ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1621
Скачиваний: 18
контроль
.
Оценка
за
итоговую
тематическую
проверку
имеет
наибольшее
значение
при
вы
-
ставлении
четвертных
и
годовых
оценок
.
В
проверке
знаний
и
умений
имеются
определенные
недостатки
.
Не
всегда
для
проверки
берется
главное
содержание
темы
.
На
уроках
можно
наблюдать
нерациональное
использование
времени
на
воспроизведение
всего
параграфа
учебника
.
При
проверке
наблюдается
однообразие
применяемых
методов
без
учета
специфики
содержания
учебного
материала
.
В
младших
классах
учителя
предпочитают
устную
фронтальную
проверку
,
которая
не
дает
возможности
глубоко
проверить
знания
.
Не
всегда
учащиеся
знают
требования
к
ответу
.
4.5.
Оценка
знаний
,
умений
и
навыков
За
знания
,
умения
и
навыки
учитель
ставит
оценки
.
Они
свидетельствуют
,
в
какой
степени
учащийся
овладел
учебным
материалом
в
объеме
программы
.
Оценки
выставляются
за
устные
ответы
при
индивидуальной
проверке
,
за
выполнение
практической
работы
,
при
фронтальной
устной
проверке
за
совокупность
ответов
,
за
исправления
,
дополнения
ответов
другими
учащимися
,
за
ответы
в
процессе
беседы
при
изучении
и
закреплении
нового
материала
.
Оценки
ставятся
за
итоговые
практические
работы
,
за
работы
по
контурным
картам
,
за
выполнение
домашних
заданий
.
При
учете
знаний
любой
труд
школьника
должен
быть
оценен
.
Объективная
и
систематическая
оценка
стимулирует
работу
учащихся
,
развитие
их
познавательных
интересов
,
содействует
регулярному
выполнению
работ
.
Оценка
обязательно
комментируется
.
Полезно
,
чтобы
это
делали
и
ученики
.
К
оценке
знаний
привлекаются
и
учащиеся
.
При
выставлении
оценки
учитель
руководствуется
программой
и
ее
рубрикой
«
Требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
».
Проверяется
объем
,
качество
знаний
.
Устанавливается
,
весь
ли
программный
материал
усвоен
,
знает
ли
учащийся
географическую
карту
,
умеет
ли
быстро
найти
объекты
на
карте
,
правильно
показать
и
характеризовать
их
,
всеми
ли
указанными
в
программе
практическими
умениями
и
навыками
владеет
.
При
ответе
учитель
определяет
,
все
ли
изложил
ученик
,
сколько
ошибок
было
,
какие
это
были
ошибки
,
как
были
показаны
объекты
на
карте
,
в
чем
допущена
ошибка
при
показе
,
какие
были
сделаны
неточности
,
правильно
ли
понят
учебный
материал
,
знает
ли
ученик
определение
понятий
,
умеет
ли
объяснять
связи
и
зависимости
,
причины
географических
явлений
,
дословно
пересказывает
материал
или
переосмыслил
его
,
умеет
ли
выделять
главное
,
оперировать
знаниями
,
применять
их
для
объяснения
новых
фактов
,
событий
,
логично
,
последовательно
излагать
материал
.
Проверяется
прочность
,
систематич
-
ность
,
глубина
и
действенность
знаний
,
оценивается
форма
их
выражения
.
Учитель
учитывает
,
насколько
связно
,
кратко
и
уверенно
учащийся
излагает
материал
,
нуждается
ли
он
в
на
-
водящих
вопросах
,
подсказках
.
При
выполнении
письменных
работ
проверяется
не
только
качество
ответа
,
но
и
грамотность
написания
.
При
оценке
учитель
должен
кратко
отметить
,
в
чем
положительные
и
отрицательные
стороны
ответа
,
указать
,
на
что
надо
обратить
внимание
.-
Знания
,
умения
,
навыки
оценивались
в
течение
длительного
периода
по
пятибалльной
системе
.
