Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 1913

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий принцип – легитимность. Любые действия по государственному регулированию территориального развития должны исходить только из уже функционирующих федеральных законов. Не должно быть противоречий между федеральными и местными законами или специально принятыми нормативными актами57.

Одними из принципов эффективного территориального регулирования являются региональная инициатива и региональное исполнение. Как правило, федеральные решения о конкретных мерах территориального развития должны инициироваться субъектами Федерации и муниципальными образованиями. В этом случае Правительство выделяет дополнительные ресурсы, а регионы реализуют принятые решения.

При осуществлении государственного регулирования развития территорий следует исходить из конкретных целевых задач по улучшению функционирования социально-экономической сферы субъекта РФ. Реализуемые в этом направлении мероприятия должны иметь количественно достижимые параметры в соответствии с поставленной целью: рост объема ВВП (ВРП), объемов промышленного производства, сельского хозяйства, услуг, доходов, занятости, снижение инфляции и т.п. Выполнение данного условия возможно лишь при стабильном экономическом развитии. В Российской Федерации, где на протяжении 19911998 гг. каждый последующий год приносил снижение производства ВВП и уменьшение реальных экономических доходов населения, это было недостижимо, и только с 2000 г. наступили позитивные изменения, пока кризис не вызвал новый спад в 2009 г.

Важный принцип государственной поддержки территорий – ее адресный, селективный характер и предельно допустимая локализация. Помощь должна оказываться не субъекту Федерации в целом, а наиболее нуждающимся (отсталым, депрессивным, стагнационным и иным) территориям и конкретным поселениям.

Следующим принципом государственного регулирования является учет отдаленных и сопряженных результатов. Итог государственной селективной поддержки отдельного региона в виде периодических финансовых вливаний или разовой поддержки какого-то хозяйственного субъекта на общегосударственном уровне проявится небыстро и, как правило, в опосредованном виде. Надо отделять текущие и частные перемены от сущности отдаленных изменений, которые могут произойти после завершения воспроизводственного цикла и реализации всех региональных факторов.

Одним из условий государственной поддержки является адекватность реакции территорий, т.е. страна вправе рассчитывать, что действия по поддержке одного из регионов будут иметь равноценную реакцию объекта такой поддержки. Правительство может ожидать встречной инициативы по разрешению кризисной региональной ситуации, введению более жестких режимов экономии ресурсов, активизации использования всех собственных источников развития и т.п.


Важный принцип ГРЭП – приоритет государственных интересов при размещении производительных сил (промышленности, энергетики, производственной инфраструктуры). Реальная практика региональной политики в России в настоящее время состоит в том, что она в основном подчинена задачам преодоления отрицательных последствий мероприятий общегосударственной социально-экономической политики для конкретных республик (краев, областей), обосновываемых на федеральном уровне и зачастую не учитывающих их специфики. При этом собственно задачи региональной политики – рост уровня жизни населения и уменьшение территориальной дифференциации социально-экономического развития – отодвигаются на второй план.

При рассмотрении принципов межрегиональной политики необходимо также анализировать стратегии размещения производительных сил на территории России, которые создавались, к сожалению, только в 70-е – начале 80-х гг. с учетом территориальных пропорций и обосновывались с социальных позиций. Подобные стратегии развития регионов должны стать основой для развития промышленности и сельского хозяйства по всей стране и особенно на Дальнем Востоке.

В качестве принципа региональной политики, на наш взгляд, может также рассматриваться непосредственное перераспределение государственных средств между субъектами Федерации.

Федеральное правительство с начала рыночных реформ выделяет часть средств федерального бюджета для финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации (раздел 11 функциональной классификации расходов федерального бюджета). В 2002 г. доля такой помощи составила 13,63% расходной части бюджета, в 2007 г. – 33,76%. Рост обусловлен появлением новой, четвертой части 11-го раздела, предусматривающей выделение средств государственным внебюджетным фондам. В расходах бюджета до 14,35% увеличилась доля других подразделов 11-го раздела: финансовая помощь бюджетам других уровней, фонды компенсаций, другие межбюджетные трансферты. Одновременно сократились средства Фонда софинансирования социальных расходов (с 0,96 до 0,65% расходной части бюджета в 2007 г.) и Федерального фонда финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации (с 7,57 до 7,1%).

