Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2954

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
















Тема 8. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Задачи:

1.Знать возрастные особенности развития в юношеском возрасте, содержание и технологию педагогического взаимодействия с ними.

2.Уметь проводить диагностику особенностей развития и использовать данные исследования в практической работе.


Обязательная литература:


  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

  2. Гурина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика.-1995.- №4.

  3. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования //Педагогика. - 1998. - №4.

  4. Соколова Т. Формирование у школьников ценностного отношения к себе и людям //Воспитание школьников. – 1994.- №4.


Дополнительная литература:

  1. Кон И.С. Открытие Я. - М., 1978.

  2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

  3. Маленкова Л.И. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. - М., 1996.

  4. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М.,1987.

  5. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих.– М., 1989.

  6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

  7. Поляков С.Д. Тренинг общения. Групповые дискуссии. - Ульяновск, 1996.

  8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М., 1994.

  9. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1979.

  10. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.

  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990

Задания для работы с литературой:


Задание 1. Дайте характеристику особенностям развития личности в юношеском возрасте.

Задание 2. Определите, каким должно быть взаимодействие со старшеклассниками.

Задание 3. Покажите, каким образом можно стимулировать саморазвитие школьника.


Практические задания:


Задание 1. Проведите со старшеклассниками опрос, позволяющий определить степень готовности учащихся к выбору профессии (В.Б.Успенский).

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

  2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

  3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

  5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

  6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты…

  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

  9. Не важно кем работать, важно, как работать.

  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессии, Вам не достает.

  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

  14. Учителя одобряют выбор Вашей будущей профессии.

  15. Вы знаете о неприятных сторонах Вашей будущей профессии.

  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

  18. Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранный вуз.

  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу)

  22. Вы знаете о возможностях заработка у представителей избираемой Вами профессии.


Обработка результатов: Проставьте полученные результаты в два столбца следующим образом:

I II

1… 2…

3… 4…

6… 5…

7… 9…

8… 10…

11… 13…

12…

14… 15…

16… 18…

17… 21…

19… 24…

20…

22…

23…


Просчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов – неготовность;

7-12 баллов – низкая готовность;

13-18 баллов – средняя готовность;

19-24 балла – высокая готовность.


Задание 2. Подготовьте и проведите в школе дискуссию для старшеклассников «Как не ошибиться в выборе профессии?»


Задания для самоконтроля:


I.Определите особенности юношеского возраста, выбрав нужное:

а) склонность к теоретизированию;

б) больше думают о действительном (о том, что уже есть), а не о возможном (о том, что ожидается в будущем);

в) категоричность суждений;

г) склонность к преувеличению своих знаний и умственных способностей;

д) повышенная эмоциональная возбудимость и напряженность;

е) в произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц;

ж) свойственно подчеркивать свои отличия от других;

з) характерное переживание – «чувство одиночества»;

и) коммуникативные трудности более характерны для юношей, чем для подростков;

к) присуще стремление привести свою жизнь с теми или иными правилами.

II. Определите, к какому времени относятся эти высказывания:


1. «Я утратил всяческие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

2. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

3. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

III.Назовите основные факторы, препятствующие развитию и взрослению молодежи.


Аудиторная работа: заседание экспертной группы (panel-discussion) на тему «Легко ли быть молодым?»


Задачи: Более подробно разобраться в проблемах молодых людей и путях педагогической поддержки в сложных ситуациях.

Подготовительная работа: Студентам было предложено выбрать одну из трех секций, в которых они будут работать. Участникам секций были предложены доклады, выбраны докладчики и оппоненты по каждой теме.

Оборудование: Подготовить наглядный материал, соответствующий обсуждаемой теме (плакаты, графики, статистику, видео и пр.)

Ход мероприятия:

Секция «Позитивное отношение»

  1. Владеем ли мы техникой педагогического общения?

  2. Каковы основные барьеры в общении со старшеклассниками?

  3. Умеем ли мы индивидуально беседовать с ребенком.


Секция «Любовь»

  1. Нужно ли молодежи готовиться к любви?

  2. Как говорить с молодым человеком о любви?

  3. Беременная девушка в школе – как к этому отнестись?

Секция «Наркотики»

1.Наркомания – это болезнь неудачников. Согласны ли вы с этим?

2.Как оградить детей от наркотиков?

3.Чем помочь человеку, попавшему в беду?

В итоге выступлений докладчиков и обсуждения проблем группа вырабатывает рекомендации в адрес школы.

Тема 9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Задачи:

1.Познакомиться с одним из направлений в воспитательной деятельности – педагогической коррекцией, выявить основные группы детей, требующих коррекционной работы.

2.Сформировать умения выявлять типичные ошибки в воспитательной работе, приводящие к появлению «трудных» детей.

3.Отработать умения, педагогически обоснованно выбирать тактику коррекционно-воспитательной работы.

4.Сформировать навыки, позволяющие проектировать применение методики коррекционно-воспитательной работы, в зависимости от «трудности» ребенка.


Основная литертатура:


  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.,1988.

  2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении детей ребенка.- СПб., 1997.

  3. Иващенко И.Ф. Психология воспитания школьников. - Минск, 1999.

  4. Камаева Г.И. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях социальной защиты. – М.,1992.

  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.- М.,1992.

  6. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. – М.,1995.

  7. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998. – С.138-158.


Дополнительная литература:


  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1995.

  2. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. – М., 1999.

  3. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. – М., 1991.

  4. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.

  5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

  6. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

  7. Дети с временными задержками развития /Под ред. Т.А. Власовой и др. – М., 1993.

  8. Жохов В.П., Особова Т.З. Учителю о близорукости. – М., 1990.

  9. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах // Дефектология. – 1995. - №1.


Задания для работы с литературой:


Задание 1. Дайте характеристику группам детей, требующим коррекционной работы.