В
географии
не
было
жестких
критериев
оценки
,
как
по
языкам
и
математике
.
Оценка
«5»
ставилась
,
если
ученик
безукоризненно
знает
учебный
материал
не
только
предыдущего
урока
,
но
и
ранее
изученного
,
правильно
объясняет
факты
,
самостоятельно
делает
обобщения
и
выводы
,
умеет
доказать
теоретические
положения
примерами
,
уверенно
и
последовательно
отвечает
на
дополнительные
вопросы
,
обнаруживает
самостоятельность
суждений
дает
правильные
формулировки
и
определения
понятий
и
закономерностей
,
понимает
их
,
знает
хорошо
карту
,
умеет
читать
географическую
карту
,
может
давать
по
ней
характеристику
изучаемых
объектов
,
умеет
самостоятельно
составлять
графики
и
диаграммы
,
правильно
,
аккуратно
наносить
географические
объекты
на
контурную
карту
,
проводить
наблюдения
.
Оценка
«4»
ставилась
,-
если
знания
удовлетворяют
тем
же
требованиям
,
что
и
для
«5»,
но
ученик
допускает
единичные
неточности
в
изложении
материала
и
может
их
исправить
по
дополнительным
вопросам
,
излагает
материал
только
в
формулировках
учебника
,
но
при
ответе
на
конкретные
вопросы
обнаруживается
его
понимание
,
допускает
незначительные
ошибки
в
чтении
карты
,
единичные
неточности
при
выполнении
практических
работ
,
проведении
наблюдений
и
обработке
результатов
. .
Оценка
«3»
ставилась
,
если
ученик
знает
и
понимает
основной
программный
материал
,
но
допускает
две
или
три
ошибки
,
из
них
не
более
одной
грубой
,
обнаруживает
недостаточное
понимание
учебного
материала
,
не
умеет
характеризовать
объекты
по
карте
,
хотя
умеет
их
показывать
,
делает
ошибки
при
заполнении
контурной
карты
,
без
помощи
учителя
не
может
проводить
наблюдение
.
Оценка
«2»
ставилась
,
если
ученик
не
понимает
и
не
знает
значительной
части
материала
,
делает
грубые
ошибки
и
не
может
их
исправить
,
не
умеет
показывать
объекты
на
карте
и
давать
их
характеристику
,
не
понимает
условных
знаков
,
выполняет
небрежно
работу
на
контурной
карте
,
допускает
ошибки
.
С
2002/03
учебного
года
в
школах
Республики
Беларусь
введена
10-
балльная
система
оценки
знаний
,
умений
и
навыков
по
всем
предметам
,
в
том
числе
и
по
географии
.
Она
направлена
на
повышение
объективности
оценки
учебных
достижений
школьников
и
учет
индивидуальных
особенностей
обучаемых
.
Количественное
выражение
оценки
учебно
-
познавательной
деятельности
школьников
в
баллах
может
быть
представлено
следующим
образом
(
табл
. 1).
Таблица
1
Оценки
учебно
-
познавательной
деятельности
школьников
Словесная
характеристика
Выражение
в
баллах
Неудовлетворительно
0
почти
удовлетворительно
1-2
удовлетворительно
3
весьма
удовлетворительно
4
почти
хорошо
5
хорошо
6
очень
хорошо
7
почти
отлично
8
отлично
9
превосходно
10
При
10-
балльной
системе
оценки
знаний
и
умений
различают
5
уровней
учебных
достижений
учащихся
:
низкий
(
рецептивный
),
удовлетворительный
(
рецептивно
-
репродуктив
-
ный
),
средний
(
репродуктивно
-
продуктивный
),
достаточный
(
продуктивный
),
высокий
(
продуктивный
,
творческий
) (
табл
. 2).
