Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1619

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

идет

 

не

 

только

 

монолог

но

 

и

 

диалог

возможна

 

постановка

 

проблемных

 

вопросов

 

и

 

заданий

 

по

 

используемым

 

средствам

 

обучения

т

е

организация

 

активной

 

познавательной

 

деятельности

 

школьников

.

 

При

 

устных

 

методах

 

обучения

 

учитель

 

объявляет

 

тему

 

и

 

записывает

 

ее

 

на

 

классной

 

доске

учащиеся

 — 

в

 

школьных

 

тетрадях

 

по

 

географии

На

 

классной

 

доске

 

записываются

 

также

 

план

 

изложения

 

материала

 

и

 

план

 

рассмотрения

 

некоторых

 

вопросов

дополнительные

 

данные

 

(

цифры

статистические

 

данные

многие

 

названия

 

и

 

термины

).

 

Перед

 

изложением

 

учитель

 

делит

 

учебный

 

материал

 

на

 

смысловые

 

части

При

 

изучении

 

каждой

 

смысловой

 

части

 

желательно

 

давать

 

знания

 

не

 

только

 

в

 

готовом

 

виде

но

 

и

 

органи

-

зовывать

 

познавательную

 

деятельность

 

школьников

 

по

 

работе

 

с

 

различными

 

источниками

 

географической

 

информации

При

 

изложении

 

смысловых

 

частей

 

особое

 

внимание

 

уделяется

 

главному

 

учебному

 

материалу

наиболее

 

сложному

Активизации

 

школьников

 

при

 

изложении

 

служит

 

использование

 

краеведческого

 

материала

жизненного

 

опыта

 

учащихся

их

 

подготовки

При

 

изложении

 

учебного

 

материала

 

выявляются

 

связи

 

изучаемого

 

с

 

реальной

 

жизнью

с

 

текущими

 

событиями

.

 

К

 

устным

 

средствам

 

обучения

 

относится

 

беседа

 

— 

вопросно

-

ответная

 

форма

 

обучения

При

 

беседе

 

ставятся

 

вопросы

 

и

 

даются

 

ответы

.

 

В

 

зависимости

 

от

 

дидактических

 

целей

 

различают

 

катехизическую

 

и

 

эвристическую

 

беседу

Катехизическая

 

беседа

 — 

это

 

репродуктивная

воспроизводящая

 

беседа

Она

 

направле

-

на

 

на

 

выявление

 

ранее

 

полученных

 

знаний

.

 

Эвристическая

 

беседа

 

— 

это

 

познавательная

 

беседа

При

 

такой

 

беседе

 

учащиеся

 

получают

 

новые

 

знания

являясь

 

первооткрывателями

 

давно

 

известных

 

знаний

В

 

зависимости

 

от

 

места

 

и

 

роли

 

в

 

изучении

 

учебного

 

материала

 

различают

 

вступительную

разъяснительную

 

и

 

заключительную

 

беседу

.

 

Вступительная

или

 

вводная

беседа

 

проводится

 

перед

 

изучением

 

новой

 

темы

Ее

 

цель

 

— 

подготовить

 

учащихся

 

к

 

восприятию

 

нового

 

материала

выявить

 

опорные

 

знания

а

 

также

 

то

что

 

учащиеся

 

знают

 

по

 

новой

 

теме

.

 

При

 

разъяснительной

или

 

излагающей

беседе

 

учащиеся

 

получают

 

новые

 

знания

По

 

вопросам

 

и

 

заданиям

 

учителя

 

они

 

работают

 

с

 

картами

текстом

иллюстрациями

атласом

таблицами

 

и

 

другим

 

материалом

 

по

 

определенной

 

теме

Задача

 

учителя

 — 

разработать

 

систему

 

вопросов

 

и

 

заданий

При

 

проведении

 

беседы

 

не

 

следует

 

отвлекаться

 

от

 

ее

 

темы

помня

 

о

 

цели

 

беседы

Вопросы

 

должны

 

быть

 

в

 

такой

 

последовательности

чтобы

 

учащиеся

 

выявили

 

особенности

 

объектов

характерные

 

черты

закономерности

 

пространственного

 

размещения

особенности

 

географического

 

положения

рельефа

климата

развития

 

гидросети

 

и

 

т

д

.

 

Заключительная

или

 

обобщающая

беседа

 

проводится

 

после

 

изучения

 

новой

 

темы

Формулируются

 

главные

 

выводы

основные

 

положения

 

по

 

изученному

 

учебному

 

материалу

.

