Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2958

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Прежде всего пригласить в школу родителей «пары» и серьезно поговорить с ними.

Ситуация 2. В классе – юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющий интерес к противоположному полу. Как быть?

1. Не обращать внимания – это возрастное и скоро пройдет.

2. К этому нужно относиться с чувством юмора.

3. Сначала посоветоваться со специалистом – сексопатологом, а потом уже принимать меры.

4. В каждом классе должен быть секс –символ – это только способствует физическому и психологическому взрослению.

5. Хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте – обстоятельствах их знакомства, возрасте, любви, смерти… Только прежде сами внимательно прочитайте Шекспира – тогда разговор может получиться доверительным и интересным.

6. Не лучше ли сублимировать сексуальную энергию учащегося в какую-либо форму полезной деятельности?

Ситуация 3. В школе провели анонимное профориентационное анкетирование. Около трети мальчиков изъявили желание стать преступными авторитетами. Как на это реагировать?

1.Открыто спросить у ребят: «А в институт или армию слабо?».

2.Срочно созвать родительское собрание, чтобы сообщить родителям о жизненных планах сыновей.

3.Открыто предупредить девочек о планах их одноклассников, чтобы вовремя отдалились и соблюдали дистанцию – так безопасней!

4.С помощью словесников провести графологическую экспертизу анонимных работ, чтобы выяснить всех будущих преступных авторитетов, не дожидаясь пока это сделает милиция.

5.Пригласить к ребятам психолога и работника милиции – пусть побеседуют.

Ситуация 4. В классе ребенок, контактирующий не с одноклассниками, а с ребятами намного старше себя. Как быть в этой ситуации?

1.Прежде всего, выяснить, что сближает этого ребенка с детьми значительно старше его и почему он сторонится сверстников.

2.Поговорить с другими учителями, как они объясняют эту дружбу.

3.Придумать интересное дело для такого ребенка и его сверстников.

4.Такая ситуация – не проблема, и не нужно в ней копаться: хочет ребенок дружить со старшими – пусть дружит!

Возможно, у студентов есть другие варианты ответов на все заданные ситуации. Обоснуйте их.




ТЕМЫ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ


1. Воспитание на основе потребностей человека

Литература:

  1. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1979.

  2. Маслоу А. Самоактуализация людей: исследование психического здоровья. Курс практической психологии. – М., 1992.

  3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

  4. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод. пособие для классного руководителя.- М.,2000.


2. Педагогическая поддержка самопознания подростков

Литература:

  1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – Вып.6. – М., 1996. – С. 71-80.

  2. Крылова Н.Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой // Народное образование. – 2000. - №3. – С. 91-98.

  3. Михайлова Н.Н., Поляков С.Д. К истории педагогической поддержки // Классный руководитель. – 2000.- №3. – С. 58-63.

  4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

  5. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М., 1999.

  6. Фридман Л.М., Кулагин Н.Ю. Психологический справочник учителя.- М., 1991.

  7. Человек познает самого себя. – М., 1980.



3. Стимулирование саморазвития личности школьника

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Содействие ребенку- развитие личности // Новые ценности образования. – Вып.6. – М., 1996. – С.39-44.

  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996.

  3. Андреев В.И. Эвристика творческого саморазвития.- Казань, 1994.

  4. Газман О.С. Диагностика и методика самопознания: Метод. рекомендации. – М., 1991.

  5. Гримач Л.П. Общение с самим собой. – М., 1991.

  6. Маслоу А. Самоактуализация людей: исследование психического здоровья. Курс практической психологии. – М., 1992.

  7. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

  8. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

  9. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М., 1999.

  10. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

  11. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого саморазвития // Вопросы психологии. – 1997. – 34. – С.20-27.


4. Диалог как основа воспитывающей деятельности

Литература:

  1. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге века). – СПб, 1997.

  2. Малисова В. Культура общения или искусство диалога: Программа воспитания школьников. – М., 1991.

  3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.

  4. Опенков М.Ю. Синергия как основа диалоговой концепции образования. – М., 1996.

  5. Сериков В.В. Личность и образование.- М., 1999.

  6. Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников.- 1996. - №3.


5. Витагенный (жизненный) опыт - основа сотрудничества учителя и ученика

Литература:

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

  2. Едалина Н.А. Личностно-ориентированное воспитание. – Екатеринбург, 1997.

  3. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д., 2002.

  4. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М., 1995.

  5. Щуркова Н.Е., Рогозина Л.Д. Классное руководство: формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002.


6. Воспитание здорового образа жизни в системе работы классного руководителя

Литература:

  1. 1.Бабенко Т.И., Каминский И.И., Скачков А.А. Валеология и образование. – Ростов н/Д., 1997.

  2. Медицинские знания педагогу: в вопросах и ответах /Под ред. М.П. Дорошкевича. – Минск, 2002.


7. Инновации в воспитательном процессе школы

Литература:

  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995.

  2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии. – М., 2001.

  3. Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. – М., 1996.

  4. Розин В. Инновационное педагогическое творчество // Alma Mater. – 1997. - №3. – С.4-5.

  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М., 2002.

  6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

  7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.,1997.

  8. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании /Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Барнаул-Томск, 1997.

  9. Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова. – М., 1997.



8. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности

Литература:

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. – М., 1999.

  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. - М., 1998.

  3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.пособие. – Ростов н/Д., 2001.

  4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д, 2002.

  5. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. – 1993. - №2.

  6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.

  7. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М., 1997.


9. Технология проекта в воспитательной работе с детьми

Литература:

  1. Педагогические технологии / Под ред. В.С.Кукушина. – Ростов н/Д., 2002.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  3. Современные педагогические и информационные технологии в образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.


  1. Этнопедагогические технологии воспитания детей

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания // Вестник университетов Российской академии образования. – 1999. - №1. – С.13-24.

