ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1279
Скачиваний: 4
Семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, основная и дополнительная литература. Начинаются семинары, как правило, с краткого вступления преподавателя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия преподаватель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее.
Вопросы плана семинарского занятия должны охватывать основной материал темы, быть четкими, краткими, понятными обучающимся. Их можно формулировать как в утвердительной, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносится не более 4 — 6 вопросов.
В зависимости от способа и характера проведения выделяют несколько видов семинаров: вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые; индивидуальные и групповые; семинары-проекты, семинары по решению задач, «круглые столы», «мозговые атаки», «семинары—деловые игры», семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-диспут и др.
Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Он проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя. Предполагается подготовка к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления, которые обсуждаются, дополняются другими выступающими.
Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание, обсуждение (семинар -заслушивание).
Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения участников. Его отличия от внеучебных диспутов в том, что остается постоянным состав группы (класса), диспутом всегда руководит преподаватель и сохраняются
Педагогическое руководство преподавателя сводится к тому, что он помогает обучающимся подготовить план выступления, найти необходимую литературу для обоснования выводов и утверждений, консультирует по возникающим вопросам.
37. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке. В настоящее время в подавляющем большинстве школ распространена классно-урочная система обучения.
На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Фронтальная работа имеет наиболее широкое применение. Эта форма организации отличается тем, что учитель ведет работу со всем классом одновременно, применяя различные методические приемы (рассказ, объяснение, беседа и др.) и учащиеся выполняют единое для всех задание. Индивидуальные особенности учащихся учитывать очень трудно. Единый темп работы создает трудности в усвоении материала слабыми учениками. Важная проблема состоит в обеспечении устойчивого внимания учащихся, поддержания их интереса к изучаемому материалу. Поэтому наряду с приемами объяснительно-иллюстративного изложения целесообразно и необходимо применять проблемное изложение и частично-поисковый методы обучения.
Индивидуальная форма работы на уроке географии необходима, очень важна, но использование ее затруднено не только большой численностью учащихся, но и содержанием географии. При индивидуальной работе можно учитывать индивидуальные различия и различное отношение учащихся к учебе. По заданию учителя каждый учащийся работает самостоятельно без обмена с другими учениками. В учебном процессе используются репродуктивный и исследовательский методы. Учащиеся выполняют задания по тексту учебника, заполнение контурных карт, составление таблиц, графиков и т.п. Для организации более успешной индивидуальной работы необходимо использовать раздаточный дидактический материал. На уроках географии фронтальная и индивидуальная формы работы обычно применяются совместно в сочетании или последовательно. Так, обычно после выполнения самостоятельных или практических работ организуется их фронтальное обсуждение.
Коллективные формы работы имеют существенное социальное значение: формируют у учащихся умения сотрудничать, кооперировать свои усилия и рационально организовывать совместный труд. В коллективных формах работы организация учебной деятельности предполагает разделение труда. Контроль за выполнением работы выполняется самими учащимися.
Виды коллективной работы: -работа в парах; -в малых группах; -ролевая игра; -дискуссия.
Ролевые игры также относятся к коллективным формам работы. Отличие ролевой игры состоит в том, что при проведении их необходимо больше самостоятельности и инициативности.
Дискуссии — коллективное обсуждение, во время которого происходит борьба мнений. Обсуждаемый вопрос часто не имеет однозначного решения, поэтому возникают противоречивые мнения, и это в сильной степени развивает диалектическое мышление учащихся. Дискуссии учат приемам доказательной полемики и — что очень важно — воспитывают умение слушать собеседника и уважать чужое мнение.
38. Система средств обучения географии, их дидактические особенности и функции.
Средства обучения представляют собой многогранный учебный комплекс, функционирующую систему, подчиненную определенной структуре.
Систематическая работа со средствами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Средства обучения выполняют разные функции, направленные на стимулирование, активизацию познавательной деятельности, на развитие интереса и мышления, других качеств личности.
Основные дидактические воспитывающие и развивающие функции средств обучения:
1.Функия наглядности. Наглядность обогащает круг географических представлений учащихся, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление и познавательные способности детей, помогает более глубокому усвоению учебного материала.
2.Функция дополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических объектах и явлениях.
Средства обучения используются в качестве источника знаний. В географии основу знаний составляют:
-географические представления;
-географические понятия;
-закономерности и причинно-следственные связи.
3.Функция обеспечения операционной деятельности учащихся.
Эта функция проявляется в процессе формирования практических умений и навыков:
-съемки местности,
-ориентирования на местности,
-работы со статистическими материалами.
4.Функция управления учебно-познавательной деятельностью.