 

Беседа

 

наиболее

 

активно

 

протекает

 

в

 

младших

 

и

 

средних

 

классах

Нередко

 

бывает

что

 

учащиеся

 

не

 

осмысливают

 

до

 

конца

 

вопроса

при

 

этом

 

поднимая

 

руку

Нужно

 

обращать

 

внимание

 

школьников

чтобы

 

они

 

формулировали

 

ответ

 

в

 

сознании

.

 

Во

 

время

 

изложения

 

материала

беседы

 

применяется

 

учителем

 

чтение

 

вслух

Оно

 

целесообразно

 

в

 

том

 

случае

когда

 

необходимо

 

познакомить

 

с

 

ярким

 

и

 

образным

 

описанием

 

географических

 

объектов

 

в

 

художественном

 

произведении

других

 

изданиях

Это

 

делается

 

тогда

когда

 

учитель

 

хочет

 

дать

 

более

 

яркое

 

словесное

 

описание

 

географического

 

объекта

.

 

Чтение

 

вслух

 

отрывков

 

расширяет

 

географический

 

кругозор

развивает

 

воображение

обогащает

 

речь

 

новыми

 

словами

повышает

 

интерес

 

к

 

географии

способствует

 

запоминанию

 

нового

 

материала

.

 

Отрывок

 

для

 

чтения

 

подбирается

 

в

 

соответствии

 

с

 

темой

 

урока

Его

 

чтение

 

не

 

должно

 

занимать

 

много

 

времени

 (4—5 

мин

), 

длительное

 

чтение

 

снижает

 

внимание

утомляет

 

учащихся

Отрывок

 

заблаговременно

 

подготавливается

 

учителем

.

 

Отрывки

 

для

 

чтения

 

по

 

темам

 

школьной

 

географии

 

берутся

 

из

 

специальных

 

книг

 

для

 

чтения

 

по

 

географии

  — 

географических

 

хрестоматий

Составители

 

хрестоматий

 

подбирают

 

отрывки

 

по

 

темам

 

школьной

 

географии

 

из

 

художественных

 

произведений

путевых

 

очерков

дневников

 

путешественников

научно

-

популярной

фантастической

 

литературы

Географи

-

ческих

 

хрестоматий

 

издано

 

много

 

по

 

всем

 

курсам

 

и

 

темам

Полезно

 

использовать

 

публикации

 

из

 

газет

журналов

что

 

содействует

 

связи

 

изучаемого

 

с

 

жизнью

вызывает

 

интерес

 

к

 

теме

 

школьной

 

географии

.

 

Отрывки

 

для

 

чтения

 

нужно

 

накапливать

 

самому

 

учителю

подбирать

 

их

 

из

 

книг

газет

журналов

делать

 

выписки

вырезки

 

и

 

распределять

 

по

 

соответствующим

 

темам

.

 


background image

Отрывки

 

не

 

должны

 

быть

 

велики

 

по

 

своим

 

размерам

но

 

интересны

 

и

 

полезны

Готовя

 

отрывок

 

для

 

чтения

 

в

 

классе

учитель

 

его

 

заранее

 

обрабатывает

отмечает

 

места

на

 

которые

 

надо

 

обратить

 

особое

 

внимание

сокращает

 

отрывок

убирает

 

ненужные

 

слова

обороты

При

 

чтении

 

даются

 

краткие

 

пояснения

 

новых

 

слов

могут

 

быть

 

показаны

 

соответствующие

 

иллюст

-

рации

Полезно

 

перед

 

чтением

 

ставить

 

вопросы

и

 

после

 

чтения

 

давать

 

на

 

них

 

ответы

.

 

В

 

старших

 

классах

 

рекомендуется

 

дословное

 

цитирование

 

отрывков

 

из

 

законов

 

по

 

охране

 

природы

 

и

 

других

 

государственных

 

документов

Это

 

нужно

чтобы

 

подчеркнуть

 

важность

 

какого

-

либо

 

вопроса

 

или

 

подтвердить

 

документально

 

изложенные

 

положения

.

 

В

 

последние

 

годы

 

некоторые

 

учителя

 

используют

 

звукозаписи

 

отрывков

 

из

 

художественных

 

произведений

Прослушивание

 

записей

 

вызывает

 

интерес

 

у

 

школьников

.

 

Живое

 

слово

 

учителя

 

звучит

 

в

 

виде

 

обращения

или

 

комментирования

Это

 

краткая

 

речь

 

учителя

Комментируется

 

выставленная

 

оценка

показ

 

объектов

 

на

 

карте

домашнее

 

задание

учебная

 

картина

кинофильм

Комментируют

 

и

 

учащиеся

 

при

 

работе

 

с

 

различными

 

источниками

 

информации

.

 

К

 

речи

 

учителя

 

и

 

учащихся

 

предъявляются

 

следующие

 

требования

.