До недавнего времени региональная политика федерального правительства во многом была ориентирована на решение текущих социальных проблем. Доля государственных капитальных вложений, поступающих в регионы на безвозвратной основе в рамках реализации целевых региональных программ и других мероприятий в области регионального развития, очень небольшая. В 2002 г. она составила только 0,25% расходной части бюджета, а в 2007 г. в виде Фонда регионального развития – 0,12%, но это, конечно, не все. Кризис 2008–2009 гг. заставил отказаться от данных подходов к осуществлению региональной политики.


Вместе с тем в соответствии с основополагающими принципами помощь следует оказывать регионам, которые находятся в наихудшем, кризисном положении. Но не все такие субъекты РФ имеют недостаточную налоговую базу. Поэтому в современной бюджетной политике, когда принимаются решения о выделении конкретных сумм, следует учитывать реальную ситуацию в регионах.


4.3. Объекты и субъекты государственной региональной
экономической политики


В широком смысле к объектам региональной политики относятся:

  • территориальная (пространственная) структура государства;

  • регионы (федеральные округа, субъекты Федерации, территории муниципальных образований);

  • проблемы экономического, социального и экологического характера, имеющие важное значение как для регионов, так и для Федерации в целом.

Однако на практике объекты региональной политики трактуются более узко. В отечественной экономической литературе сложилась устойчивая традиция в качестве основного объекта региональной политики рассматривать регионы как элементы административно-территориальной структуры страны. В соответствии с Основными положениями региональной политики в Российской Федерации под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-эконо­мических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов58.

Объектами региональной политики в федеративном государстве выступают субъекты Федерации, а местной политики – территории более низкого порядка – города, районы, села, деревни. Вместе с таким подходом в качестве объекта региональной политики рассматривается формирование и функционирование других территориальных образований, границы которых не совпадают с административно-территориальным делением страны – территориально-промышленных комплексов, агломераций городской и сельской местности и др.59

В силу особенностей действующей модели российского федерализма, глубокой экономической дифференциации российских регионов, а также общих трудностей переходного этапа механизм согласования позиций Федерации и ее субъектов, их взаимодействие в решении важнейших общегосударственных задач складываются достаточно сложно и противоречиво.

Субъекты ГРЭП – это структуры, которые осуществляют региональную экономическую политику. Их условно можно разделить на две группы:

- высшие государственные органы;

- органы исполнительной власти.

В Администрации Президента РФ в настоящее время региональная политика определяется следующими органами:

  • Управление Администрации Президента РФ по внутренней политике, которое готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и руководителю Администрации Президента материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики;

  • Представительства Президента по федеральным округам (в регионах – главные федеральные инспектора).


Органы исполнительной власти формируются на конкретном уровне управления: К ним относятся:

  • федеральные (центральные) органы (министерства, агентства, службы). В Правительстве РФ с августа 2008 г. функционирует Департамент государственного управления, регионального развития и местного самоуправления. Высшим исполнительным органом в стране является Министерство регионального развития РФ, созданное в начале 1990-х гг. Оно неоднократно реорганизовывалось, закрывалось и вновь образовывалось. До 2008 г. министерство было, по сути, аналитической организацией, и только с указанного времени оно начинает активно влиять на осуществление региональной политики в стране;

  • региональные органы управления субъектами Федерации (республиканские министерства, краевые и областные управления, департаменты, комитеты и др.);

  • муниципальные органы управления (районные и городские комитеты, отделы и т.п.).

Экономическая политика осуществляется на всех уровнях территориальной иерархии общества – центральном, региональном, муниципальном (местном). На каждом из них формулируются свои цели, применяются специфичные инструменты, действуют отдельные субъекты экономической политики.

