Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 1915

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глубочайший экономический кризис в России в 1991–1998 гг., а также в бывших республиках Советского Союза позволял называть, по мнению ряда ученых, экономическую ситуацию «Великой постсоветской депрессией» и сравнивать по ее влиянию, негативному воздействию с событиями 70-летней давности в США и Великобритании.

Однако если на Западе Великая депрессия во многом была порождена совпадением различных стадий спонтанного экономического цикла и рефлексивной экономической цикличностью, то в России депрессия имела другую материальную основу. По мнению А.А. Миненко, для Великой депрессии характерно массовое ожидание экономического спада, усугубленное пассивным ожиданием экономического подъема без необходимого спонтанного ажиотажа, но содержащее требования большой основательности для принятия деловых решений84. В условиях депрессии субъект хозяйствования начинает вновь заниматься активным бизнесом, если появляются признаки экономического подъема, а также ликвидности рынка и его элементов. При масштабном кризисе в зоне пассивных ожиданий оказывается слишком много хозяйственных агентов, фиксируются целые неликвидные отрасли, большие изменения происходят в секторе хранения денег, без которых невозможен выход из застоя. Чтобы выйти из затянувшегося экономического цикла, нужно иногда перестроить всю экономическую систему. Это практически и произошло на Западе в 30-е гг. прошлого века благодаря внедрению кейнсианства.

К отдельным регионам России понятие «депрессивность» стало применяться с середины 1990-х гг., когда обозначились устойчивое снижение уровня развития ранее благополучных регионов и невозможность в короткий промежуток времени достичь прежнего состояния их хозяйства.

Впервые в электронных СМИ термин «депрессивный регион» использован в 1993 г. Автором термина считается бывший в ту пору вице-премьером Правительства РФ А. Шохин, характеризовавший так регионы с массовым высвобождением работников в результате закрытия предприятий85. По нашей оценке, более детальной и официально признанной расшифровки термина «депрессивный регион» в СМИ не отмечалось более 5 лет со времени первого его употребления.

В «Экономической энциклопедии» депрессивный регион описывается как «субъект РФ или локальное территориальное образование, отличительной характеристикой которого является сильное и устойчивое отставание от других регионов»86. Критерием отнесения территории к категории депрессивных является ситуация, при которой крайне низки или вообще отсутствуют производственные и финансовые условия и ресурсы для саморазрешения кризиса. Это означает невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и иных региональных опосредованных процессов. В отличие от граждан отсталых территорий, население депрессивных регионов привыкло к более высокому уровню жизни. При увеличении экономического отставания от развитых территорий им больше, чем в других субъектах РФ, грозит деградация большинства предприятий промышленности и строительства, увеличение спада сельскохозяйственного производства, ликвидация большего количества учреждений социальной сферы, науки, загнивание отдельных городов и субтерриторий, ликвидация многих малых населенных пунктов и средних сел. Даже такие динамично растущие во многих регионах России отрасли, как связь и сфера услуг, транспорт, в депрессивных территориях не получают адекватного развития.


Дважды, в 1997 и 2000 гг., состоялись парламентские слушания в Государственной Думе Российской Федерации, на которых обсуждались проблемы депрессивных территорий. В результате принято решение нормативно закрепить: 1) понятие депрессивной территории; 2) цели и принципы предоставления государственной поддержки депрессивным территориям; 3) механизмы предоставления государственной поддержки; 4) критерии и принципы формирования перечня депрессивных территорий в Российской Федерации и т.д.

В настоящее время существует ряд нормативных документов, трактующих определение депрессивности. В соответствии с проектом Федерального закона №91010-3 «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации», принятом во втором чтении 12 марта 2003 г., депрессивная территория – это единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате острого кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии крайнего экономического упадка.

Данный проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.Д. Гребенюком, Л.А. Иванченко, А.А. Климовым, Ю.М. Ко­невым, О.В. Морозовым, В.С. Шурчановым, не ведет к каким-либо существенным дополнительным затратам из федерального бюджета, а лишь определяет и уточняет правила и возможность выделения таких средств. Также он упорядочивает использование имеющихся в стране материальных и финансовых ресурсов, которые так или иначе направляются на поддержку депрессивных территорий.

Термин сам по себе используется достаточно часто, но СМИ «воздерживаются» от подробной характеристики конкретных регионов. В начале 2000-х гг. в отдельных нормативных документах было официально признано, что 43 региона страны относятся к разряду депрессивных, но в прессе из таковых «поименно» называется только небольшая часть из них – Сахалин, Алтай, Новосибирская область, Республика Коми, Калининградская область.

