Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1621

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

контроль

Оценка

 

за

 

итоговую

 

тематическую

 

проверку

 

имеет

 

наибольшее

 

значение

 

при

 

вы

-

ставлении

 

четвертных

 

и

 

годовых

 

оценок

.

 

В

 

проверке

 

знаний

 

и

 

умений

 

имеются

 

определенные

 

недостатки

Не

 

всегда

 

для

 

проверки

 

берется

 

главное

 

содержание

 

темы

На

 

уроках

 

можно

 

наблюдать

 

нерациональное

 

использование

 

времени

 

на

 

воспроизведение

 

всего

 

параграфа

 

учебника

При

 

проверке

 

наблюдается

 

однообразие

 

применяемых

 

методов

 

без

 

учета

 

специфики

 

содержания

 

учебного

 

материала

В

 

младших

 

классах

 

учителя

 

предпочитают

 

устную

 

фронтальную

 

проверку

которая

 

не

 

дает

 

возможности

 

глубоко

 

проверить

 

знания

Не

 

всегда

 

учащиеся

 

знают

 

требования

 

к

 

ответу

.  

4.5. 

Оценка

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

 

За

 

знания

умения

 

и

 

навыки

 

учитель

 

ставит

 

оценки

Они

 

свидетельствуют

в

 

какой

 

степени

 

учащийся

 

овладел

 

учебным

 

материалом

 

в

 

объеме

 

программы

Оценки

 

выставляются

 

за

 

устные

 

ответы

 

при

 

индивидуальной

 

проверке

за

 

выполнение

 

практической

 

работы

при

 

фронтальной

 

устной

 

проверке

 

за

 

совокупность

 

ответов

за

 

исправления

дополнения

 

ответов

 

другими

 

учащимися

за

 

ответы

 

в

 

процессе

 

беседы

 

при

 

изучении

 

и

 

закреплении

 

нового

 

материала

Оценки

 

ставятся

 

за

 

итоговые

 

практические

 

работы

за

 

работы

 

по

 

контурным

 

картам

за

 

выполнение

 

домашних

 

заданий

При

 

учете

 

знаний

 

любой

 

труд

 

школьника

 

должен

 

быть

 

оценен

Объективная

 

и

 

систематическая

 

оценка

 

стимулирует

 

работу

 

учащихся

развитие

 

их

 

познавательных

 

интересов

содействует

 

регулярному

 

выполнению

 

работ

Оценка

 

обязательно

 

комментируется

Полезно

чтобы

 

это

 

делали

 

и

 

ученики

К

 

оценке

 

знаний

 

привлекаются

 

и

 

учащиеся

При

 

выставлении

 

оценки

 

учитель

 

руководствуется

 

программой

 

и

 

ее

 

рубрикой

 

«

Требования

 

к

 

знаниям

 

и

 

умениям

 

учащихся

».

 

Проверяется

 

объем

качество

 

знаний

Устанавливается

весь

 

ли

 

программный

 

материал

 

усвоен

знает

 

ли

 

учащийся

 

географическую

 

карту

умеет

 

ли

 

быстро

 

найти

 

объекты

 

на

 

карте

правильно

 

показать

 

и

 

характеризовать

 

их

всеми

 

ли

 

указанными

 

в

 

программе

 

практическими

 

умениями

 

и

 

навыками

 

владеет

При

 

ответе

 

учитель

 

определяет

все

 

ли

 

изложил

 

ученик

сколько

 

ошибок

 

было

какие

 

это

 

были

 

ошибки

как

 

были

 

показаны

 

объекты

 

на

 

карте

в

 

чем

 

допущена

 

ошибка

 

при

 

показе

какие

 

были

 

сделаны

 

неточности

правильно

 

ли

 

понят

 

учебный

 

материал

знает

 

ли

 

ученик

 

определение

 

понятий

умеет

 

ли

 

объяснять

 

связи

 

и

 

зависимости

причины

 

географических

 

явлений

дословно

 

пересказывает

 

материал

 

или

 

переосмыслил

 

его

умеет

 

ли

 

выделять

 

главное

оперировать

 

знаниями

применять

 

их

 

для

 

объяснения

 

новых

 

фактов

событий

логично

последовательно

 

излагать

 

материал

Проверяется

 

прочность

систематич

-

ность

глубина

 

и

 

действенность

 

знаний

оценивается

 

форма

 

их

 

выражения

Учитель

 

учитывает

насколько

 

связно

кратко

 

и

 

уверенно

 

учащийся

 

излагает

 

материал

нуждается

 

ли

 

он

 

в

 

