ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 1520
Скачиваний: 4
И исторически и логически предметная человеческая деятельность складывается из трех ступеней (соответственно — сфер) своего реального функционирования. При этом в этих ступенях (сферах) диалектически сливаются в одно целое и онтологический, и гносеологический аспекты человеческой деятельности.
Первая сфера, в онтологическом смысле, есть сфера непосредственных отношений человека с природой, сфера бытия производительных сил как таковых. В гносеологическом же смысле первая сфера — это сфера непосредственных отношений субъекта с объектом.
Вторая сфера — это сфера опосредствованных, или сущностных, отношений. Онтологический ее смысл заключается в следующем. По мере развития человеческой практики все в большей и большей мере развивались человеческие производственные и иные общественные отношения. Все больше и больше отношение человека и природы опосредствовалось всей структурой общественных отношений. В познании же сказанное означает переход от познания бытия к познанию его сущности.
Третья сфера (а если исторически, то — ступень) — это целостная предметная деятельность как единство субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Онтологически, это единство производительных сил и общественных отношений, которое понятийно обозначается в социальной философии как общественно-экономическая, или общественно-историческая, формация. С гносеологической же точки зрения, эта, третья, сфера обозначает {196}восхождение исследователя к целостному, теоретически-конкретному знанию предмета.
Поскольку логика есть отражение человеческой практики и истории познания, постольку рассмотрение системы универсальных логических категорий (см. таблицу №4) начинается с категорий качества, количества, меры и становления, которые являются наиболее простыми, первичными категориями мышления, отражающими всеобщее отношения бытия и познания.
С помощью этих категорий исследователь имеет возможность изучить свой предмет на эмпирическом уровне. Поэтому закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, интегрируя в целостный «ансамбль» данную сферу категорий, отвечает всего лишь на вопрос «как?». Как именно происходит развитие? Путем накопления количественных изменений подготавливается скачок предмета из одного качества в другое. Сразу следует отметить, что качество, количество, мера и становление, играя ведущую роль в эмпирическом исследовании, остаются важнейшим инструментом и дальнейшего — теоретического исследования, причем сами они при этом наполняются более глубоким, более конкретным содержанием.
Развитие мира опосредствованных отношений, и открытие его для себя людьми ознаменовалось возникновением системы всеобщих рефлексивных категорий, в совокупности своей дающих возможность выразить, «ухватить» логическими средствами сущность любых явлений. Это категории сущности и явления, противоречия, содержания и формы, условия, целого и части, внутреннего и внешнего, действительности и возможности, необходимости и случайности, причины и следствия, взаимодействия и субстанции.
Эта, вторая, сфера соответствует этапу восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к сущности. Поэтому интегрирующий эти категории закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос «почему?». Или: «в чем причина развития?». Ответить на этот вопрос позволяет нахождение внутреннего противоречия как движущей силы возникновения, становления и развития той или иной системы явлений.
Раскрытию же целостной предметной деятельности способствуют категории, выражающие всеобщие законы развивающейся{197} целостности. Это категории целостности, всеобщего, особенного и единичного, диалектического отрицания, развития.
Эта, третья, сфера помогает осуществить восхождение исследователя к теоретически-конкретному знанию предмета, что дает возможность практического преобразования последнего. Закон отрицания отрицания, интегрируя категории данной сферы, образно говоря, отвечает на вопрос «куда», ибо раскрывает цикличность и направленность развития.
Итак, мы уже уяснили, что порядок расположения категорий и законов диалектической логики есть одновременно и порядок развития вещей, однако совпадение того и другого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно — через особое материальное движение: чувственно-предметную деятельность. Итак, категории, взятые в их историческом происхождении, суть всеобщие универсальные формы человеческой чувственно-предметной деятельности. Но они же суть и формы мышления, поскольку мышление есть отражение чувственно-предметной деятельности общественного индивида.
Вся система категорий есть последовательное раскрытие как способов развития и взаимодействия, взаимосвязи реально существующих систем, так и способов логического отражения данного развития и взаимодействия. Переход от одной категории к другой и от одной сферы категорий к другой есть закономерное движение от абстрактного к конкретному. В связи с этим, в отличие от формально-логического членения, в данном случае каждая последующая (более конкретная, более богатая) категория не есть нечто иное, равнодушное по отношению к предшествующей, она вбирает в себя все предыдущие категории в качестве «снятых», то есть подчиненных и преобразованных, моментов своего собственного содержания.