Оценка
уровней
достижений
учащихся
Таблица
2
Уровни
учебных
достижений
учащихся
Уровни
усвоения
учебного
материала
Баллы
Низкий
(
рецептивный
)
Узнавание
1-2
Удовлетворительный
(
рецептивно
-
репродуктивный
)
Неосознанное
воспроизведение
3-4
Средний
(
репродуктивно
-
продуктивный
)
Воспроизведение
на
уровне
понимания
5-6
Достаточный
(
продуктивный
)
Применение
знаний
в
знакомой
ситуации
7-8
Высокий
(
продуктивный
,
творческий
)
Применение
знаний
в
незнакомой
ситуации
9-10
1.
Низкий
(
рецептивный
)
уровень
.
Характеризуется
узнаванием
и
распознаванием
отдельных
известных
географических
терминов
,
понятий
и
фактов
.
Восприятие
учебного
мате
-
риала
неэмоциональное
и
упрощенное
,
осознается
значимость
Материала
в
пределах
одного
вопроса
параграфа
.
У
учащегося
,
как
правило
,
отсутствует
интерес
к
изучению
географии
.
Оце
-
ниваетсяв
1-2
балла
2.
Удовлетворительный
(
рецептивно
-
репродуктивный
)
уровень
.
Характеризуется
неполным
,
фрагментарным
воспроизведением
географического
материала
на
уровне
памяти
актуализацией
несущественных
деталей
при
невнимании
к
содержательным
параметрам
.
Наблюдается
ситуативное
проявление
ответственности
,
самокритичности
,
самостоятельности
,
попытки
к
осмыслению
учебных
действий
.
Оценивается
в
3—4
балла
.
3.
Средний
(
репродуктивно
-
продуктивный
)
уровень
.
Характеризуется
осознанным
пониманием
обучающимися
причинно
-
следственных
связей
между
отдельными
элементами
воспроизводимого
географического
материала
.
Учебная
деятельность
носит
репродуктивный
и
частично
продуктивный
характер
,
материал
усваивается
на
уровне
воспроизведения
и
понимания
,
осуществляется
описание
и
анализ
действий
с
объектом
изучения
.
Проявляется
самостоятельность
и
последовательность
действий
по
четко
обозначенным
правилам
.
Уровень
оценивается
в
5—6
баллов
.
4.
Достаточный
(
продуктивный
)
уровень
.
Характеризуется
применением
типологического
подхода
(
т
.
е
.
действия
по
образцу
)
в
изучении
географии
.
Учебная
деятельность
носит
продуктивный
характер
и
предполагает
высокую
степень
осмысления
знаний
,
осознанность
их
связей
в
пределах
раздела
или
курса
,
умения
объяснять
,
соотносить
,
составлять
,
характеризовать
,
сравнивать
,
структурировать
,
моделировать
,
анализировать
,
описывать
изучаемые
объекты
.
Учащийся
стремится
выстраивать
оценочные
суждения
и
умозаключения
.
Наличие
определенного
опыта
творческой
деятельности
;
проявление
добросовестности
,
ответственности
,
самооценки
,
рефлексии
и
т
.
п
.
Уровень
оценивается
в
7—8
баллов
.
5.
Высокий
(
продуктивный
,
творческий
)
уровень
.
Характеризуется
целостностью
учебной
деятельности
.
Учащийся
умеет
осознанно
и
оперативно
трансформировать
полученные
знания
для
решения
проблем
в
нестандартных
ситуациях
,
доказывать
и
обосновывать
свою
позицию
,
понимает
мировоззренческое
значение
изучаемого
объекта
,
владеет
приемами
научного
исследования
.
Свободно
оперирует
программным
материалом
,
в
том
числе
различной
степени
сложности
.
Учащегося
отличают
высокая
степень
самостоятельности
и
творческое
отношение
к
осмыслению
географических
фактов
,
понятий
,
теорий
и
тому
подобное
на
уровне
проблематики
,
т
.
е
.
многостороннее
и
глобальное
видение
географических
проблем
и
путей
их
решения
.
Уровень
оценивается
в
9—10
баллов
.
Четвертные
оценки
определяются
на
основе
разовых
,
но
не
могут
быть
среднеарифметическими
.
