ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 2052
Скачиваний: 5
В состав ОАО «ОЭЗ» входят восемь дочерних обществ и восемь филиалов.
Таблица 8.2
Состав ОАО «Особые экономические зоны»
Название |
Дата государственной регистрации/ дата создания |
ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк» |
14.08.2006 |
ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» |
24.07.2006 |
Дочерние общества
и филиалы ОАО «ОЭЗ» |
|
ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» |
28.11.2006 |
ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск» |
20.07.2006 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Санкт-Петербурге |
21.05.2007 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Москве |
21.05.2007 |
Дочерние общества
и филиалы ОАО «ОЭЗ» |
|
ОАО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» |
15.01.2008 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Республике Алтай |
05.10.2007 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Республике Бурятия |
05.10.2007 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Иркутской области |
05.10.2007 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Калининградской области |
05.10.2007 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Ставропольском крае |
05.10.2007 |
Филиал ОАО «ОЭЗ» в Краснодарском крае |
22.11.2007 |
Дочерние ОАО |
|
ОАО «Внешстройимпорт» |
11.08.2006 |
ОАО «Внешстройимпорт-проект» |
11.08.2006 |
ОАО «ОЭЗ-эксперт» |
24.08.2006 |
При ОАО «ОЭЗ» функционируют инвестиционный совет и экспертно-технический (научный) совет.
В регионах, осуществляющих формирование ОЭЗ, создаются территориальные органы по управлению особыми экономическими зонами.
Территориальный орган по управлению особыми экономическими зонами является юридическим лицом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления ОЭЗ, а также контроль выполнения соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в пределах конкретной зоны. Он осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территориальный орган по управлению ОЭЗ возложены следующие функции:
-
проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение НИОКР и технологических работ для государственных нужд;
-
осуществление управления особыми экономическими зонами;
-
участие в ведении банка данных земельных участков, отведенных для создания ОЭЗ, и объектов недвижимости, находящихся на их территории;
-
регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов;
-
оформление по заявлению резидента ОЭЗ приглашения на въезд в РФ иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;
-
контроль исполнения резидентом соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;
-
участие в разработке и реализации перспективного плана развития ОЭЗ, а также в ведении реестра резидентов.
Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром экономического развития России.
При администрации субъекта РФ могут также образовываться Совет по особой экономической зоне и открытое акционерное общество со 100%-ным государственным капиталом.
Рассмотрим систему территориальных органов управления ОЭЗ на примере управления особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Она включает следующие основные структуры.
-
Территориальное управление особыми экономическими зонами по Алтайскому краю, созданное 17.08.2007 г. Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления ОЭЗ, а также контроль выполнения соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
-
Управление Алтайского края по обеспечению функционирования особых экономических зон, осуществляющее полномочия по взаимодействию с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в сфере создания, функционирования ОЭЗ в Алтайском крае и управления ими. Управление создано 03.04.2007 г. для разработки перспективных планов развития ОЭЗ и порядка их финансирования за счет средств краевого бюджета. Его функции – привлечение резидентов в ОЭЗ, формирование заявок на участие в конкурсе по их созданию, координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по размещению объектов инфраструктуры ОЭЗ, а также участие в разработке архитектурно-планировочной концепции создания инфраструктурных объектов.
-
Наблюдательный совет особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края;
-
ОАО «ОЭЗ ТРТ Бирюзовая Катунь», зарегистрированное 15.01.2008 г. Его основными задачами являются: участие в экономическом и социальном развитии ОЭЗ путем создания, строительства и эксплуатации объектов, управления ими, привлечение инвестиций, содействие деятельности резидентов, привлечение рабочей силы и др.
8.3. Особые экономические зоны в Алтайском крае
Первая свободная экономическая зона в Алтайском крае появилась в 1990 г. на основании Постановления Верховного Совета РСФСР. В 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР было утверждено Положение о СЭЗ Алтайского края (СЭЗ «Алтай»). За СЭЗ «Алтай» был закреплен льготный налоговый и таможенный режим; упрощен порядок осуществления экспортно-импортных операций, создания предприятий; даны гарантии правовой защиты иностранных инвестиций. Первоначально СЭЗ охватывала всю территорию Алтайского края.
3 февраля 1997 г. власти края приняли Закон Алтайского края «О свободной экономической зоне «Алтай» №2-ЗС, согласно которому СЭЗ «Алтай» «…осуществляет свою деятельность в виде локальных, функциональных, таможенных и иных свободных экономических зон в административных границах Алтайского края». Этим законом территория функционирования СЭЗ «Алтай» была определена в границах Первомайского и Немецкого районов. В 1998 г. в ее состав вошел аэропорт Барнаула.
За период функционирования с 1997 по 2000 г. в СЭЗ «Алтай» было зарегистрировано 1278 предприятий. За это время участникам СЭЗ «Алтай» было предоставлено льгот на сумму 218,4 млн руб., а общая сумма поступлений от них составила 326,4 млн руб., т.е. на 108 млн руб. больше полученных льгот96.
СЭЗ «Алтай» была
типичной российской свободной
экономической зоной и имела ярко
выраженный оффшорный характер.
С 1
января 2002 г. она была ликвидирована, как
и все российские СЭЗ.
В настоящее время на территории края формируются две особые экономические зоны: туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета».
Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского района предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. Согласно концепции зоны, подготовленной Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, предполагается два этапа ее развития.
