ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 3094
Скачиваний: 14
Педагогическая феноменология – знания, рассматривающие образование как атрибут человеческого бытия, педагогический процесс – «как бытие человека в образовании», перевод искусственной социопедагогической системы в естественное природосообразное состояние.
Подкрепление положительное (ПП) – воздействия, вызывающие у ребенка удовлетворение проделанным. Способы ПП: мимические (улыбка, доброжелательный взгляд), пластические (дружеский жест), вербальные (поощрение, комплимент, материальными (подарок), действенные (уступка, изменение формы общения). ПП должны быть разнообразными, их не может быть много.
Поликультурное образование – 1) процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; 2) учебные программы и организация учебной деятельности учащихся, направленная на повышение уровня обученности лиц, представляющих этнические меньшинства и мигрантов.
Принципы гуманистического воспитания - ориентируясь на идею саморазвития человека, гуманистическая педагогика выдвигает иные, чем традиционная, принципы. Педагогические принципы относятся к области стратегии педагогической деятельности, к новому пониманию сути человека, являются содержанием нового педагогического мышления. Анализ работ Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Куликовой, В.А. Мудрика, Н.Е. Щурковой позволил выделить ряд базовых принципов в личностно-ориентированной парадигме: 1. Принцип природосообразности, который был разработан классической педагогикой как требование соответствия педагогического влияния биологической природе ребенка. 2. Принцип культуросообразности - в воспитании и обучении следует принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек (А. Дистервег). Воспитание должно строиться с учетом национального своеобразия жизни ребенка, языковой среды, культурных традиций, обычаев, привычек. 3. Принцип свободосообразности - предполагает создание условий, в которых ребенок мог бы осуществлять свободный выбор деятельности и форм поведения, принимать независимые решения, иметь свои собственные взгляды, суждения, убеждения, реально имел право на ошибку, овладевал своим способом деятельности. 4. Принцип любви - любовь является важнейшим фактором развития человека. Уверенность в любви со стороны взрослого порождает веру в себя, укрепляет силы ребенка. 5. Принцип доверительного общения - взаимного принятия педагога и ребенка. Показателем такого общения является предваряющее утверждение достоинства ребенка. Такая позиция помогает снять барьеры в общении, вызывает ответное чувство уважения, благодарности. 6. Принцип безоценочного, безусловного принятия ребенка, т.е. признание за ребенком права на существование его таким, какой он есть, со всей своей самобытностью, историей жизни, особенностями психического и физического здоровья. Безоценочное отношение вызывает чувство нужности, защищенности, надежности; рождается доверительность, что позволяет педагогу быть в тесном контакте и помочь в нужный момент. 7. Принцип эмпатийности понимания образно определил К.Роджерс - "это умение встать в туфли другого", прямое принятие эмоционального состояния ребенка, умение видеть его как бы изнутри, эмоционально войти в его положение и понять причины того или иного поведения, проанализировать возможные подходы к ребенку и только после этого обсуждать с ним его проблемы. 8. Принцип ценности творческого непослушания, которое рассматривается как главный фактор развития человека. Под непослушанием понимается самостоятельность решения любой практической задачи, в выборе собственной позиции. 9. Принцип права ребенка на ошибку предполагает возможность поиска истины путем "проб и ошибок", природосообразным развитию человека, права на любые действия и высказывания, не несущие прямого вреда окружающим, возможности впадать в заблуждения, делать ошибки в деятельности, общении, учении. Такое отношение стимулирует самостоятельность, способность учиться на ошибках, развивает творческие способности. Отказ ребенку в праве совершать ошибки вызывает у детей страх, неверие в свои силы, не формирует умения принимать решения и нести за них ответственность.
Принципы народные – принципы, определяющие народные традиции в качестве основы воспитания: врастание нового поколения в жизнь взрослых (самостоятельное освоение детьми духовных ценностей) и целенаправленная передача культурного (хозяйственного и духовного) опыта старшими младшим.
Синергетика педагогическая – интегрированная наука, изучающая системы с самоорганизацией – внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания. В педагогике такими системами являются образование, сознание, личность. Внутренние изменения, происходящие в них, обеспечиваются деятельностью личностных структур сознания, влияющих на качество обучения и воспитания. Возникновение в сознании новых, более сильных структур, обладающих новыми, более сильными качествами порожденного ими знания и опыта поведения, становится возможными при соблюдении ряда условий: 1) старая система должна находиться в кризисном состоянии; 2) внутренний источник возникновения новых качеств должен «подпитываться» извне; 3) чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структура должна самостоятельно «выжить» в процессе эволюции; 4) формирование новых качеств в системе (образования, сознания, личности) должно определяться синергетическими принципами и условиями. Это означает, что реальное, гуманистическое взаимодействие между учителем и учеником возможно только тогда, когда оно выстраивается на основе ориентиров для совместного творчества в обучении и воспитании, создающих внешнюю питательную среду для проявления внутренних источников саморазвития и самоорганизации, а не только на основе привычных методов передачи знаний и формирования опыта поведения (Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.пособие. – Ростов н /Д, 2001).
Самореализация - это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в жизни.
Самоактуализация – по А.Маслоу – это желание человека самоосуществиться, а именно его стремление стать тем, чем он может быть. Это полное использование человеком своих талантов, способностей, возможностей. Это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Самоактуализированного человека Маслоу представлял не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято. Согласно Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Человек самореализуется в деятельности. Потребность в деятельности и потребность в самореализации являются едиными.
