Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 1908

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На уровень экономического развития регионов в Российской Федерации, на наш взгляд, главенствующее влияние оказывают следующие факторы:

  • политико-национальные, определившие направления региональной политики и размещение производительных сил в СССР;

  • государственное регулирование территориального развития;

  • природно-климатические факторы, существенно влияющие на энергетическую составляющую в структуре затрат и ограничивающие конкурентоспособность товаров;

  • удаленность региона от основных рынков сбыта и развитие транспортной инфраструктуры в регионе;

  • субъективные факторы, включая харизму главы субъекта РФ;

  • выбор и формирование рыночной модели регионального положения.

Ориентация экономики Российской Федерации на поставку нефти и газа за рубеж привела к тому, что на первое место в промышленном развитии в настоящее время вышли Ханты-Ман­сийский – Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа. Уникальные природные условия регионов с запасами нефти и газа определили их особое место среди субъектов РФ.

Экономическое пространство, формирующееся на территории бывшего Советского Союза, создало определенные специфические условия на приграничных территориях. Прежде всего, их стало гораздо больше (появились границы с Украиной, Казахстаном, Эстонией и др.), и здесь существенно вырос оборот розничной и оптовой торговли. Через них идет поставка готовой продукции (включая автомобили) из стран дальнего зарубежья. Те же территории, которые граничат с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, выполняют значительные, в том числе и экспортные поставки добываемых в России природных ресурсов. Также в эти государства завозятся закупаемые крупными российскими фирмами продовольствие, медикаменты, мебель и т.п.

Калининградская область – анклав России среди стран единой Европы. В ней фактически отсутствуют развитые предприятия промышленности (предприятия по производству электроэнергетики появились в постсоветское время), но расположены крупные военные объекты. Это вынуждает искать особые подходы к управлению ее развитием. В начале 1990-х гг. в Калининградской области была создана одна из первых в России свободная экономическая зона (СЭЗ). Но в силу того, что СЭЗ не получили в РФ необходимого развития, в настоящее время для этой территории определен особый экономический статус.

В практической деятельности исполнительная власть гораздо чаще использует менее подробную, не такую громоздкую классификацию. На основании комплекса социально-экономических индикаторов Минэкономразвития РФ все регионы подразделены на пять групп: от регионов с уровнем развития выше среднего (первый из которых – Тюменская область – в 2007 г. имел ВРП на душу населения в размере 829,2 тыс. руб.) до территорий с крайне низким уровнем развития (занимающая последнее место Республика Ингушетия имела ВРП на душу населения в размере 29,9 тыс. руб.). По прогнозам, которые были сделаны по данным Росстата до кризиса, в дальнейшем это соотношение существенно не изменится. Более того, на регионы с крайне низким уровнем развития, где проживают 15,5% населения страны, приходится всего 1,3% инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования и 6,1% суммарного ВРП. 25 территорий, отнесенных к группе с уровнем развития выше среднего, производят 46% ВРП, тогда как, согласно другому соотношению, всего 10 регионов обеспечивают более 50% ВРП. Это обусловлено тем, что при распределении регионов на группы учитывалось большое число показателей, что не позволило ряду субъектов РФ попасть в группу территорий с высоким уровнем развития.


При приятии федеральных долгосрочных программ одной из главных задач ставится необходимость усиления мотивации для развитых регионов работать лучше, а для отсталых и депрессивных – изживать иждивенческие настроения. Безусловно, все территории, и в первую очередь отстающие, должны искать новые стимулы и резервы своего внутреннего развития. Оценить природно-производственный потенциал того или иного региона в современных условиях не составляет труда. Поэтому логично требовать, чтобы каждый субъект РФ обеспечил его использование в интересах реализации программ социально-экономического развития, чтобы в регионе осуществлялось наращивание налогового потенциала, эффективное и целевое использование бюджетных средств. Тогда и регионы-доноры лишаются оснований в утверждениях о наличии иждивенческих настроений, желания жить и развиваться за счет других, вкладывающих в работу больше сил и ресурсов при прочих равных условиях27.