на

-

водящих

 

вопросах

подсказках

При

 

выполнении

 

письменных

 

работ

 

проверяется

 

не

 

только

 

качество

 

ответа

но

 

и

 

грамотность

 

написания

При

 

оценке

 

учитель

 

должен

 

кратко

 

отметить

в

 

чем

 

положительные

 

и

 

отрицательные

 

стороны

 

ответа

указать

на

 

что

 

надо

 

обратить

 

внимание

.- 

Знания

умения

навыки

 

оценивались

 

в

 

течение

 

длительного

 

периода

 

по

 

пятибалльной

 

системе

В

 

географии

 

не

 

было

 

жестких

 

критериев

 

оценки

как

 

по

 

языкам

 

и

 

математике

.

 

Оценка

  «5» 

ставилась

если

 

ученик

 

безукоризненно

 

знает

 

учебный

 

материал

 

не

 

только

 

предыдущего

 

урока

но

 

и

 

ранее

 

изученного

правильно

 

объясняет

 

факты

самостоятельно

 

делает

 

обобщения

 

и

 

выводы

умеет

 

доказать

 

теоретические

 

положения

 

примерами

уверенно

 

и

 

последовательно

 

отвечает

 

на

 

дополнительные

 

вопросы

обнаруживает

 

самостоятельность

 

суждений

 

дает

 

правильные

 

формулировки

 

и

 

определения

 

понятий

 

и

 

закономерностей

понимает

 

их

знает

 

хорошо

 

карту

умеет

 

читать

 

географическую

 

карту

может

 

давать

 

по

 

ней

 

характеристику

 

изучаемых

 

объектов

умеет

 

самостоятельно

 

составлять

 

графики

 

и

 

диаграммы

правильно

аккуратно

 

наносить

 

географические

 

объекты

 

на

 

контурную

 

карту

проводить

 

наблюдения

.

 

Оценка

 «4» 

ставилась

,-

если

 

знания

 

удовлетворяют

 

тем

 

же

 

требованиям

что

 

и

 

для

  «5», 

но

 

ученик

 

допускает

 

единичные

 

неточности

 

в

 

изложении

 

материала

 

и

 

может

 

их

 

исправить

 

по

 

дополнительным

 

вопросам

излагает

 

материал

 

только

 

в

 

формулировках

 

учебника

но

 

при

 

ответе

 

на

 

конкретные

 

вопросы

 

обнаруживается

 

его

 

понимание

допускает

 

незначительные

 

ошибки

 

в

 

чтении

 

карты

единичные

 

неточности

 

при

 

выполнении

 

практических

 

работ

проведении

 

наблюдений

 

и

 

обработке

 

результатов

.   .

 

Оценка

 «3» 

ставилась

если

 

ученик

 

знает

 

и

 

понимает

 

основной

 

программный

 

материал

но

 

допускает

 

две

 

или

 

три

 

ошибки

из

 

них

 

не

 

более

 

одной

 

грубой

обнаруживает

 

недостаточное

 

понимание

 

учебного

 

материала

не

 

умеет

 

характеризовать

 

объекты

 

по

 

карте

хотя

 

умеет

 

их

 

показывать

делает

 

ошибки

 

при

 

заполнении

 

контурной

 

карты

без

 

помощи

 

учителя

 

не

 

может

 

проводить

 

наблюдение

.

 


background image

Оценка

  «2» 

ставилась

если

 

ученик

 

не

 

понимает

 

и

 

не

 

знает

 

значительной

 

части

 

материала

делает

 

грубые

 

ошибки

 

и

 

не

 

может

 

их

 

исправить

не

 

умеет

 

показывать

 

объекты

 

на

 

карте

 

и

 

давать

 

их

 

характеристику

не

 

понимает

 

условных

 

знаков

выполняет

 

небрежно

 

работу

 

на

 

контурной

 

карте

допускает

 

ошибки

.

 

С

  2002/03 

учебного

 

года

 

в

 

школах

 

Республики

 

Беларусь

 

введена

  10-

балльная

 

система

 

оценки

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

 

по

 

всем

 

предметам

в

 

том

 

числе

 

и

 

по

 

географии

Она

 

направлена

 

на

 

повышение

 

объективности

 

оценки

 

учебных

 

достижений

 

школьников

 

и

 

учет

 

индивидуальных

 

особенностей

 

обучаемых

.

 

Количественное

 

выражение

 

оценки

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

 

школьников

 

в

 

баллах

 

может

 

быть

 

представлено

 

следующим

 

образом

 (

табл

. 1). 

