Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2056

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам, наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Таким образом, территории, наиболее благоприятные для размещения особых (свободных) зон, имеют приграничное положение по отношению к зарубежным странам, располагают морскими торговыми путями и магистральной транспортной сетью, сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации ценных природных ресурсов.

Иногда создание СЭЗ оказывается целесообразным в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы. СЭЗ, расположенные в странах с благоприятным инвестиционным климатом, основной упор делают не на разнообразие льгот, а на привлекательность и прибыль вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот.

В Российской Федерации долгое время не существовало унифицированных правил, определяющих правовой режим экономических зон. Законодательство было представлено несколькими нормативными актами создания экономических зон в конкретном регионе, не были разработаны основные цели и принципы функционирования данных зон, система управления и контроля, что фактически превратило все созданные СЭЗ в нерегулируемые территории, на которых применялись схемы ухода от уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей.

Федеральный закон, принятый в 2005 г.93, внес кардинальные изменения в отечественное законодательство. В соответствии с ним особая экономическая зона (ОЭЗ) – определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные;

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Российской Федерации могут создаваться и функционировать игорные зоны. С июля 2009 г. было намечено начало функционирования четырех игорных зон.


Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ. Портовые зоны могут создаваться на территориях морских, речных портов, аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для их строительства, реконструкции и эксплуатации.

ОЭЗ (за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны) не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территори­ального образования, в ней не допускается размещение объектов жилищного фонда.

На территории особой экономической зоны не допускается:

  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи и металлургическое производство;

  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Существуют особые условия создания ОЭЗ:

1. ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.

2. На момент создания промышленно-производственной и технико-внедренческой ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную зону, могут находиться во владении и в пользовании граждан или юридических лиц, а также относиться к землям особо охраняемых территорий.

Для резидентов ОЭЗ действуют особый таможенный режим и режим налогообложения. Порядок налогообложения определяется налоговым законодательством. Причем если изменения законодательства о налогах и сборах ухудшают положение резидента ОЭЗ, то они не применяются к данным налогоплательщикам. К началу 2010 г. Налоговый кодекс РФ предусматривает для резидентов ОЭЗ пониженную ставку ЕСН (14%), право применять в отношении собственных средств к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 2, а также освобождение от налога на имущество организаций (в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет) и земельного налога (в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок).


На территории ОЭЗ действует таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются на территории экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Земельные участки в особых экономических зонах предоставляются только в аренду, однако арендатор, построивший на арендуемом земельном участке объект недвижимости, имеет право выкупа земельного участка, расположенного под построенным объектом.

Особая экономическая зона создается на 20 лет и продлению не подлежит. Предполагается, что создание и функционирование таких территорий привлечет иностранные и отечественные инвестиции в целях развития экспортопроизводящих отраслей промышленности путем установления льготного режима осуществления предпринимательской деятельности. В Федеральном законе от 6 июля 2006 г. детально прописана работа фирмы-резидента от вхождения в зону до выхода из нее, и такая регламентация должна свести возможные злоупотребления к минимуму. Кроме этого, изменен подход к налоговым и таможенным льготам. Теперь они направлены на стимулирование ввоза сырья и оборудования в ОЭЗ.

На 1.10.2009 г. в России образовано 13 ОЭЗ трех типов:
2 промышленно-производственные, 4 технико-внедренческие и 7 туристско-рекреационных. Проведен конкурс и подведены итоги на создание трех портовых зон. Всего в экономических зонах зарегистрировано 207 инвесторов-резидентов, в том числе 25 компаний с участием иностранных инвесторов из 18 стран. Объем заявленных частных инвестиций составляет более 200 млрд руб., из которых уже профинансировано порядка 20 млрд руб., запущены современные производства, формируются центры по разработке новой продукции и развитию высокотехнологичных отраслей – телекоммуникационных и информационных технологий, в области энергетики и энергосбережения, медицинских и биотехнологий в сфере здравоохранения
94.

