ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1615
Скачиваний: 18
даются
в
различной
форме
(
вопросы
на
выделение
главного
,
основных
черт
,
сравнительную
характеристику
,
обобщение
и
т
.
д
.).
Обобщающее
повторение
играет
исключительно
важную
роль
в
обучении
географии
.
Такое
повторение
чаще
всего
ведется
после
изучения
определенной
темы
,
раздела
или
части
курса
.
Оно
дает
возможность
судить
об
усвоении
изученного
материала
.
Обычно
для
этой
цели
проводятся
уроки
обобщающего
повторения
.
Такое
повторение
может
быть
и
на
других
типах
уроков
.
Для
этого
выделяется
структурная
часть
урока
.
При
обобщающем
повторении
знания
углубляются
,
обобщаются
и
приводятся
в
определенную
систему
.
Упор
делается
на
обобщение
и
систематизацию
основного
,
главного
учебного
материала
по
изученной
теме
,
второстепенные
детали
,
частности
опускаются
;
основное
внимание
сосредоточивается
на
важных
вопросах
темы
.
Ставятся
узловые
вопросы
главным
образом
обобщающего
и
группирующего
характера
.
Особенно
актуально
использование
приема
сравнения
для
выявления
сходства
и
различия
изученных
объектов
.
Повторяются
основные
факты
,
понятия
,
закономерности
,
принципы
,
причинно
-
следственные
связи
.
Происходит
классификация
изучаемых
объектов
.
Обобщающее
повторение
может
проводиться
не
только
по
отдельным
темам
,
разделам
,
но
и
по
узловым
вопросам
нескольких
тем
(
например
,
по
климату
южных
материков
).
В
конце
года
обобщающее
повторение
может
быть
организовано
и
по
тем
вопросам
школьной
географии
,
которые
относительно
хуже
Усвоены
школьниками
.
4.4.
Проверка
знаний
,
умений
и
навыков
Неотъемлемой
частью
процесса
обучения
является
проверка
и
оценка
знаний
и
умений
.
Усвоение
новых
знаний
,
овладение
приемами
учебной
работы
,
выработка
умений
подлежат
систематическому
контролю
со
стороны
учителя
.
Проверку
знаний
необходимо
проводить
постоянно
,
охватывая
при
этом
значительное
число
учащихся
или
весь
класс
в
целом
.
Систематическая
проверка
оказывает
большое
влияние
на
учащихся
в
плане
воспитания
добросовестности
,
трудолюбия
,
ритмичности
в
работе
.
Без
регулярной
проверки
невозможно
добиться
успеха
в
воспитании
ответственности
учащегося
за
качество
учебы
.
Для
учителя
благодаря
проверке
создается
обратная
связь
с
учеником
.
По
результатам
проверки
учитель
может
оценить
правильность
выбора
методов
,
форм
,
средств
и
приемов
обу
-
чения
,
корректировать
учебную
работу
,
выявлять
пробелы
в
знаниях
,
ликвидировать
их
.
Проверка
имеет
и
обучающее
значение
.
Знания
не
только
воспроизводятся
и
повторяются
,
но
и
закрепляются
,
систематизируются
,
совершенствуются
и
углубляются
.
Проверка
дает
возможность
изучить
индивидуальные
особенности
школьников
,
выявить
их
сильные
и
слабые
стороны
,
уровень
развития
мышления
,
самостоятельность
.
Проверка
знаний
должна
вестись
в
соответствии
с
программой
,
ее
рубрикой
«
Требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
».
Программа
определяет
максимум
и
минимум
знаний
.
В
ней
указаны
объекты
проверки
,
тот
учебный
материал
,
который
должен
быть
усвоен
школьниками
.
Проверке
подлежат
не
только
знания
,
но
и
умения
и
навыки
,
приемы
учебной
работы
.
Учащиеся
не
только
должны
уметь
выполнять
действия
,
но
и
сознавать
систему
действий
,
устно
перечислять
порядок
действий
,
уметь
практически
пользоваться
им
.
Для
этой
цели
служат
итоговые
практические
работы
.
Основными
объектами
проверки
являются
знание
понятий
,
закономерностей
,
причинно
-
следственных
связей
и
зависимостей
,
основного
фактического
материала
,
карты
;
умения
применять
знания
на
практике
и
самостоятельно
приобретать
новые
знания
.