Каждая из трех сфер категорий соответствует одному из трех основных законов диалектики. Отсюда следует, что абсолютно нелогично (как это до сих пор делается в некоторых учебных пособиях) начинать изучение диалектики как логики с ее основных законов, оставляя рассмотрение категорий «на потом», как чего-то, что осталось «помимо» законов.
Порядок рассмотрения основных законов диалектики может быть двояким: 1) каждый отдельно взятый закон может рассмат{198}риваться как резюме к соответствующей сфере категорий, как выражение их целостности, и 2) все законы могут рассматриваться вместе (хотя, конечно, и последовательно) уже после анализа всех сфер категорий. Второй способ представляется более предпочтительным, так как законы диалектики суть законы развития, и поэтому начинать говорить о них логичнее было бы после изучения самой категории развития. К тому же, в этом случае появляется возможность еще раз, но уже с точки зрения принципа развития, рассмотреть все категории в целостном, взаимосвязанном друг с другом виде.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному характеризуется сменой следующих этапов и форм познания: субстратное, функциональное и системно-субстанциональное понимание предмета, его сущности55.
В связи с этим, мы должны понимать, что, когда кто-то говорит: «Системный подход», то этим он еще ничего фактически не говорит. Как было показано выше, одно дело — рассматривать систему как неподвижный, статический предмет, исследуя его структуру и субстрат, другое дело, когда система начинает пониматься уже как динамическая и в этом случае кроме субстрата на первый план выходит исследование функциональных связей системы и третье дело, когда система понимается как развивающая целостность, как субстанция, определяющая как закон и свою структуру и свои внутренние и внешние функциональные связи.
Соглашаясь в целом с точкой зрения Ж.М.Абдильдина, автор в данном, втором издании своей книги хотел бы, опираясь на свой «эволюционный спинозизм», высказать предположение, что единство гносеологической и онтологической функций метода восхождения от абстрактного к конкретному можно все же продемонстрировать не только на особенной форме бытия, но и на бытии как таковом.
В этой связи можно выделить следующие исторические этапы освоения сознанием человека логической структуры мира.
1) Материальное как аспект объективной и субъективной логики. Первый этап восхождения дает возможность познать мир в целом или же отдельную его относительно самостоятельную систему как явление. Это – мир внешних (непосредственных), то есть{199} материальных отношений. В.И.Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» дал именно такое определение материи: объективная реальность, данная субъекту в его ощущениях и восприятиях, но существующая независимо от них. К.Поппер никак не мог понять, что такое диалектическое противоречие, что такое отрицание отрицания и, соответственно, вообще, что такое диалектика, именно потому, что научный метод он понимал только как эмпирический, связанный с непосредственным отношением субъекта и объекта.
С точки зрения такого эмпирического подхода мир в целом предстает перед нами как совокупность форм движения материи.
2) Идеальное как аспект объективной и субъективной логики. Второй этап восхождения, уже Платон понял это, - это уход из «пещеры» непосредственных чувственных восприятий мира и погружение в мир истинный, мир идей. Это – мир внутренних (опосредствованных) отношений, мир с точки зрения его сущности.
С точки зрения этого этапа познания, мир предстает как недоступный для чувственности ортогенез сознания (хотя П.Тейяр де Шарден постоянно говорил о необходимости его «видеть», имея в виду творческое воображение человека).
3) Субстанция как единство своих материального и идеального атрибутов. Мир как целостность, как единство сущности и явления, как самодовлеющая система.
Для углубления понимания метода восхождения от абстрактного к конкретному очень важно видеть различие в понимании бытия у Спинозы и у Гегеля. Исследование данного различия блестяще проведено А.Д. Майданским56 .
У Гегеля начало абсолютной идеи есть такое бытие, которое равно ничто, то есть чрезвычайно абстрактно. А.Д.Майданский прав, что логика Гегеля при этом откровенно равняется на исторический порядок действий человеческого мышления. Поэтому у него категория бытия представляет собой чистую форму чувственного созерцания, у Спинозы же бытие - это сущность Бога.
