Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 3093

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) пересадить за отдельную парту;

в) сделать запись в дневнике;

г) не обращать никакого внимания;

д) пожаловаться классному руководителю;

е) побеседовать с Сергеем с глазу на глаз о том, как избавиться от его болтливости.

Вопрос: Какие из перечисленных приемов могут оказаться конфликтогенными? Что бы вы предложили в данной ситуации?


9. Возвращение к синквейну: « Хотите ли вы что- либо изменить в коллективной творческой работе?»






















Тема 3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ


Задачи:

1.Знать характеристику методов и приемов воспитания и уметь анализировать педагогические ситуации с точки зрения их реализации.

2.Уяснить структуру воспитательного дела как единицы воспитательной работы; уметь соотносить формы работы с видами деятельности.

3.Научиться делать анализ воспитательных дел.

4.Отработать технологию проведения разных форм воспитательного дела.


Обязательная литература:


  1. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград, 1995.

  2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998.

  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

  4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. - М., 1999.

  5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2002.

  6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

  7. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – М., 1998.

  8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. – М., 1999.

  9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М., 2000.


Дополнительная литература:


  1. Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе: Учеб. пособие.– Улан-Удэ, 1997.

  2. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. – М., 1992.

  3. Резникова Ю.Г., Солодухина Т.К., Фомицкая Г.Н. Основы воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студентов университета. – Улан-Удэ, 2001.

  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для вузов. - М., 1999.


Задания для работы с литературой:


Задание 1. На основе изучения обязательной и дополнительной литературы заполните таблицу, отображающую систему методов воспитания:


Методы воспитания

Методы формирования сознания

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы стимулирования деятельности и поведения

Убеждение:

Упражнение:

Мотивация:


Задание 2. Проанализируйте педагогические ситуации с точки зрения реализации педагогом методов воспитания:

1. Молодая учительница вместе с 5 классом вскапывала лунки для деревьев. Сначала она объяснила, что надо делать, и дети радостно взялись за работу. Педагог подходила то к одному, то к другому, подбадривая их. Дело спорилось. Но через два часа энтузиазм иссяк. Учительница стала прикрикивать на детей, спорить с ними, нервничала, называла лодырями, однако дело вперед не двигалось. Объясните, почему так случилось.


2. В школе санитарный день. В 10-м классе тоже идет генеральная уборка. А на следующий день учитель объявляет трудовой десант. Одна девочка говорит, что не может прийти, т.к. ей не обязательно работать в поле, будущая ее профессия не связана с физическим трудом. Классный руководитель в замешательстве, девочка учится на «отлично», ведет себя примерно, и вдруг такое заявление. Она решает …

3. "Волшебный стул" - одна из форм группового дела. На "волшебный стул" приглашается один из класса: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что ни один недостаток не способен "высветить" "волшебный стул", зато все положительные стоpоны личности ярко представлены для глаз присутствующих (Н.Е. Щуpкова).

Как Вы думаете, какие педагогические задачи решает такое воспитательное дело? Какие условия необходимо соблюдать при его проведении?

4. Методика организации театpа-экспpомта предельно проста. Составляется текст для "голоса за кадром", обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене pазвеpтывались занимательные события. На карточках записаны персонажи представления. Эти карточки pаспpеделяются между детьми, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».

Напpимеp, «...Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пpобиpается Цыган-воp, он ищет конюшню, где спит Конь. Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка пеpебиpает копытами и тихонько ржет. Недалеко от него пpистpоился на жеpдочке Воробей. Он дремлет, иногда открывает то один, то второй глаз. На улице, на привязи, спит Пес... Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-воp пpобиpается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку... Воробей тревожно зачирикал ... Пес отчаянно залаял ... Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в pуках Хозяин... Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаиваются. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет... Занавес» (Щуpкова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М., 1996).

Определите, какие требования к таким делам необходимо выполнять для того, чтобы они психологически pаскpепощали детей, фоpмиpовали у них чувство уверенности, поддеpживали чувство достоинства.



Практические задания:


Задание 1. Познакомьтесь с планом воспитательной работы классного руководителя: обратите внимание на тематику и разнообразие форм воспитательных дел. Из разговора с детьми выясните, какие формы работы более всего им по душе.


Задание 2. Посетите воспитательное дело в школе и проанализируйте его по схеме:

  1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого занятия.

  2. Оценка актуальности темы воспитательного дела и формы его проведения.

  3. Насколько успешно сформулированы задачи воспитательного дела, степень их реализации.

  4. Место данного мероприятия в системе работы педагога.

  5. Оценка оборудования и оформления помещения, их соответствие теме, цели, форме организации дела.

  6. Структура мероприятия, логика построения, порядок проведения.

  7. Обеспечение эмоционального настроя учащихся, взаимодействия с детьми.