Проверяется
правильность
произношения
и
написания
учащимися
географических
названий
и
терминов
.
В
случае
письменной
проверки
обращается
внимание
на
грамотность
.
При
роке
выявляется
усвоение
признаков
и
свойств
изучаемых
проектов
и
явлений
,
наличие
представлений
о
них
.
Особо
следует
выделить
значимость
проверки
знания
географической
карты
,
умение
учащихся
быстро
находить
и
правильно
покатать
"
нужные
объекты
,
давать
им
соответствующее
словесное
описание
,
характеристику
.
Проверка
показывает
наличие
у
учащихся
системы
знаний
,
степень
и
глубину
понимания
основных
положений
курса
и
овладение
умениями
и
навыками
.
Проверку
нужно
проводить
по
всем
темам
программы
,
по
возможности
определяя
знания
каждого
ученика
.
Обычно
на
каждом
уроке
выявляется
качество
усвоения
вновь
изученного
и
ранее
пройденного
материала
,
проверяются
также
умения
и
навыки
.
Важно
воспроизводить
знания
тех
вопросов
программы
,
которые
служат
основой
для
усвоения
нового
.
Таким
образом
,
одной
из
целей
проверки
является
подготовка
учащихся
к
изучению
новых
тем
программы
,
успешное
усвоение
которых
зависит
от
правильности
понимания
материала
предыдущих
уроков
.
При
проверке
знаний
взаимодействуют
четыре
компонента
.
Учитель
отбирает
материал
для
проверки
в
соответствии
с
программой
,
разрабатывает
систему
вопросов
и
заданий
,
подбирает
необходимые
пособия
и
средства
обучения
,
заблаговременно
планирует
,
знания
и
умения
каких
учащихся
будут
проверены
,
определяет
методы
и
формы
проверки
.
Во
время
проверки
учитель
обязан
внимательно
анализировать
ответы
,
отмечать
положительные
и
отрицательные
стороны
ответа
,
объявлять
оценку
отвечающему
и
всему
классу
,
коммен
-
тировать
ответ
,
указывать
,
почему
поставлена
та
или
иная
оценка
.
Учитель
объясняет
критерии
оценок
,
чтобы
ученики
знали
,
при
каких
условиях
ставится
та
или
иная
оценка
.
Учащиеся
контролируют
отвечающего
,
дополняют
ответ
.
Можно
предложить
учащимся
комментировать
ответ
.
Необходимо
использовать
различную
наглядность
и
учитывать
уровень
развития
самостоятельности
школьника
.
На
репродуктивном
уровне
проверка
проводится
с
помощью
пособий
,
которые
использовались
при
изучении
данного
материала
.
Если
же
ставится
цель
проверить
самостоятельность
применения
знаний
учащихся
в
новых
условиях
,
выбираются
новые
пособия
.
Проверка
знаний
ведется
различными
методами
и
приемами
-
Различают
устную
и
письменную
проверки
.
Эти
проверки
могут
быть
в
двух
основных
формах
:
индивидуальной
и
фронтальной
(
рис
. 7)
Рис
. 7.
Методы
и
виды
проверки
знаний
и
умений
Устная
индивидуальная
проверка
(
индивидуальный
опрос
).
Такая
проверка
дает
возможность
основательно
проверить
наиболее
усвоенный
материал
,
выявить
прочность
,
со
-
знательность
,
систематичность
знаний
.
Она
содействует
развитию
устной
речи
.
Учащиеся
самостоятельно
конструируют
ответ
и
излагают
его
.
Однако
это
требует
много
времени
,
вы
-
являются
знания
немногих
учащихся
.
Для
этой
проверки
учитель
разрабатывает
несколько
вопросов
.
Вопросы
должны
охватывать
определенную
смысловую
часть
учебного
материала
,
достаточно
объемную
,
чтобы
можно
было
дать
развернутый
ответ
.
Вопросы
могут
быть
на
воспроизведение
ранее
изученного
,
доказательство
,
оценку
,
обоснование
,
выявление
причинно
-
следственных
связей
,
сравнение
,
типологию
объектов
.
