ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1277
Скачиваний: 4
Для реализации данного типа урока используются различные формы. Рассмотрим некоторые их них.
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе. Нужно подготовить учащихся к работе за машиной, чтобы потом время не тратить зря.
Лабораторная работа является эффективной формой отработки практических умений и навыков.
Цель организовать учащихся к применению знаний на практике.
Включает следующие приемы: а) постановку целей лабораторных занятий; б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения; в) подведение итогов работы.
Индивидуальный практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами. Учащиеся получают индивидуальные задания учителя для протяжённой самостоятельной работы (в течение одного – двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдаётся для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером, а когда поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
Чаще всего уроки данного типа проводятся по стандартной схеме, примерная структура следующая:
1.Постановка цели урока.
2.Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
3.Проведение проверочных упражнений.
4.Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
5.Упражнения на их освоение.
6.Упражнения на их закрепление.
7.Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
8.Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
9.Упражнения творческого характера.
10.Итог урока.
11.Задание на дом.
34. Особенности структуры урока проверки и учета знаний, урока обобщения знаний.
Этот урок близок по своим задачам к контрольному. Здесь не ставится задача обобщения знаний, а лишь их выявление и оценка. Отсроченная проверка требует усвоения опорных фактов, отработки базовых знаний. Начинается урок со вступительного слова учителя о той тематике, которая будет повторяться письменно или устно. Во время фронтальной беседы учащиеся дополняют или исправляют ответы товарищей. Для письменной проверки учитель заранее подбирает тесты или намечает варианты заданий, продумывает образцы ответов. Письменные работы разбираются учителем на одном из последующих уроков или же рецензируются самими учениками после домашней подготовки.
Если учитель хочет выяснить, как ученики усвоили тему, он предлагает им из перечня основных вопросов темы выбрать несколько для письменного ответа. Чтобы не было списывания, соседям по парте даются разные вопросы. Работы покажут, на какие вопросы ученики дали ответы, а какие оставили без внимания. К ним учителю придётся вернуться на последующих уроках.
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия и законы, закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятийных систем и наиболее общие закономерности. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим в этом типе урока выделяют следующие структурные элементы:
- остановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
- повторение и коррекция опорных знаний учащихся;
- повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
- обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
- подведение итогов урока.
35. Особенности структуры урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков.
Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи. Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик повторяет пройденное и читает дополнительную литературу. В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Уроки-диспуты только еще входят в практику школ. Сложность их организации состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло. Мы долгое время любую информацию воспринимали как истину и привыкли к этому, у нас не выработаны критический подход и культура диалога, наконец, мы не умеем правильно формулировать темы диспута. По этим причинам попытка организовать урок-диспут оканчивается чаще всего проведением урока-конференции с традиционными сообщениями.
Важные моменты организации урока-диспута:
- Диспут готовится долго и тщательно.
- Нельзя превращать урок в «президиум» специально подготовившихся докладчиков.
- От спорящих нужно требовать доказательств.
- Учащиеся сами по поручению учителя могут составить дискуссионные вопросы.
- Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
В уроке-диспуте – познавательном споре – столько преимуществ, что его смело можно назвать урок «на вырост». Урок-диспут не может проводиться стихийно, под влиянием определенного настроения в классе, так как это будет фрагмент диспута. Без тщательной подготовки не следует отводить дискуссии целый урок, ведь неподготовленная полемика может бродить по «проселочным тропам», не затрагивая сердцевины.
Уроки-конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем. Главное их назначение – обобщить этот материал, углубить знания школьников по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения.
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Это различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков-конференций. Они учат школьников сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал.
Каждый учитель, работающий творчески, стремится использовать разнообразные средства, методы, приемы, чтобы его урок не был казенным, чтобы вызывал у ученика желание погрузиться вместе с учителем в процесс познания нового, неизведанного.
Использование в наше время технических средств обучения (ТСО) как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность школьников, способствует формированию общеучебных умений и навыков. ТСО-современное оборудование для учебного процесса, позволяющие воздействовать на слух, зрение учащихся, реальзовать принципы наглядности и интереса в обучении.
Учебное кино дает связное, последовательное изображение процессов в живом организме. Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. Но эта демонстрация не должна использоваться только как зрелище. Следует еще раз обратить внимание, что фильм содержит не только богатый наглядный материал, но и позволяет увидеть динамику биологических процессов, а именно эти понятия особенно трудны для усвоения учащимися, например, обмен веществ, фотосинтез, деление клетки и т. д.
Для организации урока с применением кинофильма учитель должен сам знать как следует организовать работу.
Во-первых, следует заранее просмотреть фильм и ознакомиться с его содержанием, правильно определить его дидактическое значение, т. е. с какой целью следует использовать его и какие задачи при этом поставить, определить место этого фильма в теме и на конкретном уроке.
Во-вторых, продумать вступительный рассказ, отражающий особенности содержания и структуры фильма, а также вопросы и задания, необходимые для усвоения его основного содержания.
Для работы с фильмом необходимо также организовать беседу для восстановления опорных знаний.
После просмотра фильма необходима заключительная работа – проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному.
Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. Можно заранее на доске написать план фильма, сложные слова, фамилии и др. Приемы работы с фильмом могут быть разнообразны: ответы на вопросы и составление вопросника к фильму, заполнение таблицы или схемы, решение познавательной задачи, составление плана или конспекта рассказа, а самым сложным и интересным является прием “немого” кино.
36. Лекционно-семинарская форма обучения географии.
Лекционно-семинарская система — это коллективно-групповая форма обучения, концентрированным выражением которой являются лекции и семинары. Используется, как правило, в практике профессиональной подготовки, т.е. у обучающихся имеется опыт учебно-познавательной деятельности. Однако достоинства этой системы могут повысить эффективность обучения и в общеобразовательной школе (например, в школах с углубленным изучением предметов).
Лекция — это наиболее экономичная по времени форма передачи учебной информации. Основная цель лекции — формирование знаний по предмету. Лекция учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.
В вузе с традиционной системой обучения лекция как основная форма занятий должна выполнять следующие дидактические функции: постановка и обоснование задач обучения, сообщение и усвоение новых знаний, привитие интеллектуальных умений и навыков, мотивирование студентов к дальнейшей учебной деятельности, интегрирование преподаваемой дисциплины с другими предметами, а также выработка интереса к теоретическому анализу. Ее недостаток — слабая обратная связь. В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить такие основные разновидности лекций, как вводная, мотивационная, подготовительная, обзорная, интегрирующая, установочная.
Вводная лекция предполагает первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки, проводится в начале изучения курса или раздела.
Мотивационная лекция возбуждает интерес у студентов, создает стимул для всей дальнейшей деятельности.
Подготовительная лекция предполагает подготовку студентов к более сложным мыслительным процессам, закладывает основы использования остальных методов и средств.
Обзорная лекция — завершение изучения определенного объема учебного материала с целью его обобщения, систематизации.
Интегрирующая лекция — представление науки в системе и развитии как логического целого; выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначального понимания.
Установочная лекция ориентирует студентов на источники информации, дает указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделяет наиболее важные и трудные части материала.
Дидактическими элементами лекций выступают: 1) методика изложения лекционного материала; 2) совокупность предварительных знаний студентов; 3) содержание и структура лекционного материала; 4) контроль и оценка знаний (обратная связь); 5) учебная литература и ТСО.
Семинары предполагают самостоятельную предварительную работу по изучению заранее известных вопросов и обсуждение их учащимися (студентами) на занятии под руководством педагога с целью углубления, расширения и систематизации знаний, выработки познавательных умений, формирования опыта творческой мыслительной деятельности.