 

Таблица

 

Оценки

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

 

школьников

 

Словесная

 

характеристика

 

Выражение

 

в

 

баллах

 

 

Неудовлетворительно

 

0

 

почти

 

удовлетворительно

 

1-2

 

удовлетворительно

 

3

 

весьма

 

удовлетворительно

 

4

 

почти

 

хорошо

 

5

 

хорошо

 

6

 

очень

 

хорошо

 

7

 

почти

 

отлично

 

8

 

отлично

 

9

 

превосходно

 

10

 

При

  10-

балльной

 

системе

 

оценки

 

знаний

 

и

 

умений

 

различают

  5 

уровней

 

учебных

 

достижений

 

учащихся

низкий

  (

рецептивный

), 

удовлетворительный

  (

рецептивно

-

репродуктив

-

ный

), 

средний

  (

репродуктивно

-

продуктивный

), 

достаточный

  (

продуктивный

), 

высокий

 

(

продуктивный

творческий

) (

табл

. 2).

 

Оценка

 

уровней

 

достижений

 

учащихся

 

Таблица

 2

 

Уровни

 

учебных

 

достижений

 

учащихся

 

Уровни

 

усвоения

 

учебного

 

материала

 

Баллы

 

Низкий

 

(

рецептивный

)

 

Узнавание

 

1-2

 

Удовлетворительный

 

(

рецептивно

-

репродуктивный

)

 

Неосознанное

 

воспроизведение

 

3-4

 

Средний

 

(

репродуктивно

-

продуктивный

)

 

Воспроизведение

 

на

 

уровне

 

понимания

 

5-6

 

Достаточный

 

(

продуктивный

)

 

Применение

 

знаний

 

в

 

знакомой

 

ситуации

 

7-8

 

Высокий

 

(

продуктивный

творческий

)

 

Применение

 

знаний

 

в

 

незнакомой

 

ситуации

 

9-10

 

1. 

Низкий

  (

рецептивный

уровень

Характеризуется

 

узнаванием

 

и

 

распознаванием

 

отдельных

 

известных

 

географических

 

терминов

понятий

 

и

 

фактов

Восприятие

 

учебного

 

мате

-

риала

 

неэмоциональное

 

и

 

упрощенное

осознается

 

значимость

 

Материала

 

в

 

пределах

 

одного

 

вопроса

 

параграфа

У

 

учащегося

как

 

правило

отсутствует

 

интерес

 

к

 

изучению

 

географии

Оце

-

ниваетсяв

1-2 

балла

 

2.  

Удовлетворительный

 (

рецептивно

-

репродуктивный

)

 

уровень

Характеризуется

 

неполным

фрагментарным

 

воспроизведением

 

географического

 

материала

 

на

 

уровне

 

памяти

 

актуализацией

 

несущественных

 

деталей

 

при

 

невнимании

 

к

 

содержательным

 

параметрам

Наблюдается

 

ситуативное

 

проявление

 

ответственности

самокритичности

самостоятельности

попытки

 

к

 

осмыслению

 

учебных

 

действий

Оценивается

 

в

 3—4 

балла

.

 

3. 

Средний

  (

репродуктивно

-

продуктивный

уровень

Характеризуется

 

осознанным

 

пониманием

 

обучающимися

 

причинно

-

следственных

 

связей

 

между

 

отдельными

 

элементами

 

воспроизводимого

 

географического

 

материала

Учебная

 

деятельность

 

носит

 

репродуктивный

 

и

 

частично

 

продуктивный

 

характер

материал

 

усваивается

 

на

 

уровне

 

воспроизведения

 

и

 

понимания

осуществляется

 

описание

 

и

 

анализ

 

действий

 

с

 

объектом

 

изучения

Проявляется

 

самостоятельность

 

и

 

последовательность

 

действий

 

по

 

четко

 

обозначенным

 

правилам

Уровень

 

оценивается

 

в

 5—6 

баллов

.

 


background image

4. 

Достаточный

 

(

продуктивный

уровень

Характеризуется

 

применением

 

типологического

 

подхода

  (

т

е

действия

 

по

 

образцу

в

 

изучении

 

географии

Учебная

 

деятельность

 

носит

 

продуктивный

 

характер

 

и

 

предполагает

 

высокую

 

степень

 

осмысления

 

знаний

осознанность

 

их

 

связей

 

в

 

пределах

 

раздела

 

или

 

курса

умения

 

объяснять

соотносить

составлять

характеризовать

сравнивать

структурировать

моделировать

анализировать

описывать

 

изучаемые

 

объекты

Учащийся

 

стремится

 

выстраивать

 

оценочные

 

суждения

 

и

 

умозаключения

Наличие

 

определенного

 

опыта

 

творческой

 

деятельности

проявление

 

добросовестности

ответственности

самооценки

рефлексии

 

и

 

т

п

Уровень

 

оценивается

 

в

 7—8 

баллов

.

