Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2053

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В каждом регионе сложилась своя система управления, и
эти системы существенно отличаются друг от друга. С середины 1990-х гг. в некоторых областях России стали формироваться правительства при избираемом населением главе субъекта Федерации. Можно утверждать, что глава области (края) стал перекладывать ответственность за экономическое состояние территории на Председателя Правительства, утверждаемого законодательным органом. На наш взгляд, такой разнобой в схемах органов исполнительной власти приводит к ощутимой неразберихе в управлении регионами.

Все перечисленные органы государственной власти взаимодействуют друг с другом, будучи, таким образом, включенными в целостную систему отношений по поводу реализации федеральной, региональной экономической политики. Реализация региональной экономической политики предполагает эффективное управление на основе согласованных совместных действий органов власти, населения и хозяйствующих субъектов, а также организацию постоянного мониторинга, контроля хода решений поставленных задач социально-экономического развития региона и доведение их результатов до сведения населения территории.

Система исполнительных органов государственной власти региона устанавливается территориальным законом, а структура исполнительных органов государственной власти данного региона определяется главой администрации.

Можно более подробно рассмотреть структуру администрации на примере Алтайского края.

Для обеспечения деятельности администрации Алтайского края создан аппарат администрации. В него входят следующие структурные подразделения (на 1 октября 2009 г.):

А. Управления администрации края:

1. Управление администрации края по вопросам государственной службы и кадров;

2. Секретариат губернатора Алтайского края;

3. Государственно-правовое управление администрации края;

4. Управление администрации края по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе;

5. Управление администрации края по работе с административными органами;

6. Аналитическое управление администрации края;

7. Управление документационного обеспечения администрации края;

8. Управление администрации края по работе с обращениями граждан и общественными объединениями;

9. Управление делами администрации края.

Б. Отделы администрации края:

  1. пресс-службы администрации края;

  2. спецработы;

  3. по защите государственной тайны и информации.

Система органов исполнительной власти Алтайского края включает пять главных управлений, один комитет, 20 управлений и три государственные инспекции.

Система органов исполнительной власти
Алтайского края

  1. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;

  2. Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;

  3. Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

  4. Главное управление имущественных отношений Алтайского края;

  5. Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

  6. Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (двойное подчинение);

  7. Управление Алтайского края по строительству и архитектуре;

  8. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;

  9. Управление записи актов гражданского состояния Алтайского края;

  10. Управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

  11. Управление Алтайского края по труду и занятости населения;

  12. Управление Алтайского края по культуре;

  13. Управление Алтайского края по печати и информации;

  14. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

  15. Управление архивного дела Алтайского края;

  16. Управление Алтайского края по промышленности и энергетике;

  17. Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края;

  18. Управления Алтайского края по обеспечению деятельности мировых судей;

  19. Управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи;

  20. Управление лесами Алтайского края;

  21. Управление Алтайского края по жилищно-коммунально­му хозяйству;

  22. Управление охотничьего хозяйства Алтайского края;

  23. Управление ветеринарии Алтайского края;

  24. Управление племенного животноводства Алтайского края;

  25. Управление Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей;

  26. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края;

  27. Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края;

  28. Государственная жилищная инспекция Алтайского края;

  29. Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края.


Чтобы диверсифицировать экономику, т.е. создать разнообразные комплексы, исполнительная власть пытается разрабатывать и проводить соответствующую экономическую политику.

Администрация субъекта Федерации занята главным образом текущим управлением, т.е. реализацией различных федеральных программ, составлением прогнозов, формированием годового бюджета и индикативного плана социально-экономического развития территории, ведением местного хозяйства, отслеживанием выполнения инвестиционного плана, функционирования и развития социальной сферы (здравоохранение, дошкольное и среднее образование, практически все учреждения культуры и искусства), социальной защиты. Значительное место в работе территориальных органов управления занимают агропромышленный комплекс и вопросы функционирования сельских поселений.

