ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 3089
Скачиваний: 14
6.Управление и самоуправление в воспитательной системе (органы, формы, функции).
7.Организация разновозрастных, одновозрастных связей и общения.
8. Характеристики отношений учащихся, педагогов.
9.Средовой подход в воспитании (использование воспитательных возможностей среды, участие в ее преобразовании, защита от отрицательных воздействий среды).
10. Отношение педагогов, учеников, родителей к школе. В чем оно проявляется?
11. Перспективы развития воспитательной системы.
III.Описание наиболее оригинальных находок в жизни школы
1. Над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы.
2. Наиболее интересные разработки в теории и технологии воспитания.
Тема 2. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ВОСПИТАНИЯ
Задачи:
1.Понять сущность современного направления гуманизма в педагогике и психологии.
2.Знать сущность стратегической и тактической позиций педагога в зависимости от выбора принципов воспитания.
3.Уметь анализировать педагогические ситуации с точки зрения реализации гуманистических принципов.
Обязательная литература:
-
Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1979.
-
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. – М., 1999.
-
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. - М., 1998.
-
Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. пособие. – Ростов н/Д., 2001.
-
Кукушин В.С. Принципы гуманистического воспитания // Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д.,2002.
-
Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. – 1993. - №2.
-
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.
-
Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. - 1996.- №3.
-
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1999.
-
Щуркова Н.Е. Философическое воспитание //Воспитание школьников. - 1996. - №2.
Дополнительная литература:
-
Газман О.С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М., 1995.
-
Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Пер. с финск. – М., 1999.
-
Корчак Я. Как любить детей. - М., 1990.
-
Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск, 1997.
-
Кузнецова Ф.Г. Совершенствование содержания образования на основе личностно-ориентированного подхода. - Хабаровск, 1996.
-
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1988.
-
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994.
-
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения. - М., 1985.
-
Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998.
-
Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
Задания для работы с литературой:
Задание 1. Прочитайте работы, указанные в списке обязательной литературы, и сформулируйте принципы воспитания, которыми руководствуются авторы в своей педагогической деятельности.
Задание 2. Определите, в чем сущность стратегической и тактической, профессиональной позиции педагога.
Практические задания:
Задание 1. Проанализируйте конфликтные педагогические ситуации с позиции гуманистических принципов. (Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.,1999.)
1. Учитель заходит в класс и видит: ученик бросает в другого ученика портфель. Портфель летит через голову ученика и разбивает стекло в окне.
2. Учитель по просьбе учащихся решил на доске трудную задачу. Потом просит кого-либо из учеников объяснить ее решение. Выходит лучший ученик класса, стирает все написанное (т.к. задача учителем была решена неверно) и при «гробовом» молчании класса садится на место.
3. Войдя в класс на урок, я обнаружила на доске карикатуру на себя. Ребята ждали срыва урока. Думали, что буду искать виновника, читать нотации и т.д., но я…
4. Учительница французского языка заходит на урок в 4-й класс, знакомство с которым состоялось несколько занятий назад. В классе тишина, все дети спрятались под парты. Никто не шевелится. Что делать?
