Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 1909

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В состав ОАО «ОЭЗ» входят восемь дочерних обществ и восемь филиалов.

Таблица 8.2

Состав ОАО «Особые экономические зоны»

Название

Дата государственной регистрации/ дата создания

ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк»

14.08.2006

ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»

24.07.2006

Дочерние общества и филиалы ОАО «ОЭЗ»
в технико-внедренческих ОЭЗ

ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна»

28.11.2006

ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск»

20.07.2006

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Санкт-Петербурге

21.05.2007

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Москве

21.05.2007

Дочерние общества и филиалы ОАО «ОЭЗ»
в туристско-рекреационных ОЭЗ

ОАО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь»

15.01.2008

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Республике Алтай

05.10.2007

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Республике Бурятия

05.10.2007

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Иркутской области

05.10.2007

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Калининградской области

05.10.2007

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Ставропольском крае

05.10.2007

Филиал ОАО «ОЭЗ» в Краснодарском крае

22.11.2007

Дочерние ОАО

ОАО «Внешстройимпорт»

11.08.2006

ОАО «Внешстройимпорт-проект»

11.08.2006

ОАО «ОЭЗ-эксперт»

24.08.2006

При ОАО «ОЭЗ» функционируют инвестиционный совет и экспертно-технический (научный) совет.

В регионах, осуществляющих формирование ОЭЗ, создаются территориальные органы по управлению особыми экономическими зонами.

Территориальный орган по управлению особыми экономическими зонами является юридическим лицом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления ОЭЗ, а также контроль выполнения соглашений об осуществлении промышленно-производ­ственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в пределах конкретной зоны. Он осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На территориальный орган по управлению ОЭЗ возложены следующие функции:

  • проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение НИОКР и технологических работ для государственных нужд;

  • осуществление управления особыми экономическими зонами;

  • участие в ведении банка данных земельных участков, отведенных для создания ОЭЗ, и объектов недвижимости, находящихся на их территории;

  • регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов;

  • оформление по заявлению резидента ОЭЗ приглашения на въезд в РФ иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;

  • контроль исполнения резидентом соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедрен­ческой или туристско-рекреационной деятельности;

  • участие в разработке и реализации перспективного плана развития ОЭЗ, а также в ведении реестра резидентов.


Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром экономического развития России.

При администрации субъекта РФ могут также образовываться Совет по особой экономической зоне и открытое акционерное общество со 100%-ным государственным капиталом.

Рассмотрим систему территориальных органов управления ОЭЗ на примере управления особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Она включает следующие основные структуры.

  • Территориальное управление особыми экономическими зонами по Алтайскому краю, созданное 17.08.2007 г. Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления ОЭЗ, а также контроль выполнения соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

  • Управление Алтайского края по обеспечению функционирования особых экономических зон, осуществляющее полномочия по взаимодействию с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в сфере создания, функционирования ОЭЗ в Алтайском крае и управления ими. Управление создано 03.04.2007 г. для разработки перспективных планов развития ОЭЗ и порядка их финансирования за счет средств краевого бюджета. Его функции – привлечение резидентов в ОЭЗ, формирование заявок на участие в конкурсе по их созданию, координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по размещению объектов инфраструктуры ОЭЗ, а также участие в разработке архитектурно-планировочной концепции создания инфраструктурных объектов.

  • Наблюдательный совет особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края;

  • ОАО «ОЭЗ ТРТ Бирюзовая Катунь», зарегистрированное 15.01.2008 г. Его основными задачами являются: участие в экономическом и социальном развитии ОЭЗ путем создания, строительства и эксплуатации объектов, управления ими, привлечение инвестиций, содействие деятельности резидентов, привлечение рабочей силы и др.


