ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1619
Скачиваний: 18
идет
не
только
монолог
,
но
и
диалог
,
возможна
постановка
проблемных
вопросов
и
заданий
по
используемым
средствам
обучения
,
т
.
е
.
организация
активной
познавательной
деятельности
школьников
.
При
устных
методах
обучения
учитель
объявляет
тему
и
записывает
ее
на
классной
доске
,
учащиеся
—
в
школьных
тетрадях
по
географии
.
На
классной
доске
записываются
также
план
изложения
материала
и
план
рассмотрения
некоторых
вопросов
,
дополнительные
данные
(
цифры
,
статистические
данные
,
многие
названия
и
термины
).
Перед
изложением
учитель
делит
учебный
материал
на
смысловые
части
.
При
изучении
каждой
смысловой
части
желательно
давать
знания
не
только
в
готовом
виде
,
но
и
органи
-
зовывать
познавательную
деятельность
школьников
по
работе
с
различными
источниками
географической
информации
.
При
изложении
смысловых
частей
особое
внимание
уделяется
главному
учебному
материалу
,
наиболее
сложному
.
Активизации
школьников
при
изложении
служит
использование
краеведческого
материала
,
жизненного
опыта
учащихся
,
их
подготовки
.
При
изложении
учебного
материала
выявляются
связи
изучаемого
с
реальной
жизнью
,
с
текущими
событиями
.
К
устным
средствам
обучения
относится
беседа
—
вопросно
-
ответная
форма
обучения
.
При
беседе
ставятся
вопросы
и
даются
ответы
.
В
зависимости
от
дидактических
целей
различают
катехизическую
и
эвристическую
беседу
.
Катехизическая
беседа
—
это
репродуктивная
,
воспроизводящая
беседа
.
Она
направле
-
на
на
выявление
ранее
полученных
знаний
.
Эвристическая
беседа
—
это
познавательная
беседа
.
При
такой
беседе
учащиеся
получают
новые
знания
,
являясь
первооткрывателями
давно
известных
знаний
.
В
зависимости
от
места
и
роли
в
изучении
учебного
материала
различают
вступительную
,
разъяснительную
и
заключительную
беседу
.
Вступительная
,
или
вводная
,
беседа
проводится
перед
изучением
новой
темы
.
Ее
цель
—
подготовить
учащихся
к
восприятию
нового
материала
,
выявить
опорные
знания
,
а
также
то
,
что
учащиеся
знают
по
новой
теме
.
При
разъяснительной
,
или
излагающей
,
беседе
учащиеся
получают
новые
знания
.
По
вопросам
и
заданиям
учителя
они
работают
с
картами
,
текстом
,
иллюстрациями
,
атласом
,
таблицами
и
другим
материалом
по
определенной
теме
.
Задача
учителя
—
разработать
систему
вопросов
и
заданий
.
При
проведении
беседы
не
следует
отвлекаться
от
ее
темы
,
помня
о
цели
беседы
.
Вопросы
должны
быть
в
такой
последовательности
,
чтобы
учащиеся
выявили
особенности
объектов
,
характерные
черты
,
закономерности
пространственного
размещения
,
особенности
географического
положения
,
рельефа
,
климата
,
развития
гидросети
и
т
.
д
.
Заключительная
,
или
обобщающая
,
беседа
проводится
после
изучения
новой
темы
.
Формулируются
главные
выводы
,
основные
положения
по
изученному
учебному
материалу
.
Беседа
наиболее
активно
протекает
в
младших
и
средних
классах
.
Нередко
бывает
,
что
учащиеся
не
осмысливают
до
конца
вопроса
,
при
этом
поднимая
руку
.
Нужно
обращать
внимание
школьников
,
чтобы
они
формулировали
ответ
в
сознании
.
Во
время
изложения
материала
,
беседы
применяется
учителем
чтение
вслух
.
Оно
целесообразно
в
том
случае
,
когда
необходимо
познакомить
с
ярким
и
образным
описанием
географических
объектов
в
художественном
произведении
,
других
изданиях
.