Из
всех
оценок
при
выставлении
четвертной
имеют
наибольшее
значение
оценки
за
индивидуальную
устную
и
письменную
проверку
,
особенно
Й
РНКИ
по
тематическому
контролю
знаний
и
умений
.
Все
дру
-
3
Р
пиенки
имеют
корректирующее
значение
.
Если
более
поздние
проверки
показали
,
что
учащиеся
восполнили
пробелы
,
учитель
должен
это
учесть
.
Если
пробелы
не
ликвидированы
,
четвертная
оценка
не
может
быть
выше
текущей
.
При
выставлении
итоговых
оценок
(
четвертных
и
годовой
)
учитывается
овладение
знаниями
,
умениями
и
навыками
к
моменту
аттестации
.
Без
систематической
проверки
и
объективной
оценки
знаний
и
умений
невозможно
добиться
успеха
в
обучении
и
ответственности
учащихся
за
качество
учебы
.
4.6.
Использование
идей
В
.
Ф
.
Шаталова
в
обучении
географии
Один
из
существенных
недостатков
традиционного
обучения
—
отсутствие
возможности
ежеурочно
контролировать
знания
каждого
ученика
.
На
обычном
уроке
учитель
может
опросить
5—8
учеников
.
Учитель
не
знает
,
каков
уровень
знаний
учащихся
в
классе
в
целом
.
Так
как
контроль
эпизодический
,
учащиеся
работают
не
систематически
.
В
результате
возникают
пробелы
в
знаниях
,
что
ведет
к
нарастанию
трудностей
,
угасает
интерес
к
учебе
.
Указанные
недостатки
ликвидируются
в
системе
методов
иприемов
,
разработанных
В
.
Ф
.
Шаталовым
.
Согласно
его
методике
знания
учащихся
проверяются
на
каждом
уроке
,
новый
учебный
материал
неоднократно
повторяется
,
следовательно
,
лучше
запоминается
.
Учебный
материал
излагается
крупными
частями
(1—3
параграфа
),
что
дает
возможность
освободить
время
для
практических
и
самостоятельных
работ
.
В
течение
всего
урока
учащиеся
работают
,
не
возникает
проблемы
дисциплины
.
Если
учащийся
не
отчитался
за
определенный
вид
Работы
или
пропустил
урок
,
он
должен
восполнить
пробелы
.
На
первом
же
уроке
учитель
знакомит
с
требованиями
новой
методики
обучения
.
Он
вначале
излагает
материал
детально
,
затем
повторно
,
используя
при
этом
графический
конспект
(.
лист
опорных
сигналов
).
Он
оформляется
в
виде
демонстрационного
пособия
.
Лист
опорных
сигналов
(
ЛОС
) —
краткое
,
логическое
,
графическое
выражение
учебного
материала
,
состоящее
из
нескольких
блоков
.
В
нем
не
должно
быть
деталей
частностей
.
При
повторном
рассказе
отсутствуют
детали
,
дополнительный
материал
напоминается
одним
-
двумя
словами
.
Самые
сложные
,
наиболее
важные
положения
объясняются
трижды
.
В
младших
классах
практикуется
хоровое
заучивание
определений
некоторых
понятий
и
терминов
непосредственно
в
классе
.
После
объяснения
учителя
ЛОС
записывается
учениками
в
рабочих
тетрадях
по
географии
.
Учитель
дает
рекомендации
по
подготовке
домашнего
задания
.
Рекомендации
таковы
:
прочитать
параграфы
учебника
;
сопоставить
учебный
материал
с
ЛОС
(
с
обязательным
применением
атласа
);
пересказать
материал
,
используя
ЛОС
;
попробовать
воспроизвести
ЛОС
по
памяти
;
заняться
другим
делом
и
через
некоторое
время
еще
раз
по
памяти
воспроизвести
конспект
.
Второй
урок
начинается
с
того
,
что
школьники
по
памяти
воспроизводят
конспект
-
схему
первого
урока
в
контрольных
тетрадях
.
