Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2043

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Системный кризис и ситуация, сложившаяся в регионах России, также подтверждают правоту тех, кто в 1990-е гг. предупреждал о возможных последствиях экономических реформ и указывал на примат государства, особенно в условиях переходной экономики, перед стихией рыночных отношений. Все это в совокупности подчеркивает актуальность исследований, посвященных методологическим проблемам государственного регулирования экономического и социального развития регионов России38.

В отдельных странах федеративного типа с большой автономией региональных органов в осуществлении экономической политики время от времени возникают те или иные «юридические аномалии», идущие в разрез с государственной стратегией в области развития экономики. Обычно они выступают в виде децентрализации в условиях требования большей «локализации» и служат источником сепаратизма, дестабилизируют национальную экономическую систему и способствуют дезинтеграции единого экономического пространства. Именно Россия продемонстрировала пример такой страны39.

При осуществлении экономической политики, по мнению А. Илларионова, неправильно ставятся цели, задачи, и, соответственно, упор делается на то, что происходит внутри регионов, уводя от того, кто должен находиться в центре внимания любых властей. Главное в хозяйственной жизни – это компания и предприниматель, поэтому нужно на всех уровнях власти, управления, хозяйственной жизни создавать условия для предпринимателей, а не для того, чтобы поддерживать регион.

Отметим, что в качестве основного показателя, характеризующего уровень экономического и социального развития субъектов Федерации и результативность государственной региональной политики, используется ВРП, так как этот показатель хорошо реагирует как на развитие регионального сектора, так и на динамику сферы услуг и уровня жизни населения40.

Социально-экономическая политика в основном определяет концептуальные положения развития макроэкономики, финансовой сферы, варианты структурной перестройки хозяйства, целевые ориентиры социального характера, ограничения и направления развития, связанные с обеспечением безопасности государства. Изменения по любому из этих направлений будут влиять на масштабы производства ВРП в субъектах Федерации. С точки зрения национальной безопасности целесообразно оценить ход процесса усиления однородности экономического пространства. Для этого используется такой показатель, как количество регионов, перешедших из отстающих в группы с более высокими показателями. Место региональной политики в общей структуре политики России графически представлено на рисунке 3.141.



Рис. 3.1. Региональная экономическая политика
в системе государственного управления

3.3. Предмет государственной региональной
экономической политики



В экономической литературе встречаются различные определения предмета региональной политики. Так, под предметом региональной политики В.П. Лексин и А.И. Швецов42 понимают отношения между элементами среды региона, обеспечение комплексного социально-экономического развития региона. А.Я Троцковский и Н.А. Чертов43 предметом региональной политики считают пространственную организацию хозяйства и условий жизнедеятельности населения, детерминирующую систему территориальных (пространственных) неравенств. Ю.Н. Гладкий и А.Н. Чистобаев44 в качестве предмета выделяют совокупность региональных аспектов различных видов политик. Л.В. Маркин и О.В. Суханов45 определяют предмет региональной политики как взаимодействие интеграции и самостоятельности регионов в едином экономическом пространстве.

Анализ работ известных зарубежных исследователей по проблемам региональной политики Г. Армстронга и Дж. Тейлора позволяет сделать вывод о том, что под предметом региональной политики они понимают неравенство в социальном и экономическом развитии регионов46.

На наш взгляд, наиболее точным представляется следующее определение: предметом государственной региональной экономической политики является согласование интересов государства и территорий в ходе решения региональных проблем и обеспечение соответствующей комплексности при их осуществлении. В качестве субъектов региональной политики выступают как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации, предприятия47.

Предпосылкой региональной политики выступает неоднородность государства в хозяйственном, социальном, политическом, климатическом отношениях и т.п.

Научной основой региональной политики служит система объективных законов и территориальных аспектов функционирования экономики в сочетании с научными принципами управления. Реализуется данная политика во многом методами законодательного обеспечения, анализа, прогнозирования и программирования, бюджетного планирования, государственной поддержки регионов, а также маркетинга, инвестиционных вливаний, созданием особых экономических зон.

Одной из главных проблем современной региональной политики в РФ является отсутствие Федерального закона «Об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации», т.е. закона о региональной политике, который регламентировал бы ее основные положения. Он должен обязать и федеральный, и региональный уровни власти иметь в области территориального планирования соответствующий набор стратегических и программных документов48.

Еще одной проблемой является то, что в 2000-е гг. централизация становится доминирующим фактором государственной региональной политики. Упорно выстраивается «вертикаль власти», реанимирующая многие признаки субординационных отношений между органами власти разных уровней. Введение регламента избрания-назначения глав регионов делает Российскую Федерацию все более похожей на унитарное государство. Разворачивающийся по инициативе «сверху» процесс объединения регионов идет под предлогом (первоначально нескрываемым, а сейчас завуалированным) пресловутого повышения уровня управляемости, имеющего смысл только в централизованно организованной системе отношений между Центром и регионами.