Вопрос
должен
быть
ясным
,
точным
,
понятным
,
конкретным
,
т
.
е
.
таким
,
чтобы
на
него
не
могли
быть
даны
различные
ответы
.
Вопрос
ставится
всему
классу
.
Для
ответа
вызывается
ученик
к
доске
или
к
стенной
карте
.
Во
время
ответа
не
следует
перебивать
учащегося
,
нужно
дать
возможность
полностью
выска
заться
.
Прерывать
можно
,
если
ученик
делает
грубые
ошибки
или
отвечает
не
по
существу
вопроса
.
Весь
класс
должен
внимательно
следить
за
ответом
.
Чтобы
активизировать
учеников
,
можно
предложить
учащимся
исправлять
ошибки
,
дополнять
ответ
,
комментировать
его
,
за
что
поощрять
активных
учеников
соответствующими
оценками
.
В
случае
наличия
небольших
ошибок
или
пропусков
после
ответа
должны
быть
сделаны
дополнения
и
исправления
или
самим
отвечающим
,
или
другими
учащимися
.
Учитель
с
помощью
наводящих
вопросов
пытается
помочь
школьнику
найти
"
ошибку
и
исправить
ее
.
Когда
наводящие
вопросы
не
помогают
,
вызываются
другие
учащиеся
.
После
того
как
опрашиваемый
ученик
дал
ответ
на
поставленный
основной
вопрос
,
исправил
и
дополнил
его
,
выясняется
глубина
понимания
учебного
материала
(
установление
причин
и
следствий
,
взаимосвязей
и
зависимостей
между
географическими
объектами
и
явлениями
,
выделение
главного
).
Иногда
могут
быть
заданы
небольшие
по
объему
вопросы
,
рассчитанные
на
краткий
ответ
по
пройденному
ранее
материалу
.
Желательно
,
чтобы
такие
вопросы
были
связаны
с
основным
проверяемым
материалом
.
В
постановке
дополнительных
вопросов
отвечающему
могут
принимать
участие
и
ученики
.
Опрос
сопровождается
обобщением
учителя
,
подтверждением
наиболее
важных
положений
.
Чем
полнее
и
правильнее
ответ
,
тем
меньше
обобщений
делает
учитель
,
а
при
совершенно
правильных
ответах
можно
вообще
обойтись
без
них
.
Ответ
оценивается
,
оценка
комментируется
.
Большое
внимание
при
устной
индивидуальной
проверке
уделяется
проверке
знания
карты
и
умения
работать
с
ней
,
поэтому
каждому
из
отвечающих
задаются
дополнительные
вопросы
по
карте
.
Учитель
либо
сам
указывает
соответствующее
географическое
название
(
например
: «
Покажите
на
карте
Берингов
пролив
»),
либо
предлагает
учащемуся
назвать
данный
объект
и
показать
его
местоположение
на
карте
(
например
: «
Назовите
и
покажите
на
карте
пролив
,
разделяющий
Евразию
и
Северную
Америку
»).
Эти
вопросы
позволяют
проверить
,
насколько
свободно
школьники
ориентируются
по
карте
,
правильно
ли
они
показывают
различные
объекты
(
например
,
остров
—
обводя
его
контур
,
реку
—
от
истока
к
устью
и
т
.
п
.),
правильно
ли
и
достаточно
ли
полно
они
могут
определить
словами
географическое
положение
объекта
,
назвав
соответствующие
ориентиры
,
В
качестве
дополнительных
вопросов
могут
быть
заданы
и
раз
-
личные
практические
работы
по
карте
(
например
,
определи
?!
среднюю
высоту
равнины
над
уровнем
моря
,
найти
географи
-
ческую
широту
и
долготу
места
и
т
.
п
.).
Устную
индивидуальную
проверку
можно
проводить
и
различным
наглядным
пособиям
:
моделям
,
учебным
стенным
картинам
,
натуральным
пособиям
.
Используются
они
в
двух
направлениях
.
Во
-
первых
,
учащиеся
должны
сопровождав
устный
ответ
показом
предметов
на
наглядных
пособиях
Во
-
вторых
,
можно
проводить
устный
опрос
непосредственно
]
по
пособиям
(
например
,
учитель
предлагает
по
схемам
объяснить
образование
порогов
и
водопадов
).