Тетради
учитель
хранит
в
кабинете
,
а
перед
началом
урока
их
раздают
дежурные
.
Письменная
проверка
занимает
5—7
мин
.
Учитель
во
время
фронтальной
письменной
проверки
или
наблюдает
за
работой
класса
,
или
ведет
тихий
опрос
у
карты
.
По
истечении
отведенного
времени
учитель
вызывает
ученика
к
доске
для
устного
ответа
по
Л
ОС
.
Это
сигнал
к
сдаче
тетрадей
.
Учитель
не
задает
вопросы
,
на
которые
ученики
должны
отвечать
у
доски
.
Он
объяснил
порядок
ответов
на
предыдущем
уроке
.
ЛОС
разделен
на
отдельные
смысловые
блоки
.
Ученики
знают
,
что
один
из
них
будет
рассказывать
содержание
первого
блока
,
следующий
—
второго
блока
и
т
.
д
.
На
каждом
уроке
устно
отвечают
3—4
ученика
.
ЛОС
исключает
паузы
при
ответах
,
облегчает
воспроизведение
изученного
материала
,
содействует
логичному
ответу
.
Обогащается
словарный
запас
школьника
.
Во
время
ответа
отвечающего
не
прерывают
,
дают
возможность
полностью
изложить
учебный
материал
.
Все
другие
ученики
обязательно
внимательно
слушают
,
после
ответа
они
будут
дополнять
,
уточнять
ответ
,
исправлять
ошибки
,
которые
хорошо
регистрируются
по
графическому
конспекту
.
Дается
установка
:
если
ошибки
в
ответе
исправляют
сами
ученики
,
то
оценка
отвечающему
снижается
не
настолько
,
как
если
бы
эту
ошибку
исправил
учитель
,
что
воспитывает
чувство
коллективизма
.
За
дополнение
,
уточнение
ученики
также
поощряются
оценками
.
Поэтому
во
время
проверки
учителю
редко
приходится
уточнять
и
исправлять
ответ
,
это
делают
сами
ученики
,
что
содействует
более
прочному
усвоению
материала
.
Таким
об
-
разом
,
на
каждом
уроке
ведется
проверка
фронтальная
письменная
и
устная
индивидуальная
.
Знания
,
следовательно
,
неоднократно
повторяются
,
что
содействует
их
прочному
за
-
поминанию
.
Во
время
индивидуальной
устной
проверки
ведется
проверка
письменных
работ
.
Это
делает
учитель
,
просматривая
тетради
,
или
проверку
осуществляют
ученики
в
порядке
очередности
,
что
дает
возможность
проверяющему
увидеть
работы
своих
товарищей
.
При
этом
проверяющие
ученики
самостоятельно
оценивают
письменные
работы
.
Контроль
за
объективностью
оценки
ведет
учитель
.
По
результатам
проверки
письменных
работ
учитель
дает
обязательный
комментарий
,
указывает
достижения
,
типичные
ошибки
и
пути
их
устранения
.
После
изучения
таким
образом
всей
темы
следуют
уроки
обобщения
и
систематизации
и
уроки
тематического
учета
знаний
.
Перед
изучением
темы
в
классе
на
видном
месте
вывеши
-
ваются
вопросы
,
ответы
на
которые
ученики
должны
знать
в
результате
изучения
темы
.
На
уроке
обобщения
и
систематизации
знаний
учитель
сам
дает
краткие
ответы
на
указанные
вопросы
.
На
следующих
2—3
уроках
ведется
проверка
знаний
по
теме
.
Каждый
ученик
отчитывается
за
тему
.
Выполняются
итоговые
практические
работы
.
Оценка
по
теме
—
основная
при
выставлении
итоговых
оценок
.
Оценки
за
письменные
и
устные
ответы
,
за
практические
работы
,
за
знания
карты
,
за
учет
знаний
по
всей
теме
выставляют
в
так
называемый
общеклассный
экран
успеваемости
или
лист
открытого
учета
знаний
.