По утверждениям ряда специалистов, в мировой экономике поляризованное развитие дало высокий результат в ряде стран, в том числе Китае, Чили и др. Исследователи обращают много внимания на политические, и мало – на национальные аспекты вопроса, слишком разные условия. Если активное развитие одного региона в подобных странах не вызывает сильного возмущения со стороны территорий-соседей, то в нашем широко декларируемом и закрепленном Конституцией Российской Федерации многонациональном государстве ускоренное приоритетное развитие одних субъектов хозяйствования при естественном падении значимости других будет и в дальнейшем восприниматься очень болезненно.

В единой стране для федеральных органов становится крайне важным обеспечить справедливый баланс интересов Центра и регионов, что, в свою очередь, укрепляет федеративные отношения и целостность государства. Очевидно, что сегодня рано и неоправданно отказываться от концепции выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, нужно шире использовать возможности государства и общества для сглаживания диспропорций в пространственном (как это принято говорить в Европе) развитии, создания равных возможностей для населения независимо от того, кто где проживает, поскольку это отвечает долгосрочным интересам возрождения мощи государства и укрепления единства ее народов и регионов. Вместе с тем необходимо помнить, что средства для уменьшения дифференциации территорий во многом будут приходить в слабые регионы благодаря ускоренному росту наиболее развитых.


2.3. Экономика регионов как объект управления


Трансформация социально-экономических отношений, происходящая в отечественном обществе, заставляет критически подойти к сложившимся стереотипам, лежащим в основе системы управления региональной экономикой, и заново осмыслить законы территориального воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами региональной системы.


Управление региономэто регулирование функционирования и развития его экономической и социальной сферы. Именно на территориальном уровне экономические и социальные процессы непосредственно взаимосвязаны и взаимодействуют в результате принятия решений на всех ступенях управлениягосударственном, региональном и на уровне хозяйственных структур. К компетенции всех уровней власти относятся функции по созданию благоприятной среды жизнедеятельности людей, сохранению природной системы, а также формированию нормальных общеэкономических условий для деятельности предприятий и организаций. Социально-экономические функции всех ступеней территориального организма в конечном счете заключаются в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержание равновесия экономической, природной и социальной систем.

На уровне субъектов РФ экономические категории и законы имеют различные формы проявления. Это вызывает объективную потребность в широком применении регионального воспроизводственного подхода к управлению социально-экономическим развитием.

Региональный воспроизводственный подход означает систему методологических и методических положений, призванных обеспечить объективное отражение особенностей территориальной экономики при разработке системы управления. Региональный воспроизводственный подход требует обеспечить, с одной стороны, наиболее полный учет и реализацию природных и экономических условий региона, а с другойэффективное использование его возможностей на основе комплексного развития территории28.

Создание новой системы управления региональной экономикой должно опираться на понимание того, что:

  • во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структуру;

  • во-вторых, составные элементы этой системы требуют для своего управления разработки специфического механизма управления;

  • в-третьих, эти механизмы должны быть взаимно непротиворечивы.

Если территориальное управление означает регулирование процессов общественного воспроизводства в целях повышения его эффективности за счет совершенствования территориального разделения труда и межрайонных связей, то региональное управление имеет дело с воспроизводственными процессами, локализованными на конкретной территории.

Становление новой экономической системы, основанной на рыночных отношениях, изменении каналов и форм поступлений, необходимых для развития ресурсов, поставило перед территориями проблему определения своего места в общей системе воспроизводственных отношений. Но четко определить финансовую основу развития региона, источники поступления средств и механизм их привлечения в субъект хозяйствования можно лишь при условии, если территориальная экономика будет рассматриваться как единая система со своей совокупностью воспроизводственных отношений.


В связи с этим необходимо охарактеризовать место региональной экономики в системе общественно-экономических отношений и определить ее особенности и специфические черты как объекта управления с позиций воспроизводственного подхода, позволяющего выявить совокупность непрерывных воспроизводственных процессов, протекающих на территории, характерные закономерности этих процессов, их взаимодействие, взаимосвязи и на этой основе разработать механизм управления.

