ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 2061
Скачиваний: 5
При анализе доходного потенциала субъектов РФ необходимо выделить «бюджетообразующие» регионы, доходы которых в значительной мере формируют федеральный бюджет, поскольку неравномерность распределения доходного потенциала в абсолютном выражении между субъектами РФ обусловливает их различный вклад в формирование доходной части федерального бюджета. Особо заметной при формировании доходной части федерального бюджета является роль так называемых «нефтяных» регионов.
Разные направления государственной социально-экономической политики неизбежно пересекаются в использовании инструментов и механизмов ее реализации, основу которых составляют в большинстве случаев налоги, льготы, штрафы, тарифы, трансферты, дотации, квоты, пошлины и т.п.
Разные группы субъектов экономических отношений по-разному реагируют на воздействие такого рода рычагов экономической политики. В этих условиях типична конфликтность ее отдельных направлений. Примером регионального масштаба конфликтности структурной и бюджетной политики в регионах агропромышленной специализации является ситуация в Алтайском крае. Сложившиеся формы поддержки сельскохозяйственного производителя и перерабатывающей промышленности, предусматривающие значительные льготы и дотации данному комплексу, составляющему существенную часть экономического потенциала края, подорвали и без того низкую доходную базу краевого бюджета и бюджетов большинства муниципальных образований. В этих условиях помощь из федерального фонда финансовой поддержки регионов (край в течение многих лет находится в лидерах по объемам таких трансфертов) прежде всего смягчает последствия подобной структурной политики, а не решает задачи региональной политики, инструментом которой, по замыслу, является этот фонд80.
Конституция Российской Федерации (ст. 9) определила, что земля и другие природные ресурсы закреплены в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В связи с этим можно говорить о том, что государство не только вправе, но и обязано более рационально распорядиться природными богатствами в интересах всех своих граждан. Одной из форм такого распоряжения является обложение природной минерально-сырьевой рентой и ее рациональное использование в интересах Российской Федерации ее территорий через установление налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (ст. 13 Налогового кодекса РФ).
Налоги на добычу углеводородного сырья характеризуются локальным сосредоточением – 82% этих поступлений приходится лишь на пять регионов (Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Татарстан и Томская область). В 2008 г. ими было обеспечено формирование свыше 1/3 доходной части федерального бюджета России.
Одним из самых богатых субъектов РФ по объему собираемых на территории доходов является Ханты-Мансийский АО, обеспечивающий до 17% доходов федерального бюджета. В результате процессов централизации доходов указанные регионы в большей части «работают» на федеральный бюджет. В 2008 г. из всей совокупности доходов, собранных на территории рассматриваемых субъектов, в федеральный бюджет было перечислено Ханты-Мансийским АО – 82,3%, Ямало-Ненецким АО – 73,2%, Ненецким АО – 71,2%, Томской областью – 67,9%, Татарстаном – 55,7% совокупных доходов.
Возможность перечисления значительных объемов финансовых средств в федеральный бюджет не является исключительно заслугой субъектов РФ. Сложившаяся конъюнктура рынка, особенности географического положения оказывают доминирующее влияние.
Зависимость доходов бюджетной системы от нефтяных регионов очень велика. Однако самый большой вклад в формирование доходной части федерального бюджета вносит Москва, но во многом это происходило от своеобразной уплаты таможенных пошлин только через Управление федерального казначейства по г. Москве.
Представляется очевидным, что учет перечислений в доходную часть федерального бюджета таможенных пошлин для субъектов РФ, с территорий которых они непосредственно уплачиваются, внесет существенные коррективы в перечень регионов, обладающих сбалансированной бюджетной системой.
Все это свидетельствует о неправомочности отнесения регионов к «донорам» или «реципиентам» бюджетной системы на основе использования критериев «дефицитности» или «профицитности» консолидированного бюджета субъекта Федерации. Для формирования типологии по этому критерию необходимо сопоставлять совокупные доходы и совокупные расходы всех уровней бюджетной системы РФ на территории каждого региона. Для формирования объективных данных о доходах, собираемых на территориях субъектов Федерации во все уровни бюджета, необходимо отражать таможенные пошлины в доходах субъектов, с территорий которых они уплачиваются.
Реализация РЭП в развитых странах во многом зависит от развития банковской сферы. Активы всех коммерческих банков в Алтайском крае на 1 января 2009 г. составили 124,49 млрд руб., т.е. примерно 45% от его ВРП. В целом по стране капитализация – соотношение объемов банковского кредита и спроса на его использование экономикой – находится на уровне 50%. Эта нижняя планка для стран с развивающейся рыночной экономикой, и данный показатель должен быть на уровне 80% и даже выше.
Ресурсная база банков рядового региона, их доля в общем объеме кредитования территориального хозяйства очень мала, основной объем кредитования приходится на филиалы столичных кредитных организаций. Поэтому особое внимание должно уделяться проблеме наращивания собственного капитала самостоятельных кредитных организаций территории. Стабильность почти всех банковских региональных систем во многом определяется деятельностью Сбербанка. Филиалы Сбербанка занимают доминирующее положение в кредитном секторе. Примерно 75–85% населения хранят здесь свои сбережения, и до 70% кредитов, направляемых в экономику, – это его средства. Однако данный банк не в состоянии финансировать все крупные объекты, и в определенных направлениях он сохранил политику сберкасс, из которых вышел.
В некотором смысле позитивная особенность отсталых и депрессивных региональных экономик заключается в том, что из-за слабости их банковских секторов кризис не нанесет серьезного ущерба экономике. Однако негативные последствия этой специфики гораздо серьезнее, и состоят они в том, что банковский сектор мало влияет на развитие таких территорий.