Это
делается
тогда
,
когда
учитель
хочет
дать
более
яркое
словесное
описание
географического
объекта
.
Чтение
вслух
отрывков
расширяет
географический
кругозор
,
развивает
воображение
,
обогащает
речь
новыми
словами
,
повышает
интерес
к
географии
,
способствует
запоминанию
нового
материала
.
Отрывок
для
чтения
подбирается
в
соответствии
с
темой
урока
.
Его
чтение
не
должно
занимать
много
времени
(4—5
мин
),
длительное
чтение
снижает
внимание
,
утомляет
учащихся
.
Отрывок
заблаговременно
подготавливается
учителем
.
Отрывки
для
чтения
по
темам
школьной
географии
берутся
из
специальных
книг
для
чтения
по
географии
—
географических
хрестоматий
.
Составители
хрестоматий
подбирают
отрывки
по
темам
школьной
географии
из
художественных
произведений
,
путевых
очерков
,
дневников
путешественников
,
научно
-
популярной
,
фантастической
литературы
.
Географи
-
ческих
хрестоматий
издано
много
по
всем
курсам
и
темам
.
Полезно
использовать
публикации
из
газет
,
журналов
,
что
содействует
связи
изучаемого
с
жизнью
,
вызывает
интерес
к
теме
школьной
географии
.
Отрывки
для
чтения
нужно
накапливать
самому
учителю
,
подбирать
их
из
книг
,
газет
,
журналов
,
делать
выписки
,
вырезки
и
распределять
по
соответствующим
темам
.
Отрывки
не
должны
быть
велики
по
своим
размерам
,
но
интересны
и
полезны
.
Готовя
отрывок
для
чтения
в
классе
,
учитель
его
заранее
обрабатывает
,
отмечает
места
,
на
которые
надо
обратить
особое
внимание
,
сокращает
отрывок
,
убирает
ненужные
слова
,
обороты
.
При
чтении
даются
краткие
пояснения
новых
слов
,
могут
быть
показаны
соответствующие
иллюст
-
рации
.
Полезно
перед
чтением
ставить
вопросы
,
и
после
чтения
давать
на
них
ответы
.
В
старших
классах
рекомендуется
дословное
цитирование
отрывков
из
законов
по
охране
природы
и
других
государственных
документов
.
Это
нужно
,
чтобы
подчеркнуть
важность
какого
-
либо
вопроса
или
подтвердить
документально
изложенные
положения
.
В
последние
годы
некоторые
учителя
используют
звукозаписи
отрывков
из
художественных
произведений
.
Прослушивание
записей
вызывает
интерес
у
школьников
.
Живое
слово
учителя
звучит
в
виде
обращения
,
или
комментирования
.
Это
краткая
речь
учителя
.
Комментируется
выставленная
оценка
,
показ
объектов
на
карте
,
домашнее
задание
,
учебная
картина
,
кинофильм
.
Комментируют
и
учащиеся
при
работе
с
различными
источниками
информации
.
К
речи
учителя
и
учащихся
предъявляются
следующие
требования
.
1.
Простота
,
ясность
и
доступность
речи
.
Задача
учителя
—
сделать
сложное
,
непонятное
простым
и
доступным
,
излагать
новый
учебный
материал
понятным
языком
,
не
злоупотреблять
научной
терминологией
,
постепенно
вводить
новые
слова
,
термины
,
пояснять
их
смысл
.
Простота
и
ясность
речи
не
означает
ее
бедность
.
Речь
учителя
должна
быть
богата
по
словарному
составу
.
Бедная
речь
утомляет
учащихся
,
снижает
интерес
к
предмету
.
Учитель
непрерывно
обогащает
речь
учеников
.
На
каждом
уроке
ведется
словарная
работа
.
2.
Точность
речи
.
Каждое
новое
предложение
должно
иметь
определенный
смысл
,
давать
что
-
то
новое
,
оставлять
след
в
сознании
школьников
.
Правильная
и
точная
речь
дает
возможность
сразу
же
выразить
главное
и
основное
.
