ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2564

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Психология как профессия»

РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Практический психолог в детском саду

Школьный психолог

Психолог в доме ребенка

Психолог-профконсультант в школе

Психолог районного психологического центра

Психолог-реабилитолог

Педагог-психолог в школе

Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Преподаватель психологии в вузе

Психолог-методист

Социальный работник

Семейный психолог-консультант

Клинический нейропсихолог

Психолог в психиатрической клинике

Детский нейропсихолог

Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Клинический психолог в судебной сексологии

Психолог в поликлинике

Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)

Психоаналитик

Гештальт-терапевт

Психолог-игротерапевт

Психолог-перинатолог

Эргономист

Военный психолог

Психолог в гражданской авиации

Психолог – эксперт

Психолог, работающий с персоналом банка

Психолог железнодорожного депо

Кадровый консультант

Психодиагност в управлении персоналом

Тренинг-менеджер

Психолог-консультант

Организационный психолог

Политолог-психолог

Перечень нормативно-правовых документов, законов, постановлений, рекомендаций, регламентирующих труд психолога-практика

Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»

Этические принципы и правила работы психолога


Психолог-профконсультант в школе

Одна из основных задач школьного профконсультанта заключается в том, чтобы сформировать у ученика готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. При этом немаловажно, чтобы ученик понимал, что он сам выбрал профессию, а не его заставили. Из выше сказанного становится ясно, что несдержанность, стремление манипулировать, самоутверждаясь, навязывать свою точку зрения, свое решение здесь только навредят, поэтому профконсультанту необходимо дистанцироваться от своих личных пристрастий и равно уважать разные виды профессионального труда.

Работа профконсультанта в школе начинается с налаживания отношений с завучем школы, с классными руководителями и с преподавателями. Именно от этого будет зависеть обстановка, в которой будет проходить дальнейшая работа. Профконсультанту-психологу необходимо выделить отдельный кабинет, с компьютерной аппаратурой, мебелью для хранения бумаг, плакатами - это необходимый для проведения групповых и индивидуальных занятий инвентарь. Профконсультанту важно иметь возможность проведения занятий, бесед во время уроков, так как чаще всего занятия по профконсультации не включены в основное расписание. Становится понятно, что профконсультант должен уметь легко входить в контакт с другими людьми.

В обязанности профконсультанта, работающего в школе, входят проведение групповых и индивидуальных занятий, работа с педагогическим коллективом (включая выступления на педагогическом совете), организация взаимодействий с представителями социальных институтов (предприятия, фирмы) и учебными заведениями, организация экскурсий в эти социальные структуры, работа с родителями учащихся (включая выступления на родительских собраниях).

Профконсультант, работающий в школе, очень часто воспринимается учащимися как школьный психолог, к которому можно прийти и по другим проблемам, а значит, профконсультант должен всегда быть готов прийти на помощь. Поэтому требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь, обеспокоенность судьбами учеников, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей подростка.

Рабочий день профконсультанта не нормирован, но достаточно напряженный. Чаще всего групповые занятия проходят по обычному расписанию, а индивидуальная работа, которая более всего важна для профконсультанта, проводится после учебных занятий. Профконсультант наблюдает за учащимися на групповых занятиях, смотрит, насколько они внимательны при разборе тех или иных тем, насколько они активны (задают вопросы или нет и т.д.), поэтому наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера подростка, к его поведению просто необходима психологу. Он также знакомит школьников с миром профессий (не только рассказывая, но и рекомендуя определенную популярную литературу), а для этого психологу нужна ориентация в меняющемся мире профессий, в их психологической типологии; кроме того, он должен иметь информацию о вакансиях на рынке труда и в целом о социально-экономической ситуации в своем регионе, городе, районе. В наше сложное время, время перемен, требуется также постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстро изменяющимися процессами жизни.


Работа с классом - дело нелегкое, часто возникают различные необычные ситуации, в которых приходится быстро ориентироваться, (подросток может задать любой вопрос и т. д.). От психолога требуется выдержка, профессиональный такт (необходимо владеть своими эмоциями, своим настроением, управлять дурным расположением духа). Но интерес к внутреннему миру человека, любовь к детям и умение их организовать, знание их возрастных особенностей  - всё победят.

В работу профконсультанта также входит проведение анкетирования, тестирования для выявления интересов, склонностей учащихся (необходимо владение соответствующими диагностическими методами). Полученные результаты вносятся в карту профессионального обследования школьника. Индивидуальные занятия чаще всего проводятся в форме беседы (очень важно уметь слушать и слышать, понимать внутренний мир учащегося). В начале беседа носит ознакомительный характер, а потом, когда собираются определенные сведения об учащемся, беседа может выполнять и корректирующие функции (выясняется вопрос о том, есть ли у школьника личный профессиональный план, насколько он осознан, реалистичен, адекватен возможностям, способностям и склонностям школьника; при этом необходимо стимулировать активную позицию учащегося, а не навязывать ему свою точку зрения).