ОЭЗ технико-внедренческого типа создаются в четырех регионах: Москва (Зеленоград), Московская область (Дубна), Санкт-Петербург и Томск. ОЭЗ промышленно-производственного типа формируются в двух субъектах РФ: Липецкая область и Республика Татарстан (Елабуга) (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Перечень российских ОЭЗ технико-внедренческого

и промышленно-производственного типа

Место расположения

Территория

Специализация

Государственные инвестиции в инфраструктуру

1

2

3

4

г. Санкт-Петербург

Два земельных участка общей площадью
200 га

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов

Около 1,5 млрд руб., в том числе 50% из федерального бюджета


Окончание таблицы 8.1

1

2

3

4

г. Дубна, Московская область

Два земельных участка общей площадью 187,7 га

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии

2,5 млрд руб., из них 65% за счет федерального бюджета

г. Зеленоград

Два земельных участка общей площадью более
155 га

Разработка и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации, биоинформационных и биосенсорных технологий. Организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры

Около 5 млрд руб., в том числе 50% из федерального бюджета

г. Томск

Два земельных участка общей площадью 197 га

Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 млрд руб., из них
70% за счет
федерального бюджета

г. Липецк

10,3 кв. км

Производство бытовой техники и комплектующих к ней

Около 1,8 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 42%

г. Елабуга, Татарстан

20 кв. км

Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство

1,6 млрд руб., из них 49% за счет федерального бюджета


Создание в России ОЭЗ должно дать новый импульс экономическому развитию страны и повысить ее инвестиционную привлекательность. В середине 2000-х гг. в мире действовало более 1000 ОЭЗ – техноградов, а объем мирового рынка информационных технологий составлял более 900 млрд долл. Доля России на этом рынке – около 0,7%, примерно 7 млрд долл. ОЭЗ должны стать инкубатором передовых технологий, идей, наукоёмких производств95.


8.2. Система органов управления
особыми экономическими зонами


Решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта РФ и муниципального образования, а также о ее досрочном прекращении принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ.

Для управления создаваемыми экономическими зонами
22 июля 2005 г. Правительством РФ был образован специальный орган – Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, которое 5 октября 2009 г.
Президент РФ Д. Медведев своим указом упразднил в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти. Его функции переданы Минэкономразвития РФ. В их числе:

  • управление особыми экономическими зонами;

  • проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ;

  • осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества,

  • отбор заявок на создание особых экономических зон, выдачу разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию в границах ОЭЗ;

  • управление и распоряжение объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и муниципальной собственности;

  • осуществление мониторинга реализации соглашений о создании особых экономических зон и т.п.


В Минэкономразвития России планируется создать два департамента, которые будут заниматься особыми экономическими зонами.

Наблюдательный совет особой экономической зоны создается для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны. Порядок формирования и прекращения деятельности наблюдательного совета устанавливается в соглашении о создании особой экономической зоны.

Наблюдательный совет осуществляет рассмотрение следующих вопросов:

  • разработка перспективных планов развития особой экономической зоны и их реализация;

  • участие новых резидентов в особой экономической зоне и ознакомление с их бизнес-планами;

  • исключение из особой экономической зоны резидентов, не выполняющих условия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;

  • выполнение соглашения о ведении промышленно-производ­ственной или технико-внедренческой деятельности;

  • выполнение обязательств исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распо­рядительного органа муниципального образования в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны;

  • досрочное прекращение существования особой экономической зоны;

  • использование бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории особой экономической зоны;

  • подготовка информации по запросам вышестоящих структур.

Экспертный совет по особым экономическим зонам создается в целях организации и проведения экспертной оценки бизнес-планов. Совет подготавливает по итогам экспертной оценки решения о поддержке бизнес-плана либо об отказе в ней, а также разрабатывает предложения и рекомендации по совершенствованию системы экспертной оценки бизнес-планов.

В 2006 г. в целях обеспечения условий для создания объектов инфраструктуры, предназначенных для обеспечения функционирования и управления ОЭЗ, было образовано открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»). Основной его целью является извлечение прибыли. ОАО «ОЭЗ» занимается строительством объектов инфраструктуры особых экономических зон, а также решает вопросы их материально-техни­ческого, финансово-экономического, организационного и иного обеспечения. Оно обеспечивает реализацию соглашений о создании особых экономических зон и управляет объектами ОЭЗ.