 

1. 

Простота

ясность

 

и

 

доступность

 

речи

Задача

 

учителя

  — 

сделать

 

сложное

непонятное

 

простым

 

и

 

доступным

излагать

 

новый

 

учебный

 

материал

 

понятным

 

языком

не

 

злоупотреблять

 

научной

 

терминологией

постепенно

 

вводить

 

новые

 

слова

термины

пояснять

 

их

 

смысл

Простота

 

и

 

ясность

 

речи

 

не

 

означает

 

ее

 

бедность

Речь

 

учителя

 

должна

 

быть

 

богата

 

по

 

словарному

 

составу

Бедная

 

речь

 

утомляет

 

учащихся

снижает

 

интерес

 

к

 

предмету

Учитель

 

непрерывно

 

обогащает

 

речь

 

учеников

На

 

каждом

 

уроке

 

ведется

 

словарная

 

работа

.  

2. 

Точность

 

речи

Каждое

 

новое

 

предложение

 

должно

 

иметь

 

определенный

 

смысл

давать

 

что

-

то

 

новое

оставлять

 

след

 

в

 

сознании

 

школьников

Правильная

 

и

 

точная

 

речь

 

дает

 

возможность

 

сразу

 

же

 

выразить

 

главное

 

и

 

основное

При

 

плохом

 

объяснении

 

учитель

 

часто

 

начинает

 

издалека

говорит

 

много

 

несущественного

основную

 

мысль

 

ученики

 

теряют

Точности

 

речи

 

способствует

 

употребление

 

пословиц

поговорок

.

 

3.  

Чистота

 

и

 

образность

 

речи

Речь

 

учителя

 

должна

 

быть

 

литературной

учитель

 

должен

 

строго

 

соблюдать

 

нормы

 

литературной

 

речи

избегать

 

неудачно

 

построенных

 

предложений

оборотов

слов

-

паразитов

Особое

 

внимание

 

обращается

 

на

 

произношение

 

географических

 

названий

Новые

 

географические

 

названия

 

не

 

только

 

четко

 

произносятся

но

 

и

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

записываются

 

на

 

доске

Речь

 

должна

 

быть

 

образной

Этой

 

цели

 

служат

 

яркие

 

эпитеты

сравнения

.

 

4. 

Выразительность

 

речи

Любое

 

слово

предложение

 

должно

 

доходить

 

до

 

учащегося

 

в

 

чистом

 

виде

не

 

требовать

 

догадок

Речь

 

не

 

должна

 

быть

 

однообразной

неразборчивой

ибо

 

такая

 

речь

 

утомляет

 

школьника

Нужно

 

правильно

 

пользоваться

 

интонацией

 

и

 

темпом

 

речи

голосом

которые

 

должны

 

соответствовать

 

содержанию

 

излагаемого

 

материала

Иная

 

инто

-

нация

 

и

 

темп

 

речи

 

бывают

 

при

 

изложении

 

колониального

 

прошлого

 

Африки

 

и

 

работорговли

должно

 

быть

 

возмущение

осуждение

 

в

 

речи

Одна

 

интонация

темп

 

речи

 

будут

 

при

 

описании

 

горной

 

реки

другая

  — 

при

 

характеристике

 

равнинной

 

реки

Нужно

 

правильно

 

пользоваться

 

логическими

 

паузами

 

и

 

ударениями

Логическая

 

пауза

  — 

кратковременная

 

задержка

 

речи

Обычно

 

она

 

делается

 

перед

 

изложением

 

наиболее

 

существенного

 

материала

чтобы

 

привлечь

 

внимание

 

учеников

При

 

логических

 

ударениях

 

учитель

 

голосом

 

подчеркивает

 

наиболее

 

важные

 

моменты

 

в

 

теме

.

 

Учитель

 

обязан

 

непрерывно

 

работать

 

над

 

своей

 

речью

 

и

 

не

 

обижаться

 

на

 

исправления

Он

 

должен

 

постоянно

 

следить

 

за

 

устной

 

и

 

письменной

 

речью

 

школьников

тактично

 

исправлять

 

ошибки

В

 

школе

 

есть

 

единый

 

орфографический

 

режим

который

 

соблюдается

 

всеми

 

учителями

.

 

5.2. 