Необходимо выявить общий уровень развития подростка, выяснить, какую цель он перед собой ставит при выборе профессии (это решение сиюминутных проблем - профессия на ближайшую временную перспективу, или профессия - средство для достижения перспективных жизненных планов), необходимо соотнести это всё с обстановкой в обществе и направить подростка по правильному пути. Убедительное и терпимое отношение к индивидуальному, возрастно-половому своеобразию, к каждому факту уникальности подростка, его творческой неповторимости - просто необходимо.

Все люди разные: разного пола, здоровые и инвалиды (с частичной утратой дееспособности), с недостатками развития (дефектами слуха, зрения, хроническими болезнями). Неправильный выбор профессии может усугубить недостатки состояния здоровья, привести к его ухудшению, поэтому профконсультанту необходимо знать медицинские показания к выбору той или иной профессии и учитывать их при работе с учащимися.

Работа с людьми, в частности, работа профконсультанта требует хорошо развитой, убедительной речи. У специалиста должна быть хорошая память, развитое словесно-логическое мышление (социальные ситуации изменчивы и неповторимы, нужно наряду с более или менее «вечными» знаниями иметь оперативные знания, относящиеся к конкретной обстановке), творческое воображение и, что очень важно, нормальное психическое здоровье, обеспечивающее эмоциональную устойчивость.

Противопоказаниями к выбору данной профессии могут быть явные дефекты речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, как проявление эгоизма, равнодушие к людям, выраженные физические недостатки, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.


Сейчас профконсультантов в школах осталось не очень много, они востребованы в других сферах деятельности, и со временем эта тенденция будет, возможно, усиливаться. В этой работе может быть развита социальная смелость (при работе с классом преодолевается страх перед аудиторией), формируются навыки общения, творческие способности, так как часто приходится импровизировать (дополнять методики, адаптировать их), может развиваться социальный интеллект, так необходимый в межличностном взаимодействии. Так как эта область относительно слабо разработана, то существует огромный простор для творчества. И, хотя нельзя сказать, что эта профессия приносит большой доход, психолог-профконсультант может испытывать удовлетворение от того, что помог, оказался полезен. И при этом сам профконсультант развивается как личность, что тоже немаловажно.

Сложные стороны в деятельности психолога-профконсультанта: слабая разработанность методов, ненормированный рабочий день и т. д. Некоторые педагоги в школе ревностно относятся к профконсультанту, считая, что он занимает свое место не по праву, но главное для профессионала  - быть сдержанным и доказывать свою полезность не словами, а делами.

На факультете психологии подготовка психологов-профконсультантов ведется в рамках двух специализаций: «Психологии развития» и «Психологии труда и организационной психологии». При некоторой доподготовке специалист может работать не только в школе, но и в Центрах занятости и помощи населению в трудоустройстве - с взрослыми безработными. Очень мало организаций, где профконсультант может повысить свою квалификацию. Это возможно на базе городского Центра занятости населения, при Российской Академии труда и занятости, хотя и стоит немалых денежных затрат. Повысить квалификацию возможно также, поступив в аспирантуру факультета психологии МГУ.

Профессиональная квалификация специалиста предполагает помимо базовой общепрофессиональной психологической подготовки, усвоение материала по специальным курсам: «Психология профессий», «Психология профконсультационной работы», «Основы психодиагностики», «Акмеология».


Психолог районного психологического центра

Познакомимся с работой психолога в районном психологическом центре, организации «Чертаново-Северное. Инициатива добрых дел». Здесь работает группа психологов - 4 человека. В организации выделяется три основных направления деятельности: 1) собственно психологическая работа с населением, обращающимся в центр, 2) организация досуга детей, подростков, и 3) работа компьютерного класса.

Но психологи работают и за пределами стен «Центра», их привлекают для работы в школах района, в комиссии по делам несовершеннолетних, в милиции. Если школа не имеет своего штатного психолога, либо не удовлетворена качеством его работы, либо школьному психологу не удается охватить весь объем работы, то приглашают психолога районного центра. Так по заказам районной администрации в школах проводится первичная профилактика алкоголизма, наркомании и табако-курения. Обычно школы предлагают работать с трудными подростками и их семьями. Психологи центра проводят мини-тренинги для учителей по психологическим проблемам, связанным с возрастными особенностями подростков, по общению учащихся на территории школы, лекции по психологии.


Два раза в месяц психологи центра участвуют в работе районной комиссии по делам несовершеннолетних. Психологи выносят свои рекомендации и работают с людьми, которым предписано обратиться в психологическую службу, либо ведут контроль за обращением этих людей в другие психологические центры.

Во время летних каникул психолог районного центра выезжает с детьми за город в лагерь в качестве воспитателя отряда. Он организует досуг детей, закупает подарки, учитывая их интересы и возрастные особенности.

