Файл: УМК Мырзахмет Ж.К.(ОЭТ 2010-2011 ЖМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«УТВЕРЖДАЮ»

«______»___________________2010г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1.РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА ____________________________________

Список рекомендуемой основной литературы:

Список рекомендуемой дополнительной литературы:

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1 Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод

Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта (445-355 гг до н.э.), Платона, Аристотеля (384-322гг. до н.э.) и других мыслителей древности. Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством, назвав искусство управления домашним хозяйством экономикой (греч. ойкос-дом, хозяйство; номос-закон). Аристотель различал 2 вида хозяйственной деятельности: экономию и хремастику (хрема- имущество, владение; искусство наживать денежное богатство), он стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров (Борьба мнений существует и по сей день-соотношение роли трудовых затрат- стоимости и полезности в ценообразовании).

По мере возникновения централизованных государств появилась проблема общенационального государственного ведения хозяйства, значение «экономии» изменилось, оно превращается в «политическую экономию» (полис-государство, ойкос-домашнее хозяйство, номос- закон).. Сам термин «политическая экономия» впервые применил в своем труде «Трактат политической экономии для короля и королевы» (1615) французский экономист Антуан Монкретьен (1575-1622) Предмет экономической теории изменялся по мере развития общества. Первым экономическим учением стал меркантилизм (16-18 век).

Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем

Характерные черты рыночной экономики.

Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности

С убъекты собственности объекты собственности

Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Общая характеристика рыночного хозяйства.

Направления концентрации

Горизонтальная Вертикальная Диверсификация

Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке по ценам на данный момент времени. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Кривая предложения (S- supply) показывает количество товара или услуги, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного времени.

При построении кривой по вертикальной оси откладывается цена Р товара, по горизонтальной – величина предложения.

неценовые факторы:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)

Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов

Совокупное предложение труда в обществе, по мнению П.Самуэльсона, определяется следующими показателями:

Тема 8. Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.

Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

Отличия дефлятора ВНП от ИПЦ

Тема 10. Экономический рост и его типы

Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.

Характеристика депрессии.

Характеристика оживления.

Характеристика бума.

Экономический рост характеризуется также увеличением свободного времени, улучшением распределения национального дохода (НД) среди различных слоев общества, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.

Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста

ЛЕКЦИЯ 14 Основные закономерности социальной и региональной политики государства.

Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности

Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод.

Этапы становления и развития экономической теории.

Спрос и предложение.

Фирма в системе рыночных отношений.

Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

7. Каковы признаки оборотного капитала?

8. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции

Δ ТFC

денежный знак, установленный в законодательном порядке;

Е) расходов на оборону.









«Утверждаю»

декан ЭФ

д.э.н. Баяхметова А.Т.

« » 2009г.



СИЛЛАБУС

для неэкономических специальностей
































Астана 2009


СИЛЛАБУС


1. Данные о преподавателе.

Лектор – Мырзахмет Жанат Кумисбекулы, доктор Ph.D по экономике, и.о. доцента.

Кафедра «Экономической теории», учебно-лабораторный корпус, кабинет № 805.

Научные интересы: Инновационная политика и экономика, инновационный менеджмент.

Научная школа: магистратура КИМЭП,

докторантура Ph.D ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, научный руководитель - д.э.н., профессор Садыков Т.У., научный консультант – Ph.D, профессор Радошевич С. (University College London, Великобритания).


2. Название учебной дисциплины

  • Основы экономической теории;

  • курс – 2;

  • лекционных часов – 15;

  • практических часов – 15;

  • семестр – 4.


3.Время и место проведения учебной дисциплины:

4 семестр, в соответствии с расписанием занятий.


4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины

  • математика;

  • история;

  • философия.

Осуществление в Казахстане экономических реформ и практическое движение экономики к рыночным методам хозяйствования требуют от специалистов любого профиля глубоких и всесторонних знаний экономики, соответствующих мировому уровню. Изучение экономической теории позволяет объективно и грамотно определять место и роль человека в природе, обществе, экономике, понимать диалектическую связь между экономическими процессами.