Работа

 

с

 

картографическими

 

пособиями

 

Карта

 

— 

начала

 

географии

ее

 

второй

 

язык

экономное

 

выражение

 

географического

 

текста

один

 

из

 

главных

 

источников

 

географической

 

информации

объект

 

изучения

 

в

 

школе

наглядное

 

пособие

 

по

 

географии

Ни

 

учебная

 

география

ни

 

научная

 

мыслятся

 

без

 

географической

 

карты

Поэтому

 

карта

 

должна

 

быть

 

на

 

каждом

 

уроке

во

 

всех

 

структурных

 

звеньях

 

процесса

 

обучения

Задача

 

учителя

  — 

научить

 

учащихся

 

пользоваться

 

этим

 

источником

активно

 

его

 

использовать

Лишь

 

с

 

помощью

 

карты

 

можно

 

обозревать

 

земную

 

поверхность

 

в

 

целом

любую

 

территорию

 

или

 

регион

можно

 

выявлять

 

связи

 

и

 

зависимости

 

между

 

объектами

определять

 

местоположение

 

объектов

их

 

соотношение

 

с

 

другими

форму

величину

 

объектов

устанавливать

 

закономерности

 

пространственного

 

распределения

 

явления

динамику

 

и

 

развитие

 

явлений

давать

 

характеристику

 

любых

 

объектов

 

и

 

территорий

Научить

 


background image

все

 

это

 

делать

 

обязан

 

учитель

 

географии

Историк

 

также

 

использует

 

карту

но

 

карта

 

у

 

него

 

служит

 

в

 

основном

 

иллюстрацией

 

к

 

рассказу

.

 

Основные

 

цели

 

и

 

задачи

 

изучения

 

географической

 

карты

научить

 

понимать

читать

 

и

 

знать

 

карту

.

 

Учащиеся

 

должны

 

четко

 

усвоить

что

 

карта

  — 

условное

обобщенное

уменьшенное

искаженное

 

изображение

 

поверхности

 

Земли

 

на

 

плоскости

условная

 

модель

 

земной

 

поверх

-

ности

объектов

 

на

 

ней

Понимать

 

карту

  — 

это

 

знать

что

 

такое

 

карта

как

 

изображаются

 

объекты

  (

условные

 

знаки

легенда

), 

как

 

происходит

 

уменьшение

 

при

 

изображении

что

 

такое

 

масштаб

чем

 

отличается

 

изображение

 

земной

 

поверхности

 

на

 

плоскости

 

от

 

изображения

 

на

 

глобусе

что

 

такое

 

градусная

 

сетка

географические

 

координаты

какие

 

бывают

 

карты

 

в

 

зависимости

 

от

 

масштаба

охвата

 

территории

содержания

Научить

 

понимать

 

карту

  — 

дать

 

школьникам

 

систему

 

картографических

 

знаний

чтобы

 

учащиеся

 

сознательно

 

пользовались

 

картой

.

 

Понимание

 

карты

 

необходимо

 

для

 

ее

 

чтения

Читать

 

карту

  — 

это

 

уметь

 

определять

 

направления

 

расстояния

 

и

 

географические

 

координаты

 

по

 

карте

давать

 

характеристику

 

объек

-

тов

явлений

регионов

стран

 

по

 

карте

Различают

 

простое

  (

элементарное

и

 

сложное

 

чтение

 

карты

.

 

При

 

простом

 

чтении

 

считывается

 

информация

непосредственно

 

изображенная

 

на

 

карте

.

 

Сложное

 

чтение

  — 

выявление

 

связей

зависимостей

 

между

 

объектами

 

и

 

явлениями

часть

 

из

 

которых

 

непосредственно

 

не

 

изображена

 

на

 

карте

развернутое

 

описание

 

природных

 

районов

 

и

 

отдельных

 

стран

сравнительная

 

характеристика

 

географических

 

объектов

 

и

 

территорий

Научить

 

читать

 

карту

 

возможно

 

при

 

условии

 

систематической

 

работы

 

школьников

 

с

 

картами

Золотое

 

правило

учителю

 

не

 

следует

 

сообщать

 

то

что

 

учащиеся

 

могут

 

вычитать

 

узнать

 

из

 

карты

 

по

 

его

 

заданиям

.

 

Знать

 

карту

  — 

знать

 

расположение

 

объектов

 

на

 

карте

уметь

 

быстро

 

их

 

находить

 

и

 

правильно

 

показывать

уметь

 

представлять

 

взаиморасположение

 

объектов

 

на

 

карте

 

по

 

памяти

Знание

 

карты

 

должно

 

проверяться

 

на

 

каждом

 

уроке

только

 

тогда

 

ученики

 

усвоят

 

карту

.

 

Карты

 

классифицируются

 

по

 

различным

 

признакам

В

 

зависимости

 

от

 

масштаба

 

различают

 

мелкомасштабные

  (

обзорные

), 

среднемасштабные

  (

обзорно

-

топографические

), 

крупномасштабные

  (

топографические

карты

В

 

обучении

 

используются

 

в

 

основном

 

мелкомасштабные

 

карты

в

 

них

 

масштаб

 

соблюдается

 

лишь

 

в

 

определенных

 

местах

.

