ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2196
Скачиваний: 10
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.
Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7) культура речи.
ГЛАВА 2. Юридическая терминология, юридической культура и этика, юридические средства и технологии.
2.1. Понятие и содержание юридических терминов
В переводе с латинского языка слово « юриспруденция» означает «правоведение». Правоведение можно представить как изучение общеобязательных правил поведения, установленных или санкционируемых государством, т. е. закрепленный порядок общественных отношений.
В целом юридическая наука – это общественная дисциплина, которая изучает право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Теоретический подход к изучению и осмыслению юридических наук заключается в рассмотрении, исследовании системы основных идей в той или иной отрасли права как формы научного познания, дающего целостное представление о закономерностях и существенных связях в формировании, принятии и применении права.
Юридическая наука в современном виде дифференцирована на множество отраслей, например, таких, как наука гражданского права, уголовного права, административного права, конституционного права, теории государства и права, история права и правовых учений и т. д. Прикладными юридическими науками считаются такие, как судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика, криминология, юридическая психология, и ряд других наук, составляющих отдельные отрасли.
Желающим посветить себя общему познанию и изучению юридических наук необходимо иметь хотя бы общее представление о самых элементарных основах, составляющих юриспруденцию, которые являются базисом профессиональной подготовки юриста.
Право - система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений.
Норма права - общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и (или) санкционированное государством для регулирования общественных отношений, складывающихся в обществе.
Нормативно-правовой акт - властное предписание государства устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.
Локальный нормативный акт – властное предписание компетентного органа юридического лица.
Правоотношения - это материальные и нематериальные отношения урегулированные нормой права.
Отрасль права - система юридических норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений
Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в жизни общества.
Система права - внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, отраслей, подотраслей, институтов права.
Систематизация законодательства - деятельность правотворческих органов государства, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
Принципы права - основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
2.2.Краткая историография юриспруденции.
Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Так, на территории Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию. Постепенно юриспруденция обособилась еще и в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно говорить об определённой системе юриспруденции. Первоначально знание права в Древнем Риме являлось привилегией жрецов. Но в 254 до н. Э. Тиберий Корунканий - высший жрец из плебеев - объявил, что считается нужным объяснять право каждому желающему.
Римский юрист Помпоний писал, о том, что Тиберий Корунканий первым начал преподавать право публично. Первое частное юридическое общество, где учителя читали лекции, давали ответы для вопросы и также вели диспуты со своими учениками, была организована Сабином еще в первом в. н. э. В 4-5 вв. Существовало несколько таких школ с 4-летним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также труды Папиниана и Павла. В 533 император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
В период раннего средневековья специальности «юриспруденция» не было. В 10 в. в Павий, была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце 11 в. в Болонье возникла школа права, позже преобразованная в университет, где в середине 12 в. обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы. В 12-15 вв. в университетах ряда стран Западной Европы ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось по преимуществу римское право. Только с конца 18 в. в программы юридических факультетов стали включать национальное право.
В России с 16 в. предпринимались попытки выделить юриспруденцию в свободный предмет обучения. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 Славяно-греко-латинской академии. В 1715 Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-15 в Москве существовало так называемое Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, и политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-65 в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.
В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764. С 1767 занятия вели первые русские профессора-юристы - С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах, (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в 18-19 вв. Юриспруденция была введена в юридическом Демидовском лицее (Ярославль). В 1835 было открыто училище правоведения (для дворян), дававшее высшее юридическое образование.
В развитых капиталистических странах Западной Европы, в США, Канаде и практически во всех странах существуют юридические факультеты в университетах.
В России основная форма подготовки юристов, до недавнего времени, были юридические факультеты с 5-летним сроком обучения. Существует вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 3-6 лет. Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юриспруденции, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Юриспруденция включает несколько циклов.
В связи с присоединением России к Болонской декларации система подготовки юристов изменилась. Болонская система включает в себя два цикла: 4года – бакалавр, + 2 года магистр. Звание доктора права присуждается окончившим еще один цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.
2.3. Юридическая культура и этика: понятие, содержание и основные признаки
Культура общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.
Правовая (юридическая) культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение и навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей. Атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.
Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции.
Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.
В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.
Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявления морали в различных видах деятельности.
Юридическая этика – вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающий нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения. Это нравственный кодекс юристов различных специальностей.
У нас в стране приняты: Кодекс судейской этики; Кодекс этики прокурорского работника РФ; Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ; Кодекс профессиональной этики адвоката, кодекс профессиональной этики работника следственного комитета.
2.4. Юридические средства и технологии.
Юридическая технология - это прописанная в нормах права, подзаконных актах, интерпретационных документах или выработанная практикой совокупность деяний, по использованию правовых средств и инструментов, обеспечивающая удовлетворение интересов субъектов права и достижение социально полезных целей.
Юридические средства – это субстанциональные правовые явления (конструкции), для создания которых необходимо применение юридических технологий и других юридических инструментов. Они устанавливаются нормами права с целью их использования субъектом для достижения общественно-полезных целей.
Качество принимаемого юристом решения во многом зависит от того, в какую форму оно облечено. Как использовать юридические средства и технологии, правильно составлять и оформлять конкретные документы, учит наука - юридическая техника.
Юридическая техника это совокупность приемов, способов и средств, применяемых для выработки и систематизации нормативных актов, создания юридических документов, а также при разрешении конкретных жизненных ситуаций с помощью права.