Но как же быть, в таком случае, с объективностью метода восхождения от абстрактного к конкретному? Что касается каждой отдельно взятой системы, вещи, то тут все просто: каждая такая вещь абстрактна в момент своего возникновения и станов{200}ления. Но как быть с Универсумом (Природой или Богом)? Пока что в самых общих чертах мы можем сказать лишь следующее: субстанция во всех своих эволюционных преобразованиях (как бытийствующая во времени) остается как нечто абсолютное и неизменное (бытийствующая в вечности): сосуществуя в пространстве, ее атрибуты (и формы движения) взаимопереходят друг в друга во времени. Таким образом, здесь мы сталкиваемся с потребностью дальнейшего развития субъективной диалектики как теории познания и логики, в направлении ее более полного соответствия диалектике объективной.
Категории сферы непосредственного (бытия)
Качество
Качество — категория диалектики, выражающая непосредственную определенность предмета, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом. Непосредственная определенность предмета означает, что он с помощью категории качества берется как тождественный сам себе, не развивающийся. Категория качества способна, таким образом, фиксировать некий предмет как остановленный, «закристаллизованный», отличающийся своим качеством от других предметов. Качество вещи или явления выражает их специфику, оригинальность, неповторимость. Можно видеть, что категория качества — это наиболее простая, бедная ступень логического отношения к действительности.
Поэтому и определения качества у классиков философии просты и в некоторой степени тавтологичны. Аристотель: «Качеством я называю «все» то (нечто такое), благодаря чему предметы признаются так или иначе качественно определенными»57. Гегель: «Нечто есть, благодаря своему качеству, то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть»58.
Почему качество является исходной категорией диалектической логики? Да потому, что «именно с выявлением качеств вещей начинается процесс целесообразной практической деятельности,{201} единственно возможный для развивающегося человеческого общества». Так, «на заре человеческого общества посредством предметной деятельности простейшие орудия труда — каменные рубила — позволили выявить действительное качество камня как субстрата орудия труда в генезисе труда»59. А далее человек обнаруживал новые и совершенствовал уже найденные качества и свойства предметов, что было основным путем вовлечения последних в предметную деятельность людей.
Содержание любой категории может быть раскрыто только с помощью вспомогательных, подчиненных ей категорий (субкатегорий). Таковыми, по отношению к категории «качество», выступают категории: «граница», «прерывность и непрерывность», «свойство» и др.
«Качество оказывается внутренней определенностью именно потому, что она отграничивает вещь, явление от всего другого…»60. При ближайшем рассмотрении понятие границы оказывается противоречивым, так как, с одной стороны, она отделяет один предмет от другого, а с другой, напротив, — соединяет. «Следовательно, граница и непрерывна как отделяющая один специфический предмет от других и прерывна как допускающая возможность выхода к другим, однопорядковым объектам»61. Так, например, лед, жидкая вода и пар имеют свои фазовые границы обособленного существования. Но, с другой стороны, все они суть химическое соединение «вода», что позволяет эти три отдельные качества, разрывая их границы, объединить в единое качество, создающее новую границу. И этот процесс может быть продолжен, так как воду можно объединить с маслом, бензином, спиртом и прочими жидкостями и т. д.
Наиболее близким по смыслу к понятию качества (настолько близким, что их часто употребляют как синонимы) оказывается понятие (субкатегория) свойства. В философии, однако, эти понятия — не синонимы. Свойство включается в содержание качества как потенциальная возможность последнего. Качество любого предмета в ходе взаимодействия с другими предметами проявляет некоторые свойства. Так, определенные металлы при взаимодействии с другими веществами обнаруживают свою ковкость, электропроводность, магнитные и другие свойства. Итак, «свой{202}ство есть форма проявления, модификация качества в данном конкретном отношении»62.
Для правильного проведения качественного анализа сложных систем необходимо помнить о многозначности категории качества: качества могут быть структурными, функциональными, системными, специфическими63.
Структурный характер имеет качество, связанное с материальным субстратом вещи. Если мы остановимся лишь на изучении этого вида качества вещи, мы не поймем главного в ней. Ибо железная дорога, по которой не ездят, есть железная дорога только в возможности. Качество вещи более высокого порядка есть функциональное качество. Качество железной дороги состоит в ее функции быть дорогой для поездов, качество дома состоит не только и не столько в том, что он сложен из кирпичей или бревен, а в его функции быть убежищем, жилищем для человека. Попытка свести качество вещи к ее субстратному составу называется в методологии редукционизмом. Классический пример редукционизма—атомистическое учение Демокрита, в котором вещь отождествляется с ее внутренним атомным строением.
Однако нельзя не учитывать и структурного качества, ибо железная дорога или дом не могут быть построены из любого, произвольно взятого материала.