 

5. 

Высокий

  (

продуктивный

творческий

уровень

Характеризуется

 

целостностью

 

учебной

 

деятельности

Учащийся

 

умеет

 

осознанно

 

и

 

оперативно

 

трансформировать

 

полученные

 

знания

 

для

 

решения

 

проблем

 

в

 

нестандартных

 

ситуациях

доказывать

 

и

 

обосновывать

 

свою

 

позицию

понимает

 

мировоззренческое

 

значение

 

изучаемого

 

объекта

владеет

 

приемами

 

научного

 

исследования

Свободно

 

оперирует

 

программным

 

материалом

в

 

том

 

числе

 

различной

 

степени

 

сложности

Учащегося

 

отличают

 

высокая

 

степень

 

самостоятельности

 

и

 

творческое

 

отношение

 

к

 

осмыслению

 

географических

 

фактов

понятий

теорий

 

и

 

тому

 

подобное

 

на

 

уровне

 

проблематики

т

е

многостороннее

 

и

 

глобальное

 

видение

 

географических

 

проблем

 

и

 

путей

 

их

 

решения

Уровень

 

оценивается

 

в

 9—10 

баллов

Четвертные

 

оценки

 

определяются

 

на

 

основе

 

разовых

но

 

не

 

могут

 

быть

 

среднеарифметическими

Из

 

всех

 

оценок

 

при

 

выставлении

 

четвертной

 

имеют

 

наибольшее

 

значение

 

оценки

 

за

 

индивидуальную

 

устную

 

и

 

письменную

 

проверку

особенно

 

Й

 

РНКИ

 

по

 

тематическому

 

контролю

 

знаний

 

и

 

умений

Все

 

дру

-

3

 

Р

 

пиенки

 

имеют

 

корректирующее

 

значение

Если

 

более

 

поздние

 

проверки

 

показали

что

 

учащиеся

 

восполнили

 

пробелы

учитель

 

должен

 

это

 

учесть

Если

 

пробелы

 

не

 

ликвидированы

четвертная

 

оценка

 

не

 

может

 

быть

 

выше

 

текущей

При

 

выставлении

 

итоговых

 

оценок

  (

четвертных

 

и

 

годовой

учитывается

 

овладение

 

знаниями

умениями

 

и

 

навыками

 

к

 

моменту

 

аттестации

.

 

Без

 

систематической

 

проверки

 

и

 

объективной

 

оценки

 

знаний

 

и

 

умений

 

невозможно

 

добиться

 

успеха

 

в

 

обучении

 

и

 

ответственности

 

учащихся

 

за

 

качество

 

учебы

.

 

4.6. 

Использование

 

идей

 

В

.

Ф

Шаталова

 

в

 

обучении

 

географии

 

Один

 

из

 

существенных

 

недостатков

 

традиционного

 

обучения

  — 

отсутствие

 

возможности

 

ежеурочно

 

контролировать

 

знания

 

каждого

 

ученика

На

 

обычном

 

уроке

 

учитель

 

может

 

опросить

  5—8 

учеников

Учитель

 

не

 

знает

каков

 

уровень

 

знаний

 

учащихся

 

в

 

классе

 

в

 

целом

Так

 

как

 

контроль

 

эпизодический

учащиеся

 

работают

 

не

 

систематически

В

 

результате

 

возникают

 

пробелы

 

в

 

знаниях

что

 

ведет

 

к

 

нарастанию

 

трудностей

угасает

 

интерес

 

к

 

учебе

.

 

Указанные

 

недостатки

 

ликвидируются

 

в

 

системе

 

методов

 

иприемов

разработанных

 

В

.

Ф

Шаталовым

Согласно

 

его

 

методике

 

знания

 

учащихся

 

проверяются

 

на

 

каждом

 

уроке

новый

 

учебный

 

материал

 

неоднократно

 

повторяется

следовательно

лучше

 

запоминается

Учебный

 

материал

 

излагается

 

крупными

 

частями

  (1—3 

параграфа

), 

что

 

дает

 

возможность

 

освободить

 

время

 

для

 

практических

 

и

 

самостоятельных

 

работ

В

 

течение

 

всего

 

урока

 

учащиеся

 

работают

не

 

возникает

 

проблемы

 

дисциплины

Если

 

учащийся

 

не

 

отчитался

 

за

 

определенный

 

вид

 

Работы

 

или

 

пропустил

 

урок

он

 

должен

 

восполнить

 

пробелы

.

