Файл: УМК Мырзахмет Ж.К.(ОЭТ 2010-2011 ЖМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2026

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«УТВЕРЖДАЮ»

«______»___________________2010г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1.РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА ____________________________________

Список рекомендуемой основной литературы:

Список рекомендуемой дополнительной литературы:

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1 Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод

Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта (445-355 гг до н.э.), Платона, Аристотеля (384-322гг. до н.э.) и других мыслителей древности. Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством, назвав искусство управления домашним хозяйством экономикой (греч. ойкос-дом, хозяйство; номос-закон). Аристотель различал 2 вида хозяйственной деятельности: экономию и хремастику (хрема- имущество, владение; искусство наживать денежное богатство), он стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров (Борьба мнений существует и по сей день-соотношение роли трудовых затрат- стоимости и полезности в ценообразовании).

По мере возникновения централизованных государств появилась проблема общенационального государственного ведения хозяйства, значение «экономии» изменилось, оно превращается в «политическую экономию» (полис-государство, ойкос-домашнее хозяйство, номос- закон).. Сам термин «политическая экономия» впервые применил в своем труде «Трактат политической экономии для короля и королевы» (1615) французский экономист Антуан Монкретьен (1575-1622) Предмет экономической теории изменялся по мере развития общества. Первым экономическим учением стал меркантилизм (16-18 век).

Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем

Характерные черты рыночной экономики.

Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности

С убъекты собственности объекты собственности

Тема 4. Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Общая характеристика рыночного хозяйства.

Направления концентрации

Горизонтальная Вертикальная Диверсификация

Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке по ценам на данный момент времени. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Кривая предложения (S- supply) показывает количество товара или услуги, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного времени.

При построении кривой по вертикальной оси откладывается цена Р товара, по горизонтальной – величина предложения.

неценовые факторы:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Тема 6. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы)

Тема 7. Особенности рынка факторов производства и формирование цен и факторных доходов

Совокупное предложение труда в обществе, по мнению П.Самуэльсона, определяется следующими показателями:

Тема 8. Основные принципы индивидуального воспроизводства и предпринимательская деятельность. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.

Тема 9. Основные законы функционирования макроэкономики. Национальная экономика как система.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

Отличия дефлятора ВНП от ИПЦ

Тема 10. Экономический рост и его типы

Тема 11. Экономический цикл. Инфляция и безработица.

Характеристика депрессии.

Характеристика оживления.

Характеристика бума.

Экономический рост характеризуется также увеличением свободного времени, улучшением распределения национального дохода (НД) среди различных слоев общества, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Тема 12. Государственное регулирование и роль финансовой и фискальной политики в обеспечении экономического роста.

Тема 13. Роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста

ЛЕКЦИЯ 14 Основные закономерности социальной и региональной политики государства.

Тема 15. Международные экономические отношения и регулирование внешнеэкономической деятельности

Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод.

Этапы становления и развития экономической теории.

Спрос и предложение.

Фирма в системе рыночных отношений.

Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Макроэкономика. СНС.

Макроэкономические показатели.

Совокупный спрос и предложение.

7. Каковы признаки оборотного капитала?

8. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции

Δ ТFC

денежный знак, установленный в законодательном порядке;

Е) расходов на оборону.

2.По географическому расположению:

2.1.Местный рынок.

2.2.Региональный рынок.

2.3.Национальный рынок.

2.4.Мировой рынок.

3.По степени ограничения конкуренции:

3.1.Монополистический рынок.

3.2.Олигополистический рынок.

3.3.Рынок монополистической конкуренции.

3.4.Рынок совершенной конкуренции.

4.По отраслям:

4.1.Автомобильный рынок.

4.2.Компьютерный рынок.

4.3.Сельскохозяйственный рынок.

4.4.Промышленный рынок.

5.По характеру продаж:

5.1.Оптовый рынок.

5.2.Розничный рынок.

6.По соответствию законодательным нормам:

6.1.Официальный рынок.

6.2.Черный рынок - Теневая экономика. Теневая экономика

Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру товарного рынка (биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли); финансового рынка (фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды) и рынка труда (биржи труда).

Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:

1.По масштабам развития:

1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.

1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.

1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.

1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.

1.5.Национальная – состязание внутри страны.

1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран.

2.По методам ведения:

2.1.Ценовая - за счет снижения цены.

2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.

Ценовая дискриминация- продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:

1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;

2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;

3.первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.

3.По способам ведения:

3.1.Добросовестная.

3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.

4.По форме:

4.1.Совершенная.

4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).

Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Характеристика моделей рынка

Параметры

Совершенный

рынок

Несовершенный рынок

Чистая конкуренция

Монополист. конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Определение

Рынок с большим

числом фирм, про

дающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену.

Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары.

Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия).

Рынок, где господ ствует один прода вец, влияющий на цену товара

Число фирм

Очень большое

Многое

Несколько

Одна

Вид товара

Стандартизированный (однородный)

Дифференцированный (разнородный)

Дифференцированный и однородный

Уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

В пределах рыночной ниши

Ограничен вза имной зависи мостью и значи телен при тайном сговоре

Диктует цены

Барьеры для вхождения в отрасль

Отсутствует

Отсутствует

Возможны отдельные препятствия при входе

Вхождение заблокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Существенна, упор на рекламу

Типична при дифференциации товара

Нет нужды в ней

примеры

Рынки с/х продукции, ценных бумаг.

Рынки легкой и пищевой промышленности

Стандартизир. товаров- сталь; дифференц/ых-автомобили, сигареты, кофе

Народные промыслы, городские коммуникации


Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка.

Монополия (греч. монос- один, полео-продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

1.Естественная монополия – возникает в результате владение редким и невоспроизводимым фактором производства: природная основана на уникальности природного ресурса (залежи алмазов в Якутии делают Республику Соха монополистом в рамках России) и технологическая основана на уникальном открытии, изобретении, уникальном техническом сооружении (РК- монополист Байконура).

2.Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.

3.Случайная монополия – возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей.

Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала.

Направления концентрации


Горизонтальная Вертикальная Диверсификация



Поглощение или слияние компаний, занятых в одной отрасли.

Объединение фирм разных отраслей, связанных общностью технологий.

Объединение фирм разных отраслей, технологически несвязанных между собой

Организационные формы монополий:

1.Картель – соглашение о ценах на товары и услуги об объемах производства. Его участники договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность.

2.Синдикат – объединение в целях совместного сбыта продукции.

3.Трест – объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом одного вида товара.

4.Концерн – объединение многопрофильных фирм с единым финансовым центром (концерн «ДЭУ», производящий товары от батареек до автомобилей, имеющий заводы от Южной Кореи до Узбекистана).

5.Холдинг- головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому, влияющая на их деятельность.

6.Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, двусторонняя монополия.

-Монопсония- рынок, на котором оперирует один крупный покупатель какого-то товара и он контролирует цену.

-Олигопсония- рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.


-Дуополия- имеются только два поставщика определенного товара.

-Двусторонняя монополия- на рынке один крупный производитель-монополист сталкивается с одним крупным покупателем.

Основные типы барьеров (ограничителей) для входа на рынок:

  • Лицензия- право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на рынке;

  • Товарный знак- особый символ, позволяющий узнавать товар, фирму;

  • Авторское право- обеспечивает создателям новых продуктов исключительные права продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений;

  • Патент- свидетельство, подтверждающее право автора на распоряжение созданным им благом.

Антимонопольное законодательство- комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий. Оно основано на законах РК «Об естественных монополиях», «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности».

Закон РК от 9 июня 1998г. «О недобросовестной конкуренции» определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм ее предотвращения. Законом различаются следующие виды недобросовестной конкуренции в РК:

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.


Деньги

Конкуренция

Монополия

Олигополия

Предложение

Рынок

Спрос

Товар


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  1. Сущность и функции рынка.

  2. Классификация рынка.

  3. Теневая экономика

  4. Основные элементы рыночного механизма.

  5. Модели рынков в зависимости от развития конкуренции.

  6. Монополия и монопсония.




Тесты:

  1. Конкурентный рыночный механизм – это способ:

  1. согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства

  2. синхронизации этих решений

  3. согласования и синхронизации этих решений

  4. ни синхронизации, ни согласования этих решений

  1. Что включается в инфраструктуру рынка:

  1. банки

  2. ярмарки

  3. консалтинговые фирмы

  4. налоговые и таможенные органы

  5. все ответы верны

  1. Рынок – это:

  1. совокупность актов купли-продажи

  2. взаимодействие спроса и предложения

  3. взаимоотношения между продавцами и покупателями

  4. экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара

  1. Какая из функции денег названа неверно:

  1. мера стоимости

  2. средство обращения

  3. мера дохода

  4. средство платежа

  5. мировые деньги

  1. Деньги – это:

  1. всеобщий эквивалент

  2. простое орудие счета

  3. товар, обладающий всеобщей обмениваемостью

  1. Какая черта не характерна для товарного производства?