К депрессивным субъектам хозяйствования относят, прежде всего, моноотраслевые регионы, т.е. территории с моноспециализацией экономики – концентрацией развития на одной или двух отраслях. Часто в условиях перехода к рынку моноотраслевые территории с горнодобывающим производством превращались в депрессивные. Также потеря спроса на выпускаемую продукцию, низкая конкурентоспособность и нерентабельность производства стали причинами резкого снижения его объемов и перехода территории из среднеразвитой в депрессивную. Мировой опыт показывает, что, как правило, такие регионы не могут выйти из кризиса самостоятельно.

В 2003 г. при подготовке законопроекта «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ» критерии отнесения региона к данному разряду получили более точное понимание и официальное признание. Критериями депрессивности отдельных территорий России ряд экспертов считают многократный спад производства в основных отраслях экономики территории, произошедший в течение последних 15 лет (после 1991 г.), наличие безработицы, превышающей общероссийский уровень, и отставание доходов населения от величины прожиточного минимума.


В соответствии с проектом Федерального закона №91010-3 от 12 марта 2003 г. критерием отнесения отдельных территорий Российской Федерации к депрессивным является одновременное сочетание следующих основных условий:

1. Расположение в пределах административных границ одной или нескольких сопредельных административных единиц (в том числе и находящихся в составе одного либо нескольких сопредельных субъектов Российской Федерации).

2. Многократный (в 3 и более раза) спад производства в основных отраслях экономики, происшедший на данной территории за последние годы.

3. Значительное (более чем на 1/4) отставание от средних по Российской Федерации в течение последних 3 лет показателей: уровня безработицы (в процентах от экономически активного населения); соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума населения.

Отнесение к депрессивной территории целого субъекта РФ допускается в исключительных случаях при одновременном соблюдении следующих условий:

  • занимаемая им площадь не превышает 40 тыс. кв. км;

  • численность населения не более 500 тыс. чел.;

- на территории данного субъекта имеется не более двух основных отраслей экономики, каждая из которых испытывает многократный (в 3 и более раза) спад производства с 1991 г.;

- однородность экономики (схожая отраслевая структура экономики, уровень ее развития, состояние основных производственных фондов и прочее в каждой административной единице (районе, городе), входящей в состав данной территории)87.

При определении уровня депрессивности региона необходимо рассматривать как можно больше позиций спада. Как правило, при этом выделяется несколько точек, но перечень соответствующих показателей может быть значительным, поскольку он должен удовлетворять требованиям объективности и сопоставимости с предыдущим развитием и ситуацией в других депрессивных субъектах РФ. Критерии депрессивности должны отражать уровень падения производства как по всем макроотраслям в целом, так и по основным отраслям специализации промышленности территории. Показатели деградации социума общества региона должны характеризовать уровень развития основных социальных отраслей, доходы населения, состояние окружающей среды. В связи со значительной депопуляцией населения одним из главных показателей депрессивности территории должно стать сокращение общей численности населения, а также экономически активной его части, детей, увеличение доли пожилых людей.

После уверенного роста экономики России в 2000–2008 гг. развернувшийся вслед за мировым глобальным кризисом экономический кризис на территории страны снова заставляет рассмотреть проблему спада и рецессии экономики. В 2009 г. многие политики и экономисты делают прогнозы, что кризис в экономике Российской Федерации будет продолжаться несколько лет или даже десятилетий. Конечно, спад будет протекать на громадной российской территории по-разному, и поэтому многие из субъектов Федерации войдут на какое-то время в стадию депрессии. Так, в середине 2009 г. территорий, которые живут за счет бюджета, сформированного налогами своих субъектов хозяйствования (регионы-доноры), осталось всего четыре, хотя раньше их число достигало 11–15 единиц.



7.2. Показатели оценки депрессивности в экономике


По мнению ряда ученых, депрессивность регионов порождается двумя основными причинами:

1. Перенос народно-хозяйственных диспропорций производственных структур на территориальные структурные параметры. Уровень зарплаты в депрессивных регионах оказывается наиболее низким из-за сосредоточения в нем отраслей с низкооплачиваемыми рабочими местами. Спад занятости и рост безработицы выступают следствием специализации региона на тех видах деятельности, в которых прежде сложилась трудоизбыточная структура занятости.

2. Особые свойства самого региона, т.е. изначальное наличие негативных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие. К ним относятся неконкурентоспособность производства по сравнению с другими регионами; длительный отток населения; удаленность от крупных экономических центров; утрата бывших преимуществ отдельных регионов88.

В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий89.