 

На

 

первом

 

же

 

уроке

 

учитель

 

знакомит

 

с

 

требованиями

 

новой

 

методики

 

обучения

Он

 

вначале

 

излагает

 

материал

 

детально

затем

 

повторно

используя

 

при

 

этом

 

графический

 

конспект

 (.

лист

 

опорных

 

сигналов

). 

Он

 

оформляется

 

в

 

виде

 

демонстрационного

 

пособия

Лист

 

опорных

 

сигналов

 (

ЛОС

) — 

краткое

логическое

графическое

 

выражение

 

учебного

 

материала

состоящее

 

из

 

нескольких

 

блоков

В

 

нем

 

не

 

должно

 

быть

 

деталей

 

частностей

.

 

При

 

повторном

 

рассказе

 

отсутствуют

 

детали

дополнительный

 

материал

 

напоминается

 

одним

-

двумя

 

словами

Самые

 

сложные

наиболее

 

важные

 

положения

 

объясняются

 

трижды

В

 

младших

 

классах

 

практикуется

 

хоровое

 

заучивание

 

определений

 

некоторых

 

понятий

 

и

 

терминов

 

непосредственно

 

в

 

классе

.

 

После

 

объяснения

 

учителя

 

ЛОС

 

записывается

 

учениками

 

в

 

рабочих

 

тетрадях

 

по

 

географии

Учитель

 

дает

 

рекомендации

 

по

 

подготовке

 

домашнего

 

задания

Рекомендации

 

таковы

прочитать

 

параграфы

 

учебника

сопоставить

 

учебный

 

материал

 

с

 

ЛОС

 (

с

 

обязательным

 

применением

 

атласа

); 

пересказать

 

материал

используя

 

ЛОС

попробовать

 

воспроизвести

 

ЛОС

 

по

 

памяти

заняться

 

другим

 

делом

 

и

 

через

 

некоторое

 

время

 

еще

 

раз

 

по

 

памяти

 

воспроизвести

 

конспект

.

 

Второй

 

урок

 

начинается

 

с

 

того

что

 

школьники

 

по

 

памяти

 

воспроизводят

 

конспект

-

схему

 

первого

 

урока

 

в

 

контрольных

 

тетрадях

Тетради

 

учитель

 

хранит

 

в

 

кабинете

а

 

перед

 

началом

 

урока

 

их

 

раздают

 

дежурные

Письменная

 

проверка

 

занимает

  5—7 

мин

Учитель

 

во

 


background image

время

 

фронтальной

 

письменной

 

проверки

 

или

 

наблюдает

 

за

 

работой

 

класса

или

 

ведет

 

тихий

 

опрос

 

у

 

карты

По

 

истечении

 

отведенного

 

времени

 

учитель

 

вызывает

 

ученика

 

к

 

доске

 

для

 

устного

 

ответа

 

по

 

Л

 

ОС

Это

 

сигнал

 

к

 

сдаче

 

тетрадей

Учитель

 

не

 

задает

 

вопросы

на

 

которые

 

ученики

 

должны

 

отвечать

 

у

 

доски

Он

 

объяснил

 

порядок

 

ответов

 

на

 

предыдущем

 

уроке

ЛОС

 

разделен

 

на

 

отдельные

 

смысловые

 

блоки

Ученики

 

знают

что

 

один

 

из

 

них

 

будет

 

рассказывать

 

содержание

 

первого

 

блока

следующий

  — 

второго

 

блока

 

и

 

т

д

На

 

каждом

 

уроке

 

устно

 

отвечают

 3—4 

ученика

.

 

ЛОС

 

исключает

 

паузы

 

при

 

ответах

облегчает

 

воспроизведение

 

изученного

 

материала

содействует

 

логичному

 

ответу

Обогащается

 

словарный

 

запас

 

школьника

Во

 

время

 

ответа

 

отвечающего

 

не

 

прерывают

дают

 

возможность

 

полностью

 

изложить

 

учебный

 

материал

Все

 

другие

 

ученики

 

обязательно

 

внимательно

 

слушают

после

 

ответа

 

они

 

будут

 

дополнять

уточнять

 

ответ

исправлять

 

ошибки

которые

 

хорошо

 

регистрируются

 

по

 

графическому

 

конспекту

Дается

 

установка

если

 

ошибки

 

в

 

ответе

 

исправляют

 

сами

 

ученики

то

 

оценка

 

отвечающему

 