Региональная администрация выступает как агент центрального правительства в реализации функции гаранта по защите прав отдельных индивидов, а также осуществляет производство общественных благ и услуг, объемы которого установлены заключенным в обществе социальным контрактом. При недостатке бюджетных средств основными ресурсами, более или менее подконтрольными региональным и местным администрациям, оказались: земля (выделение ее участков для строительства, возможность сдачи земли в аренду); пакеты акций предприятий, а позднее и их долги региональным и местным бюджетам, внебюджетным фондам. Инструментами решения социально-экономических проблем являются действия правоохранительных, налоговых и других органов, регулирующих отдельные аспекты ведения бизнеса, а также административные решения, оказывающие влияние на условия предпринимательской деятельности62. Надежда на то, что основными инструментами в переходный период станут финансовые, оказалась преждевременной. Можно констатировать, что в настоящее время в любом субъекте РФ ведущим инструментом регулирования предпринимательской деятельности являются административные и организационные решения. Вопросы взаимодействия государства, населения и бизнеса по проблемам разграничения экономических и социальных функций в обществе во многом заменила система единичных локальных обменов между государством и бизнесом.

На администрацию субъекта РФ возложены большие обязанности по развитию предпринимательства, так как федеральными органами управления был взят курс на быстрый уход из экономики и передачу государственной собственности в частные руки. В докризисный период ситуация начала меняться, когда стали создаваться различные государственные корпорации, но падение экономики в 2008–2009 гг. приостановило этот процесс. Тем не менее в середине 2009 г., по оценке Министерства экономического развития, государственный сектор в Российской Федерации равен 50%, что гораздо больше, чем в странах с рыночной экономикой. Формально на начало 2009 г. в организациях государственной и муниципальной собственности в России работало 32%63 экономически активного населения, а организаций, учреждений и предприятий было меньше 10%. В 90-е гг. фактически прекратилось сооружение новых производств в государственном секторе экономики. Поэтому нарастают задачи устранения старых системных проблем, новых экономических вопросов, которые складываются под влиянием инновационного развития, а также кризисных процессов, которые администрации регионов могут решать путем формирования правового поля для функционирования предпринимательства и развития малого бизнеса.



5.3. Федеральные органы управления на уровне субъекта РФ


На территории субъекта РФ структур федеральных ведомств, как правило, больше, чем территориальных органов управления, и соответственно, их аппарат в столицах субъектов РФ больше, чем у структур региональной исполнительной власти. Даже в республиках должность министров от федеральных ведомств более правильно звучит как «министр внутренних дел по … республике», поскольку это ведомство финансируется из федерального бюджета и назначается он не республиканским указом, а Президентом РФ.

На 1 января 2009 г. в Российской Федерации было 108 федеральных структур исполнительной власти. В Алтайском крае на эту дату функционировало свыше 30 структур таких учреждений. Органы некоторых ведомств созданы в Новосибирске как центре Сибирского федерального округа, и только отдельные специалисты работали в крае. Представителей определенных органов исполнительной власти предполагается иметь только на федеральном уровне. Ниже (в субъектах РФ) создавать их подразделения не предусматривается положениями о такой структуре (министерстве, службе, агентстве, комитете).

На уровне субъектов РФ по отдельным направлениям государственной политики функционируют специальные органы, призванные координировать усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений и осуществлять контроль над обеспечением государственных интересов во всех сферах деятельности.

В субъекте РФ может создаваться Совет представителей федеральных органов управления, которые действуют на территории. В его деятельности может работать главный федеральный инспектор по данной территории, а сам он и его аппарат являются сотрудниками Администрации Президента РФ.

Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата РФ, Банк России, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (два последних находятся в ведении Министерства финансов РФ), контрольно-ревизионные подразделения Федеральной налоговой службы России, Федеральной таможенной службы России и иные органы.

Счетная палата РФ контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению, движение этих средств в Федеральном казначействе, Банке России и других финансово-кредитных учреждениях, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, проводит финансовую экспертизу проектов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные внебюджетные фонды. На региональные органы и органы местного самоуправления, организации, независимо от форм собственности, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, если они:


  • получают, используют средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью;

  • имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.

