Файл: Методика преподавания. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 1281

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока.

Урок – основная форма организации обучения.

Исходя из темы, целей, учитель подбирает к уроку методы и приемы обучения с преобладанием таких видов работ, которые будут способствовать активизации деятельности учащихся.

Эффективность зависит от строгого ограничения словесного изложения учебного материала и целенаправленное привлечение таких педагогических приемов и методов (наглядно - практических), как сравнение, выполнение учащимися различных практических заданий (рисунки). Формирование навыка географического наблюдения, применение картин и фотографий, объемных пособий, использование учебных фильмов. Эффективность урока достигается при строгом соблюдении принципа индивидуального подхода, при разной смене деятельности. Так как длительное время один и тот же вид работы утомляет детей.



30. Требования к современному уроку.

Современные требования к уроку.

Современные требования к уроку бывают четырёх видов:

1. Дидактические

- чёткое определение места урока среди других уроков,

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных качеств личности,

- развитие познавательного интереса и мотивов,

- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

- развитие творческих способностей,

- создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

- наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

- создание рабочей дисциплины,

- использование средств обучения и информационных технологий,

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

4. Гигиенические требования


31. Типы уроков.

Урок — форма обучения, для которой характерны постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий и организации работы над одним и тем же материалом. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить.

Типология и структура урока:

Есть следующие типы уроков:

1. Изучение нового материала.

- организация занятия учащихся

- определение темы и целей

- изложение нового материала

- краткий опрос по изложенному материалу

- сообщение д/з и подведение итогов

2. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

- организация занятия учащихся

- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу

- выработка умений и навыков

- самостоятельная работа

- сообщение д/з и подведение итогов

3. Комбинированный урок.

- организация занятия учащихся

- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу

- работа по осмыслению и освоению материалу

- работа по закреплению изложенного материала

- выработка умений и навыков

- сообщение д/з и подведение итогов

4. Урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала.

- организация занятия учащихся

- выступление учащихся по вынесенным проблемам

- вопросы учеников и выступление оппонентов

- анализ выступлений и подведение итогов

5. Урок проверки и оценки ЗУНов.

- организация занятия учащихся

- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу

- самостоятельная работа, контрольная работа, зачет, экзамен.


32. Особенности структуры комбинированного урока.

Этот тип уроков представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть урока имеет равноценное значение.

Структура комбинированного урока напоминает структуру урока сообщения новых знаний, но в том случае все подчинено объяснению нового материала, а другие части урока играют вспомогательную роль.

В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание.

Однако и другие части урока имеют не менее важное значение.

Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как само­стоятельный элемент структуры урока, который иногда трудно связать не­посредственно с изучением нового материала.

Закрепление или повторение, а также проверка знаний являются тоже относительно самостоятельными частями урока.

Такое сочетание разнообразных форм рабо­ты на одном уроке делает его достаточно эффективным в специальной школе, так как помогает преодолевать однообразие, стимулиру­ет и активизирует познавательную деятельность учащихся.

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление и повторение изученного материала.

6. Подведение итогов урока и оценка знаний.

7. Задание на дом.


33. Особенности структуры урока изучения нового материала (1), урока формирования умений и навыков (2).

1. Урок изучения новых знаний — такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, гимназиях, лицеях, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рас­сказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонст­рацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включаю­щие в себя элементы беседы.

Методы, используемые на таком уроке — лекции, беседы, рассказы, иллюстрации, демонстрации, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные, методы работы под руководством преподавателя и методы самостоятельной работы.

Структура урока сообщения новых знаний:

1) организация уча­щихся к занятиям;

2) краткий опрос учащихся (фрон­тальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ра­нее изученным;

3) постановка темы и определение основ­ных целей занятий, а также сообщение плана нового материала;

4) изложение новой темы;

5) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов — обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний;

6) задавание урока на дом.

Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничи­вается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся.

Большое значение имеет применение на этих уроках приемов активизации позна­вательной деятельности учащихся:

умение учителя придавать изложению нового материала про­блемный характер,

насыщение лекции яркими фактами и примерами,

включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров, побуждение их приводить свои факты и примеры,

применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Таким образом, главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.

2. Цель - закрепление, у учащихся, практических умений, формирование у них определенных навыков, в том числе умений и навыков организации познавательной деятельности и культуры учебного труда.

Данные уроки направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления, усвоения и выработки практических умений и навыков.

Главное состоит в том, чтобы правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими упражнениями, а также организацией самостоятельной учебной работы.