снижается

 

не

 

настолько

как

 

если

 

бы

 

эту

 

ошибку

 

исправил

 

учитель

что

 

воспитывает

 

чувство

 

коллективизма

За

 

дополнение

уточнение

 

ученики

 

также

 

поощряются

 

оценками

Поэтому

 

во

 

время

 

проверки

 

учителю

 

редко

 

приходится

 

уточнять

 

и

 

исправлять

 

ответ

это

 

делают

 

сами

 

ученики

что

 

содействует

 

более

 

прочному

 

усвоению

 

материала

Таким

 

об

-

разом

на

 

каждом

 

уроке

 

ведется

 

проверка

 

фронтальная

 

письменная

 

и

 

устная

 

индивидуальная

Знания

следовательно

неоднократно

 

повторяются

что

 

содействует

 

их

 

прочному

 

за

-

поминанию

.

 

Во

 

время

 

индивидуальной

 

устной

 

проверки

 

ведется

 

проверка

 

письменных

 

работ

Это

 

делает

 

учитель

просматривая

 

тетради

или

 

проверку

 

осуществляют

 

ученики

 

в

 

порядке

 

очередности

что

 

дает

 

возможность

 

проверяющему

 

увидеть

 

работы

 

своих

 

товарищей

При

 

этом

 

проверяющие

 

ученики

 

самостоятельно

 

оценивают

 

письменные

 

работы

Контроль

 

за

 

объективностью

 

оценки

 

ведет

 

учитель

.

 

По

 

результатам

 

проверки

 

письменных

 

работ

 

учитель

 

дает

 

обязательный

 

комментарий

указывает

 

достижения

типичные

 

ошибки

 

и

 

пути

 

их

 

устранения

.

 

После

 

изучения

 

таким

 

образом

 

всей

 

темы

 

следуют

 

уроки

 

обобщения

 

и

 

систематизации

 

и

 

уроки

 

тематического

 

учета

 

знаний

Перед

 

изучением

 

темы

 

в

 

классе

 

на

 

видном

 

месте

 

вывеши

-

ваются

 

вопросы

ответы

 

на

 

которые

 

ученики

 

должны

 

знать

 

в

 

результате

 

изучения

 

темы

На

 

уроке

 

обобщения

 

и

 

систематизации

 

знаний

 

учитель

 

сам

 

дает

 

краткие

 

ответы

 

на

 

указанные

 

вопросы

На

 

следующих

  2—3 

уроках

 

ведется

 

проверка

 

знаний

 

по

 

теме

Каждый

 

ученик

 

отчитывается

 

за

 

тему

Выполняются

 

итоговые

 

практические

 

работы

Оценка

 

по

 

теме

  — 

основная

 

при

 

выставлении

 

итоговых

 

оценок

.

 

Оценки

 

за

 

письменные

 

и

 

устные

 

ответы

за

 

практические

 

работы

за

 

знания

 

карты

за

 

учет

 

знаний

 

по

 

всей

 

теме

 

выставляют

 

в

 

так

 

называемый

 

общеклассный

 

экран

 

успеваемости

 

или

 

лист

 

открытого

 

учета

 

знаний

В

 

экране

 

успеваемости

 

указываются

 

фамилии

 

учеников

номера

 

Л

 

ОС

устные

 

ответы

практические

 

работы

номенклатура

Каждый

 

ученик

 

имеет

 

точно

 

такой

 

же

 

индивидуальный

 

листок

 

учета

Оцениваются

.  

Все

 

виды

 

работ

Если

 

ученик

 

пропустил

 

урок

 

или

 

не

 

был

 

готов

 

к

 

нему

в

 

экране

 

успеваемости

 

оценку

 

не

 

выставляют

дают

 

возможность

 

ликвидировать

 

пробел

 

и

 

отчитаться

 

за

 

работу

получив

 

соответствующую

 

оценку

Ученик

 

имеет

 

возможность

 

повысить

 

уже

 

имеющуюся

 

оценку

Для

 

этого

 

должен

 

быть

 

график

 

пересдачи

 

не

 

удовлетворяющих

 

ученика

 

оценок

Дается

 

следующая

 

установка

если

 

у

 

ученика

 

все

 

оценки

 «4» 

и

 «5» 

и

 

хотя

 

бы

 

одна

 

пустая

 

клетка

 

в

 

экране

 

успеваемости

 

не

 

будет

 

заполнена

т

.

е

ученик

 

не

 

отчитается

то

 

за

 

четверть

  — 

оценка

  «3». 