При
плохом
объяснении
учитель
часто
начинает
издалека
,
говорит
много
несущественного
,
основную
мысль
ученики
теряют
.
Точности
речи
способствует
употребление
пословиц
,
поговорок
.
3.
Чистота
и
образность
речи
.
Речь
учителя
должна
быть
литературной
,
учитель
должен
строго
соблюдать
нормы
литературной
речи
,
избегать
неудачно
построенных
предложений
,
оборотов
,
слов
-
паразитов
.
Особое
внимание
обращается
на
произношение
географических
названий
.
Новые
географические
названия
не
только
четко
произносятся
,
но
и
в
большинстве
случаев
записываются
на
доске
.
Речь
должна
быть
образной
.
Этой
цели
служат
яркие
эпитеты
,
сравнения
.
4.
Выразительность
речи
.
Любое
слово
,
предложение
должно
доходить
до
учащегося
в
чистом
виде
,
не
требовать
догадок
.
Речь
не
должна
быть
однообразной
,
неразборчивой
,
ибо
такая
речь
утомляет
школьника
.
Нужно
правильно
пользоваться
интонацией
и
темпом
речи
,
голосом
,
которые
должны
соответствовать
содержанию
излагаемого
материала
.
Иная
инто
-
нация
и
темп
речи
бывают
при
изложении
колониального
прошлого
Африки
и
работорговли
,
должно
быть
возмущение
,
осуждение
в
речи
.
Одна
интонация
,
темп
речи
будут
при
описании
горной
реки
,
другая
—
при
характеристике
равнинной
реки
.
Нужно
правильно
пользоваться
логическими
паузами
и
ударениями
.
Логическая
пауза
—
кратковременная
задержка
речи
.
Обычно
она
делается
перед
изложением
наиболее
существенного
материала
,
чтобы
привлечь
внимание
учеников
.
При
логических
ударениях
учитель
голосом
подчеркивает
наиболее
важные
моменты
в
теме
.
Учитель
обязан
непрерывно
работать
над
своей
речью
и
не
обижаться
на
исправления
.
Он
должен
постоянно
следить
за
устной
и
письменной
речью
школьников
,
тактично
исправлять
ошибки
.
В
школе
есть
единый
орфографический
режим
,
который
соблюдается
всеми
учителями
.
5.2.
Работа
с
картографическими
пособиями
Карта
—
начала
географии
,
ее
второй
язык
,
экономное
выражение
географического
текста
,
один
из
главных
источников
географической
информации
,
объект
изучения
в
школе
,
наглядное
пособие
по
географии
.
Ни
учебная
география
,
ни
научная
мыслятся
без
географической
карты
.
Поэтому
карта
должна
быть
на
каждом
уроке
,
во
всех
структурных
звеньях
процесса
обучения
.
Задача
учителя
—
научить
учащихся
пользоваться
этим
источником
,
активно
его
использовать
.
Лишь
с
помощью
карты
можно
обозревать
земную
поверхность
в
целом
,
любую
территорию
или
регион
,
можно
выявлять
связи
и
зависимости
между
объектами
,
определять
местоположение
объектов
,
их
соотношение
с
другими
,
форму
,
величину
объектов
,
устанавливать
закономерности
пространственного
распределения
явления
,
динамику
и
развитие
явлений
,
давать
характеристику
любых
объектов
и
территорий
.
Научить
все
это
делать
обязан
учитель
географии
.
Историк
также
использует
карту
,
но
карта
у
него
служит
в
основном
иллюстрацией
к
рассказу
.
Основные
цели
и
задачи
изучения
географической
карты
:
научить
понимать
,
читать
и
знать
карту
.
Учащиеся
должны
четко
усвоить
,
что
карта
—
условное
,
обобщенное
,
уменьшенное
,
искаженное
изображение
поверхности
Земли
на
плоскости
,
условная
модель
земной
поверх
-
ности
,
объектов
на
ней
.