Если
вопрос
требует
только
воспроизведения
в
ответе
материала
учебника
,
то
мышление
ученика
мало
активно
.
В
целях
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся
индивидуальную
устную
проверку
необходимо
строить
так
,
чтобы
она
требовала
от
учеников
самостоятельности
и
творческого
!
подхода
в
ответах
.
Этого
можно
достигнуть
,
если
вопросы
формулировать
иначе
,
чем
на
предшествующих
уроках
,
если
задавать
вопросы
,
требующие
от
учеников
не
только
описаний
и
объяснений
,
но
и
доказательств
,
предположений
,
если
пред
-
лагать
занимательные
задачи
и
проблемные
вопросы
.
Устная
индивидуальная
проверка
может
сочетаться
с
практической
проверкой
учащихся
.
В
этом
случае
учитель
проверяет
умения
учащихся
выполнить
какие
-
либо
практические
работы
с
инструментами
и
приборами
(
например
,
пользоваться
компасом
).
Фронтальная
устная
проверка
.
С
помощью
фронтально
»
проверки
выявляются
те
типы
знаний
и
умений
,
которые
могут
быть
выражены
кратко
.
Проверяемый
материал
разбива
ется
на
смысловые
части
и
по
каждой
части
разрабатываются
!
вопросы
,
которые
должны
быть
поставлены
в
логической
последовательности
.
Не
следует
требовать
развернутых
ответов
—
одно
,
два
предложения
.
Вопросы
ставятся
всему
классу
,
для
ответа
вызываются
ученики
с
места
.
Содержанием
фронтальной
проверки
могут
быть
указания
характерных
признаков
географических
объектов
и
явлений
!
различные
перечни
,
определения
,
сравнения
,
примеры
,
краткие
объяснения
причин
явлений
,
решение
задач
.
Например
,
при
1
проведении
фронтальной
проверки
в
начальном
курсе
географии
по
теме
«
Работа
текучих
вод
»
учитель
может
поставить
следующие
вопросы
.
1.
Какими
по
времени
действия
бывают
водные
потоки
?
2.
Как
воздействуют
текучие
воды
на
горные
породы
?
3.
От
чего
зависит
работа
водных
потоков
?
4.
Какое
влияние
на
почву
оказывают
ливневые
и
талые
вод
?
5.
Как
изменяется
рельеф
под
влиянием
поверхностного
смыва
?
6.
Какой
вред
причиняют
хозяйству
овраги
.
7.
Какие
водные
потоки
относятся
к
постоянным
?
8.
Как
называются
линейно
-
вытянутые
понижения
,
вырабатываемые
реками
?
9.
Какую
важную
работу
кроме
размыва
выполняют
реки
?
10.
Какие
формы
рельефа
образуют
реки
в
результате
отложения
наносов
?
11.
Почему
в
русле
реки
возникают
неровности
в
виде
уступов
!
12.
Как
называются
сравнительно
отлогие
уступы
?
13.
Что
называют
водопадом
?
14.
Где
находится
самый
высокий
водопад
мира
?
Как
он
называется
?
15.
Какие
еще
крупные
водопады
вы
знаете
?
16.
Какие
воды
называются
подземными
?
17.
Какое
явление
вызывают
грунтовые
воды
на
берегах
рек
,
озер
,
морей
?
18.
Каким
образом
ведется
борьба
с
оползнями
?
19.
Что
происходит
при
воздействии
воды
на
известняки
,
доломиты
,
соли
?
20.
Как
это
выражается
в
рельефе
?
21.
Как
называется
такой
рельеф
?
22.
Укажите
формы
рельефа
,
образующиеся
в
результате
деятельности
текучих
вод
.
Фронтальная
проверка
удобна
и
для
выяснения
знания
географической
карты
.
При
этом
учитель
может
предложить
«
путешествие
по
карте
»,
т
.
е
.
классу
задается
маршрут
по
карте
(
на
-
пример
,
водным
путем
проехать
из
Минска
на
Дальний
Восток
,
огибая
Юго
-
Восточную
Азию
).
Для
показа
на
карте
расположенных
на
этом
маршруте
объектов
и
словесной
характеристики
их
географического
положения
вызываются
один
за
другим
учащиеся
.