В зависимости от выбранного метода, учитель целенаправленно использует и средства, воздействуя на аналитико-синтетическую деятельность.
5.Функция управления учебно-воспитательным процессом.
Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы. Учитель ориентирует деятельность.
6.Функция воспитывающая.
7.Функция развивающая, учащиеся наблюдают, выделяют главное, анализируют.
Например, домашнее задание «Восточно-Европейская равнина» и «Западно Сибирская низменность», учащиеся устанавливают сходства и различия.
Средства обучения в процессе изучения позволяют:
-конкретизировать глубину, логику раскрытия учебного материала,
-обеспечить учебный процесс источниками знаний и средствами выполнения практических работ,
-сделать обучение более образным и ярким,
-руководить познавательной мыслительной деятельностью,
-учитывать воспитывающее воздействие обучения на формирование личности школьника.
39. Учебник как комплексное средство обучения географии.
Учебник - комплексное средство обучения и воспитания учащихся. В нем раскрываются определенная система и объем географических знаний, отражающих требования программы. В учебно-воспитательном процессе по географии учебник используется на разных этапах обучения.
Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебником, усваивать содержащийся в нем материал. Доступный и хорошо воспринимаемый учащимися учебник способствует также формированию у них устойчивого интереса к предмету.
Важнейшее требование к школьным учебникам - обеспечение полного соответствия программе по объему материала, уровню раскрытия, сложности, по развитию умений и навыков школьников.
Достоинством действующих учебников географии является наличие большого иллюстративного материала, отобранного и увязанного с текстом. Наличие в учебниках географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и прочное усвоение учебного материала. В то же время пользование этим компонентом учебника способствует формированию важных общеучебных умений - работать с текстом и дополнительной литературой.
В современных учебниках географии усилено внимание к управлению познавательной деятельностью школьников: помещены инструкции «Как пользоваться учебником», даны приемы учебной работы.
Учебник содержит: Учебный текст, Внетекстовые материалы, Теория, Описания, Пояснения, Объяснения, Словарь терминов, Методология, Примечания, Иллюстрации, Вопросы и задания, Карты, Схемы, Таблицы, Оглавление.
40. Наглядные пособия в преподавании географии и методика работы с ними.
Наглядные пособия – это плоскостные объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном препарированном виде.
Виды наглядных средств обучения, их краткая характеристика:
-
учебные картины (обобщённое воспроизведение реальных объектов, подчёркивающие главные, существенные признаки объектов и явлений) – прилив, сельскохозяйственные предприятия, О.Ю. Шмидт. Виды: сюжетные, видовые, социально-экономические, природные.
-
таблицы (средство обучения, обладающего степенью условности изображаемых объектов и явлений) – основные типы почв, производственные связи автозавода, животный мир материков.
-
иллюстративные изображения - изображения объектов, явлений и процессов природы, социально-экономической географии. Виды: живописные, живописно-схематические, схематические – в зависимости от изобразительного решения, картографические, графические, схематические, графические-статистические, смешанные.
-
доска как средство обучения. На доске учитель представляет педагогический рисунок. Он может быть в виде таблицы, схемы (иллюстративная запись рассуждения в краткой форме), графика (изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости), диаграммы, опорной схемы к конспекту, понятийный аппарат, стадии процессовых явлений, планы городов, строение объекта и т.д.
-
раздаточный и демонстрационный материал (материал, предназначенный для восприятия объектов, явлений, процессов в природе, в социально-экономической географии индивидуально и фронтально) – обитатели морских глубин, виды облаков.
-
динамические плоскостные пособия (пособие, изготовленное для поэтапного восприятия процессовых явлений физической и экономической географии) – круговорот воды в природе, энергопроизводственные циклы.
-
рисунки-разрезы и блок-диаграммы (изображение участков территории, передающие схематический внешний вид; объединяют разрезы с перспективными рисунками) – строение платформенного блока земной коры.
-
коллекция промышленного сырья – виды тканей.
-
натуральные объекты природы – листья деревьев, плоды и т.д.
-
объёмные средства обучения (трёхмерное изображение объектов природы): глобусы, модели (формы и типы рельефа), макеты,(вулкан), муляжи (холм).
-
приборы – оборудование, предназначенное для воспроизведения и анализа географических явлений и объектов (эклиметр, барометр, курвиметр, теллурий). Виды: для измерительных работ, для определения количественных и качественных характеристик, для картометрических работ, для воспроизведения осевого и годового движения Земли.
-
самодельные наглядные пособия – пособия, изготовленные руками учеников, родителей, учителей и т.п. – коллекции, объёмные средства обучения, раздаточный и демонстрационный материал и т.д.