ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 2035
Скачиваний: 5
3. Теоретические и методологические основы государственной региональной экономической политики
3.1. Сущность, основные понятия ГРЭП в России
3.2. ГРЭП как составная часть экономической политики государства
3.3. Предмет ГРЭП
3.1. Сущность,
основные понятия государственной
региональной экономической политики
в России
Среди специалистов региональной экономики нет разногласий в вопросе о том, что без учета особенностей регионов, их интересов и возможностей нельзя управлять процессами социально-экономического развития России. Из этого вытекает, что при разработке и реализации государственной политики, как минимум, важная роль должна отводиться региональным аспектам развития, а как максимум, в качестве одной из основополагающих, базовых составляющих должна разрабатываться региональная политика.
В условиях советской централизованной системы управления (при наличии 15 союзных республик в стране) содержание региональной политики в основном ассоциировалось с глобальными задачами размещения и функционирования производительных сил, такими как ускоренное развитие восточных районов, освоение Севера, формирование новых территориально-производственных комплексов, национальных республик и выравнивание уровней экономического развития отсталых районов.
Ситуация принципиально изменилась после того, как Россия выделилась в самостоятельное государство и начала коренную реорганизацию экономики, ускоренно переводя ее на рыночные рельсы.
Выделим то, что непосредственно влияет на содержание современной региональной политики.
Во-первых, сокращение государственной собственности и ликвидация централизованной системы управления хозяйством сделали невозможным планирование размещения производительных сил, что являлось сердцевиной старой (советской) региональной политики.
Во-вторых, основным объектом региональной политики впервые стали субъекты Российской Федерации.
В-третьих, формирование новых федеративных отношений привело к значительному усилению полномочий субъектов РФ, что определило необходимость учета интересов регионов, их согласования с общегосударственными, и распределение функций по реализации региональной политики между федеральным и региональным уровнями управления.
Все это вызывает необходимость модернизации представлений о содержании региональной политики.
Так, под региональной политикой в Российской Федерации В. Кистанов и Н. Копылов подразумевают систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации31.
Другие ученые понимают под государственной региональной политикой совокупность, систему инструментов и механизмов, применение которых должно обеспечить достижение двуединой цели – обеспечить эффективность использования общественных ресурсов в пространстве и гарантировать достижение внеэкономических целей общественного развития (социальных, военно-политических, геостратегических, экологических)32.
В странах рыночной экономики цель региональной политики – сбалансированность, т.е. сведение к минимуму тех неравенств, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или сближению в развитии ее частей, или группам стран (например, странам – членам Европейского союза)33. В принципе не отличается от этого подхода определение региональной политики, данное в английском экономическом словаре: «Региональная политика – политика, нацеленная на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах»34.
С точки зрения субъекта РФ, обладая территориальной общностью, как экономический субъект, регион осуществляет хозяйственную деятельность, дающую возможность получения доходов от ее ведения и через полномочия по поводу полученных доходов, но нуждается в адекватных своему статусу способах взаимодействия с государством и между регионами, повышения роли самоуправления при осуществлении региональной политики35.
На наш взгляд, в повседневной текущей деятельности органов управления региональную политику можно определять как часть экономической политики государства, направленную на организацию и упорядочение (то есть реализацию определенных экономических и социальных норм, стандартов) национальной территории в соответствии с целями и задачами развития страны36.
Обобщая вышеприведенное, можно предложить следующее расширенное определение государственной региональной экономической политики (ГРЭП): региональная политика – это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем общегосударственного и межрегионального характера, исходя из предпосылок и факторов, обусловленных конкретными природными и историческим условиями той или иной территории, а также в соответствии с реалиями внутренней жизни государства и глобальными изменениями в мире.
Формирование рыночных отношений принципиально изменило положение всех хозяйствующих субъектов в общей системе управления. Поскольку нас интересует экономическое развитие территорий, то основное внимание мы обращаем на этот вопрос. По мнению многих, если не большинства экономистов и политиков, Российское государство с начала 90-х гг. прошедшего столетия фактически потеряло контроль над процессами регионального развития страны. Появилась необходимость в формировании основных подходов к ГРЭП, разработке прикладной государственной территориальной политики, которая способствовала бы укреплению общего экономического пространства, уменьшению дифференциации социально-экономического развития регионов, их экономическому росту и устойчивому социальному развитию. Именно этим определяется актуальность темы данного исследования.