В экономической области деятельность федеральной и региональных властей должна обеспечивать:

  • достижение экономически и социально оправданного уровня региональной комплексности, рационализации структуры хозяйства;

  • повышение налогового потенциала региона как способ увеличения расходной части бюджета;

  • поиск точек роста экономики, которые бы давали быстрый рост и валового регионального продукта, и налогов;

  • формирование таких слоев общества, которые бы были заинтересованы в развитии территории и вкладывали в это свои капиталы;

  • сохранение относительной стабильности в сфере занятости, создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, нерыночной инфраструктуре;

  • создание благоприятных условий для прихода в регион капитала из других субъектов РФ;

  • формирование наилучших условий для прихода в регион иностранного капитала;

  • уменьшение теневой экономики как условие наполнения и бюджета, и социальных фондов, прежде всего пенсионного;

  • поиск новых отраслей специализации региона в переходный период к новому технологическому укладу;

  • расширение внешнеэкономических связей со странами СНГ и дальнего зарубежья;

  • оптимизация миграционных связей и расширения завоза иностранных работников для работы в регионе;

  • сохранение и улучшение экологических благоприятных условий на своей территории;

  • совершенствование экономического районирования страны.

Состояние экономики позволяет утверждать, что в настоящее время в России нет признаваемой большинством специалистов и практиков единой региональной политики. Она осуществляется различными официальными учреждениями, которые не координируют свою деятельность. К тому же они нестабильны в продолжительности своей деятельности.


При этом актуален вопрос о распределении компетенций: на каком именно уровне власти должны осуществляться те или иные функции регулирования экономики; что следует делать на уровне центрального правительства, а что – на местах в рамках местного самоуправления; и более того, до какой степени органам власти всех уровней вообще следует заниматься таким регулированием? Федеральные органы управления на уровне субъектов хозяйствования имеют минимальную эффективность в работе с точки зрения регионов, поскольку комплексное развитие территории (с соответствующим набором функций) не может быть целью и задачами их деятельности.

В настоящее время в мире наблюдаются следующие тенденции в данной сфере:

- во-первых, либерализация и дерегулирование, т.е. отказ государства от многих функций по регулированию экономики;

- во-вторых, децентрализация и деконцентрация – делегирование полномочий на низшие уровни в соответствии с принципом субсидиарности.

В целом мы согласны, что в результате осуществления в 1990-х гг. реформ системы власти в России роль государства в целом незначительно снизилась, но большая часть полномочий по регулированию экономики оказалась сосредоточенной на уровне не местного самоуправления, а субъектов Федерации и Центра60.

В определенной степени этот механизм был усовершенствован созданием в 2000 г. Государственного совета как высшего совещательного (консультативного) органа при Президенте РФ. За прошедшие годы он стал одним из ключевых политических институтов страны как главная площадка согласования позиции Федерации и ее субъектов по наиболее значимым вопросам экономической и политической жизни, обсуждения и выработки стратегических направлений развития России.

Существование такого форума, как Государственный совет, важно для страны потому, что в сравнении с другими федеративными государствами для Российской Федерации характерно наличие значительного объема полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ). В рамках данного круга полномочий необходимость постоянного взаимодействия по линии «федеральный центр – субъекты Федерации» вызывается к жизни уже не общими принципами федерализма, а практическими нуждами повседневного государственного управления61.


Вопросы для самоконтроля


  1. Какой правовой акт и когда определил цели и задачи региональной политики в РФ?

  2. Перечислите цели региональной политики, которые установлены законодательно?

  3. Что должна включать в себя государственная селективная поддержка регионов в современных условиях?

  4. В чем суть регулирования межрайонных различий?

  5. Назовите принципы, на которых базируется государственное территориальное развитие?

  6. Как в широком и узком смысле определяются объекты ГРЭП?

  7. Дайте понятие региона как основного объекта ГРЭП.

  8. Перечислите субъекты ГРЭП. На какие группы они подразделяются?

  9. Что должна дать экономике страны и населению деятельность федеральных и региональных органов власти?

  10. Какие мировые тенденции отмечаются в настоящее время в сфере распределения компетенций между органами власти в федеральных государствах?