Понимать
карту
—
это
знать
,
что
такое
карта
,
как
изображаются
объекты
(
условные
знаки
,
легенда
),
как
происходит
уменьшение
при
изображении
,
что
такое
масштаб
,
чем
отличается
изображение
земной
поверхности
на
плоскости
от
изображения
на
глобусе
,
что
такое
градусная
сетка
,
географические
координаты
,
какие
бывают
карты
в
зависимости
от
масштаба
,
охвата
территории
,
содержания
.
Научить
понимать
карту
—
дать
школьникам
систему
картографических
знаний
,
чтобы
учащиеся
сознательно
пользовались
картой
.
Понимание
карты
необходимо
для
ее
чтения
.
Читать
карту
—
это
уметь
определять
направления
расстояния
и
географические
координаты
по
карте
,
давать
характеристику
объек
-
тов
,
явлений
,
регионов
,
стран
по
карте
.
Различают
простое
(
элементарное
)
и
сложное
чтение
карты
.
При
простом
чтении
считывается
информация
,
непосредственно
изображенная
на
карте
.
Сложное
чтение
—
выявление
связей
,
зависимостей
между
объектами
и
явлениями
,
часть
из
которых
непосредственно
не
изображена
на
карте
;
развернутое
описание
природных
районов
и
отдельных
стран
,
сравнительная
характеристика
географических
объектов
и
территорий
.
Научить
читать
карту
возможно
при
условии
систематической
работы
школьников
с
картами
.
Золотое
правило
:
учителю
не
следует
сообщать
то
,
что
учащиеся
могут
вычитать
узнать
из
карты
по
его
заданиям
.
Знать
карту
—
знать
расположение
объектов
на
карте
,
уметь
быстро
их
находить
и
правильно
показывать
,
уметь
представлять
взаиморасположение
объектов
на
карте
по
памяти
.
Знание
карты
должно
проверяться
на
каждом
уроке
,
только
тогда
ученики
усвоят
карту
.
Карты
классифицируются
по
различным
признакам
.
В
зависимости
от
масштаба
различают
мелкомасштабные
(
обзорные
),
среднемасштабные
(
обзорно
-
топографические
),
крупномасштабные
(
топографические
)
карты
.
В
обучении
используются
в
основном
мелкомасштабные
карты
,
в
них
масштаб
соблюдается
лишь
в
определенных
местах
.
По
охвату
территории
различают
карты
полушарий
и
мира
,
карты
материков
и
океанов
,
карты
отдельных
частей
материков
(
регионов
,
стран
).
Чем
крупнее
охват
территории
,
тем
мель
-
че
масштаб
,
тем
больше
обобщение
.
По
содержанию
карты
разделяются
на
общегеографические
и
тематические
.
Легенду
общегеографических
карт
учащиеся
должны
знать
,
легендами
тематических
карт
уметь
пользоваться
.
Вначале
изучают
общегеографические
карты
,
позже
переходят
к
тематическим
.
По
способу
изображения
объектов
выделяются
следующие
тематические
карты
.
1.
Карты
цветового
фона
(
карты
растительности
,
почв
,
природных
зон
и
др
.).
Показывают
качественные
различия
объектов
на
определенной
территории
.
Наиболее
часто
используются
в
школьной
географии
.
Вопросы
по
этим
картам
направлены
в
основном
на
выявление
положения
и
границ
выделенных
частей
.
2.
Карты
ареалов
.
На
них
указаны
области
распространения
отдельных
видов
животных
,
растений
,
сельскохозяйственных
культур
и
т
.
д
.
По
эти
картам
определяются
грани
-
цы
ареалов
.
3.
Карты
изолиний
(
карты
изотерм
и
др
.).
На
них
линиями
определяются
места
,
одинаковые
в
отношении
количественной
выраженности
явления
;
по
ним
выявляются
особенности
хода
изолиний
.
4.
Карты
линий
движения
(
карты
грузопотоков
,
направлений
ветров
и
др
.). 5.
Значковые
карты
(
карты
месторождений
полезных
ископаемых
,
размещения
промышленных
центров
стран
и
регионов
и
др
.).