В
экране
успеваемости
указываются
фамилии
учеников
,
номера
Л
ОС
,
устные
ответы
,
практические
работы
,
номенклатура
.
Каждый
ученик
имеет
точно
такой
же
индивидуальный
листок
учета
.
Оцениваются
.
Все
виды
работ
.
Если
ученик
пропустил
урок
или
не
был
готов
к
нему
,
в
экране
успеваемости
оценку
не
выставляют
,
дают
возможность
ликвидировать
пробел
и
отчитаться
за
работу
,
получив
соответствующую
оценку
.
Ученик
имеет
возможность
повысить
уже
имеющуюся
оценку
.
Для
этого
должен
быть
график
пересдачи
не
удовлетворяющих
ученика
оценок
.
Дается
следующая
установка
:
если
у
ученика
все
оценки
«4»
и
«5»
и
хотя
бы
одна
пустая
клетка
в
экране
успеваемости
не
будет
заполнена
,
т
.
е
.
ученик
не
отчитается
,
то
за
четверть
—
оценка
«3».
Об
этом
ученик
и
его
родители
предупреждаются
в
начале
учебного
года
.
В
первой
четверти
учитель
реализует
это
требование
.
По
методике
В
.
Ф
.
Шаталова
,
самое
важное
—
разработка
графических
конспектов
.
В
них
раскрываются
не
только
основное
содержание
учебного
материала
,
но
указываются
методы
и
приемы
его
изучения
.
Эта
методика
нацеливает
на
изучение
главного
,
основного
в
учебном
материале
.
Идет
живое
общение
учителя
и
ученика
.
Эта
методика
в
основном
направлена
на
воспроизводящее
обучение
,
а
не
на
самостоятельное
добывание
знаний
.
Она
не
в
полной
мере
содействует
развитию
познавательных
способностей
детей
и
реализации
идей
развивающего
обучения
.
Но
вместе
с
тем
даются
прочные
систематические
знания
.
Школьники
учатся
логически
мыслить
и
связно
излагать
учебный
материал
,
непрерывно
обогащается
их
словарный
запас
,
устная
и
письменная
речь
.
5.
СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
ГЕОГРАФИИ
И
МЕТОДИКА
РАБОТЫ
С
НИМИ
5.1.
Устные
средства
обучения
Устные
средства
обучения
имеют
ведущее
значение
.
Без
живого
слова
не
бывает
урока
.
Слово
—
один
из
основных
источников
информации
.
Работа
с
любым
источником
знаний
сопровождается
словом
.
Посредством
словесного
изложения
учитель
формирует
знания
школьников
.
Устные
средства
не
могут
решить
всех
задач
обучения
(
например
,
нельзя
сформи
-
ровать
умения
и
навыки
,
которые
вырабатываются
в
результате
многократных
упражнений
,
самостоятельной
деятельности
школьников
).
К
методам
устного
изложения
относятся
рассказ
,
объяснение
,
лекция
.
С
помощью
рассказа
(
описательного
рассказа
)
формируются
эмпирические
знания
.
Рассказ
—
это
живое
и
образное
изложение
вопроса
учителем
.
Одно
из
главных
назначений
рассказа
—
нарисовать
красочный
,
яркий
словесный
образ
географического
объекта
и
явления
,
дать
их
описание
,
изложить
фактический
материал
по
определенной
теме
(
например
,
о
пу
-
тешествии
экспедиции
Магеллана
).
В
результате
рассказа
учащиеся
должны
получить
представление
о
географических
объектах
,
явлениях
,
территориях
,
странах
.
При
таком
описа
-
нии
вначале
даются
общие
контуры
объекта
,
территории
,
затем
характеризуются
их
детали
,
частности
.
Рассказ
должен
быть
занимательным
,
интересным
,
логичным
,
последовательным
,
не
перегружен
фактами
,
деталями
,
должен
активизировать
внимание
школьников
,
быть
доступным
по
содержанию
и
популярным
.
Ведется
своими
словами
,
описание
желательно
давать
устами
очевидца
.