В целях повышения эффективности государственной бюджетной политики, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств действует единая централизованная система органов Федерального казначейства. Она включает и его территориальные органы по субъектам РФ, городам, районам. На органы казначейства возложено: оперативное управление государственными финансовыми ресурсами, контроль за исполнением бюджета РФ, внебюджетными (федеральными) средствами, обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга и некоторые другие функции.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в субъектах РФ осуществляет государственный финансовый контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета и других федеральных средств. Она проводит ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств, документальные ревизии деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

Реализация государственной политики, точное и своевременное выполнение решений органов власти определяются объективными и субъективными, внутренними и внешними факторами. И не в последнюю очередь они зависят от степени доверия граждан государству.

Федеральные структуры исполнительной власти
в Алтайском крае на 1 октября 2009 г.

  1. Главное управление внутренних дел по Алтайскому краю МВД РФ.

  2. Алтайское линейное управление внутренних дел на транспорте Западно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте МВД РФ.

  3. Главное управление МЧС России по Алтайскому краю.

  4. Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю.

  5. Управление Федеральной службы безопасности РФ по Алтайскому краю.

  6. Региональное управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю.

  7. Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю.

  8. Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Алтайскому краю.

  9. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю.

  10. Алтайская таможня.

  11. Пограничное управление ФСБ РФ по Алтайскому краю.

  12. Военный комиссариат Алтайского края.

  13. Управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю.

  14. Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Алтайскому краю.

  15. Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю.

  16. Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае.

  17. Управление федерального казначейства по Алтайскому краю.

  18. Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ по Алтайскому краю.

  19. Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Алтайском крае.

  20. Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Барнауле.

  21. Управление федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и информационных технологий по Алтайскому краю.

  22. Управление федеральной службы РФ по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай.

  23. Управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю.

  24. Государственная инспекция труда в Алтайском крае.

  25. Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Алтайскому краю.

  26. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.

  27. Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости РФ по Алтайскому краю.

  28. Алтайский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

  29. Управление по недропользованию по Алтайскому краю.

  30. Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю.

  31. Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ по Алтайскому краю.

  32. Отдел государственной фельдъегерской службы РФ в г. Барнауле.

  33. Отдел по обеспечению деятельности регионального отделения Федеральной службы финансовых рынков в России в Сибирском федеральном округе.

  34. Алтайский отдел инспекций Сибирского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.


Всего в крае около 40 федеральных структур исполнительной власти, а еще 25 – это:

- различные подразделения (федеральные государственные учреждения и предприятия, воинские части, линейные управлении, филиалы прикладных институтов, инспекций и т.п.);

- организации, у которых нет руководящей структуры на уровне региона в крае.

Прочие федеральные органы в Алтайском крае
на 1 октября 2009 г.

  1. Прокуратура Алтайского края.

  2. Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Алтайскому краю.

  3. Алтайский краевой суд.

  4. Арбитражный суд Алтайского края.

  5. Военная прокуратура Барнаульского гарнизона.

  6. Барнаульский гарнизонный военный суд.

  7. Управление Судебного департамента в Алтайском крае.

  8. Главное управление – Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю.

  9. Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

  10. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края.

  11. Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю.

Достаточно много структур управления как федерального, так и территориального уровня в конце 2000-х гг. сохраняют в себе рудименты (пережитки) советской системы управления. Во многом права глав администраций субъектов РФ имеют декларативный характер, так как правоустанавливающие законы не обеспечивают главе исполнение его функций устойчивыми источниками финансирования расходов. Главные инструменты рыночной формации – бюджетная и налоговая системы – не в состоянии профинансировать стабильное развитие территории, а регионы не имеют реальных прав кардинально влиять на принципы финансового обеспечения своих бюджетов.


Вопросы для самоконтроля


  1. В чем состоит сущность принципа разделения властей?

  2. Какой правовой акт устанавливает принципы формирования и функционирования органов государственной власти субъектов РФ?

  3. Перечислите основные вопросы компетенции законодательного (представительного) органа субъекта Федерации.

  4. Что входит в систему исполнительной власти региона?

  5. Какие вопросы находятся в ведении исполнительной власти в регионе?

  6. Какова структура администрации Алтайского края?

  7. Какие органы входят в систему исполнительной власти Алтайского края?

  8. Какие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные структуры на территории края?