Большое значение в программах по выводу депрессивных территорий из негативного состояния имеют показатели ресурсных возможностей самостоятельного разрешения данной ситуации. Важно иметь характеристику имущества и ресурсов, которые могут быть использованы при выходе из кризисного состояния, а также показатели диверсификации, конверсии, реструктуризации производства и т.п. Из объективной характеристики экономической ситуации в территориях необходимо убрать влияние на стоимостные показатели региональных удорожаний, искажающих картину их социально-экономического развития.

Органы статистики регистрируют с помощью комплексных показателей социально-экономические результаты развития субъекта Федерации. Для решения задач государственного развития, и прежде всего регионального, необходимо «освободить» их от ценовых, территориальных, статистических и иных искажений. Очевидно, что наибольшему искажению от недоучета фактора региональных удорожаний подвергаются индикаторы, нормированные в денежном измерении. Так, например, по показателю душевого ВРП, а также по капитальным вложениям восточные районы страны занимают первые места. Конечно, в действительности эти районы, как правило, находятся в худшем положении90.

Элиминирования региональных удорожаний можно достичь путем конструирования индексов региональных удорожаний (путем сопоставления номинального и физического роста) основных показателей ВРП, объема продукции промышленности, сельского хозяйства, оборота розничной торговли, объема платных услуг, минимального продовольственного набора. Эти индексы региональных удорожаний распространяются на оцениваемые индексы развития территорий. Чаще всего в межрегиональных сравнениях применяются стоимостные оценки минимальных продовольственных наборов, или индексы-дефляторы ВРП.


В разных регионах спад производства, депрессия имеют различный уровень. И поэтому для правильного представления о размерах кризиса следует сравнивать аналогичные территории на основе сопоставимых параметров. Традиционно сравниваются экономические показатели Алтайского края с результатами деятельности Новосибирской и Омской областей, так как в них была примерно схожая структура промышленности. Они имеют сопоставимые размеры по площади, численности населения. Сейчас же, в условиях приоритета финансовых подходов, по всей видимости, логично сравнивать функционирование Алтайского края с деятельностью тех регионов, где имеется аналогичный показатель собственных доходов в общем бюджете, и обращаться прежде всего не к тому, как действуют бывшие градообразующие предприятия, а как аналогичные территории-реципиенты увеличивают собственные доходы.

Острота депрессии в Алтайском крае часто сравнивается с ее уровнем в Новосибирской и Омской (иногда и в Кемеровской) областях, поскольку они имеют схожие природные условия и отражают общую ситуацию в экономике Западной Сибири. В любом случае депрессивная ситуация должна рассматриваться в динамике, чтобы прослеживать тенденцию развития и отбрасывать случайную, не основную характеристику депрессивного процесса.

При определении степени депрессивности регионов РФ для целей анализа выделим три главных индикатора: 1) динамика производства; 2) уровень жизни; 3) занятость и безработица.

Динамика производства характеризуется такими показателями, как объем ВВП (ВРП), темпы роста (падения) производства на душу населения, роста (спада) промышленного, сельскохозяйственного производства и т.п. Наиболее репрезентативный, по всей видимости, показатель развития территории – это объем производства ВРП. Однако субъекты РФ сильно различаются по размеру территории и численности населения. Динамику их развития на протяжении ряда лет более полно отражает изменение (увеличение или уменьшение) доли субъекта РФ в производстве определенной части валовой добавленной стоимости страны – ВВП. Как это происходит в конкретном регионе – Алтайском крае – видно на рисунке 7.1. Чтобы нивелировать различие территорий по численности проживающих в них людей, необходимо рассматривать ВРП на душу населения региона.



Рис. 7.1. Доля Алтайского края в производстве валового

регионального продукта РФ в 1997–2007 гг. (%)


С 1997 по 2007 г. 62 территории РФ уменьшили долю в производстве ВРП, причем среди них были и донорские, высокоразвитые регионы, например Республика Башкортостан, Свердловская, Самарская области, Пермский край. За этот период только 17 субъектов РФ увеличили свою долю в производстве ВРП, а Москва – на 8,5 процентных пункта (п.п.), Тюменская область – на 1,45 п.п.
К отсталым и депрессивным нами отнесены те регионы, у которых доля в ВРП с 1997 по 2007 г. сократилась более чем на 0,15 п.п., а объем производства ВРП на душу населения в 2007 г. был в 1,5 раза меньше, чем в среднем по России. В итоге совмещения этих двух показателей наиболее отстало-депрессивными регионами оказались семь территорий России – Приморский край, Саратовская, Кировская, Курская, Ульяновская и Воронежская области (табл. 7.1).