Задание 2. Определите, что такое осложненное поведение и каковы причины, вызывающие его появление?

Задание 3. Дайте характеристику основным методам снятия неблагоприятного состояния ребенка: подавление, вытеснение, игнорирование, санкционирование, концентрация на положительном, определение и поиск объекта (способствующего возникновению негативного переживания), присоединение, сосредоточение, вовлечение в деятельность. Характеристику методов подтвердите примерами.


Задание 4. Обоснуйте школьные трудности, которые вызваны нестандартностью ребенка, и покажите возможные варианты их преодоления.

Задание 5. Составьте программу коррекционных игр для одного из видов отклонений: эмоциональные расстройства, акцентуации характера, нарушение коммуникации и пр.


Практические задания:


Задание 1. Концептуальное картирование (Concept Mapping). Составить мысленно карту, центральным словосочетанием которой будут «проблемные дети», вокруг которого расположите от 5 до 10 главных идей, имеющих отношение к нему. Каждую из дочерних идей окружите еще 5-10 идеями. Перенесите на бумагу и обоснуйте полученную вами концепцию.

Задание 2. Графически отобразите стратегию индивидуальной работы со школьниками, имеющими трудности.

Задание 3. Напишите сценарий деловой игры «Телефон доверия», особое внимание уделите составлению вопросов от имени детей, имеющих индивидуальные проблемы; примерные ответы на «выдвинутые» вопросы.


Задания для самоконтроля:


I. «Трудные» дети - это:

а)

б)

в)

II.Перечислите пять кризисных периодов развития ребенка, при возникновении которых ребенок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям, конфликтовать со взрослыми, вести себя грубо и непослушно:

1.

2.

3.

4.

5.

III. Трудности одаренных детей вызваны:

1.

2.

3.

IV. Определите, о каком параметре неправильного воспитания, ведущего к отклонению в поведении детей, идет речь:

1. Родители считают своего ребенка упрямым, непослушным, хотя он стремится сохранить собственное достоинство.

2. Родители предъявляют ребенку повышенные требования, желая видеть его талантливым, умным, сильным.

3. Родители проявляют излишнюю опеку над ребенком, стремятся его «привязать к себе», их одолевают сомнения по поводу правильности воспитательных воздействий.

4. Чересчур правильное воспитание без учета индивидуальности ребенка.

V. Закончите характеристику методов работы с детьми, имеющими типичные отклонения.

1.Доверительная беседа -

2. Метод социометрии -

3. Игровая коррекция поведения -

VI. Заполните таблицу «Основные этапы коррекционной работы»:






VII. Закончите мысль:

1.Тренинг гуманных отношений -

2.Педагог фасилитатор -

3.Смысловой барьер -

VIII. Что значит: а) авансирование доверием; б) создание доверительных отношений с подростком; в) работа с семьей; г) воспитание навыков самоанализа, самовоспитания, саморегуляции; в) помощь в разработке профессиональных планов.



Аудиторная работа: анализ педагогических ситуаций

и тренинг


Задачи: Помочь студентам в освоении научных понятий, выработке умения определять и применять приемы, средства педагогической коррекции некоторых школьных трудностей детей и подростков.


Блок «Я не такой, как все».

Ситуация 1. Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как классному руководителю повлиять на ситуацию?


1.Объяснить родителям, что это их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами.

2.Посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не лезть в душу при людях.

3.Тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно побеседовать с ним.

4.Провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения «отцов и детей».

Ситуация 2. В классе есть такой «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психически слабым мальчиком. Как помочь такому ребенку?

1.В такой ситуации помочь может только профессионал – психолог; без него, увы, не обойтись!

2.Такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску.

3.Прежде всего необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям.

4.Превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его – слабого и беспомощного – нужно любить и защищать?

Ситуация 3. В классе – больной ребенок (с нарушением дикции, прихрамывающий и т.д.). Ребята сторонятся его или осмеивают. Как быть?

1.Улучив подходящий момент (во время отсутствия ребенка), серьезно поговорить с остальными и убедить их вести себя деликатно и осмотрительно.

2.Создать прецедент для проявления способностей такого ребенка, чтобы сверстники взглянули на него другими глазами.

3.Поговорить с таким ребенком с глазу на глаз и убедить его не обращать внимания на невоспитанных и безмозглых одноклассников.

4. Посоветовать перевести ребенка в другую школу (возможно специализированную).

Ситуация 4. В классе учится мальчик, освобожденный от экзаменов по состоянию здоровья. Он скрывает свою болезнь, а одноклассники считают его лодырем и говорят, что справка куплена. Как вести себя учителю?

1.При случае рассказать ребятам правду, категорически потребовав от них сохранения тайны.

2.Убедить больного мальчика рассказать одноклассникам о своей болезни и тем самым успокоить их.

3.Коснуться этой темы на родительском собрании и, не вдаваясь в подробности, попросить родителей повлиять на детей.

4.Серьезно поговорить с ребятами, но не о самой болезни, а о факте ее существования в действительности.

5.Конфиденциально поговорить с ребятами – не только о факте существования болезни, но и о ней самой, чтобы они поняли всю серьезность ситуации.

По решенным педагогическим ситуациям сделать обобщение.


Блок «Они уже совсем взрослые».

Ситуация 1. В классе романтическая дружба мальчика и девочки. Страдает их успеваемость, а одноклассники смеются над ранней любовью. Чем можно помочь в этой ситуации?

1.Поговорить отдельно с девочкой и мальчиком, чтобы убедить их вести себя сдержаннее.

2.В отсутствие «пары» поговорить с одноклассниками и убедить их быть терпимее и сдержаннее. Основной аргумент: а если бы ты оказался в подобной ситуации, тебе приятны были бы насмешки?