  1. косвенные, опосредованные рынком связи

  2. общественное разделение труда

  3. характерен универсальный труд

  4. продукты создаются для продажи

  5. специализация на производстве одного продукта

  1. Товар – это:

  1. вещь, способная удовлетворять человеческие потребности

  2. вещь, в которой воплощен общественный труд

  3. благо, удовлетворяющее человеческую потребность и предназначенное для обмена

  4. вещь, обладающая какой-либо ценностью


  1. Какие из этих социальных явлений связаны с общественным разделением труда?

  1. появление денег, необходимых для обмена

  2. появление капитала

  3. взаимосвязь и взаимозаменяемость людей в производстве

  4. все ответы верны

  1. Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?

  1. диффузия экономической власти

  2. большое число продавцов

  3. наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары

  4. относительно легкое вхождение производителей в данный рынок

  5. правильного ответа нет

  1. Натуральное хозяйство характеризуется тем, что:

  1. продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей

  2. естественной формой богатства является натуральный продукт

  3. характерен универсальный труд

  4. осуществляется прямые экономические связи

  5. совокупность перечисленного

  1. Причины закрепления за благородными металлами функции всеобщего эквивалента:

  1. однородность и сохраняемость

  2. делимость и ковкость

  3. высокая стоимость при небольшом объеме

  4. портативность

  5. совокупность перечисленного


Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения.


Cпрос на товар и его характеристика

Спроспотребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя. Обратная связь между величиной спроса и ценой называется законом спроса Этот закон был сформулирован А.Курно (1838г.).

1)закон убывающей предельной полезности, который гласит, что по мере потребления дополнительных единиц их полезность снижается, следовательно, нет смысла платить ту же цену за менее полезный товар.

2)эффект замещения-дорогие товары замещаются более дешевыми товарами. Следовательно, снижение цен увеличивает число покупателей.

3)эффект дохода. Когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает ощущение роста дохода, т.о., снижение цен расширяет покупательную способность потребителей.

Кривая спроса (D-demand) – это графическое изображение закона спроса. Это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара. Отложив по вертикальной оси Р (price) - цену товара, по горизонтальной – Q (quantity) величину спроса, мы получим кривую спроса D.

Кривая D наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки А,В). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от D к D1. Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от D к .График 4.1. Кривая спроса.

График 4.2. Движения кривой спроса.

Р

Р1 A

B

Р2

D




Q1 Q2 Q



Ро В D

Q 1 Qо Q


Р





D1

D



Do



Q

Изменение величины спроса под влиянием изменения цены выражается в движении по кривой спроса.

Влияние неценовых факторов приводит к изменению спроса, что выражается в смещении кривой или вправо – вверх (увеличение), или влево – вниз (уменьшение).


  1. Рост числа покупателей

  2. Потребительские вкусы.

  3. Цены на сопряженные товары. сублементы (автомобиль и бензин), то повышение цен на один товар (автомобиль) приведет к понижению спроса на другой (бензин), связь обратная. Если товары заменяющие- субституты (масло и маргарин), то повышение цен на один (масло) приведет к повышению спроса на другой (маргарин),т.е. связь здесь прямая.

  4. Ожидания потребителей .

  5. Доходы потребителей.

Эластичность – это реакция одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10%.

Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.

Q% Q1- Q2 P1-P2

ЕPD = ───── = ------------------ : -----------

Р%; Q1 P1

где ЕPD - эластичность спроса по цене; ∆ Q% - относительное изменение величины спроса; ∆ Р% - относительное изменение цены.

  • Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэф. эластичности больше 1.

  • Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэф неэластичного спроса меньше единицы.

  • Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент=1.

Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», т.к. цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях. Но для простоты анализа К рассматривается как положительная величина.

График 4.6. Эластичный спрос.

График 4.7. Неэластичный спрос.


Р




Р1


Р2

D



Q1 Q2 Q



Р


Р1



Р2

D




Q1 Q2 Q



ЕPD > 1, при снижении цены возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается.

ЕPD < 1, при снижении цены объем продаж меняется незначительно, общая выручка снижается.



График 4.8. Единичная эластичность.

График 4.9. Совершенно эластичный спрос.



Р



Р1



Р2

D


Q1 Q2 Q


Р




P D


Q1 Q2 Q



ЕPD = 1, снижение цены компенсируется ростом спроса, общая выручка остается неизменной.


ЕPD = ∞, бесконечно малое изменение цены, вызывает значительное увеличение спроса.




График 4.10 Совершенно эластичный спрос.


Р


D

Р1


Р2


Q Q



ЕРD=0, изменение цены не вызывает никакого изменения спроса.