Метод
устного
фронтального
опроса
может
быть
применен
с
целью
установления
логической
связи
между
новым
материалом
и
ранее
пройденным
,
с
целью
повторения
,
закреп
-
ления
.
Фронтальная
проверка
дает
возможность
вовлечь
в
работу
в
есь
класс
,
проверить
знания
гораздо
большего
количества
учащихся
в
сравнении
с
индивидуальной
проверкой
.
Однако
она
не
позволяет
выявить
систематичность
и
глубину
знаний
I
Оценка
ставится
за
отрывочные
знания
и
выставляется
после
всей
проверки
.
Письменная
фронтальная
проверка
дает
возможность
оценить
работу
всего
класса
,
выявить
качество
знаний
и
умений
каждого
ученика
в
отдельности
,
содействует
развитию
пись
-
менной
речи
учащихся
,
учит
логически
стройно
излагать
учебный
материал
.
Работы
проверяются
и
оцениваются
учителем
.
Подводятся
итоги
,
указываются
типичные
ошибки
,
достижения
отдельных
учащихся
.
Оценка
за
работу
—
одна
из
основных
при
оценке
знаний
за
четверть
наряду
с
оценкой
за
индивидуальный
устный
ответ
.
Письменная
фронтальная
проверка
может
быть
в
виде
географического
диктанта
.
Учитель
разрабатывает
систему
контрольных
вопросов
.
Он
диктует
вопросы
,
учащиеся
ставят
порядковый
номер
вопроса
и
пишут
ответ
.
На
проверку
отводится
10—15
мин
.
Картографический
диктант
служит
для
проверки
знания
'
карты
.
Поверка
усвоения
номенклатуры
ведется
по
контурным
;
картам
.
Учитель
называет
географический
объект
,
учащиеся
проставляют
на
контурной
карте
порядковый
номер
или
обозначают
и
подписывают
объект
.
Обычно
такой
диктант
используется
,
если
изученный
материал
содержит
много
географической
номенклатуры
.
Топографический
диктант
служит
для
проверки
понимания
и
знания
плана
местности
,
умения
пользоваться
масштабом
,
проверки
знания
условных
знаков
,
умения
изображать
направления
и
расстояния
на
чертеже
.
Учитель
медленно
читает
текст
(
текст
может
быть
записан
на
доске
),
учащиеся
по
тексту
составляют
план
местности
или
маршрута
.
Продолжительность
контрольного
топографического
диктанта
не
должна
превышать
10—15
мин
.
Содержание
диктанта
может
быть
самым
разнообразным
,
в
том
числе
и
в
занимательной
форме
.
Масштаб
изображения
определяет
учитель
.
Анализ
выполненного
диктанта
дает
основание
учителю
не
только
оценить
работу
каждого
ученика
,
но
и
сделать
вывод
,
как
учащиеся
умеют
ориентироваться
,
пользоваться
топографическими
знаками
и
масштабом
.
Это
также
средство
самоконтроля
работы
учители
Письменная
фронтальная
проверка
может
быть
и
по
вариантам
.
Учитель
разрабатывает
два
-
три
варианта
,
приблизительно
одинаковые
по
сложности
,
направленные
на
выявление
теоретических
знаний
.
Учащиеся
выполняют
задания
в
отведенное
время
.
Для
проверки
могут
даваться
итоговые
практические
работы
.
Это
практическая
проверка
.
В
современной
школе
получила
широкое
распространение
тестовая
форма
проверки
знаний
.
Тестовые
задания
различны
по
форме
,
содержанию
и
назначению
.
Большинство
из
них
имеет
закрытую
форму
(
отвечающий
выбирает
из
нескольких
предложенных
ответов
только
один
).
Закрытые
тестовые
задания
имеют
важное
обучающее
значение
,
поэтому
широко
применяются
в
учебном
процессе
.
Они
дают
возможность
проверить
прочность
и
систематичность
знаний
и
умений
учащихся
.
Имеется
также
и
открытая
форма
заданий
,
в
которой
готовые
ответы
отсутствуют
.
Ученик
должен
сам
сформулировать
ответ
и
написать
его
в
специально
отведенном
месте
.
