Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1615

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

даются

 

в

 

различной

 

форме

  (

вопросы

 

на

 

выделение

 

главного

основных

 

черт

сравнительную

 

характеристику

обобщение

 

и

 

т

д

.).

 

Обобщающее

 

повторение

 

играет

 

исключительно

 

важную

 

роль

 

в

 

обучении

 

географии

Такое

 

повторение

 

чаще

 

всего

 

ведется

 

после

 

изучения

 

определенной

 

темы

раздела

 

или

 

части

 

курса

Оно

 

дает

 

возможность

 

судить

 

об

 

усвоении

 

изученного

 

материала

Обычно

 

для

 

этой

 

цели

 

проводятся

 

уроки

 

обобщающего

 

повторения

Такое

 

повторение

 

может

 

быть

 

и

 

на

 

других

 

типах

 

уроков

Для

 

этого

 

выделяется

 

структурная

 

часть

 

урока

.

 

При

 

обобщающем

 

повторении

 

знания

 

углубляются

обобщаются

 

и

 

приводятся

 

в

 

определенную

 

систему

Упор

 

делается

 

на

 

обобщение

 

и

 

систематизацию

 

основного

главного

 

учебного

 

материала

 

по

 

изученной

 

теме

второстепенные

 

детали

частности

 

опускаются

основное

 

внимание

 

сосредоточивается

 

на

 

важных

 

вопросах

 

темы

Ставятся

 

узловые

 

вопросы

 

главным

 

образом

 

обобщающего

 

и

 

группирующего

 

характера

Особенно

 

актуально

 

использование

 

приема

 

сравнения

 

для

 

выявления

 

сходства

 

и

 

различия

 

изученных

 

объектов

Повторяются

 

основные

 

факты

понятия

закономерности

принципы

причинно

-

следственные

 

связи

Происходит

 

классификация

 

изучаемых

 

объектов

.

 

Обобщающее

 

повторение

 

может

 

проводиться

 

не

 

только

 

по

 

отдельным

 

темам

разделам

но

 

и

 

по

 

узловым

 

вопросам

 

нескольких

 

тем

 (

например

по

 

климату

 

южных

 

материков

). 

В

 

конце

 

года

 

обобщающее

 

повторение

 

может

 

быть

 

организовано

 

и

 

по

 

тем

 

вопросам

 

школьной

 

географии

которые

 

относительно

 

хуже

 

Усвоены

 

школьниками

.

  

4.4. 

Проверка

 

знаний

умений

 

и

 

навыков

 

Неотъемлемой

 

частью

 

процесса

 

обучения

 

является

 

проверка

 

и

 

оценка

 

знаний

 

и

 

умений

Усвоение

 

новых

 

знаний

овладение

 

приемами

 

учебной

 

работы

выработка

 

умений

 

подлежат

 

систематическому

 

контролю

 

со

 

стороны

 

учителя

Проверку

 

знаний

 

необходимо

 

проводить

 

постоянно

охватывая

 

при

 

этом

 

значительное

 

число

 

учащихся

 

или

 

весь

 

класс

 

в

 

целом

.

 

Систематическая

 

проверка

 

оказывает

 

большое

 

влияние

 

на

 

учащихся

 

в

 

плане

 

воспитания

 

добросовестности

трудолюбия

ритмичности

 

в

 

работе

Без

 

регулярной

 

проверки

 

невозможно

 

добиться

 

успеха

 

в

 

воспитании

 

ответственности

 

учащегося

 

за

 

качество

 

учебы

.

 

Для

 

учителя

 

благодаря

 

проверке

 

создается

 

обратная

 

связь

 

с

 

учеником

По

 

результатам

 

проверки

 

учитель

 

может

 

оценить

 

правильность

 

выбора

 

методов

форм

средств

 

и

 

приемов

 

обу

-

чения

корректировать

 

учебную

 

работу

выявлять

 

пробелы

 

в

 

знаниях

ликвидировать

 

их

.

 

Проверка

 

имеет

 

и

 

обучающее

 

значение

Знания

 

не

 

только

 

воспроизводятся

 

и

 

повторяются

но

 

и

 

закрепляются

систематизируются

совершенствуются

 

и

 

углубляются

Проверка

 

дает

 

возможность

 

изучить

 

индивидуальные

 

особенности

 

школьников

выявить

 

их

 

сильные

 

и

 

слабые

 

стороны

уровень

 

развития

 

мышления

самостоятельность

.

 

Проверка

 

знаний

 

должна

 

вестись

 

в

 

соответствии

 

с

 

программой

ее

 

рубрикой

 

«

Требования

 

к

 

знаниям

 

и

 

умениям

 

учащихся

». 