Об

 

этом

 

ученик

 

и

 

его

 

родители

 

предупреждаются

 

в

 

начале

 

учебного

 

года

В

 

первой

 

четверти

 

учитель

 

реализует

 

это

 

требование

По

 

методике

 

В

.

Ф

Шаталова

самое

 

важное

  — 

разработка

 

графических

 

конспектов

В

 

них

 

раскрываются

 

не

 

только

 

основное

 

содержание

 

учебного

 

материала

но

 

указываются

 

методы

 

и

 

приемы

 

его

 

изучения

Эта

 

методика

 

нацеливает

 

на

 

изучение

 

главного

основного

 

в

 

учебном

 

материале

Идет

 

живое

 

общение

 

учителя

 

и

 

ученика

Эта

 

методика

 

в

 

основном

 

направлена

 

на

 

воспроизводящее

 

обучение

а

 

не

 

на

 

самостоятельное

 

добывание

 

знаний

Она

 

не

 

в

 

полной

 

мере

 

содействует

 

развитию

 

познавательных

 

способностей

 

детей

 

и

 

реализации

 

идей

 

развивающего

 

обучения

Но

 

вместе

 

с

 

тем

 

даются

 

прочные

 

систематические

 

знания

Школьники

 

учатся

 

логически

 

мыслить

 

и

 

связно

 

излагать

 

учебный

 

материал

непрерывно

 

обогащается

 

их

 

словарный

 

запас

устная

 

и

 

письменная

 

речь

 
 

 
 


background image

5. 

СРЕДСТВА

 

ОБУЧЕНИЯ

 

ГЕОГРАФИИ

 

И

 

МЕТОДИКА

 

РАБОТЫ

 

С

 

НИМИ

 

5.1. 

Устные

 

средства

 

обучения

 

Устные

 

средства

 

обучения

 

имеют

 

ведущее

 

значение

Без

 

живого

 

слова

 

не

 

бывает

 

урока

Слово

  — 

один

 

из

 

основных

 

источников

 

информации

Работа

 

с

 

любым

 

источником

 

знаний

 

сопровождается

 

словом

Посредством

 

словесного

 

изложения

 

учитель

 

формирует

 

знания

 

школьников

Устные

 

средства

 

не

 

могут

 

решить

 

всех

 

задач

 

обучения

 (

например

нельзя

 

сформи

-

ровать

 

умения

 

и

 

навыки

которые

 

вырабатываются

 

в

 

результате

 

многократных

 

упражнений

самостоятельной

 

деятельности

 

школьников

).

 

К

 

методам

 

устного

 

изложения

 

относятся

 

рассказ

объяснение

лекция

.

 

С

 

помощью

 

рассказа

 

(

описательного

 

рассказа

формируются

 

эмпирические

 

знания

Рассказ

  — 

это

 

живое

 

и

 

образное

 

изложение

 

вопроса

 

учителем

Одно

 

из

 

главных

 

назначений

 

рассказа

 — 

нарисовать

 

красочный

яркий

 

словесный

 

образ

 

географического

 

объекта

 

и

 

явления

дать

 

их

 

описание

изложить

 

фактический

 

материал

 

по

 

определенной

 

теме

  (

например

о

 

пу

-

тешествии

 

экспедиции

 

Магеллана

). 

В

 

результате

 

рассказа

 

учащиеся

 

должны

 

получить

 

представление

 

о

 

географических

 

объектах

явлениях

территориях

странах

При

 

таком

 

описа

-

нии

 

вначале

 

даются

 

общие

 

контуры

 

объекта

территории

затем

 

характеризуются

 

их

 

детали

частности

Рассказ

 

должен

 

быть

 

занимательным

интересным

логичным

последовательным

не

 

перегружен

 

фактами

деталями

должен

 

активизировать

 

внимание

 

школьников

быть

 

доступным

 

по

 

содержанию

 

и

 

популярным

Ведется

 

своими

 

словами

описание

 

желательно

 

давать

 

устами

 

очевидца

Для

 

этого

 

учитель

 

тщательно

 

готовится

 

к

 

рассказу

знакомится

 

с

 

научно

-

популярной

художественной

 

литературой

просматривает

 

соответствующие

 

наглядные

 

пособия

особенно

 

видео

и

 

кинофильмы

Он

 

вначале

 

создает

 

красочный

 

образ

 

объекта

 

в

 

своем

 

сознании

чтобы

 

затем

 

изложить

 

его

 

словесно

Рассказ

 

не

 

может

 

быть

 

продолжительным

 

по

 

времени

Длительный

 

рассказ

 

утомляет

 

школьников

они

 

устают

внимание

 

ослабевает

Рассказ

как

 

правило

редко

 

бывает

 

в

 

чистом

 

виде

 

на

 

уроке

обычно

 

он

 

сочетается

 

с

 

беседой

объяснением

работой

 

с

 

картой

 

и

 

др

.