Как в самом центре, так и «на выездах» психолог имеет дело в основном с неблагополучными семьями разных категорий: это неполные семьи, семьи с родителями-алкоголиками, опекунские семьи, семьи с родителями-инвалидами. Также проводится работа с представителями «группы риска» по социальному сиротству, детьми, состоящими на учете комиссии по делам несовершеннолетних. В центре организуются групповые занятия с детьми и родителями, курсы для детей и родителей, осуществляется консультирование по поводу возможного необходимого медико-психиатрического обследования детей (этими вопросами занимаются клинические психологи).

Психологи оказывают социально-психологическую помощь, социальную и психологическую поддержку, реабилитационную помощь населению, проводят работу по морально-нравственным и обучающе-развивающим вопросам.

Психологи выбирают и устанавливают программы для компьютерного класса, который задумывался как составная часть общей психологической программы повышения познавательной мотивации детей, обучения и развития их психической сферы.

В центре осуществляется психологическое консультирование семей, родителей, коррекционная, диагностическая и развивающая работа с детьми, тренинги общения и развития их личности.

Возраст обращающихся в центр различен. Наиболее частые посетители - дети от 6 до 14 лет. Несмотря на то, что центр районный, помощь оказывается любому обратившемуся человеку независимо от места его проживания. Дети, посещающие центр, нередко обретают здесь второй дом, теплое место, приводят своих друзей и знакомых. Психолог записывает их координаты и связывается с родителями детишек, которые после беседы с психологом обычно дают согласие на посещение их детьми районного психологического центра.

Психолог центра должен иметь специальную квалификацию, но приветствуются и валонтеры (люди, не имеющие специального психологического образования), которым разрешается работать под началом психолога.

Орудиями и средствами труда психолога является почти весь психологический инструментарий возрастно-психологического консультирования и диагностики; нейропсихологические методики (обрабатываются только клиническим психологом). Психолог наблюдает, контролирует, обдумывает, принимает решения, занимается организацией и проектирует новые формы диагностической и воздейственной работы.


Рабочий день психолога центра, как правило, ненормированный, нередко это работа с 9 до 21 часов. Он сам планирует и организует свою деятельность. Оплата его труда - невысокая, ибо центр является муниципальной организацией.

Противопоказания к работе по данной специальности носят психофизиологический и социально-психологический характер. Так, если человек быстро утомляется и медленно восстанавливается после нагрузки, эмоционально неустойчив, если он в большей мере пессимист, чем оптимист, ему будет трудно справиться с работой. Здесь не должны работать люди озлобленные, «с внутренней пустотой», так как взаимодействие с детьми требует доброты, искренности, личностной зрелости и рекомендуется людям целостным, с устоявшейся Я-концепцией и позитивно-реалистическим взглядом на мир.

Человек, решивший посвятить себя этому делу, должен обладать жизнелюбием, доброжелательностью, находчивостью, изобретательностью, чувством юмора. Важно в общении не высказывать людям отрицательных оценок, уважать себя и других, уметь устанавливать контакт с ребенком, родителем, преподавателем, обладать известным артистизмом в общении. Психологу здесь нужно быть стрессоустойчивым, уметь быстро восстанавливать силы, управлять своими эмоциями и быть внимательным к эмоциональному состоянию другого человека; быть терпимым, готовым работать с человеком, который субъективно неприятен.

Помощь обращающимся людям, возможность поселить в душе ребенка ощущение «его нужности и желанности» придает смысл работе и самоуважение психологу; это работа «в море жизни», она интересна и непредсказуема.

Психолог-реабилитолог

(Специализация «психология развития»)

Возрастная психология - одна из наиболее перспективных ветвей психологической науки. Было бы ошибочно думать, что область интересов соответствующих специалистов ограничивается психологической поддержкой детей в школе. Возрастные психологи оказывают также психологическую помощь в разнообразных организациях и структурах.

В нашей стране, особенно сегодня, остро стоит вопрос о социальной адаптации детей и подростков, имеющих проблемы с состоянием здоровья и другие социальные трудности. Существуют различные реабилитационные центры, где наряду с врачами и социальными работниками трудятся и возрастные психологи.

Особое значение приобретают практические методические материалы и наработки, дающие практикам возможность, исходя их местных условий, определить направления проектирования коррекционных образовательных учреждений, обеспечивающих оптимальные условия протекания процесса реабилитации, формирования и развития личности проблемного ребенка и подростка, не изолируя его из социума.

Основным контингентом, на который ориентируется деятельность психолого-медико-социальных центров являются семьи с детьми в возрасте от рождения до 18 лет, (имеющими различные по этиологии заболевания, нарушавшие процесс развития и другие особенности, препятствующие развитию личности и социализации несовершеннолетних), обратившиеся в центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.