  8. Результативность мероприятия: активность детей, заинтересованность, эмоциональность, познавательная ценность (расширение кругозора, предоставление возможности высказать свою точку зрения, умение рассуждать и т.п.), влияние мероприятия на формирование ценностных ориентаций, эстетических взглядов и т.п.

  9. Подведение итогов и анализ проведенного дела (определение вместе с детьми положительных и отрицательных моментов, их причины, предложения и рекомендации).

  10. Недостатки в проведении мероприятия, их причины.

  11. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).


Примерная схема анализа этической беседы


  1. Тема, цели и задачи проводимой беседы.

  2. Актуальность темы беседы для данного коллектива.

  3. Опора на нравственный опыт детей.

  4. Убедительность, конкретность доводов и аргументов.

  5. Логичность и последовательность при разъяснении нравственных категорий.

  6. Соответствие беседы возрастным особенностям детей, уровню их развития (избранная тема, использованные приемы, уровень анализа моральных понятий, количество используемых источников, структура беседы, речь ведущего).

  7. Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность формулировки темы, образность и живость речи ведущего, новизна и выразительность используемых примеров).

  8. Степень участия детей в подготовке беседы.

  9. Степень активности школьников во время беседы. Контакт ведущего с классом, стиль его отношений, приемы активизации детей.

  10. Умение учителя ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.

  11. Выводы, достигнута ли цель беседы, ее достоинства и недостатки.

Примерная схема анализа дискуссии


  1. Как сформулирована тема и цель дискуссии, насколько они обоснованы? Как подготовлены дети к обсуждению, ясно ли представляют предмет обсуждения, порядок его проведения?

  2. Удалось ли ведущему добиться активного участия ребят в дискуссии? Побуждал ли он или скорее останавливал желающих высказаться? Обращал ли внимание на каждый ответ? Терпеливо ли выслушивал ребят, проявляя заинтересованное внимание, искренний интерес к точке зрения ребенка? Уточнял и прояснял ли высказывания детей? Делал ли паузу, давая возможность обдумать ответ?

  3. Поддерживал ли ведущий робких и нерешительных ребят? Каким образом он это делал?

  4. Были ли вопросы дискуссии проблемными, побуждающими к самостоятельному мышлению, рассуждению, привлечению жизненного опыта, связаны ли с выработкой собственного суждения?

  5. Использовал ли ведущий, кроме вопросов, другие приемы активизации разговора (сопоставление различных точек зрения, противоречивые высказывания известных людей, пословицы и поговорки, проблемные ситуации, анализ статистического материала)?

  6. Подводил ли ведущий промежуточные итоги, суммировал точки зрения, чтобы усилить внутреннюю связность дискуссии?

  7. Спокойно ли воспринимал ошибки в логике рассуждения ребят, проявлял ли терпимость, желание уточнить, без стремления одернуть?

  8. Занимал ли ведущий доминирующую позицию или сумел свободно выражать свое мнение, не подавляя окружающих, убеждать, не настаивая категорично на своей точке зрения?

  9. Определите, что удалось ведущему сделать лучше всего, а что не удалось в его дискуссии с детьми. Выделите приемы, которые сделали обсуждение более эффективным, и приемы, которые давали обратный эффект.



Задание 3. Дополните картотеку воспитательных дел по видам деятельности:

Познавательная деятельность: устный журнал, публичная лекция, обзор литературы, консультация библиотекаря, познавательные вечера (вечер разгаданных и неразгаданных тайн; вечер, посвященный М.В.Ломоносову, вечер-путешествие, вечер веселых задач); рассказ-эстафета; пресс-конференция; «У нас в гостях»; встречи с интересными людьми: лектором, научным работником, психологом, врачом и т.п.; конкурсы: конкурс эрудитов, турнир знатоков (природы, музыки, физики и т.п.), брейн-ринг, КВН, викторины, олимпиады, выставки творческих работ, турнир любознательных, интеллектуальный аукцион, смотр знаний, пресс-бой, турнир-викторина и т.п.; конференции, конкурс научно-учебных работ, работа предметного кружка.


Литература:

  1. Арутюнов А.Р. и др. Игровые задания. - М., 1984.

  2. Афанасьев С., Коморин Т. 100 творческих конкурсов //Воспитание школьников. - 1994.- №5,6; 1995 - №1.

  3. Барр Ст. Россыпи головоломок: Пер. с англ. Ю.Н.Сухарева.- М., 1978.

  4. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломкина.- М., 1982.

  5. Заика Е.В. Упражнения для развития мышления, воображения, памяти школьников. - Харьков, 1992.

  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

  7. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.

  8. Последние новости: Сб. материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной деятельности детей и подростков. - Орел, 1993.