  2. Народная педагогика и патриотизм // Мир образования - Образование в мире. – 2003. - №1. – С.176-181.

  3. Национальная идея: образование и воспитание (философско-методологические и региональные аспекты). – Чита, 1998.

  4. Новиков А.М. Воспитание должно быть народным // Профессионал. – 1999. - №6. – С.6-8.

  5. Новиков А.М. Воспитание молодежи и национальная идея России // Специалист. – 2000. - №1. – С.2-4.

  6. Новицкая М.Ю. Азбука народной культуры // Школа духовности. – 2000. - №4. – С.59- 62.

  7. Суходольская – Кулешова Л.В. Эстетическая культура и этнопедагогическое осмысление народного опыта // Мир образования - Образование в мире. – 2003. - №1. – С.16-27.

  8. Опарина Н. Народная педагогика и семейные праздники // Домашнее воспитание. – 2000. - №5. – С.41-43.

  9. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. – М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1999. – Вып.6.


11. Игра как средство социализации детей

Литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

  2. Добринская Е.Н. Свободное время и развитие личности. – Л., 1983.

  3. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1995.

  4. Пидкасистый П.И., Хавдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.

  5. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

  6. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.


12.Гуманистические системы воспитания в истории

отечественной школы

Литература:

  1. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.

  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред.Н.Л. Селивановой. – М., 1998.

  3. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века. – М., 1997.



13. Индивидуализация воспитательной работы с детьми

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С.206-220.

  2. Асмолов А.Г. Содействие ребенку – развитие личности // Новые ценности образования. – 1995. - №2.- С.39-45.

  3. Крылова Н.Б. Теория и практика педагогической поддержки и заботы // Новые ценности образования. -1996. - №6.

  4. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. – Воронеж, 1998.

  5. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании //Новые ценности образования. – 1996. - №6. - С.51-55.

  6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

  7. Петровский В.А. Идея «Я-мир» в развитии личности //Новые ценности образования. – 1995. - №3. – С. 27-37.


14. Педагогическая коррекция отклонений в поведении детей

Литература:

    1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.,1988.

    2. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. – М., 1999.

    3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.- СПб., 1997.

4. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.

5.Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. – М.,1995.


15. Развитие экологической культуры школьников

Литература:

1.Дагбаева Н.Ж. Школа экологической ответственности. – Улан-Удэ, 2000.

2.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д, 1996.

3.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М., 1984


16. Этнокультурное развитие личности.

Литература:

1.Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности. – М., 1999.

2.Максименко Н.В. Этнопедагогика как социокультурный феномен. – www.oim.ru. – 29.04.2003.

3.Хотинец В.Ю. Методология программы этнокультурного развития дошкольников // Образование в Удмуртии: психология и педагогическая практика. – М., 2002.


17. Педагогическая поддержка семейного воспитания


Литература:

  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М.Общение с родителями: Зачем? Как? – М., 1993.

  2. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М., 2001.

  3. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя: Метод. рекомендации. – М., 1992.

  4. Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. – М., 1985.

  5. Маленкова Л.И. Дети, родители, педагоги: Метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М., 1994.

  6. Поляков С.Д. Деятельность классного руководителя: Памятки, упражнения, опыт.- Вып.3. – Ульяновск, 1990.

  7. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. /Под ред. В.Я. Пилиповского. - М., 1998.

  8. Сенько В.Г. Учителя и родители. – Минск, 1987.

  9. Хямялайнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.


18. Воспитание толерантности у школьников


Литература:

  1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов //Педагогика. – 2002.- №7. – С.3-13.

  2. Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1998.

  3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М., 1999.

  4. Камайерги К. К кросскультурной педагогике. – М., 2002.

  5. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. – Вып.2. – М., 1993.

  6. Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М. Зайченко. – М., 2000.

  7. Уолицер М. О терпимости. – М., 2000.

  8. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. – Красноярск, 1998.

  9. Этос глобального мира. – М., 1998.


19. Моделирование воспитательной системы школы

Литература:

  1. Барышникова Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. – СПб., 1996.

  2. Воспитательная система класса: Метод. пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 1998.

  3. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.-метод. пособие /Авт.-сост. Е.Н. Степанов, Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев. – Псков, 1994.

  4. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л.К. Балясная. – М., 1995.

  5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем.- М., 1996.

  6. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие. – Челябинск, 1996.

  7. Коротов В.И. Воспитательные аспекты педагогического проектирования //Педагогика. – 1997. - №5. – С.46-51.

  8. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков, 1998.

  9. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М., 1999.


20.Воспитание отношений ребенка в детской субкультуре

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.-Воронеж, 2000.

  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. – М., 1990.

  3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1988.

  4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М.,1994.

  5. Иванов И.П. Воспитать коллективистов. – М., 1982.

  6. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988.

  7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.

  8. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. – М., 1997.


  1. Ученический коллектив школы // Воспитание? Воспитание … Воспитание! – М., 1996. – С.27-46.

  2. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. – М., 1997.






























Г Л О С С А Р И Й

Авторская школа – это школа со специфически уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты. В западной литературе как синоним используются такие понятия, как «эффективная школа», «альтернативная школа», «школа-магнит», «школа качества», «ключевая школа», «школа-фокус» и др. Системообразующее понятие «культура школы» включает ряд параметров: систему гуманистических ценностей; атмосферу сотрудничества и партнерства; организацию «скрытого курса обучения», окрашенного творчеством и игрой. Яркими примерами авторских школ являются Вальдорфская школа Р. Штейнера, Дом Сирот Я.Корчака, Павлышская средняя школа В.А.Сухомлинского, Школа самоопределения А.Н.Тубельского и др. (Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее. – М., 2001.)