 

Объяснение

 

в

 

отличие

 

от

 

рассказа

 

служит

 

для

 

изложения

 

теоретического

 

материала

формирования

 

теоретических

 

знаний

Путем

 

объяснения

 

раскрывается

 

сущность

 

понятий

вы

-

являются

 

причинно

-

следственные

 

связи

 

и

 

зависимости

излагаются

 

закономерности

теории

Объяснение

 — 

это

 

также

 

живая

 

речь

 

учителя

его

 

рассказ

Но

 

в

 

этом

 

случае

 

такой

 

рассказ

 

на

-

зывается

 

объяснительным

Объяснение

 

имеет

 

характер

 

доказательства

Оно

 

должно

 

быть

 

последовательным

стройным

логичным

понятным

доступным

но

 

вместе

 

с

 

тем

 

научным

Задача

 

учителя

  — 

донести

 

теоретический

 

материал

 

своими

 

словами

 

до

 

сознания

 

учеников

сделать

 

сложный

 

и

 

трудный

 

материал

 

доступным

не

 

просто

 

изложить

а

 

раскрыть

 

суть

осо

-

бенности

причины

закономерности

.

 

Для

 

объяснения

 

новый

 

материал

 

разделяется

 

на

 

смысловые

 

части

затем

 

излагается

 

каждая

 

часть

особо

 

выделяются

 

с

 

помощью

 

логических

 

пауз

 

и

 

ударений

 

основные

 

положения

 

каждой

 

смысловой

 

части

Максимум

 

внимания

  — 

главным

 

вопросам

 

темы

После

 

устного

 

объяснения

 

подводятся

 

итоги

делаются

 

выводы

снова

 

акцентируется

 

внимание

 

на

 

основном

 

учебном

 

материале

.

 

Объяснение

 

сопровождается

 

работой

 

с

 

картами

наглядными

 

пособиями

Оно

 

не

 

должно

 

быть

 

по

 

продолжительности

 

более

 2—30 

мин

 

в

 6—7-

х

 

классах

 

и

 

до

 40 

мин

 

в

 

старших

 

классах

.

 

Лекция

 

рассчитана

 

на

 

длительное

 

слушание

 

устной

 

речи

Ее

 

задача

  — 

научить

 

школьников

 

брать

 

информацию

 

из

 

устной

 

речи

 

в

 

течение

 

продолжительного

 

времени

тем

 

самым

 

подготовить

 

их

 

к

 

будущей

 

учебе

 

в

 

средних

 

специальных

 

и

 

высших

 

учебных

 

заведениях

Однако

 

главное

 — 

научиться

 

слушать

 

другого

Это

 

качество

 

нужно

 

всем

 

ученикам

 

и

 

в

 

личной

 

жизни

и

 

в

 

будущей

 

профессиональной

 

деятельности

Много

 

недоразумений

 

в

 

обществе

 

потому

что

 

люди

 

не

 

могут

 

воспринимать

слушать

 

друг

 

друга

поэтому

 

и

 

отсутствует

 

взаимо

-

понимание

.

 

Лекция

 

применяется

 

в

 

основном

 

в

 

старших

 

классах

Обычно

 

лекционным

 

методом

 

излагается

 

объемный

 

учебный

 

материал

который

 

нежелательно

 

разделять

 

на

 

два

 

урока

Это

 

в

 

основном

 

вводные

 

и

 

заключительные

 

темы

Лекция

 

должна

 

быть

 

цельной

 

по

 

содержанию

охватывать

 

относительно

 

завершенный

 

круг

 

вопросов

Рассчитана

 

на

  35—40 

мин

остальное

 

время

 — 

на

 

вопросы

 

учащихся

 

и

 

объяснение

 

домашнего

 

задания

.

 

Перед

 

началом

 

лекции

 

указывается

 

ее

 

тема

 

и

 

дается

 

план

Затем

 

учитель

 

в

 

соответствии

 

с

 

планом

 

излагает

 

учебный

 

материал

Учащиеся

 

основные

 

положения

 

конспектируют

Как

 

правило

в

 

лекции

 

используется

 

дополнительная

 

литература

Новейшая

 

информация

 

записывается

 

на

 

классной

 

доске

учащиеся

 

переписывают

 

ее

 

в

 

свои

 

тетради

Во

 

время

 

лекции