Программа

 

определяет

 

максимум

 

и

 

минимум

 

знаний

В

 

ней

 

указаны

 

объекты

 

проверки

тот

 

учебный

 

материал

который

 

должен

 

быть

 

усвоен

 

школьниками

.

 

Проверке

 

подлежат

 

не

 

только

 

знания

но

 

и

 

умения

 

и

 

навыки

приемы

 

учебной

 

работы

Учащиеся

 

не

 

только

 

должны

 

уметь

 

выполнять

 

действия

но

 

и

 

сознавать

 

систему

 

действий

устно

 

перечислять

 

порядок

 

действий

уметь

 

практически

 

пользоваться

 

им

Для

 

этой

 

цели

 

служат

 

итоговые

 

практические

 

работы

.

 

Основными

 

объектами

 

проверки

 

являются

 

знание

 

понятий

закономерностей

причинно

-

следственных

 

связей

 

и

 

зависимостей

основного

 

фактического

 

материала

карты

умения

 

применять

 

знания

 

на

 

практике

 

и

 

самостоятельно

 

приобретать

 

новые

 

знания

.

 

Проверяется

 

правильность

 

произношения

 

и

 

написания

 

учащимися

 

географических

 

названий

 

и

 

терминов

В

 

случае

 

письменной

 

проверки

 

обращается

 

внимание

 

на

 

грамотность

При

 

роке

 

выявляется

 

усвоение

 

признаков

 

и

 

свойств

 

изучаемых

 

проектов

 

и

 

явлений

наличие

 

представлений

 

о

 

них

Особо

 

следует

 

выделить

 

значимость

 

проверки

 

знания

 

географической

  

карты

умение

 

учащихся

 

быстро

 

находить

 

и

 

правильно

 

покатать

  "

нужные

 

объекты

давать

 

им

 

соответствующее

 

словесное

 

описание

характеристику

.

 

Проверка

 

показывает

 

наличие

 

у

 

учащихся

 

системы

 

знаний

степень

 

и

 

глубину

 

понимания

 

основных

 

положений

 

курса

 

и

 

овладение

 

умениями

 

и

 

навыками

Проверку

 

нужно

 

проводить

 

по

 

всем

 

темам

 

программы

по

 

возможности

 

определяя

 

знания

 

каждого

 

ученика

.

 

Обычно

 

на

 

каждом

 

уроке

 

выявляется

 

качество

 

усвоения

 

вновь

 

изученного

 

и

 

ранее

 

пройденного

 

материала

проверяются

 

также

 

умения

 

и

 

навыки

Важно

 

воспроизводить

 

знания

 

тех

 

вопросов

 

программы

которые

 

служат

 

основой

 

для

 

усвоения

 

нового

Таким

 

образом

одной

 

из

 

целей

 

проверки

 

является

 

подготовка

 

учащихся

 

к

 

изучению

 

новых

 

тем

 

программы

успешное

 

усвоение

 

которых

 

зависит

 

от

 

правильности

 

понимания

 

материала

 

предыдущих

 

уроков

.

 


background image

При

 

проверке

 

знаний

 

взаимодействуют

 

четыре

 

компонента

Учитель

 

отбирает

 

материал

 

для

 

проверки

 

в

 

соответствии

 

с

 

программой

разрабатывает

 

систему

 

вопросов

 

и

 

заданий

подбирает

 

необходимые

 

пособия

 

и

 

средства

 

обучения

заблаговременно

 

планирует

знания

 

и

 

умения

 

каких

 

учащихся

 

будут

 

проверены

определяет

 

методы

 

и

 

формы

 

проверки

Во

 

время

 

проверки

 

учитель

 

обязан

 

внимательно

 

анализировать

 

ответы

отмечать

 

положительные

 

и

 

отрицательные

 

стороны

 

ответа

объявлять

 

оценку

 

отвечающему

 

и

 

всему

 

классу

коммен

-

тировать

 

ответ

указывать

почему

 

поставлена

 

та

 

или

 

иная

 

оценка

Учитель

 

объясняет

 

критерии

 

оценок

чтобы

 

ученики

 

знали

при

 

каких

 

условиях

 

ставится

 

та

 

или

 

иная

 

оценка

Учащиеся

 

контролируют

 

отвечающего

дополняют

 

ответ

Можно

 

предложить

 

учащимся

 

комментировать

 

ответ

Необходимо

 

использовать

 

различную

 

наглядность

 

и

 

учитывать

 

уровень

 

развития

 

самостоятельности

 

школьника

На

 

репродуктивном

 

уровне

 

проверка

 

проводится

 

с

 

помощью

 

пособий

которые

 

использовались

 

при

 

изучении

 

данного

 

материала

Если

 

же

 

ставится

 

цель

 

проверить

 

самостоятельность

 

применения

 

знаний

 

учащихся

 

в

 

новых

 

условиях

выбираются

 

новые

 

пособия

.