  9. Рэймон Смаллиан М. Алиса в стране смекалки. - М., 1987.

  10. Щуркова Н.Е. и др. Новые формы воспитательной работы. – М., 1993.- №3,4.

Ценностно-ориентационная деятельность: сократовская беседа, анализ анкетного материала («Портрет нашего класса»), публичная лекция, чтение литературы, уроки культурного поведения и др.; коллективное размышление («Какой быть нашей школе?»), дискуссионные качели, диспуты и обсуждения («Красиво жить - что это значит?»), философские и «круглые столы», конверт дружеских вопросов, классные собрания.


Литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., 1987.

  2. Гаврилец В.Г. Воспитание человечности. - Минск, 1985.

  3. Щуркова Н.Е. и др. Новые формы воспитательной работы.- М., 1993.- №3,4.


Художественно-творческая деятельность и свободное общение: организация и проведение праздников: День учителя, Новый год, Сагаалган, День святого Валентина (14 февраля), День защитников Отечества (23 февраля), Масленица, 8 марта; школьные праздники, концерты (концерт-ромашка), фестивали (День танца), вечера (Пушкинский вечер); музыкальные и литературные гостиные, школьные спектакли, литературные композиции, малые конкурсы (конкурс художников, поэтов, музыкантов, чтецов); кольцовка песен и т.д.


Литература:

  1. Бахтин В. От былины до считалки. - М., 1988.

  2. Детские частушки, шутки, прибаутки /Сост. Т.И. Бахметьева. - Ярославль, 1977.

  3. Литература и фантазия / Сост.Л. Стрельцова Л. - М., 1992.

  4. Мусорин Н.П. В сельской школе после звонка. - М., 1989.

  5. Никитин Ю. Музыкальная шкатулка. - М., 1987.

  6. От прибаутки до былины / Сост. В.Аникин. - М., 1991.

  7. Стрелкова Л.П. Игры-сказки. - М., 1990.

  8. Фомин А.А., Шмаков С.А. Возвращение к народным истокам. - М., 1996.

  9. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М., 1992.

  10. Шмаков С.А. Сценарии нестандартных праздников в школе, летнем лагере, по месту жительства. - М., 1997.

  11. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М., 1994.



Физкультурно-спортивная деятельность: спортивные соревнования, туристические конкурсы, сюита туристских игр, веселые старты ("Руки, ноги, голова!"), спартакиады, спортивные программы для мальчиков ("Развернись, плечо, размахнись, рука!", конкурс "Гэсэр"), игры на местности, подвижные игры на школьном дворе, народные спортивные игры ("Эй, ухнем!"), скаутские игры ("Следопыты") и др.

Литература:

  1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учеб. пособие для инструкторов физической культуры. - М., 1982.

  2. Васильков И.И. От игры к спорту. - М., 1985.

  3. Геллер Е.М. Спортландия. - Минск, 1985.

  4. Детские подвижные игры / Сост.В.И. Грищков - Новосибирск, 1992.

  5. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль, 1997.

  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.

  7. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. -М., 1979.

  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- М., 1986.

  9. Шмаков С.А. Ее величество - игра. - М., 1992

  10. Юмашев В.Б., Володченко В.Ю. Выходи играть во двор.- М., 1984.

  11. Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учеб. пособие для факультетов физического воспитания педагогических вузов. - М., 1977.


Задание 4. Подготовьте план-конспект воспитательного дела по примерной схеме:

1. Тема и форма воспитательного дела.

2.Воспитательные задачи дела..

3. Используемая наглядность и ТСО.

4. План проведения воспитательного занятия.

5. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).

6.Список использованной литературы.


Задания для самоконтроля


I.Определите, в чем различие понятий «метод», «средство», «прием»?

II.Замените определения одним термином:

а) способ воздействия на учащихся в организации их эстетической, умственной, трудовой и других видов деятельности, направленных на нравственное становление личности;

б) часть общего метода, отдельное воздействие, конкретное улучшение;

в) основная форма взаимодействия человека с окружающим миром;

г) метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных чувств.

III. Из приведенного списка выберите условия, определяющие выбор методов воспитания:

Коллективизм, цели и задачи воспитания, возрастные особенности школьников, эстетическое воспитание, уровень сформированности коллектива, индивидуальные особенности школьников, условия воспитания, средства воспитания, уровень педагогической квалификации, время, демократизация школы, ожидаемые последствия, требовательность, дифференциация воспитания, нравственное воспитание.

IV. Выделите методы, относящиеся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: лекция, беседа, упражнение, диспут, педагогическое требование, приучение, поощрение, увещевание, разъяснение, пример, поручение, общественное мнение, дискуссия, воспитывающие ситуации, рассказ, соревнование, наказание.