На
них
фигурками
разного
вида
и
размера
изображаются
локализованное
по
пунктам
размещение
объектов
.
По
этим
картам
с
помощью
вопросов
учителя
выявляется
наиболее
крупное
скопление
объектов
,
и
устанавливаются
особенности
отдельных
регионов
.
6.
Картодиаграммы
.
Показывают
соотношение
частей
целого
на
определенной
территории
.
Характер
вопросов
по
таким
картам
аналогичен
вопросам
по
значковым
картам
,
но
в
большей
мере
направлен
на
выделение
размеров
.
7.
Картограммы
(
карты
плотности
населения
,
распределения
осадков
и
др
.) —
отражают
различия
в
степени
выраженности
явлений
цветом
или
штриховкой
.
По
таким
картам
ставятся
вопросы
на
выделение
регионов
с
максимальной
и
минимальной
выраженностью
явления
и
закономерности
в
его
географическом
распространении
.
8.
Картосхемы
.
По
назначению
различают
карты
научно
-
справочные
,
учебные
,
туристические
и
др
.
Для
целей
обучения
наиболее
важна
классификация
карт
по
их
месту
и
назначению
в
учебном
процессе
.
Учебные
карты
делятся
на
стенные
и
настольные
,
контурные
,
немые
и
полу
-
немые
,
рельефные
и
топографические
.
Стенные
карты
—
основной
вид
учебных
карт
.
Это
обзорные
карты
с
высокой
степенью
обобщения
и
генерализации
,
с
крупными
шрифтами
,
яркими
красками
.
Рассматриваются
на
значительном
расстоянии
.
Должны
читаться
с
последних
столов
в
классе
.
Они
не
перегружены
содержанием
.
Береговые
линии
,
линии
рек
и
другие
линии
утолщены
.
Их
содержание
соответствует
отдельным
темам
и
курсам
школьной
географии
.
Чем
старше
школьники
,
тем
значительнее
их
подготовка
,
тем
сложнее
содержание
карт
,
но
оно
не
должно
выходить
за
рамки
программы
.
Стенная
карта
используется
на
каждом
уроке
,
на
различных
его
этапах
.
Место
ученика
при
ответе
,
место
учителя
при
объяснении
—
у
карты
.
Карта
должна
занимать
центральное
место
в
классе
,
но
не
должна
закрывать
доску
.
Ответ
,
объяснение
сопровождаются
показом
объектов
на
карте
.
При
показе
нельзя
заслонять
собой
карту
,
нужно
стоять
со
стороны
,
чтобы
она
хорошо
освещалась
.
Показ
объектов
должен
быть
правильным
,
четким
.
Недопустим
небрежный
показ
.
Каждую
новую
стенную
учебную
карту
учитель
представляет
школьникам
,
раскрывает
назначение
,
содержание
карты
знакомит
с
ее
легендой
,
учит
ею
пользоваться
.
Указывается
,
к
каким
видам
карт
она
относится
по
масштабу
,
охвату
территории
и
содержанию
.
Это
могут
делать
учащиеся
по
вопросам
учителя
.
Учитель
обязан
следить
за
каталогом
издающихся
учебных
карт
и
непрерывно
пополнять
географический
кабинет
новыми
картографическими
изданиями
.
Нужно
обращать
внимание
на
эстетический
вид
карт
,
аккуратно
их
вешать
.
В
зависимости
от
темы
и
цели
урока
может
быть
несколько
карт
.
Общегеографические
карты
дополняются
тематическими
(
при
изучении
природных
зон
,
например
,
используется
карта
природных
зон
,
физическая
карта
материка
,
климатическая
карта
,
карта
растительности
,
зоогеографическая
карта
).
Но
не
нужно
делать
декораций
из
карт
.
Во
всем
должна
быть
мера
.
В
большинстве
случаев
учащиеся
видят
карту
лишь
на
уроке
.
Это
отрицательное
явление
.
Нужно
вывешивать
несколько
карт
для
постоянного
обозрения
.
