ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2190

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому для его профессиональной деятельности большое значение имеет овладение правилами юридической техники. Именно этот критерий позволяет отличить профессионала высокого класса от «кустаря» работающего на юридическом поприще. Работ раскрывающих содержание и приемы юридической техники не так много и в основном они посвящены такой ее разновидности как законодательная техника, хотя эта наука разрабатывалась давно, а первый учебник был написан еще в 1895 году И. Йерингом. Наиболее полным современным учебником является учебник А.В. Кашаниной «Юридическая техника». Практикующему юристу чаще всего приходится использовать прикладную юридическую технику, которая имеет свою специфику.

Юридическая техника состоит из определенных компонентов. Назовем самые основные из них.

1. Важнейшим компонентом юридической техники является юридическая терминология. Она употребляется в специальной литературе, нормативных актах и общении юристов между собой. В связи с этим, весь массив юридической терминологии можно разделить на общеупотребляемые (закон, право, норма), специальные технические (преамбула, статья, абзац), специальные юридические (реституция, шикана, преюдициальность) термины. Основным требованием к юридической терминологии являются – единство, общепризнанность и устойчивость. Это означает, что следует избегать употребления «новаторских», широко неупотребляемых терминов, которыми в последнее время изобилует юридическая литература. В то же время не следует очень популязировать документ и в частности исключать из него термины и выражения, которые используются в нормативных актах. Это может привести к неправильному толкованию или искажению сути создаваемого документа.

2. Следующим компонентом юридической техники являются средства юридического выражения воли. К ним относятся: нормативное построение документа, системное построение и юридические (готовые) конструкции. Это означает, что юридический документ нормативного характера должен содержать нормы права, которые распространяются на определенную категорию лиц или отношений, они должны быть расположены в определенной последовательности, а документ должен быть системным и логически последовательным (разделен на абзацы, статьи, параграфы, главы, разделы). В некоторых нормативных актах даются или практикой законодательной техники выработаны готовые юридические конструкции, например схема построения документа, реквизиты, типовые акты и т.д. Использование таких готовых конструкций не только облегчает работу над документом, но и делает его удобным в пользовании.

3. Реквизиты и структура текста относятся к такому компоненту юридической техники как средства словесно-документального изложения текста документа. Если подробнее остановится на структуре текста, то он должен удовлетворять следующим требованиям:


а) последовательной дифференциации материала в тексте документа – разделение его на общую часть, разделы и главы, статьи, абзацы, пункты.

б) единству и внутренней логики документа, чтобы при дополнениях не менять заголовки и номера

в) удобству пользования документом, т.е. в нем должны содержаться ссылки, отсылки и т.д.

4. Юридическая стилистика, как один из приемов юридической техники – это система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в юридических документах. Цель ее – обеспечить сочетание с одной стороны, доступности и убедительности, а с другой точности, определенности и высокой юридической культуры. Подробнее раскроем некоторые понятия юридической стилистики:

  • Доступность означает, что документ должен быть прост и ясен, для того к кому он обращен. Следует избегать сложных конструкций и перегрузок придаточными предложениями, правильно употреблять союзы и образные выражения, минимизировать употребление узкоспециализированных терминов;

  • Убедительность означает четкость и энергичность текста, для пояснения цели и задач всего документа можно использовать преамбулы, кроме того, можно давать пояснения специальных юридических терминов и конструкций;

  • Точность означает, что документ не должен допускать кривотолков и однообразно регулировать сходные отношения;

  • Определенность – это понимание каждой фразы, термина только в одном смысле, нельзя допускать расплывчатости формулировок;




2.5. Понятие и виды юридических документов.

В законе «Об обязательном экземпляре документа» дается понятие: «Документ – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенные для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения».

Юридическими (правовыми) документами являются те, которые составляются в соответствии с правовыми требованиями и с целью подтверждения прав, обязанностей или юридических фактов, т.е. событий, действий, влекущих возникновение прав и обязанностей.

При работе с юридическими документами следует учитывать:

- сроки обращения в компетентные органы с целью получения юридических документов;

- различия компетенции учреждений;

- территориальные признаки обращения по месту работы, нахождения организации или ответчика по месту жительства;

- режим приема граждан и представителей организаций;

- форму обращения (устную или письменную);

- условие оплаты за оформление или выдачу документа в виде пошлин или сборов;

- сроки рассмотрения обращений, заявлений, жалоб, исков;

- особенности процедуры рассмотрения и принятия решений; порядок выдачи и хранения документов;

- требования к порядку оформления.

Основная функция юридических документов состоит в их использовании в виде доказательств при установлении фактов, имеющих юридическое значение, или соответствующих прав и обязанностей. В этом качестве юридические документы используются в государственных органах, суде, нотариате, на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых образований.


В работе, выполняемой на предприятии, в учреждении или организации, лицами, работающими по юридической специальности, огромное значение имеют юридические документы. От них во многом зависит успех в суде, возмещение убытков предприятию, восстановление нарушенных прав работника или служащего, справедливое решение многих других вопросов.

Виды документов:

  1. Нормативные (законы, Указы Президента, Постановления Правительства, подзаконные акты);

  2. Судебные (решения, определения, судебные приказы, приговоры, постановления и др.);

  3. Корпоративные (уставы, договоры об учреждении, правила, инструкции, приказы и др.);

  4. Административные (протоколы, постановления, акты и др.);

  5. Договоры (гражданско-правовые, административные, международные и др.);

  6. Удостоверяющие правовой статус физического или юридического лица (паспорт, свидетельство, диплом и т.д.);

  7. Иные документы



Глава 3.Юридическое образование: виды, формы, методы.


3.1. Понятие и виды юридического образования. Болонский процесс.

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года (массовые студенческие волнения) разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей).

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.


В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Стандарты третьего поколения сближают российское образование с европейским и основываются на таком называемом «болонском процессе». Болонский процесс, это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбона в 1998 году, сошлись мнениями о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбонская декларация (Sorbonne Joint Declaration, 1998). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999).

Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Участники Болонской декларации взяли на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации, были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

В настоящее время, очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц, из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Организация юридического образования в России, в целом, наследовала советскую систему подготовки юристов. Высшее профессиональное образование получают в вы́сших уче́бных заведе́ниях (сокращенно вуз). Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.


Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений:

Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования. По состоянию на 2010 год в России планируется существование до 10 таких университетов.

Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета: Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет.

Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Первым двум вузам статус национального исследовательского университета был присвоен в качестве эксперимента в 2008 году. Далее Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы: по итогам конкурса в 2009 году статус НИУ был присвоен 12 вузам, в 2010 году — 15 вузам.

Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).

Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад. Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.