Указанная
форма
тестов
содействует
развитию
речи
(
учащиеся
самостоятельно
конструируют
и
записывают
ответ
),
прочному
усвоению
определений
географических
понятий
,
терминов
,
причинно
-
следственных
связей
,
важнейших
закономерностей
.
Следующая
форма
тестовых
заданий
позволяет
устанавливать
соответствие
между
элементами
двух
множеств
.
Задания
этой
формы
позволяют
проверить
ассоциативные
знания
,
выявить
связи
и
зависимости
географических
объектов
и
явлений
,
их
соотношения
,
а
также
связи
между
объектами
и
их
признаками
,
между
формой
и
содержанием
.
Имеются
также
тесты
на
установление
правильной
последовательности
в
зависимости
от
величины
,
размеров
,
значимости
и
других
признаков
географических
объектов
.
Цель
заданий
—
проверка
усвоения
учащимися
правильной
последовательности
,
алгоритма
действий
.
Одним
из
наиболее
важных
преимуществ
тестовых
заданий
является
высокая
объективность
выставляемых
оценок
,
так
как
есть
возможность
точного
подсчета
числа
верных
и
неверных
ответов
.
К
числу
достоинств
тестов
относится
и
то
,
что
с
их
помощью
удается
за
короткое
время
проверить
большой
объем
учебного
материала
и
охватить
всех
учащихся
класса
.
Тесты
экономят
и
время
учителя
,
затрачиваемое
на
проверку
работ
школьников
,
так
как
поддаются
быстрой
обработке
.
Целям
проверки
знаний
учащихся
всего
класса
за
короткое
время
служит
и
программированный
контроль
.
При
такой
проверке
по
теме
разрабатываются
система
вопросов
и
варианты
готовых
ответов
.
Учащиеся
выбирают
наиболее
правильный
ответ
.
Существенный
недостаток
двух
последних
форм
проверки
,
за
исключением
открытых
тестов
)
в
том
,
что
школьники
не
составляют
сами
ответ
,
здесь
не
исключено
угадывание
,
эта
форма
оценивать
ответы
,
содействует
воспитанию
чувства
уверенности
в
объективности
оценки
.
Текущая
проверка
проводится
не
только
в
отведенную
часть
урока
,
но
и
по
ходу
изучения
нового
материала
и
его
закреплении
.
Ставятся
вопросы
по
выявлению
опорных
знаний
,
полученных
в
результате
предшествующей
подготовки
по
географии
и
другим
учебным
предметам
.
Проверяется
усвоение
нового
учебного
материала
.
Итоговая
тематическая
проверка
имеет
чрезвычайно
важное
значение
.
Она
осуществляется
после
изучения
тем
,
разделов
или
курса
в
целом
.
Обычно
такая
проверка
ведется
на
уроках
обобщающего
повторения
.
Происходит
не
только
обобщение
,
систе
-
матизация
полученных
знаний
,
но
осуществляется
контроль
за
знаниями
.
Итоговая
тематическая
проверка
может
проводиться
в
специально
отведенное
время
на
комбинированном
уроке
.
В
старших
классах
—
это
контрольно
-
зачетные
уроки
.
О
таких
уроках
заблаговременно
сообщается
учащимся
,
даются
вопросы
по
теме
.
Могут
быть
уроки
тематического
контроля
знаний
.
При
тематической
проверке
учитель
руководствуется
рубрикой
программы
«
Требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
».
Проверяется
усвоение
главного
учебного
материала
по
теме
и
умение
применять
знания
на
практике
.
Даются
задания
,
требующие
составления
схем
,
заполнения
таблиц
или
кратких
письменных
ответов
.
Итоговая
тематическая
проверка
должна
быть
фронтальной
,
охватывать
весь
класс
,
каждый
из
учащихся
получает
оценку
за
свой
учебный
труд
.
Многие
учителя
для
этой
цели
разрабатывают
систему
вопросов
и
заданий
,
выполнение
которых
занимает
немного
времени
,
но
дает
учителю
достаточную
информацию
о
знаниях
и
умениях
учащихся
в
целом
по
всем
ос
-
новным
вопросам
темы
.
Обычно
для
этой
цели
используется
программированный
и
тестовый