Для
этого
учитель
тщательно
готовится
к
рассказу
,
знакомится
с
научно
-
популярной
,
художественной
литературой
,
просматривает
соответствующие
наглядные
пособия
,
особенно
видео
-
и
кинофильмы
.
Он
вначале
создает
красочный
образ
объекта
в
своем
сознании
,
чтобы
затем
изложить
его
словесно
.
Рассказ
не
может
быть
продолжительным
по
времени
.
Длительный
рассказ
утомляет
школьников
,
они
устают
,
внимание
ослабевает
.
Рассказ
,
как
правило
,
редко
бывает
в
чистом
виде
на
уроке
,
обычно
он
сочетается
с
беседой
,
объяснением
,
работой
с
картой
и
др
.
Объяснение
в
отличие
от
рассказа
служит
для
изложения
теоретического
материала
,
формирования
теоретических
знаний
.
Путем
объяснения
раскрывается
сущность
понятий
,
вы
-
являются
причинно
-
следственные
связи
и
зависимости
,
излагаются
закономерности
,
теории
.
Объяснение
—
это
также
живая
речь
учителя
,
его
рассказ
.
Но
в
этом
случае
такой
рассказ
на
-
зывается
объяснительным
.
Объяснение
имеет
характер
доказательства
.
Оно
должно
быть
последовательным
,
стройным
,
логичным
,
понятным
,
доступным
,
но
вместе
с
тем
научным
.
Задача
учителя
—
донести
теоретический
материал
своими
словами
до
сознания
учеников
,
сделать
сложный
и
трудный
материал
доступным
,
не
просто
изложить
,
а
раскрыть
суть
,
осо
-
бенности
,
причины
,
закономерности
.
Для
объяснения
новый
материал
разделяется
на
смысловые
части
,
затем
излагается
каждая
часть
,
особо
выделяются
с
помощью
логических
пауз
и
ударений
основные
положения
каждой
смысловой
части
.
Максимум
внимания
—
главным
вопросам
темы
.
После
устного
объяснения
подводятся
итоги
,
делаются
выводы
,
снова
акцентируется
внимание
на
основном
учебном
материале
.
Объяснение
сопровождается
работой
с
картами
,
наглядными
пособиями
.
Оно
не
должно
быть
по
продолжительности
более
2—30
мин
в
6—7-
х
классах
и
до
40
мин
в
старших
классах
.
Лекция
рассчитана
на
длительное
слушание
устной
речи
.
Ее
задача
—
научить
школьников
брать
информацию
из
устной
речи
в
течение
продолжительного
времени
,
тем
самым
подготовить
их
к
будущей
учебе
в
средних
специальных
и
высших
учебных
заведениях
.
Однако
главное
—
научиться
слушать
другого
.
Это
качество
нужно
всем
ученикам
и
в
личной
жизни
,
и
в
будущей
профессиональной
деятельности
.
Много
недоразумений
в
обществе
потому
,
что
люди
не
могут
воспринимать
,
слушать
друг
друга
,
поэтому
и
отсутствует
взаимо
-
понимание
.
Лекция
применяется
в
основном
в
старших
классах
.
Обычно
лекционным
методом
излагается
объемный
учебный
материал
,
который
нежелательно
разделять
на
два
урока
.
Это
в
основном
вводные
и
заключительные
темы
.
Лекция
должна
быть
цельной
по
содержанию
,
охватывать
относительно
завершенный
круг
вопросов
.
Рассчитана
на
35—40
мин
,
остальное
время
—
на
вопросы
учащихся
и
объяснение
домашнего
задания
.
Перед
началом
лекции
указывается
ее
тема
и
дается
план
.
Затем
учитель
в
соответствии
с
планом
излагает
учебный
материал
.
Учащиеся
основные
положения
конспектируют
.
Как
правило
,
в
лекции
используется
дополнительная
литература
.
Новейшая
информация
записывается
на
классной
доске
,
учащиеся
переписывают
ее
в
свои
тетради
.
Во
время
лекции