В процессе изучения Основы экономической теории ставится задача освоения основных законов развития экономики, закономерных основ экономического поведения людей, политических и социальных особенностей жизни общества. Создание социально-ориентированной модели рыночной экономики и глобальные процессы, происходящие в мировой системе экономических отношений, вносят коррективы в принципы экономического поведения человека и общества В этих условиях растет значение экономической теории как науки, изучающей диалектику экономических процессов во взаимосвязи с научно-техническим прогрессом, с государственной политикой, национальной и мировой культурой. Экономическая теория занимает ведущее место в системе экономических знаний и позволяет изучить и понять основы общественных процессов, что является теоретической базой для осознания экономической реальности.


5. Характеристика учебной дисциплины:


5.1 Назначение учебной дисциплины

В курсе «Экономическая теория» студентам дается представление об экономическом строе общества. В нем закладываются знания по базовым экономическим понятиям и экономическим закономерностям, эволюции социально-экономических систем. Эти знания послужат основой для более углубленного изучения других экономических дисциплин (Микроэкономика, Макроэкономика, Экономика предприятия), помогут формированию экономического мышления и приобретению профессиональных навыков.

5.2 Цель изучения дисциплины:

Овладение экономическими знаниями для того, чтобы уметь разбираться в массе экономических фактов, событий, наблюдений и дискуссий, а также формирование способности эффективно принимать решения по экономическим вопросам.


5.3 Задачи изучения дисциплины:

- изучение теоретических, методологических и методических основ функционирования рыночной экономики;

- овладение рядом экономических концепций, которые помогут будущим специалистам мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем.

  • дать студентам комплексное представление о состоянии экономики нашей страны, проблемах и возможных путях развития.

5.4 Содержание учебной дисциплины:

Содержание курса обеспечивает подготовку экономистов для решения экономических задач.



5.5. План изучения учебной дисциплины


Недели

Название темы

Лекции

Семинарские занятия

СРСП

1.



2.




3.




4.





5.




6.




7.




8.






9.




10.


11.



12.




13.



14.



15.

Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод.


Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем.


Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.


Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Общая характеристика рыночного хозяйства.


Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.


Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы).



Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов.


Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.


Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система..


Экономический рост и его типы.


Экономический цикл. Инфляция и безработица.


Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.


Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.


Основные закономерности социальной и региональной политики государства.


Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности.


1



1




1




1





1




1




1




1






1




1


1



1




1



1



1




1



1




1




1





1




1




1




1






1




1


1



1




1



1



1



1



1




1




1





1




1




1




1






1




1


1



1




1



1



1



Итого: 45 ч.

15

15

15





6.Список основной и дополнительной литературы


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Под. общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.. Киров: АСА.

  2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Москва. 1992.

  3. Райзберг Б.А. Курс экономики. Москва. 1997 .

  4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва. 1998 .

  5. Добрынин А.И. и др. Экономическая теория. Санкт-Петербург. 1997 .

  6. Нурмаганбетов К.Р., Балабекова А.К. Учебно-методический комплекс по курсу «Экономическая теория» для кредитной технологии обучения (для экономических специальностей). Кокшетау, 2004.

  7. Николаева и др. Экономическая теория. Москва. 1998 .

  8. Крымова В. Экономическая теория. Алматы. 2002 .

  9. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Москва. 2001.

  10. Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики. Волгоград. 1995.

  11. Носова С.С. Экономическая теория. Москва. 1999 .

  12. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск. 1998.

  13. Нурсеит А.,Темирбекова А., Нурсеитова Р. Теория рыночной экономики: предпринимательский аспект. Алматы. 2000 .

  14. Камаев В. Экономическая теория. Москва. 2000.

  15. Кенжегузин М.Б. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. Том 1, 2. Алматы. 2001 .

  16. Власьевич Ю.. Сборник задач по экономике: учебное пособие. Москва. 1996.

  17. Базылев Н.И. и др. Экономическая теория (практикум). Минск. 2001.

  18. Курс экономической теории/ Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А.

  19. Политическая экономия: учебно-методическое пособие для преподавателей/Под ред. Сидоровича А.В., Волкова М. М.: Изд-во МГУ, 1993.

  20. Экономическая теория/ Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С.С-Пб.1999.

  21. Мауленова Ж.С. Экономическая теория. Рабочая тетрадь студента. Алматы. 2000.

  22. Под редакцией Нурмаганбетова К.Р. Практикум по экономической теории. Астана. 2003.