 

По

 

охвату

 

территории

 

различают

 

карты

 

полушарий

 

и

 

мира

карты

 

материков

 

и

 

океанов

карты

 

отдельных

 

частей

 

материков

 (

регионов

стран

). 

Чем

 

крупнее

 

охват

 

территории

тем

 

мель

-

че

 

масштаб

тем

 

больше

 

обобщение

.

 

По

 

содержанию

 

карты

 

разделяются

 

на

 

общегеографические

 

и

 

тематические

Легенду

 

общегеографических

 

карт

 

учащиеся

 

должны

 

знать

легендами

 

тематических

 

карт

 

уметь

 

пользоваться

.

 

Вначале

 

изучают

 

общегеографические

 

карты

позже

 

переходят

 

к

 

тематическим

.

 

По

 

способу

 

изображения

 

объектов

 

выделяются

 

следующие

 

тематические

 

карты

.

 

1. 

Карты

 

цветового

 

фона

  (

карты

 

растительности

почв

природных

 

зон

 

и

 

др

.). 

Показывают

 

качественные

 

различия

 

объектов

 

на

 

определенной

 

территории

Наиболее

 

часто

 

используются

 

в

 

школьной

 

географии

Вопросы

 

по

 

этим

 

картам

 

направлены

 

в

 

основном

 

на

 

выявление

 

положения

 

и

 

границ

 

выделенных

 

частей

.

 

2. 

Карты

 

ареалов

На

 

них

 

указаны

 

области

 

распространения

 

отдельных

 

видов

 

животных

растений

сельскохозяйственных

 

культур

 

и

 

т

д

По

 

эти

 

картам

 

определяются

 

грани

-

цы

 

ареалов

.

 

3. 

Карты

 

изолиний

  (

карты

 

изотерм

 

и

 

др

.). 

На

 

них

 

линиями

 

определяются

 

места

одинаковые

 

в

 

отношении

 

количественной

 

выраженности

 

явления

по

 

ним

 

выявляются

 

особенности

 

хода

 

изолиний

.

 

4. 

Карты

 

линий

 

движения

  (

карты

 

грузопотоков

направлений

 

ветров

 

и

 

др

.).  5.  

Значковые

 

карты

  (

карты

 

месторождений

 

полезных

 

ископаемых

размещения

 

промышленных

 

центров

 

стран

 

и

 

регионов

 

и

 

др

.). 

На

 

них

 

фигурками

 

разного

 

вида

 

и

 

размера

 

изображаются

 

локализованное

 

по

 

пунктам

 

размещение

 

объектов

По

 

этим

 

картам

 

с

 

помощью

 

вопросов

 

учителя

 

выявляется

 

наиболее

 

крупное

 

скопление

 

объектов

и

 

устанавливаются

 

особенности

 

отдельных

 

регионов

.

 

6. 

Картодиаграммы

Показывают

 

соотношение

 

частей

 

целого

 

на

 

определенной

 

территории

Характер

 

вопросов

 

по

 

таким

 

картам

 

аналогичен

 

вопросам

 

по

 

значковым

 

картам

но

 

в

 

большей

 

мере

 

направлен

 

на

 

выделение

 

размеров

.

 


background image

7. 

Картограммы

 (

карты

 

плотности

 

населения

распределения

 

осадков

 

и

 

др

.) — 

отражают

 

различия

 

в

 

степени

 

выраженности

 

явлений

 

цветом

 

или

 

штриховкой

По

 

таким

 

картам

 

ставятся

 

вопросы

 

на

 

выделение

 

регионов

 

с

 

максимальной

 

и

 

минимальной

 

выраженностью

 

явления

 

и

 

закономерности

 

в

 

его

 

географическом

 

распространении

.

 

8. 

Картосхемы

.

 

По

 

назначению

 

различают

 

карты

 

научно

-

справочные

учебные

туристические

 

и

 

др

.

 

Для

 

целей

 

обучения

 

наиболее

 

важна

 

классификация

 

карт

 

по

 

их

 

месту

 

и

 

назначению

 

в

 

учебном

 

процессе

Учебные

 

карты

 

делятся

 

на

 

стенные

 

и

 

настольные

контурные

немые

 

и

 

полу

-

немые

рельефные

 

и

 

топографические

.