В
этом
случае
учащиеся
могут
проверить
свои
знания
по
карте
.
Есть
особый
вид
стенной
карты
—
дежурная
карта
.
Это
обычная
физическая
или
политическая
карта
,
на
которой
учащиеся
в
порядке
очередности
или
члены
географического
кружка
помещают
текущую
информацию
за
месяц
или
более
длительный
срок
.
Учитель
дает
поручение
,
ученики
делают
выписки
из
периодических
изданий
,
берут
информацию
из
радио
и
телевидения
,
обрабатывают
ее
и
помещают
за
рамками
карты
.
От
выписок
с
помощью
нитей
указываются
на
карте
места
происходящих
событий
.
Содержание
такой
карты
должно
систематически
обновляться
.
Выписки
делаются
крупными
буквами
.
Оживлять
дежурную
карту
можно
иллюстративным
материалом
.
В
некоторых
школах
имеются
электрофицирован
-
ные
дежурные
карты
.
За
ее
пределами
помещается
номенклатура
,
которая
связана
с
объектами
на
карте
электропроводом
и
лампочкой
.
Самый
основной
и
главный
вид
настольных
картографических
пособий
—
учебные
атласы
.
Они
издаются
по
отдельным
курсам
школьной
географии
и
целиком
охватывают
их
содержание
.
На
уроке
учащиеся
видят
стенную
карту
,
дома
заменяют
ее
картами
учебного
атласа
.
Вся
работа
,
которая
ведется
со
стенными
картами
,
сопровождается
синхронной
работой
с
соответствующими
картами
атласа
.
По
атласам
учащиеся
выполняют
различные
самостоятельные
работы
,
индивидуальные
задания
.
К
настольным
картам
относятся
также
карты
-
вклейки
,
карты
-
вкладки
,
текстовые
карты
и
картосхемы
.
Карты
-
вкладки
в
определенной
мере
заменяют
учебный
атлас
и
используются
при
изучении
нескольких
тем
.
Несколько
уже
по
содержанию
карты
-
вклейки
,
однако
,
и
они
используются
на
нескольких
уроках
.
Текстовые
карты
посвящаются
частным
вопросам
,
лишь
определенной
узкой
теме
,
используются
при
изучении
той
темы
,
которую
они
иллюстрируют
или
дополняют
.
Аналогичных
стенных
карт
и
карт
в
учебном
атласе
нет
.
Анализ
этих
карт
обязателен
,
что
дает
возможность
более
глубоко
осмыслить
учебный
материал
параграфа
.
На
контурных
картах
имеются
лишь
контуры
географических
объектов
,
линии
рек
,
границы
стран
,
пунсоны
некоторых
городов
,
надписей
нет
.
Они
издаются
комплектами
по
от
-
дельным
курсам
школьной
географии
и
охватывают
их
содержание
.
Обычно
на
контурных
картах
комплекта
имеется
система
вопросов
и
заданий
по
работе
,
которые
усложняют
по
мере
обучения
.
Много
времени
уделяется
организационным
вопросам
по
работе
с
контурными
картами
при
изучении
начального
курса
географии
.
Следует
познакомить
школьников
с
правилами
работы
,
научить
определять
местоположение
нужных
объектов
,
для
чего
используется
картографическая
сетка
.
Условные
обозначения
должны
быть
аналогичны
общепринятым
или
несколько
изменены
.
Горы
показываются
прерывистой
коричневой
линией
в
направлении
их
простирания
,
низменности
,
возвышенности
,
плоскогорья
—
замкнутой
линией
,
действующие
вулканы
обозначаются
звездочкой
и
т
.
д
.
Обращается
внимание
на
расположение
географических
названий
.
Здесь
ориентир
—
обычная
географическая
карта
.
Реки
подписываются
по
течению
(
в
верхнем
,
среднем
и
нижнем
течении
),
горы
—
по
простиранию
,
города
—
от
пунсона
параллельно
параллелям
,
крупные
площадные
объекты
—
в
их
контуре
и
т
.
п
.
Подписи
желательно
делать
простым
карандашом
.