Развитие территорий, отвечающее современным требованиям, может быть эффективным лишь при условии преодоления тенденции чрезмерной централизации в государственной региональной политике. Для этого требуется переход от сверхцентрализованной системы с доминированием интересов, ресурсов и действий федерального уровня власти к новой, децентрализованной системе, в которой преобладающее значение должен получить поиск регионами собственных путей развития. Естественно, такой процесс может происходить в пределах и с соблюдением необходимых и достаточных общегосударственных установок и ограничений (конституционно-законодательных, институциональных, экономических, социальных). Доминирование принципа «снизу-вверх» – императив и признак новой региональной политики.

Естественно, встает вопрос о допустимой мере децентрализации в региональной политике. Ответить на него однозначно практически невозможно. В сущности, он равнозначен вопросу о выборе оптимального уровня участия государства в экономике, который, как справедливо полагают некоторые ученые, «...мы не можем точно установить...»49. И это также является одной из основных проблем.

В настоящее время основные варианты развития региональной политики определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:

  • осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);

  • ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности;

  • завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);

  • сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).

В современной региональной политике существует также проект ТАСИС СМЕРУС 9503, отражающий основные европейские тенденции.

Роль проектов ТАСИС состоит в сопровождении позитивной динамики и в участии в создании условий для развития:

привлекая внимание федеральных органов власти к необходимости и достоинствам всесторонней политики регионального развития, осуществляемой путем разрешения макроэкономических проблем страны;

выступая за наилучшую координацию между федеральным, региональным и местным уровнями, при которой федеральный, уровень выполнял бы функции координации, оценки и регулирования проводимой политики;

поддерживая лоббирование интересов региональных органов власти по отношению к Центру с тем, чтобы снять или снизить негативное воздействие блокирующих развитие макроэкономических факторов;

способствуя деятельности региональных органов и руководителей в рамках существующих ограничений путем разработки законодательных и институциональных рекомендаций, позволяющих компенсировать или уменьшить пагубный эффект макроэкономических ограничительных факторов;


способствуя принятию региональными органами власти методов стратегии развития, основанных на партнерстве с региональными государственными и негосударственными участниками экономических процессов, а также на точной и конкретной формулировке целей, а не на поддержке интересов секторального развития, лоббируемых представителями той или иной отрасли, что слишком часто используется сегодня50.

Своя точка зрения на региональную политику Российской Федерации имеется и у Всемирного банка. Региональная политика должна быть направлена на устранение барьеров, мешающих перемещению рабочей силы и капитала в регионы с более высоким уровнем доходности. Об этом говорится в докладе Всемирного банка (2005 г.) об экономическом развитии России. «С учетом советского наследия в виде неправильного распределения рабочей силы и капитала, а также демографических тенденций и крайне ограниченную мобильность капитала и рабочей силы, пространственная политика должна занимать очень важное место в российской региональной политике, особенно в связи с тем, что новая Национальная стратегия будет предусматривать более активную поддержку точек роста за счет сокращения помощи отстающим регионам51», – отмечается в документе.

В этих условиях и социальное обеспечение, и экономический рост будут тесно связаны с миграцией населения и капитала из периферийных депрессивных регионов в точки роста. Привлечение иностранных мигрантов также будет иметь огромное значение для поддержания роста во многих регионах. К числу важных вопросов относятся рынок жилья, инфраструктура и нормативные акты, регулирующие миграцию.

В целом Всемирный банк отмечает, что в России в середине 1990-х гг. был идеальный момент для разработки национальной стратегии решения серьезных задач регионального развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Всемирный банк также считает возможным применение в России международного опыта, основанного на использовании потенциально конкурентных областей или содействия развитию региональных точек роста, большем внимании инвестициям в человеческий капитал, а также децентрализованным инициативам на уровне региональных правительств и органов местного самоуправления. Такой путь развития региональной политики стал одним из основных факторов успешного развития Китая. Это особенно актуально для России в свете возникновения трудностей с осуществлением разработанной федеральным центром реформы по монетизации социальных льгот.


Вопросы для самоконтроля


  1. Что являлось содержанием региональной политики в условиях советской централизованной системы управления?

  2. Какие факторы непосредственно влияют на содержание современной региональной политики?

  3. Какие подходы существуют в понимании региональной экономической политики?

  4. Дайте расширенное определение государственной региональной экономической политики (ГРЭП).

  5. Каковы роль и место ГРЭП в системе государственного управления?

  6. Что следует принимать в качестве предмета региональной политики?

  7. Кто выступает в качестве субъектов региональной политики?

  8. Что является научной основой региональной политики?

  9. Перечислите проблемы, возникающие при проведении ГРЭП в Российской Федерации.

  10. Какие модели поведения региональных властей определяют в настоящее время варианты развития региональной политики?

  11. В чем состояла роль проектов ТАСИС?

  12. На что должна быть направлена, по мнению Всемирного банка, региональная политика?