Экономика регионов в рыночных условиях должна обладать высокой степенью открытости при условии, что будет усиливаться взаимосвязанность и взаимозависимость регионов, поскольку они должны стать подсистемами глобальной экономической системы. Это предполагает тесные зависимости процессов формирования товарных, финансовых, трудовых, управленческих, информационных ресурсов и реализации конечной продукции каждого региона, расширение межрегиональных связей в масштабе России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Успешное (высокодоходное) развитие регионов во многом зависит от участия в территориальном и международном разделении труда. Но развитие межрегиональных торгово-посреднических, финансовых, информационных, научно-технических связей, прямых связей по кооперационным поставкам продукции между предприятиями, создание совместных предприятий, филиалов международных корпораций, банков, финансово-промышленных групп в Российской Федерации идет инертно. Число различных договорных сделок по обмену товарами и услугами между регионами России и другими государствами не позволяет сократить отечественное отставание в развитии практически всех отраслей, кроме сырьевых. Хотя теперь субъекты Федерации напрямую вовлечены в сферу внешнеэкономических отношений, это мало что дает для общего роста производства и повышения уровня жизни населения.

Ускорение научно-технического прогресса, а также инновационного развития должно проявляться в быстром распространении новых технологий, компьютеризации экономической деятельности, но пока в России это происходит только в элитных (столичных) территориях, а также в Тюменской области.

Принципиально важным при распределении полномочий управления между регионами различных рангов (республика, область) является положение о том, что совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории определенного ранга, должна определять круг функций и полномочий того или иного уровня власти. Критерий распределения социально-экономических функций между различными уровнями территориальной системыстепень локализации использования результатов выполняемых функций. Не масштабы и количественные параметры социально-экономического развития, а совокупность осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административно-территориальных образований различных рангов. Подход к решению этой проблемы с позиций теории регионального воспроизводства позволяет конкретизировать ответственность за решение социально-экономических задач на каждом уровне региональной системы29. Но кроме областного уровня есть и федеральный, и местный.


С точки зрения регионального воспроизводства главное отличие между территориями различного ранга заключается в том, что для них характерны специфические совокупности региональных пропорций.

В обобщенной форме функции управления региональных органов власти можно представить как создание сбалансированной региональной системы. Можно сказать, что процесс управления развитием региона есть формирование таких пропорций между различными элементами региональной системы, которые обеспечивают его эффективное социально-экономическое развитие. Пропорции и показатели регионального воспроизводственного процесса должны отражать содержание основных связей хозяйственных единиц внутри региона и за его пределами, однозначно трактовать социально-экономические явления и процессы, всесторонне характеризовать участие каждой хозяйственной единицы в экономическом обороте региона и обеспечивать единство внутрирегиональных и межрегиональных материально-вещественных, финансово-кредитных и трудовых связей и пропорций процесса расширенного производства.

Производительность труда на территории должна стать одним из главных показателей развития, и на ее повышение должны быть направлены действия властей не в меньшей степени, чем сохранение (выживание) отставших, как правило, с советских времен, предприятий30.

Экономический кризис 2008–2009 гг. показал, что структура экономики страны ухудшилась при переходе к рынку, и Россия все больше становится сырьевым «участком» развитых стран, включая Китай. Такие факторы, как отсутствие достаточного внутреннего рынка по производству товаров, минимально зависящих от снижения спроса: продовольствия, лекарств, ежегодного строительства жилья в размере 1 кв. м на человека в целом по стране, строительства инфраструктурных объектов (дорог, мостов и т.п.); недостаточный уровень развития здравоохранения; низкие доходы пенсионеров (а значит, и неудовлетворительный их спрос на отечественные товары) и другие, сделали Российскую Федерацию и ее регионы очень зависимыми от состояния экономик других стран. Поэтому чем раньше территории России найдут способы по приведению структуры своих хозяйств к сбалансированному состоянию, которое требует XXI в., тем быстрее повысится уровень развития страны и, соответственно, уровень жизни большинства населения.


Вопросы для самоконтроля


  1. Какие четыре парадигмы выделяет А.Г. Гранберг при определении региона?

  2. Чем отличаются понятия «район» и «регион»?

  3. Что такое «экономическая зона»?

  4. Как соотносятся понятия «территория» и «регион»?

  5. Какие виды регионов выделяют для целей региональной политики?

  6. По какому критерию регионы подразделяются на «доноров» и «реципиентов»?

  7. В чем суть типологии регионов, используемой Министерством регионального развития РФ?

  8. Каков подход к классификации регионов РФ у географов?

  9. Как можно разделить субъекты РФ по уровню экономического развития?

  10. Какие факторы оказывают главенствующее влияние на уровень экономического развития регионов в Российской Федерации?

  11. В чем суть регионального воспроизводственного подхода?

  12. Какое место региональная экономика занимает в системе общественно-экономических отношений?