5. На урок пришла практикантка и дети решили сорвать урок. Не обращая внимания на учителя, они кричали, толкали друг друга. Студентка 1-2 минуты ждала, пока они успокоятся, но ребята продолжали кричать…
Задание 2. Проанализируйте воспитательную систему одной из школ города и определите, насколько она соответствует требованиям гуманизации, определив психологический климат класса по следующему опроснику:
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего отношения в школе |
|
|
|
|
|
1.Преобладание подавленного настроения, пессимизма |
2.Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное притяжение друг к другу, симпатия |
|
|
|
|
|
2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия |
3. Стремление к совместному переживанию события, жизненных явлений |
|
|
|
|
|
3 Тенденция к отстраненности друг от друга, отказ от группового характера переживаний |
4. Успехи или неудачи в целом переживаются ярко всеми членами группы |
|
|
|
|
|
4. Успехи или неудачи оставляют членов группы равнодушными |
5. Успехи и неудачи товарищей вызывают искренние переживания, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций |
|
|
|
|
|
5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить и оскорбить |
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение |
|
|
|
|
|
6. Группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему |
|
|
|
|
|
7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающиеся в разобщении группы или способствующие этому |
8. В отношениях между группировками по симпатиям существует взаимное расположение и доброжелательность |
|
|
|
|
|
8.Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу |
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях регулируются группой и не меняют качественное содержание ее поведения |
|
|
|
|
|
9. В данной ситуации происходит разобщение группы |
10. Членам группы нравится бывать вместе, чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности |
|
|
|
|
|
10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности |
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела |
|
|
|
|
|
11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях |
Результаты обрабатываются по формуле:
S
К= ------ ,
An
где К – коэффициент состояния данного параметра; S – сумма баллов по данному параметру, полученная от всех опрашиваемых; A – постоянное число, равное 55; n- число испытуемых.
Высокий уровень – 1.0- 0.8.
Средний уровень – 0.78-0.62.
Уровень недостаточного развития – 0.60-0.42.
Уровень негативного развития – 0.40 – 0.20.
Задания для самоконтроля:
I.Закончите нижеприведенные высказывания известных людей о воспитании и дайте им комментарий:
1. «Вам никогда не удастся создать мудрецов: если вы будете убивать в детях…». Ж.-Ж.Руссо
2. «Ничто так не научает, как сознание …. Это одно из главных средств самовоспитания». Т. Карлейль
3. «Люди обыкновенно лучше убеждаются теми доводами, которые….., чем теми, которые пришли на ум другим». Б. Паскль
4. «Всякое насилие не укрощает человека, а только …..и потому явно, что не насилием можно исправлять жизнь людей». Л.Н.Толстой
5. «Воспитание без …. с ребенком, без духовной близости с ним можно сравнить с блужданием в потемках». В.А Сухомлинский
II.Проверьте, как вы усвоили содержание гуманистических принципов. Для этого сопоставьте две колонки:
Название принципа |
Характеристика принципа |
1.Природосообразность |
1. Отношение к ребенку как к существу с тонкой душевной организацией, требующему защиты и помощи |
2.Культуросообразность |
2. Способность педагога дружить с детьми |
3. Свободосообразность |
3. Принятие во внимание условия места и времени, в которых живет ребенок |
4. Принятие ребенка как данность |
4. Создание условий для творческого самовыражения ребенка |
5. Принцип любви |
5. Возможность поиска истины путем «проб и ошибок», любых действий, не несущих вреда окружающим |
6. Взаимная открытость |
6. Необходимость создания проблемных социальных условий для успешного развития ребенка |
7.Эмпатия |
7. Требование соответствия педагогического влияния биологической природе ребенка |
8.Ненасилие |
8. «Умение встать в туфли другого» |
9. Творческое непослушание |
9. Признание за ребенком права быть таким, какой он есть |
10. Право на ошибку |
10. Отказ от физического или психологического давления, оказание помощи в случае необходимости |
11. Социосообразность |
11.Возможность выбора деятельности и форм поведения, иметь свою позицию |
Аудиторная работа: семинар на тему
«Профессиональная позиция педагога»
Задачи: Сформировать представления у студентов о стратегической гуманистической профессиональной позиции педагога и научить их действовать в педагогических ситуациях, опираясь на тактическую позицию.
Ход семинара:
-
Незаконченные тезисы:
-
Умеет смеяться по-человечески тот, кто…(В.А. Сухомлинский).
-
Если учитель соединяет в себе…, он – совершенный учитель (Л.Н. Толстой).
-
Учитель, по устоявшейся вульгарной традиции, - это человек, которому надо подражать. Я с этим не согласен. Учитель – это человек, который помог тебе…. (М. Светлов).
-
Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке всегда приходится…., и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с … гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибаться (А.С.Макаренко).
