ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 2048
Скачиваний: 5
5. Территориальные органы управления
5.1. Законодательная власть в регионе
5.2. Исполнительные органы власти
5.3. Федеральные органы управления на уровне субъекта РФ
В современном демократическом государстве должен действовать принцип разделения властей, когда законодательную деятельность осуществляет представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) – органы исполнительной власти, правосудие – суды. При этом все ветви власти должный быть самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга. Разделение властей основывается на разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Государственные органы на уровне региона можно представить следующим образом:
1. Избирательные органы (комиссии), образующие избирательную власть.
2. Представитель Президента РФ в субъекте Федерации – «главный федеральный инспектор по…» и его аппарат.
3. Законодательные (представительные) органы, образующие законодательную власть.
4. Глава субъекта РФ, система исполнительных органов, вместе образующие исполнительную ветвь власти.
5. Специализированный орган с особым статусом (Банк России), образующий «особое ответвление», примыкающее к исполнительной власти.
6. Федеральные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, судебные приставы и др.), образующие «дополнительную» ветвь государственной власти в регионе.
7. Суды, образующие в системе судебную власть, а также органы при судах, органы судейского сообщества и квалификационные коллегии судей, образующие несколько особых ответвлений, примыкающих к судебной власти.
При сопоставлении данной системы с конституционным принципом народовластия и тремя конституционно закрепленными формами его реализации можно утверждать, что так на мезоуровне интерпретируется система публичной (политической) власти, включая основные и дополнительные ветви власти: избирательную, президентскую (в субъектах – республиках РФ), законодательную, исполнительную, федерально-исполнительную, судебную, а также органы местного самоуправления (местную власть), которые не входят в число государственных органов.
В осуществлении государственной экономической политики принимают участие все ветви власти и уровни органов управления, а также неправительственные организации, заинтересованные в соответствующих ее направлениях. При этом возможно сопротивление групп противоположных интересов, которое предстоит преодолевать в процессе достижения поставленных целей, не допуская социальных конфликтов и подрыва устоев государства.
Органы государственной власти РФ функционируют в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5.1. Законодательная власть в регионе
Законодательным (представительным) органом региональной власти является Законодательное собрание, которое может иметь различные названия: Дума, Государственное собрание, Совет, Народный хурал и др. Данный орган является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти региона и осуществляет все полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные конституцией страны, федеральными законами, уставом (основным законом) субъекта РФ. Деятельность территориального органа основывается на принципах разделения государственной власти, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, открытости своей деятельности. К компетенции законодательного (представительного) органа региональной власти относятся:
1) осуществление полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) территории и его законами;
2) правовое регулирование по предметам ведения территории и совместного ведения Российской Федерации и территории в пределах полномочий соответствующего закона посредством принятия законов региона и иных правовых актов;
3) контроль соблюдения и исполнения на территории субъекта РФ своих законов и иных правовых актов, принятых Законодательным собранием;
4) решение иных вопросов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом (основным законом) региона и его законами.
В сфере бюджета, экономических и финансовых отношений Законодательное собрание ведет вопросы по принятию бюджета, территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение программ социально-экономического развития территории, установление региональных налогов и сборов, размеров их ставок, а также порядка их уплаты, предоставления налоговых льгот в пределах платежей в территориальный бюджет.
Законодательный орган в большинстве субъектов РФ по численности является небольшим. На постоянной (освобожденной) основе в регионах работает примерно 10 человек, а всего депутатами избирают до 50–80 человек. Поскольку субъекты Федерации очень сильно отличаются друг от друга, то и количественный состав их Законодательных собраний также различен.
Приходится констатировать, что российские регионы имеют немного парламентских традиций, но тем не менее многие территории прилагают усилия, чтобы с помощью местных законов смягчить те недоработки, которые имеются в федеральном законодательстве, и создавать оптимальные условия для развития своего региона. Прежде всего, можно отметить, что немало разработок депутаты Законодательных собраний делают в социальной сфере, уточнении прав и обязанностей учреждений образования, культуры, социального обеспечения. Достаточно много региональных законов принимается по развитию производства, т.е. деятельности организаций национального хозяйства.
К сожалению, бюджетная обеспеченность жителей субъектов РФ не позволяет на данной ступени развития страны большинству территорий обеспечивать удовлетворение минимальных прожиточных потребностей за счет своего (регионального) бюджета, поэтому практически 90% субъектов Федерации в решении финансового развития зависят от Центра.
Законодательная ветвь образует постоянно действующий орган государственного финансового контроля – Счетную палату территории, осуществляющую контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль над исполнением регионального бюджета, расходованием средств, выделенных из федерального бюджета, а также за использованием объектов права собственности территории.
5.2. Исполнительные органы власти
Реализацию экономической политики призваны обеспечить как федеральные органы государственной власти, так и региональные. Представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ отражают интересы региона и являются субъектами региональной политики, которые регулируют экономическую деятельность, участвуют в хозяйственном обороте и реализуют региональную экономическую политику.
По Конституции Российской Федерации ответственность за развитие территории несет глава ее администрации. Но если рассматривать фактическое управление регионом, то, на наш взгляд, федеральные органы управления продолжают сохранять в нем значительную власть с соответствующей институционально-материальной базой. Это не позволяет главе администрации среднеразвитого региона в полном объеме выполнять возложенные на него обязанности по нормальному функционированию и устойчивому развитию экономики и социальной сферы субъекта Федерации.
Главную роль в реализации государственной экономической политики играют органы исполнительной власти – от центральных (федеральных) до местных структур. Российскими законами и постановлениями Правительства (положениями) определены цели и структура министерств и ведомств, их ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности.
Администрация территории, которая действует как в республиках, так и в областях, все чаще в виде правительств, является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В каждом субъекте РФ действует система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти – администрацией. В систему этих органов входят администрация региона и иные исполнительные органы государственной власти. Администрацией руководит глава (президент, губернатор) как высшее должностное лицо в системе органов исполнительной власти региона.
Полномочиями главы администрации может быть наделен гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста. Его кандидатуру представляет Президент РФ. Утверждение в должности сроком на 4 (5) года (лет) производится решением законодательного органа субъекта РФ.
К ведению администрации территории, как правило, относятся вопросы:
1) планирования, бюджета, финансов и учета;
2) управления и распоряжения объектами права собственности субъекта РФ и взаимодействия с коммерческими и некоммерческими организациями;
3) земельных отношений, использования природных ресурсов и охраны природы;
4) сельского хозяйства и промышленности;
5) жилищного хозяйства;
6) благоустройства территории;
7) энергетики и инженерного обеспечения;
8) строительства и реконструкции;
9) транспорта и дорожного хозяйства;
10) связи и коммуникаций;
11) торговли, общественного питания, коммунального и бытового обслуживания населения;
12) труда, занятости и социальной защиты населения;
13) здравоохранения и социального обеспечения;
14) образования, культуры и спорта;
15) обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью;
16) иные вопросы в соответствии с компетенцией высшего исполнительного органа государственной власти территории.
В области регулирования социально-экономического развития администрации территории обязаны обеспечивать ее комплексное социально-экономическое развитие, разрабатывать проекты планов, соответствующих прогнозов на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды, разрабатывать региональные целевые программы, стимулировать развитие предпринимательской деятельности, осуществлять инвестиционную политику, проводить государственную политику ценообразования, информатизацию и некоторые другие аспекты региональной политики.
В разработке и реализации региональной экономической политики важную роль играют такие структурные подразделения, как администрации региона, департаменты, управления экономики и инвестиций, по финансам, налоговой и кредитной политике.