8.3. Особые экономические зоны в Алтайском крае


Первая свободная экономическая зона в Алтайском крае появилась в 1990 г. на основании Постановления Верховного Совета РСФСР. В 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР было утверждено Положение о СЭЗ Алтайского края (СЭЗ «Алтай»). За СЭЗ «Алтай» был закреплен льготный налоговый и таможенный режим; упрощен порядок осуществления экспортно-импортных операций, создания предприятий; даны гарантии правовой защиты иностранных инвестиций. Первоначально СЭЗ охватывала всю территорию Алтайского края.

3 февраля 1997 г. власти края приняли Закон Алтайского края «О свободной экономической зоне «Алтай» №2-ЗС, согласно которому СЭЗ «Алтай» «…осуществляет свою деятельность в виде локальных, функциональных, таможенных и иных свободных экономических зон в административных границах Алтайского края». Этим законом территория функционирования СЭЗ «Алтай» была определена в границах Первомайского и Немецкого районов. В 1998 г. в ее состав вошел аэропорт Барнаула.


За период функционирования с 1997 по 2000 г. в СЭЗ «Алтай» было зарегистрировано 1278 предприятий. За это время участникам СЭЗ «Алтай» было предоставлено льгот на сумму 218,4 млн руб., а общая сумма поступлений от них составила 326,4 млн руб., т.е. на 108 млн руб. больше полученных льгот96.

СЭЗ «Алтай» была типичной российской свободной экономической зоной и имела ярко выраженный оффшорный характер.
С 1 января 2002 г. она была ликвидирована, как и все российские СЭЗ.

В настоящее время на территории края формируются две особые экономические зоны: туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета».

Создание особой экономической зоны туристско-рекреаци­онного типа «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского района предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. Согласно концепции зоны, подготовленной Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, предполагается два этапа ее развития.

На первом этапе (2007–2017 гг.) планируется благоустройство территории «Бирюзовой Катуни», расположенной в пределах Алтайского района общей площадью 32,3 кв. км. Из бюджетных источников предполагается получить: из федерального бюджета – 6,93 млрд руб., из бюджета Алтайского края – 0,3 млрд руб., из местного бюджета – 0,08 млрд руб. За счет бюджетных средств будут создаваться инфраструктурные объекты ОЭЗ: сооружения энергоснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, объекты наружных сетей, а также мостовой переход, автодорога, реконструкция аэропортов Бийска и Барнаула. До 2016 г. объем внебюджетных инвестиций в развитие ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» должен составить 3,2 млрд руб.

На втором этапе (2017–2025 гг.) предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава – курортно-рекреа­ционной местности. В ее состав в перспективе должны войти четыре района – Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский и курорт Белокуриха. Минимальный объем инвестиций должен составить 37,8 млрд руб.

Государственная экономическая политика в ОЭЗ должна будет установить особые административный режим и режим землепользования, специальный порядок предоставления налоговых и таможенных преференций.

Создание особых зон в Алтайском крае должно повлечь за собой большой поток федеральных инвестиций. Факторами, сдерживающими инвестиции, могут стать достаточно жесткий административный контроль, управление из федерального центра (в отношении туристско-рекреационной и игорной зон), что может привести к росту транзакционных издержек. В мировой практике считается одной из существенных функций администрации ОЭЗ их уменьшение практически до нулевого уровня97.

Другой фактор, определяющий успешность ОЭЗ, – это правильное размещение зоны. Большинство международных экспертов сходятся в том, что размещать ОЭЗ необходимо там, где уже есть подобные виды экономической деятельности, которые собираются развивать, или есть необходимая инфраструктура98. Согласно этому критерию создание туристско-рекреационной зоны вполне оправдано. Алтай зарекомендовал себя как туристский регион общероссийского характера (по оценочным данным властей в 2008 г. сюда приезжало отдыхать до 1 млн чел.). В развитие «Бирюзовой Катуни» к 2007 г. было вложено 260 млн руб. частных инвестиций. Потребителями туристского продукта ОЭЗ должны стать не только жители Алтая, Сибири, но и Москвы, Санкт-Петербурга, а также иностранные туристы.