-
Вопросы для обсуждения:
-
Каждая профессия накладывает определенный отпечаток на мышление специалиста, придает профессиональную направленность. В чем, по-вашему, состоит своеобразие педагогического мышления?
-
«…многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения» (Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.,1988). Каковы причины, которые обусловили необходимость сделать воспитание предметом научного познания? Почему с течением времени эта необходимость становится все острее?
-
Раскройте содержание понятия «профессиональное мировоззрение учителя». Каково его соотношение с понятиями «профессиональная компетенция» и «профессиональная позиция» педагога?
-
Каждый человек – педагог: вольно или невольно он воспитывает себя и других. Как вы думаете, что существенней для становления человека – внешние влияния (родителей, учителей, приятелей и др.) или внутренняя работа над самим собой, самовоспитание?
-
Каким приоритетам вы отдаете предпочтение в педагоге – человеческим или профессиональным?
-
Согласны ли вы с таким утверждением: «Авторитет и авторитарность – понятия и однокоренные, и в то же время –взаимоисключающие»? Приходилось ли вам проявлять авторитарность? К чему это привело?
-
Как, по-вашему, каждый ли человек может стать педагогом? Если да, то что для этого требуется? Если нет, объясните, почему.
-
В малых группах студенты пишут синквейн «Педагог- гуманист», затем идет обсуждение и определяется общий вариант.
-
По каждой паре характеристик студенты определяют вариант соответствующих действий или отношений к ребенку со стороны педагога и записывают в таблицу (Н.Е. Щуркова).
Альтернативные характеристики человека |
Определяют |
Отношения и действия педагога |
Человек Ребенок |
|
|
Личность Еще не личность |
|
|
Индивидуальность Одинаковость |
|
|
Носитель пола Бесполый |
|
|
Субъект Объект |
|
|
Созидатель Исполнитель |
|
|
Моральный человек Эгоцентрический человек |
|
|
Живущий в культуре Входящий в культуру |
|
|
-
Можно ли сказать, что в основе стратегической профессиональной позиции педагога лежит соответствующее отношение к ребенку?
-
Какое отношение лежит в основе гуманистической стратегии?
-
Дайте определение тактической педагогической позиции и объясните, какими могут быть дистанционная, уровневая, кинетическая позиции, от чего они зависят.
-
Осмысление педагогических ситуаций:
-
Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Учитель попросил зайти всех в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв дверь и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:
- Можете объяснить, почему вы поссорились?
Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.
- Это секрет? – серьезно спрашивает учитель.
Они кивают головой.
- Тогда сделаем так….
Вопрос: Какое решение вы приняли бы в этой ситуации?
-
В минувшую субботу меня остановил на улице мальчик и просто сказал:
- Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля…
Я глянул на мальчика и понял, что он сыт и ухожен, одет аккуратно.
- А зачем тебе деньги?
- Мороженого захотелось…
Вопрос: Как бы вы отреагировали на слова мальчика?
-
Какой упрямый этот Толя… Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать? Как-то раз я остановила Толю в коридоре.
- Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?
На следующий день Толя, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел ко мне и, смущаясь, попросил:
- Скажите, а о чем вы будете рассказывать завтра?
Вопрос: Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические? При каких условиях успех этого мальчика может быть закреплен?
-
Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и замолкал. Каждая его двойка отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.
Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии. После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте. Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться по литературе.
Вопрос: Каким принципом руководствовался учитель в своей работе?
-
« Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефектности вообще и уж не в силу моральной дефектности в частности, а наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры: молодое вино ведь всегда сильно бродит; сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а с другой стороны – умеренность и аккуратность, столь милые сердцу педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении» (Сорока-Росинский В.Н.,1924).
Вопрос: Какая педагогическая стратегия предпочтительна в общении с сильной, талантливой натурой?
-
Шестиклассник Сергей постоянно шушукается на уроке. Не помогает ни пристальный взгляд учителя, ни персонально адресованный вопрос. Лишь на минуту подросток замолкает, а потом принимается за свое. Действовать в данной ситуации можно по-разному:
а) сделать устное замечание;