 

Стенные

 

карты

 

— 

основной

 

вид

 

учебных

 

карт

Это

 

обзорные

 

карты

 

с

 

высокой

 

степенью

 

обобщения

 

и

 

генерализации

с

 

крупными

 

шрифтами

яркими

 

красками

Рассматриваются

 

на

 

значительном

 

расстоянии

Должны

 

читаться

 

с

 

последних

 

столов

 

в

 

классе

Они

 

не

 

перегружены

 

содержанием

Береговые

 

линии

линии

 

рек

 

и

 

другие

 

линии

 

утолщены

Их

 

содержание

 

соответствует

 

отдельным

 

темам

 

и

 

курсам

 

школьной

 

географии

Чем

 

старше

 

школьники

тем

 

значительнее

 

их

 

подготовка

тем

 

сложнее

 

содержание

 

карт

но

 

оно

 

не

 

должно

 

выходить

 

за

 

рамки

 

программы

.

 

Стенная

 

карта

 

используется

 

на

 

каждом

 

уроке

на

 

различных

 

его

 

этапах

Место

 

ученика

 

при

 

ответе

место

 

учителя

 

при

 

объяснении

  — 

у

 

карты

Карта

 

должна

 

занимать

 

центральное

 

место

 

в

 

классе

но

 

не

 

должна

 

закрывать

 

доску

Ответ

объяснение

 

сопровождаются

 

показом

 

объектов

 

на

 

карте

При

 

показе

 

нельзя

 

заслонять

 

собой

 

карту

нужно

 

стоять

 

со

 

стороны

чтобы

 

она

 

хорошо

 

освещалась

Показ

 

объектов

 

должен

 

быть

 

правильным

четким

Недопустим

 

небрежный

 

показ

Каждую

 

новую

 

стенную

 

учебную

 

карту

 

учитель

 

представляет

 

школьникам

раскрывает

 

назначение

содержание

 

карты

 

знакомит

 

с

 

ее

 

легендой

учит

 

ею

 

пользоваться

Указывается

к

 

каким

 

видам

 

карт

 

она

 

относится

 

по

 

масштабу

охвату

 

территории

 

и

 

содержанию

Это

 

могут

 

делать

 

учащиеся

 

по

 

вопросам

 

учителя

.

 

Учитель

 

обязан

 

следить

 

за

 

каталогом

 

издающихся

 

учебных

 

карт

 

и

 

непрерывно

 

пополнять

 

географический

 

кабинет

 

новыми

 

картографическими

 

изданиями

Нужно

 

обращать

 

внимание

 

на

 

эстетический

 

вид

 

карт

аккуратно

 

их

 

вешать

.

 

В

 

зависимости

 

от

 

темы

 

и

 

цели

 

урока

 

может

 

быть

 

несколько

 

карт

Общегеографические

 

карты

 

дополняются

 

тематическими

  (

при

 

изучении

 

природных

 

зон

например

используется

 

карта

 

природных

 

зон

физическая

 

карта

 

материка

климатическая

 

карта

карта

 

растительности

зоогеографическая

 

карта

). 

Но

 

не

 

нужно

 

делать

 

декораций

 

из

 

карт

Во

 

всем

 

должна

 

быть

 

мера

.

 

В

 

большинстве

 

случаев

 

учащиеся

 

видят

 

карту

 

лишь

 

на

 

уроке

Это

 

отрицательное

 

явление

Нужно

 

вывешивать

 

несколько

 

карт

 

для

 

постоянного

 

обозрения

В

 

этом

 

случае

 

учащиеся

 

могут

 

проверить

 

свои

 

знания

 

по

 

карте

.

 

Есть

 

особый

 

вид

 

стенной

 

карты

  — 

дежурная

 

карта

Это

 

обычная

 

физическая

 

или

 

политическая

 

карта

на

 

которой

 

учащиеся

 

в

 

порядке

 

очередности

 

или

 

члены

 

географического

 

кружка

 

помещают

 

текущую

 

информацию

 

за

 

месяц

 

или

 

более

 

длительный

 

срок

Учитель

 

дает

 

поручение

ученики

 

делают

 

выписки

 

из

 

периодических

 

изданий

берут

 

информацию

 

из

 

радио

 

и

 

телевидения

обрабатывают

 

ее

 

и

 

помещают

 

за

 

рамками

 

карты

От

 

выписок

 

с

 

помощью

 

нитей

 

указываются

 

на

 

карте

 

места

 

происходящих

 

событий

Содержание

 

такой

 

карты

 

должно

 

систематически

 

обновляться

Выписки

 

делаются

 

крупными

 

буквами

Оживлять

 

дежурную

 

карту

 

можно

 

иллюстративным

 

материалом

В

 

некоторых

 

школах

 

имеются

 

электрофицирован

-

ные

 

дежурные

 

карты

За

 

ее

 

пределами

 

помещается

 

номенклатура

которая

 

связана

 

с

 

объектами

 

на

 

карте

 

электропроводом

 

и

 

лампочкой

.