Для создания благоприятного инвестиционного климата администрация Алтайского края применяет механизмы поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории региона:

  • субсидирование за счет средств краевого бюджета процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по банковским кредитам, привлекаемым организациями края;

  • субсидии по компенсации на четыре процентных пункта налога на прибыль организации в части сумм, подлежащих зачислению в краевой бюджет;

  • размещение на конкурсной основе средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

  • предоставление обеспечения исполнения обязательств;

  • финансирование инвестиционных проектов на долевых началах.

На такое субсидирование могут рассчитывать в основном организации, осуществляющие крупные инвестиционные проекты. Порядок субсидирования определяется администрацией Алтайского края на основании соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, которое заключается при соблюдении инвестором следующих условий: уплаты текущих налогов, отсутствия задолженности по уплате налогов, роста заработной платы к предыдущему периоду.

Развитие игорной зоны «Сибирская монета» планируется осуществлять в рамках мегапроекта «Алтайская курортно-рекреа­ционная местность», основная цель которого – создание в регионе игорного и курортно-рекреационного комплексов, ориентированных на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и географических особенностей местности. По предварительным расчетам, общие затраты на создание внешней инфраструктуры с целью развития игорной зоны составят около 14 млрд руб. Данные средства планируется привлечь как из государственных, так и частных источников финансирования. Обустройство игорной зоны предполагает разработку эксклюзивных проектов и дизайнерских решений игорных, гостиничных, культурно-развлека­тельных комплексов (казино, гостиничные комплексы, рестораны и т.д.). К организации зоны будут привлечены проектные, строительные, дорожные и энергообеспечивающие организации Алтайского края.

В то же время создание игорной зоны вызывает больше негативных, чем позитивных моментов. Представители органов управления в основном отмечают положительные стороны данного проекта: финансовая поддержка из федерального центра, привлечение крупных российских и зарубежных инвесторов, создание большого числа новых рабочих мест, стимулирование развития смежных отраслей экономики и инфраструктуры. Вместе с тем практически не замечаются возможные проблемные стороны данного проекта, которые волнуют жителей близлежащих районов и края в целом, ученых, журналистов, политиков, представителей игорных и туристских организаций99.


Прежде всего, мировая практика показывает, что развитие игорного бизнеса сопровождается всевозможными криминальными проявлениями, наркоманией и проституцией. Не зря Лас-Вегас (США) называют не только игорной столицей мира, но и городом греха. Развитие игорной зоны может создать почву для увеличения коррупции. К росту коррупционной практики приведет: во-первых, появление в регионе новых криминальных структур, а во-вторых, по мнению А. Сатарова, распределение значительных бюджетных средств100. Создание игорной зоны может вызвать увеличение социального напряжения в регионе. С общегосударственных позиций нелогично развитие игорного бизнеса в бедном субъекте Федерации.

Успешное функционирование особых экономических зон должно способствовать интеграции природных, рекреационных и культурно-исторических ресурсов, а также росту занятости, снижению безработицы и преодолению экономической слабости региона.


Вопросы для самоконтроля


  1. Что понимается под особой экономической зоной (ОЭЗ)?

  2. Перечислите характерные черты ОЭЗ.

  3. Какие требования применяются при обоснованности размещения ОЭЗ?

  4. Назовите основные акты нормативной базы функционирования ОЭЗ в Российской Федерации.

  5. С какой целью создаются ОЭЗ?

  6. Какие типы ОЭЗ формируются в настоящее время в России? Приведите примеры ОЭЗ разного типа.

  7. Назовите особые условия создания ОЭЗ.

  8. Кто входит в состав наблюдательного совета ОЭЗ?

  9. Какому министерству передало свои функции Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами?

  10. Каков опыт функционирования СЭЗ «Алтай»?

  11. Цели и этапы создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»?

  12. Что включают в себя механизмы поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Алтайского края?