  23. Большой экономический словарь: 20000 терминов. Под ред. Азрилияна А.Н. Москва: институт экономики. 1996.

  24. Под редакцией Булатова А.С. Экономика /2-е издание, перераб. доп. Москва. 1997.

  25. Балабекова А.К. Использование компьютера при проведении семинарских занятий по экономической теории. Кокшетау. 2003.

  26. Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник. Под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П.. Москва: Высшая школа, 1997.

  27. Под. ред Яковлевой Е.Б. Микроэкономика. Москва. 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Мамыров Н.К. Менеджмент и рынок: казахстанская модель. Алматы. 1998 .

  2. Назарбаев Н.А. «Казахстан – 2030». Послание Президента народу Казахстана. Алматы. 1997.

  3. Куватов Р., Болганбаев А. Экономика и проблемы переходного периода. Алматы. 1994 .

  4. Каренов Р. Основы государственного регулирования экономики. Алматы. 1999 .

  5. Радаев В.В., Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. Москва. 1995 .

  6. Баймуратов У. Национальная экономическая система. Алматы. 2000 .

  7. Парамонов В. Экономика Казахстана. (1990-1998 гг). Алматы. 2000 .

  8. Кенжегузин М.Б., Исаева М.Г. и др. Региональная политика республики Казахстан: экономический механизм реализации. Алматы. 1998 .

  9. Алимбаев А.. Государственное регулирование экономики. Алматы. 1999.

  10. Микроэкономика/.. Под ред. Яковлевой Е.Б. Москва-СПб.1998.

  11. Балабекова А.К. Экономика Казахстана. Астана.2002.

  12. Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы.

  13. Нурмаганбетов К.Р. Многообразие форм собственности и хозяйствования в АПК Казахстана. Гл.2. Кокшетау, 1993

  14. Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстанская правда. 28февраля 2007г.

  15. Нурмаганбетов К.Р., Балабекова А.К., Нурмагамбетова А.И. Тесты по экономической теории. Астана. 2004.















7.Контроль и оценка результатов обучения

Контроль знаний:

Рейтинг-шкала

Формы контроля

Баллы

Текущий контроль

25

Промежуточный контроль

30

Домашний контроль

10

Итоговый контроль

35

Всего

100



Критерии оценки знаний:


%-ное содержание

Критерии

0-49

Полное отсутствие знаний программного материала; незнание основного материала учебной программы, допуск грубых ошибок

50-74

Ответ в основном правильный, но неполный; в нем обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала; допускаются отдельные ошибки в изложении ведущих идей и теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала; отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения.

75-89

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Правильная оценка общественных явлений. Знание фактического материала, основных понятий и законов. Привлечение материала по другим учебным предметам, из периодической печати и Интернета.

90-100

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Правильная оценка общественных явлений. Знание фактического материала, основных понятий и законов. Привлечение материала по другим учебным предметам, из периодической печати и Интернета. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения.


8. Политика учебной дисциплины:


- не опаздывать на занятия;

- не разговаривать во время занятий, не читать газеты, не жевать резинку;

- отключать сотовые телефоны;

- приходить на занятия в деловой одежде;

- не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни представлять справку;

- пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время;

- в случае невыполнения заданий итоговая оценка снижается (смотри штрафные баллы);

- активно участвовать в учебном процессе;

- старательно выполнять домашние и прочие задания;

- конструктивно поддерживать обратную связь на занятиях;

- содействовать коллективной работе и вовлечению в дискуссию более застенчивых студентов;

- быть пунктуальным и обязательным.

Штрафные баллы за:

пропуски занятий- 10%

невыполнения заданий – 10%

несвоевременную сдачу работы – 10%

опоздания – 10%

неоднократный отказ от ответа – 10%

дезорганизующее поведение на занятиях – 10%

Поощрительные баллы за:

активную работу – 10%

отсутствие пропусков занятий, опозданий – 5%

оригинальность ответа – 10%

досрочно выполненную работу – 5%

за участие в студенческих конференциях – 10%


ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ


Тема 1 Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод


  1. Предмет и метод экономической теории.

  2. Основные экономические законы и категории.

  3. Этапы становления и развития экономической теории.

  4. Экономическая политика и ее цели.