В конце 2009 г. в России минимальный уставный капитал банка должен быть 90 млн руб., или он лишается лицензии на банковскую деятельность. Нигде в мире банки не выбраковываются из-за размера капитала. Например, в США около 8 тыс. только коммерческих банков, не считая 14 тыс. кредитных союзов и 3 тыс. ссудных ассоциаций. При этом американские кредитные союзы включены в банковскую систему.
В России, несмотря на относительно устойчивые позиции местных банков в своих регионах, отмечавшиеся в последние годы последовательные консолидация и централизация банковской системы все же представляются наиболее вероятными. Высокая фрагментарность рынка, недостаточный абсолютный уровень капитализации территориальных банков как следствие их слабой финансовой гибкости, а также отсутствие эффекта масштаба затрудняют развитие нестоличных банков.
К основным функциональным формам и методам региональной политики относят особое (льготное) налогообложение. Непосредственно с территориальным хозяйственным механизмом связано налогообложение и прежде всего льготы для привлечения инвестиций и сохранения созданного ранее основного капитала.
В государствах с развитой рыночной экономикой налоги используются как метод прямого управления бюджетными отношениями и косвенного (опосредованного через ставки, льготы и санкции) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Налог – экономическая категория, выражающая отношения, возникающие в процессе перераспределения ВВП и национального дохода государства в связи с формированием централизованных фондов финансовых ресурсов. Это принудительное изъятие части дохода или имущества физических лиц и организаций в бюджет без притязания плательщиков на компенсацию уплаченных ими сумм со стороны государства. Несмотря на то, что налоговые платежи в бюджете обезличиваются, эквивалентность в определенной мере присутствует, хотя она не персонализирована81.
Через налоги государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения. С помощью налогов обеспечивается рациональное использование природных богатств, вводятся штрафы и другие ограничения на распространение экологически вредных производств. Через налоги государство решает различные социальные и множество других общественных проблем, в первую очередь проблему выравнивания уровня доходов своих граждан. При налогообложении обязательно должен соблюдаться воспроизводственный принцип, налоги должны стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда.
Вопросы для самоконтроля
-
Дайте определение методам государственной политики и управления.
-
Какие подходы традиционно различаются при классификации методов?
-
Что включают в себя экономические методы?
-
В чем суть прямого и косвенного воздействия на экономику?
-
Перечислите факторы, которые могут привести к изменению экономической политики и методов ее реализации.
-
Дайте определение государственному прогнозированию.
-
Что такое региональное прогнозирование?
-
Какой правовой акт устанавливает основы государственного прогнозирования в РФ?
-
Каким требованиям должны отвечать прогнозы?
-
Чем прогнозирование отличается от планирования?
-
Какие виды планирования вы можете назвать?
-
В чем суть индикативного планирования?
-
Перечислите черты, свойственные программно-целевому управлению.
-
Какова роль федеральных целевых программ (ФЦП) при реализации экономической политики государства?
-
Назовите причины недостаточной эффективности федеральных программ регионального развития?
-
В чем сущность бюджетного выравнивания?
-
Каким образом реализация РЭП зависит от развития банковской сферы?
-
Охарактеризуйте налогообложение как метод региональной политики.
7. Государственная
Региональная Экономическая Политика
в депрессивных регионах
7.1. Сущность и критерии депрессивных регионов
7.2. Показатели оценки депрессивности в экономике
7.3. Экономическая политика по преодолению депрессивности регионов
7.1. Сущность и критерии депрессивных регионов
С 1991 г. в Российской Федерации осуществляется активное реформирование экономической системы. Переход от социалистической экономики к капиталистической сопровождался закрытием многих предприятий государственного сектора базовых отраслей промышленности, производственной инфраструктуры, строительства, ликвидацией колхозно-кооперативной собственности, изменил среду функционирования большинства организаций социальной направленности. Материальная сфера была дезорганизована, и объем производства к середине 90-х гг. сократился наполовину, инвестиции – на три четверти; на 60% снизился уровень жизни населения82. Новое федеральное устройство России существенно повлияло на экономическую судьбу субъектов Федерации, у большинства из них сложились дотационные бюджеты. Вошло в оборот новое понятие «депрессивные регионы». Ряд экономистов совершенно справедливо считают, что депрессивная экономика – это результат государственной экономической политики предыдущих лет.
В общем случае депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Такие территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом83.
Депрессия (лат. depressio) – спад, подавление, угнетенное психическое состояние человека. Сам термин используется прежде всего в медицине, а в экономике «депрессия» – это фаза хозяйственного цикла, наступающая после периода острого кризиса, для которой характерен застой экономики, сокращение объемов производства, слабый спрос на товары и услуги, значительная недогрузка производственных мощностей предприятий, массовая безработица.
Понятие «депрессия»
широко вошло в экономическую литературу
для характеристики ситуации, которая
сложилась в США после крупнейшего
кризиса в 20–30-х гг. ХХ в. Поскольку кризис
в Америке был очень значителен по
размерам сокращения производства,
масштабам безработицы, продолжителен
во времени, то этот период истории страны
получил название Великая депрессия. В
это время объем производства в США
сократился почти на 50%,
а 20% банков
стали банкротами. Разорились 130 тыс.
различных предприятий, почти 205 тыс.
фермерских хозяйств, безработицей было
охвачено около 30% экономически активного
населения. Неэффективность политики
laissez-faire
(нерегулируемого рынка), которая была
провозглашена еще А. Смитом в XVIII в.,
заставила президента США Ф.Д. Рузвельта
в начале 30-х гг. прошедшего столетия
пойти на активное вмешательство
государства в управление экономикой.