 

Самый

 

основной

 

и

 

главный

 

вид

 

настольных

 

картографических

 

пособий

  — 

учебные

 

атласы

Они

 

издаются

 

по

 

отдельным

 

курсам

 

школьной

 

географии

 

и

 

целиком

 

охватывают

 

их

 

содержание

На

 

уроке

 

учащиеся

 

видят

 

стенную

 

карту

дома

 

заменяют

 

ее

 

картами

 

учебного

 

атласа

Вся

 

работа

которая

 

ведется

 

со

 

стенными

 

картами

сопровождается

 

синхронной

 

работой

 

с

 

соответствующими

 

картами

 

атласа

По

 

атласам

 

учащиеся

 

выполняют

 

различные

 

самостоятельные

 

работы

индивидуальные

 

задания

.

 

К

 

настольным

 

картам

 

относятся

 

также

 

карты

-

вклейки

карты

-

вкладки

текстовые

 

карты

 

и

 

картосхемы

Карты

-

вкладки

 

в

 

определенной

 

мере

 

заменяют

 

учебный

 

атлас

 

и

 

используются

 

при

 

изучении

 

нескольких

 

тем

Несколько

 

уже

 

по

 

содержанию

 

карты

-

вклейки

однако

и

 

они

 

используются

 

на

 

нескольких

 

уроках

Текстовые

 

карты

 

посвящаются

 

частным

 

вопросам

лишь

 

определенной

 

узкой

 

теме

используются

 

при

 

изучении

 

той

 

темы

которую

 

они

 

иллюстрируют

 

или

 

дополняют

Аналогичных

 

стенных

 

карт

 

и

 

карт

 

в

 

учебном

 

атласе

 

нет

Анализ

 


background image

этих

 

карт

 

обязателен

что

 

дает

 

возможность

 

более

 

глубоко

 

осмыслить

 

учебный

 

материал

 

параграфа

.

 

На

 

контурных

 

картах

 

имеются

 

лишь

 

контуры

 

географических

 

объектов

линии

 

рек

границы

 

стран

пунсоны

 

некоторых

 

городов

надписей

 

нет

Они

 

издаются

 

комплектами

 

по

 

от

-

дельным

 

курсам

 

школьной

 

географии

 

и

 

охватывают

 

их

 

содержание

Обычно

 

на

 

контурных

 

картах

 

комплекта

 

имеется

 

система

 

вопросов

 

и

 

заданий

 

по

 

работе

которые

 

усложняют

 

по

 

мере

 

обучения

Много

 

времени

 

уделяется

 

организационным

 

вопросам

 

по

 

работе

 

с

 

контурными

 

картами

 

при

 

изучении

 

начального

 

курса

 

географии

Следует

 

познакомить

 

школьников

 

с

 

правилами

 

работы

научить

 

определять

 

местоположение

 

нужных

 

объектов

для

 

чего

 

используется

 

картографическая

 

сетка

Условные

 

обозначения

 

должны

 

быть

 

аналогичны

 

общепринятым

 

или

 

несколько

 

изменены

Горы

 

показываются

 

прерывистой

 

коричневой

 

линией

 

в

 

направлении

 

их

 

простирания

низменности

возвышенности

плоскогорья

  — 

замкнутой

 

линией

действующие

 

вулканы

 

обозначаются

 

звездочкой

 

и

 

т

д

Обращается

 

внимание

 

на

 

расположение

 

географических

 

названий

Здесь

 

ориентир

  — 

обычная

 

географическая

 

карта

Реки

 

подписываются

 

по

 

течению

  (

в

 

верхнем

среднем

 

и

 

нижнем

 

течении

), 

горы

  — 

по

 

простиранию

города

 — 

от

 

пунсона

 

параллельно

 

параллелям

крупные

 

площадные

 

объекты

 — 

в

 

их

 

контуре

 

и

 

т

п

Подписи

 

желательно

 

делать

 

простым

 

карандашом

На

 

месте

 

ошибки

 

учитель

 

ставит

 

вопросительный

 

знак

Названия

 

подписываются

 

шрифтом

.

 

Работа

 

с

 

контурными

 

картами

 

должна

 

усложняться

 

от

 

класса

 

к

 

классу

Нахождение

обозначение

 

и

 

подписывание

 

объектов

  — 

основной

 

вид

 

работы

 

в

  6—9-

х

 

классах

В

 

последующих

 

классах

 

работа

 

должна

 

быть

 

творческой

Даются

 

творческие

 

задания

на

 

основе

 

контурной

 

карты

 

составить

 

новую

 

картосхему

картодиаграмму

используя

 

учебник

 

и

 

дополнительные

 

источники

 

информации

Собранные

 

данные

 

обрабатываются

объединяются

 

в

 

группы

 

и

 

типы

наносятся

 

на

 

контурную

 

карту

 

в

 

соответствии

 

с

 

составленной

 

легендой

.