На первом этапе (2007–2017 гг.) планируется благоустройство территории «Бирюзовой Катуни», расположенной в пределах Алтайского района общей площадью 32,3 кв. км. Из бюджетных источников предполагается получить: из федерального бюджета – 6,93 млрд руб., из бюджета Алтайского края – 0,3 млрд руб., из местного бюджета – 0,08 млрд руб. За счет бюджетных средств будут создаваться инфраструктурные объекты ОЭЗ: сооружения энергоснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, объекты наружных сетей, а также мостовой переход, автодорога, реконструкция аэропортов Бийска и Барнаула. До 2016 г. объем внебюджетных инвестиций в развитие ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» должен составить 3,2 млрд руб.
На втором этапе (2017–2025 гг.) предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава – курортно-рекреационной местности. В ее состав в перспективе должны войти четыре района – Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский и курорт Белокуриха. Минимальный объем инвестиций должен составить 37,8 млрд руб.
Государственная экономическая политика в ОЭЗ должна будет установить особые административный режим и режим землепользования, специальный порядок предоставления налоговых и таможенных преференций.
Создание особых зон в Алтайском крае должно повлечь за собой большой поток федеральных инвестиций. Факторами, сдерживающими инвестиции, могут стать достаточно жесткий административный контроль, управление из федерального центра (в отношении туристско-рекреационной и игорной зон), что может привести к росту транзакционных издержек. В мировой практике считается одной из существенных функций администрации ОЭЗ их уменьшение практически до нулевого уровня97.
Другой фактор, определяющий успешность ОЭЗ, – это правильное размещение зоны. Большинство международных экспертов сходятся в том, что размещать ОЭЗ необходимо там, где уже есть подобные виды экономической деятельности, которые собираются развивать, или есть необходимая инфраструктура98. Согласно этому критерию создание туристско-рекреационной зоны вполне оправдано. Алтай зарекомендовал себя как туристский регион общероссийского характера (по оценочным данным властей в 2008 г. сюда приезжало отдыхать до 1 млн чел.). В развитие «Бирюзовой Катуни» к 2007 г. было вложено 260 млн руб. частных инвестиций. Потребителями туристского продукта ОЭЗ должны стать не только жители Алтая, Сибири, но и Москвы, Санкт-Петербурга, а также иностранные туристы.
Для создания благоприятного инвестиционного климата администрация Алтайского края применяет механизмы поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории региона:
-
субсидирование за счет средств краевого бюджета процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по банковским кредитам, привлекаемым организациями края;
-
субсидии по компенсации на четыре процентных пункта налога на прибыль организации в части сумм, подлежащих зачислению в краевой бюджет;
-
размещение на конкурсной основе средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
-
предоставление обеспечения исполнения обязательств;
-
финансирование инвестиционных проектов на долевых началах.
На такое субсидирование могут рассчитывать в основном организации, осуществляющие крупные инвестиционные проекты. Порядок субсидирования определяется администрацией Алтайского края на основании соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, которое заключается при соблюдении инвестором следующих условий: уплаты текущих налогов, отсутствия задолженности по уплате налогов, роста заработной платы к предыдущему периоду.
Развитие игорной зоны «Сибирская монета» планируется осуществлять в рамках мегапроекта «Алтайская курортно-рекреационная местность», основная цель которого – создание в регионе игорного и курортно-рекреационного комплексов, ориентированных на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и географических особенностей местности. По предварительным расчетам, общие затраты на создание внешней инфраструктуры с целью развития игорной зоны составят около 14 млрд руб. Данные средства планируется привлечь как из государственных, так и частных источников финансирования. Обустройство игорной зоны предполагает разработку эксклюзивных проектов и дизайнерских решений игорных, гостиничных, культурно-развлекательных комплексов (казино, гостиничные комплексы, рестораны и т.д.). К организации зоны будут привлечены проектные, строительные, дорожные и энергообеспечивающие организации Алтайского края.
В то же время создание игорной зоны вызывает больше негативных, чем позитивных моментов. Представители органов управления в основном отмечают положительные стороны данного проекта: финансовая поддержка из федерального центра, привлечение крупных российских и зарубежных инвесторов, создание большого числа новых рабочих мест, стимулирование развития смежных отраслей экономики и инфраструктуры. Вместе с тем практически не замечаются возможные проблемные стороны данного проекта, которые волнуют жителей близлежащих районов и края в целом, ученых, журналистов, политиков, представителей игорных и туристских организаций99.
Прежде всего, мировая практика показывает, что развитие игорного бизнеса сопровождается всевозможными криминальными проявлениями, наркоманией и проституцией. Не зря Лас-Вегас (США) называют не только игорной столицей мира, но и городом греха. Развитие игорной зоны может создать почву для увеличения коррупции. К росту коррупционной практики приведет: во-первых, появление в регионе новых криминальных структур, а во-вторых, по мнению А. Сатарова, распределение значительных бюджетных средств100. Создание игорной зоны может вызвать увеличение социального напряжения в регионе. С общегосударственных позиций нелогично развитие игорного бизнеса в бедном субъекте Федерации.
Успешное функционирование особых экономических зон должно способствовать интеграции природных, рекреационных и культурно-исторических ресурсов, а также росту занятости, снижению безработицы и преодолению экономической слабости региона.
Вопросы для самоконтроля
-
Что понимается под особой экономической зоной (ОЭЗ)?
-
Перечислите характерные черты ОЭЗ.
-
Какие требования применяются при обоснованности размещения ОЭЗ?
-
Назовите основные акты нормативной базы функционирования ОЭЗ в Российской Федерации.
-
С какой целью создаются ОЭЗ?
-
Какие типы ОЭЗ формируются в настоящее время в России? Приведите примеры ОЭЗ разного типа.
-
Назовите особые условия создания ОЭЗ.
-
Кто входит в состав наблюдательного совета ОЭЗ?
-
Какому министерству передало свои функции Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами?
-
Каков опыт функционирования СЭЗ «Алтай»?
-
Цели и этапы создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»?
-
Что включают в себя механизмы поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Алтайского края?