Маслоу выделил характеристики самоактуализации: более эффективное принятие реальности и более комфортабельное отношение с ней. Принятие себя, других, природы без жалоб, понимая недостатки, но не испытывая беспокойства. Спонтанность, простота, естественность в своих мыслях, чувствах, поведении. Центрированность не на себе, а на внешней задаче. Некоторая отъединенность и потребность в уединении. Автономия, независимость от культуры и среды. Постоянная свежесть оценки. Мистичность и опыт высших состояний. Чувства сопричастности и единения с другими. Более глубокие межличностные отношения. Демократическая структура характера. Различение средств и цели, добра и зла. Философское, невраждебное чувство юмора. Самоактуализирующееся творчество. Сопротивление аккультурации. (Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М., 1982.)
Самовоспитание – качество личности, возникающее не только как продолжение воспитания, а как качественная особенность, закономерно возникающая в ходе диалектического развития личности в современных условиях.
Самоопределение – степень самооценки себя; содержательная сторона направленности личности; определение человеком себя в обществе как личности, занятие им активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определение смысла своего существования (с ориентацией на будущее).
Самореализация – стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.
Самоэффективность – восприятие человеком способности мобилизировать собственную мотивацию, когнитивные ресурсы, поведенческую активность, необходимые для осуществления контроля над ситуацией (событием) с целью достижения намеченного.
Ситуация успеха - субъективные переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технология создания СУ обеспечивается рядом операций: снятием страха у детей перед деятельностью; скрытой помощью со стороны педагога; авансированием личности, положительным подкреплением; подчеркиванием персональной исключительности; педагогическим внушением, побуждающим к конкретным действиям; заключительной парциальной оценкой выполненного действия.(Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.)
Субъект – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного.
Субъектные свойства – свойства, принадлежащие личностному опыту конкретного человека без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции научно-исторического познания.
Субъектный опыт – существующий, имеющийся в наличии опыт личности; опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретаемый ребенком в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения, принятия решений, касающихся своей жизни, поступков, переживаний своих успехов и неудач, саморефлексии.
Субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.
Ценность – 1) человеческое, индивидуальное и культурное значение определенных явлений действительности; 2) то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.
Ценности образования – идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Ценности как предпочтения (отражения) идеалов диктуются чувствами и принимаются сознанием.
Этнопедагогика – наука о воспитании детей: 1) исследующая своеобразие целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; 2) сравнивающая специфику обучения и воспитания, существующие у разных народов; 3) анализирующая влияние этнической психологии на обучение и воспитание представителей этнических общностей.
Этнопедагогические воспитательные технологии – 1) сложное социально-педагогическое явление, базирующееся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии и других пограничных областях знаний; 2) совокупность всех используемых в конкретной этнопедагогической практике система методов, средств и форм воспитания подрастающего поколения; 3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Этноцентризм – понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах.
К Л Ю Ч И
Тема 2. Гуманистические принципы воспитания
I. Закончите нижеприведенные высказывания известных людей о воспитании и дайте им комментарий:
1.«Вам никогда не удастся создать мудрецов: если вы будете убивaть в детях шалунов». Ж.-Ж.Руссо
2. «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания». Т.Карлейль
3. «Люди обыкновенно лучше убеждаются теми доводами, которые они сами отыскали, чем теми, которые пришли на ум другим». Б.Паскль
4. «Всякое насилие не укрощает человека, а только раздражает его и потому явно, что не насилием можно исправлять жизнь людей». Л.Н.Толстой.
5. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной близости с ним можно сравнить с блужданием в потемках». В.А. Сухомлинский
II.Соотнесите название и характеристику гуманистических принципов
Название принципа |
Характеристика принципа |
1. Природосообразность |
7. Требование соответствия педагогического влияния биологической природе ребенка |
2. Культуросообразность |
3. Принятие во внимание условия места и времени, в которых живет ребенок |
3. Свободосообразность |
11. Возможность выбора деятельности и фoрм поведения, иметь свою позицию |
4. Принятие ребенка как данность |
9. Признание за ребенком права быть таким, какой он есть |
5. Принцип любви |
1.Отношение к ребенку как к существу с тонкой душевной организацией, требующему защиты и помощи |
6. Взаимная открытость |
2. Способность педагога дружить с детьми |
7.Эмпатия |
8. «Умение встать в туфли другого» |
8.Ненасилие |
10. Отказ от физического или психологического давления, оказание помощи в случае необходимости |
9. Творческое непослу-шание |
11. Возможность выбора деятельности и форм поведения, иметь свою позицию |
10. Право на ошибку |
5. Возможность поиска истины путем «проб и ошибок», любых действий, не несущих вреда окружающим. |
11. Социосообразность |
6. Необходимость создания проблемных социальных условий для успешного развития ребенка |
Тема 4. Педагогическая диагностика
I. Воспитанность - свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу, природе, труду, коллективу, самому себе.
Педагогическая диагностика - это особый вид познания, результатом которого является прояснение всех обстоятельств протекания воспитательного процесса, определение результатов и перспектив развития и формирования личности.
II.
-
г)
-
а)
-
д)
-
б)
-
в.
III.
1-г)
2-д)
3-е)
4-з)
5-б)
6-ж)
7-б)
8-в)
9-а).
IV.
-
Выдвижение и доказательство тезиса; завершение рассказа; исправление рассказа; метод неоконченных предложений; сочинение-размышление и пр.
-
Методика определения эмоциональных отношений в коллективе, цветограмма, чудо-дерево, фантастический выбор, различные виды социометрии и др.