательность, социальная перцепция, речевые и неречевые умения и др.


Воспитание - в современных педагогических концепциях определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е.В.Бондаревская); как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения (О.С.Газман); как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей ребенка (В.П.Созонов); как целенаправленное, организованное педагогом-профессионалом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека (Н.Е.Щуркова).

Воспитывающая деятельность – организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира как формирование социально-ценностных отношений к ним.

Витагенный опыт (от лат. vita – жизнь) – жизненная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к самоактуализации в адекватных условиях. Эта информация представляет сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанную с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Ключевое слово в этом определении – прожито. Воспитание с учетом витагенного опыта детей – одно из условий гуманистического воспитания. (БелкинА.С. Основы возрастной педагогики. - М.,2000.)

Гуманистическая психология – направление в современной психологии, возникшее в 50-х гг. ХХ в. и признающее своим главным предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Гуманисты-психологи подчеркивают прежде всего уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании (Ш.Бюллер, А.Маслоу, К.Роджерс).

Диалог – сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.

Диагностика педагогическая - термин «диагностика» происходит от греческого «диа» -между, через и «гносис» – знание. В общем смысле диагностика – это особый вид познания, результатом которого является диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности к определенному установленному наукой классу. В педагогике диагностика имеет свое содержание. Она по существу насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто планомерно занимался обучением и воспитанием детей, тот всегда пытался определить результаты своего труда. Педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности школьника, поиск причин этих результатов, характеристики целостного педагогического процесса. Для классного руководителя педагогическая диагностика выполняет две роли: с помощью диагностики прослеживается результативность работы воспитателя и воспитуемого; диагностика из инструмента познания превращается в инструмент развития личности.


Индивидуализация – система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для личностного выбора собственного смысла жизни; это помощь ученику в личностном самоопределении.

Коммуникация – 1) процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.д.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования; 2) процесс, в котором «Я» действительно становится самим собой благодаря тому, что обнаруживает себя в другом.

Концепция педагогическая – это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. Концепция указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности. Концептуальные принципы определяют разработку соответствующих теорий. Гуманистические концепции – это не жесткие требования, а предложения. Ознакомление с ними способствует пробуждению концептуального педагогического мышления. Современной школе необходим учитель, который не только умеет думать, но и способен мыслить, т.е. порождать собственные смыслы педагогической деятельности. (Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.пособие. – Ростов н/Д, 2001.) Среди современных концепций воспитания выделяются «Системный подход к построению воспитательного процесса» (Л.И.Новикова, В.А. Караковский); «Системно-ролевая теория формирования личности» (Н.М. Таланчук); «Формирование образа жизни, достойного человека» (Н.Е.Щуркова); «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В.Бондаревская); «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О.С.Газман); «Самовоспитание школьников» (Г.К.Селевко); «Воспитание на основе потребностей человека» (В.П.Созонов).

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – 1) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии “культура” фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура) или всего общества в целом. 2.)Способность живых существ вырабатывать систему небиологических по своему источнику средств и механизмов для адаптации к среде и поддержания своей коллективной жизни. 3.)Процесс и продукты духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, значений, представлений и символов. 4.) Механизм самодетерминации личности с присущей ей историчностью и социальностью, форма обретения, восприятия мира впервые. 5.) Форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур.


Культурологический подход – 1) конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию- учение о ценностях и ценностной структуре мира; 2) видение образования сквозь призму понятия культуры, т.е. понимание как культурного процесса, осуществляющего в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Культурологическое личностно-ориентированное образование – образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества. Культурологическое личностно-смысловое развитие учащихся поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

Культурная идентификация - установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернализация (принятие в качестве своих) ее ценностей, проживание собственной жизни в формах культурного бытия народа.

Культурный шокпервоначальная реакция индивидуального или группового сознания на столкновение индивида или группы с инокультурной реальностью.

Межкультурная коммуникация1) адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культура; 2) взаимодействие культур, эксплицирующих тип личности, несущий конкретное историческое содержание той или иной эпохи и позволяющий осмыслить взаимные ценности, самосознание и глубокую человеческую сущность.

Межкультурная компетентность – знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей.

Народная педагогика -1) духовный феномен народов (эмпирические знания, сведения, идеи, представления, взгляды, установки воспитательных воздействий); 2) педагогическая практика разных народов; 3) единство педагогической мысли и педагогической деятельности народов; наука о народном воспитании.

Образовательное пространство – 1) понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; 2) пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными и воспитательными событиями, явлениями, по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению (Бондаревская Е.В., 2000).


Педагогическая инновация – такое нововведение, которое разрабатывается и проводится не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Педагогическая культура школы – процесс ее движения к новому качественному состоянию, в ходе которого происходит выявление и осмысление коренных потребностей и культурных смыслов образовательной деятельности.

Педагогическая поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у педагога помощи и защиты, это понимание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать позитивных результатов в саморазвитии. Основное внимание уделяется поддержке личностных структур сознания. О.С.Газман рассматривал педагогическую поддержку как деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; эффективной деловой и межличностной коммуникацией; жизненным самоопределением. Исследователями, давшими наиболее системный анализ этому новому понятию (Анохина Т.В., Газман О.С., Иванова Н.В., Крылова Н.Б. и др.), педподдержка рассматривается как особая деятельность, тесно связанная с процессами саморазвития, самоопределения, самореализации детей. Выделяется групповая и индивидуальная поддержка. Если педагог работает с классом, ему необходимо определить характер взаимоотношений членов группы, установить групповые ценности и смыслы, формы и средства реализации этих ценностей. В индивидуальной работе педагог изучает его проблемы, трудности, и вместе с ним ищет нужный способ общения, решения возникших затруднений. Педподдержка должна строиться на диагностике и коррекции индивидуальных возможностей ребенка (Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – М., 1996; Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде.- Улан-Удэ, 1999.)

Педагогическая оценка (ПО) – это оценка качеств личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры с целью становления, развития социально-ценностного отношения к миру. ПО должна стимулировать, вызывать активность, желание взаимодействовать с миром. Поэтому приоритетной должна быть положительная оценка. Механизм воздействия этой оценки связан с положительными эмоциями. Выполнение ребенком норм и правил, благодаря этим положительным чувствам, начинает восприниматься как нечто само по себе положительное. ПО может быть открытой (одобрение, похвала, материальное поощрение, присвоение звания и т.п.) и скрытой («Я-сообщение», «ты-сообщение», «позитивная интерпретация негативного поведения» и др.). Все виды оценочного воздействия будут более эффективными при соблюдении ряда условий: эмоциональной уравновешенности педагога; доброжелательном тоне; доминировании в опыте педагога положительной оценки над отрицательной; понимании индивидуальных особенностей, душевного состояния, мотивов ребенка в конкретной ситуации (Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998).