Для России с ее огромной территорией и различиями в природно-климатических условиях задача обеспечения относительной равноценности экономического пространства страны всегда будет актуальна. Изменяющаяся притягательность регионов с повышенной конкурентоспособностью и благоприятным предпринимательским климатом влечет за собой миграцию труда и капитала. В этом случае нарастает опасность потери освоенных ранее территорий в результате их обезлюдивания, региональной автаркии и дезинтеграции страны, возникновения межрегиональных напряженностей и конфликтов. Кроме того, могут быть субъективные затруднения при формировании общенационального рынка и проведении единой социально-экономической политики.
Сложившаяся экономическая асимметрия в отношениях Центра с различными регионами, углубляющиеся различия между ними, невозможность дальнейшего продвижения рыночных реформ без учета особенностей развития территорий обусловили оживление интереса исследователей к региональной политике.
Много сделали для развития отечественной регионалистики такие ученые, как А.А. Адамесу, Э.Б. Алаев, П.М. Алампиев, С.С. Артоболевский, М.К. Бадман, Н.Н. Баранский, В.Л. Глазычев, Ю.Н. Гладкий, А.Г. Гранберг, Н.В. Зубаревич, Н.Е. Колосовский, В.В. Кистанов, О.В. Кузнецова, Б.Л. Лавровский, Г.М. Лаппо, В.Н. Лексин, В.Я. Любовный, Н.Н. Некрасов, В.Ф. Павленко, А.Е. Пробст, С.А. Суспицын, А.И. Чистобаев, А.Н. Швецов, Р.И. Шнипер, Б.М. Штульберг.
Перед исследователями стоит необходимость осмысления целей и задач региональной экономической политики в условиях становления рыночных отношений, уточнения понятийного аппарата региональной экономики, предложений по отбору критериев классификаций территорий для решения проблем экономики субъектов РФ. Благодаря работам названных и других ученых к настоящему времени в научной литературе достаточно полно охарактеризованы наиболее общие закономерности и тенденции регионального развития страны.
3.2. Региональная
политика в системе государственной
политики экономического и социального
развития России
В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Связь между государственной экономической стратегией и региональной политикой прослеживается по многим каналам. Например, правительства высокоразвитых стран Запада, проводя государственную линию на всемерное снижение уровня безработицы, концентрируют свое внимание на районах с наименьшей занятостью населения. Многие слаборазвитые государства, реализуя в предыдущие годы стратегию импортозаменяющей индустриализации, проводили политику концентрации обрабатывающей промышленности, административных функций и управленческого аппарата в избранных ареалах, особенно в столичных и портовых центрах.
По мнению ряда политиков, ученых, действующая федеральная региональная политика в основном направлена на решение преимущественно социальных и политических, а не экономических задач.
В экономической литературе и в некоторых программных документах современных общественных движений встречается утверждение о том, что в нашей стране никогда не было региональной экономической политики. Появление новых людей во властных структурах привело к тому, что оказался неизвестным и невостребованным огромный пласт так называемых предплановых документов, в которых в той или иной мере находили отражение цели, задачи и методы государственной экономической политики. В результате на несколько лет была прервана преемственность, и сложилось ложное впечатление о том, что «региональной политики в России нет»37. Это произошло в условиях, когда были нарушены экономические связи не только между производствами, но и между субъектами РФ, а также регионами России и странами СНГ. По экспертным оценкам, разрыв хозяйственных связей внутри России и с бывшими союзными республиками вызвал уменьшение выпуска конечной продукции до 35–40%. Нарушение производственно-технологических и кооперационных связей привело к остановке целого ряда производств и общему падению производства в России, в других странах содружества. Естественно, в условиях роста производства резко возрастает внимание к региональной экономической политике государства. Возникает потребность в критическом осмыслении господствующих взглядов на государственную региональную политику и практику ее реализации в ходе реформирования экономики РФ. Дальнейшего совершенствования требует используемая система государственного регулирования территориального развития.
Отдельные специалисты считают, что поскольку регионы объединяет общее экономическое и правовое пространство, то достаточно использовать типовые методы решения намечающихся проблем через принятие различных законодательных и нормативных актов. Тем самым отвергается необходимость учета территориальных особенностей. В результате сущность понятия «региональная политика» искажается и нередко принимает форму, сводящуюся к тезису о том, много или мало суверенитета надо дать республикам, краям, областям. Некоторые исследователи подменяют проблему формирования государственной региональной политики понятием «федерализм».
В ряде официальных документов и исследований мало внимания обращается на необходимость учета своеобразных особенностей регионов, на важность применения специфических методов регулирования, стимулирования и координации развития субъектов Федерации в интересах страны. Рыночные преобразования без государственного вмешательства и без поддержки территорий разных типов, без координации и регулирования в интересах государства в целом приведут к усилению дезинтеграционных тенденций, нанесут ущерб национальной безопасности, ущемят права граждан.