 

Контурные

 

карты

 

используются

 

с

 

различной

 

дидактической

 

целью

при

 

проверке

 

знаний

изучении

 

нового

 

материала

его

 

закреплении

обобщении

 

и

 

систематизации

По

 

ним

 

проводятся

 

картографические

 

диктанты

.

 

Работа

 

с

 

контурными

 

картами

 

в

 

основном

 

должна

 

вестись

 

на

 

уроке

Дома

 

предлагается

 

закончить

 

или

 

выполнить

 

аналогичную

 

классной

 

работу

.

 

Работы

 

по

 

контурным

 

картам

 

регулярно

 

проверяются

 

учителем

исправляются

 

ошибки

неточности

оценки

 

проставляются

 

в

 

журнал

 

и

 

дневники

.

 

Полезно

 

иметь

 

контурную

 

карту

 

на

 

классной

 

доске

При

 

ее

 

наличии

 

изложение

 

нового

 

материала

 

учителем

 

сопровождается

 

нанесением

 

объектов

 

на

 

контурную

 

карту

 

на

 

доске

Чаще

 

в

 

практике

 

обучения

 

используются

 

трафареты

  —- 

контуры

 

материков

стран

Можно

 

на

 

этом

 

контуре

 

сделать

 

отверстия

Контур

 

вычерчивается

 

на

 

доске

 

и

 

на

 

нем

 

отмечаются

 

объекты

 

по

 

ходу

 

изучения

Словесное

 

изображение

 

сопровождается

 

синхронным

 

моделированием

При

 

этом

 

участвуют

 

различные

 

виды

 

памяти

.

 

Работа

 

с

 

контурными

 

картами

 

содействует

 

усвоению

 

карты

ее

 

номенклатуры

.

 

В

 

зарубежной

 

школе

 

используются

 

немые

 

и

 

полунемые

 

карты

В

 

нашей

 

школе

 

такие

 

карты

 

не

 

применяются

Немая

 

карта

  — 

обычная

 

физическая

 

карта

но

 

без

 

географических

 

названий

Она

 

служит

 

целям

 

контроля

 

знания

 

карты

Ученику

 

необходимо

 

найти

 

нужный

 

объект

а

 

названия

 

нет

Обучающее

 

значение

 

этих

 

карт

 

невелико

Полунемые

 

карты

 

имеют

 

лишь

 

начальные

 

буквы

 

географических

 

названий

Служат

 

также

 

целям

 

проверки

 

знания

 

карты

.

 

На

 

рельефных

 

картах

 

весьма

 

наглядно

объемно

 

изображается

 

рельеф

соблюдается

 

соотношение

 

горизонтального

 

и

 

вертикального

 

масштабов

Особенно

 

полезны

 

рельефные

 

карты

 

при

 

изучении

 

рельефа

 

в

 

начальном

 

курсе

Обычно

 

эти

 

карты

 

небольшие

 

по

 

формату

на

 

них

 

показывается

 

в

 

основном

 

горная

 

местность

 

с

 

ее

 

элементами

  (

хребтами

долинами

верши

-

нами

перевалами

 

и

 

т

п

.).

 

На

 

практике

 

используются

 

и

 

самодельные

 

рельефные

 

карты

масштабные

 

и

 

внемасштабные

Для

 

изготовления

 

масштабных

 

карт

 

нужно

 

иметь

 

топографическую

 

основу

затем

 

принимается

 

определенный

 

вертикальный

 

масштаб

 

и

 

по

 

горизонталям

 

наклеиваются

 

слои

 

картона

При

 

изготовлении

 

внемасштабных

 

карт

 

их

 

делают

 

произвольно

 

из

 

пластилина

других

 

подручных

 

материалов

Само

 

изготовление

 

рельефной

 

карты

 

дает

 

возможность

 

детально

 

познакомиться

 

с

 

рельефом

 

территории

.

 

Имеются

 

карты

 

с

 

усиленной

 

реалистической

 

наглядностью

Это

 

иллюстрированные

 

или

 

картинные

 

карты

на

 

которых

 

в

 

перспективе

 

даны

 

изображения

 

животных

растений

людей

пароходов

самолетов

городов

 

в

 

их

 

контурах

К

 

таким

 

картам

 

относятся

 

и

 

физиографические

 

карты

где

 

даны

 

перспективные

 

рисунки

 

форм

 

рельефов

 

в

 

пределах

 

их