На
месте
ошибки
учитель
ставит
вопросительный
знак
.
Названия
подписываются
шрифтом
.
Работа
с
контурными
картами
должна
усложняться
от
класса
к
классу
.
Нахождение
,
обозначение
и
подписывание
объектов
—
основной
вид
работы
в
6—9-
х
классах
.
В
последующих
классах
работа
должна
быть
творческой
.
Даются
творческие
задания
:
на
основе
контурной
карты
составить
новую
картосхему
,
картодиаграмму
,
используя
учебник
и
дополнительные
источники
информации
.
Собранные
данные
обрабатываются
,
объединяются
в
группы
и
типы
,
наносятся
на
контурную
карту
в
соответствии
с
составленной
легендой
.
Контурные
карты
используются
с
различной
дидактической
целью
:
при
проверке
знаний
,
изучении
нового
материала
,
его
закреплении
,
обобщении
и
систематизации
.
По
ним
проводятся
картографические
диктанты
.
Работа
с
контурными
картами
в
основном
должна
вестись
на
уроке
.
Дома
предлагается
закончить
или
выполнить
аналогичную
классной
работу
.
Работы
по
контурным
картам
регулярно
проверяются
учителем
,
исправляются
ошибки
,
неточности
,
оценки
проставляются
в
журнал
и
дневники
.
Полезно
иметь
контурную
карту
на
классной
доске
.
При
ее
наличии
изложение
нового
материала
учителем
сопровождается
нанесением
объектов
на
контурную
карту
на
доске
.
Чаще
в
практике
обучения
используются
трафареты
—-
контуры
материков
,
стран
.
Можно
на
этом
контуре
сделать
отверстия
.
Контур
вычерчивается
на
доске
и
на
нем
отмечаются
объекты
по
ходу
изучения
.
Словесное
изображение
сопровождается
синхронным
моделированием
.
При
этом
участвуют
различные
виды
памяти
.
Работа
с
контурными
картами
содействует
усвоению
карты
,
ее
номенклатуры
.
В
зарубежной
школе
используются
немые
и
полунемые
карты
.
В
нашей
школе
такие
карты
не
применяются
.
Немая
карта
—
обычная
физическая
карта
,
но
без
географических
названий
.
Она
служит
целям
контроля
знания
карты
.
Ученику
необходимо
найти
нужный
объект
,
а
названия
нет
.
Обучающее
значение
этих
карт
невелико
.
Полунемые
карты
имеют
лишь
начальные
буквы
географических
названий
.
Служат
также
целям
проверки
знания
карты
.
На
рельефных
картах
весьма
наглядно
,
объемно
изображается
рельеф
,
соблюдается
соотношение
горизонтального
и
вертикального
масштабов
.
Особенно
полезны
рельефные
карты
при
изучении
рельефа
в
начальном
курсе
.
Обычно
эти
карты
небольшие
по
формату
,
на
них
показывается
в
основном
горная
местность
с
ее
элементами
(
хребтами
,
долинами
,
верши
-
нами
,
перевалами
и
т
.
п
.).
На
практике
используются
и
самодельные
рельефные
карты
,
масштабные
и
внемасштабные
.
Для
изготовления
масштабных
карт
нужно
иметь
топографическую
основу
,
затем
принимается
определенный
вертикальный
масштаб
и
по
горизонталям
наклеиваются
слои
картона
.
При
изготовлении
внемасштабных
карт
их
делают
произвольно
из
пластилина
,
других
подручных
материалов
.
Само
изготовление
рельефной
карты
дает
возможность
детально
познакомиться
с
рельефом
территории
.
Имеются
карты
с
усиленной
реалистической
наглядностью
.
Это
иллюстрированные
или
картинные
карты
,
на
которых
в
перспективе
даны
изображения
животных
,
растений
,
людей
,
пароходов
,
самолетов
,
городов
в
их
контурах
.
К
таким
картам
относятся
и
физиографические
карты
,
где
даны
перспективные
рисунки
форм
рельефов
в
пределах
их