 

Проверка

 

знаний

 

ведется

 

различными

 

методами

 

и

 

приемами

Различают

 

устную

 

и

 

письменную

 

проверки

Эти

 

проверки

 

могут

 

быть

 

в

 

двух

 

основных

 

формах

индивидуальной

 

и

 

фронтальной

 (

рис

. 7) 

 

 

Рис

. 7. 

Методы

 

и

 

виды

 

проверки

 

знаний

 

и

 

умений

 

Устная

 

индивидуальная

 

проверка

  (

индивидуальный

 

опрос

). 

Такая

 

проверка

 

дает

 

возможность

 

основательно

 

проверить

 

наиболее

 

усвоенный

 

материал

выявить

 

прочность

со

-

знательность

систематичность

 

знаний

Она

 

содействует

 

развитию

 

устной

 

речи

Учащиеся

 

самостоятельно

 

конструируют

 

ответ

 

и

 

излагают

 

его

Однако

 

это

 

требует

 

много

 

времени

вы

-

являются

 

знания

 

немногих

 

учащихся

Для

 

этой

 

проверки

 

учитель

 

разрабатывает

 

несколько

 

вопросов

Вопросы

 

должны

 

охватывать

 

определенную

 

смысловую

 

часть

 

учебного

 

материала

достаточно

 

объемную

чтобы

 

можно

 

было

 

дать

 

развернутый

 

ответ

Вопросы

 

могут

 

быть

 

на

 

воспроизведение

 

ранее

 

изученного

доказательство

оценку

обоснование

выявление

 

причинно

-

следственных

 

связей

сравнение

типологию

 

объектов

Вопрос

 

должен

 

быть

 

ясным

точным

понятным

конкретным

т

е

таким

чтобы

 

на

 

него

 

не

 

могли

 

быть

 

даны

 

различные

 

ответы

Вопрос

 

ставится

 

всему

 

классу

Для

 

ответа

 

вызывается

 

ученик

 

к

 

доске

 

или

 

к

 

стенной

 

карте

Во

 

время

 

ответа

 

не

 

следует

 

перебивать

 

учащегося

нужно

 

дать

 

возможность

 

полностью

 

выска

 


background image

заться

Прерывать

 

можно

если

 

ученик

 

делает

 

грубые

 

ошибки

 

или

 

отвечает

 

не

 

по

 

существу

 

вопроса

Весь

 

класс

 

должен

 

внимательно

 

следить

 

за

 

ответом

Чтобы

 

активизировать

 

учеников

можно

 

предложить

 

учащимся

 

исправлять

 

ошибки

дополнять

 

ответ

комментировать

 

его

за

 

что

 

поощрять

 

активных

 

учеников

 

соответствующими

 

оценками

В

 

случае

 

наличия

 

небольших

 

ошибок

 

или

 

пропусков

 

после

 

ответа

 

должны

 

быть

 

сделаны

 

дополнения

 

и

 

исправления

 

или

 

самим

 

отвечающим

или

 

другими

 

учащимися

Учитель

 

с

 

помощью

 

наводящих

 

вопросов

 

пытается

 

помочь

 

школьнику

 

найти

  "

ошибку

 

и

 

исправить

 

ее

Когда

 

наводящие

 

вопросы

 

не

 

помогают

вызываются

 

другие

 

учащиеся

 

После

 

того

 

как

 

опрашиваемый

 

ученик

 

дал

 

ответ

 

на

 

поставленный

 

основной

 

вопрос

исправил

 

и

 

дополнил

 

его

выясняется

 

глубина

 

понимания

 

учебного

 

материала

  (

установление

 

причин

 

и

 

следствий

взаимосвязей

 

и

 

зависимостей

 

между

 

географическими

 

объектами

 

и

 

явлениями

выделение

 

главного

). 

Иногда

 

могут

 

быть

 

заданы

 

небольшие

 

по

 

объему

 

вопросы

рассчитанные

 

на

 

краткий

 

ответ

 

по

 

пройденному

 

ранее

 

материалу

Желательно

чтобы

 

такие

 

вопросы

 

были

 

связаны

 

с

 

основным

 

проверяемым

 

материалом

В

 

постановке

 

дополнительных

 

вопросов

 

отвечающему

 

могут

 

принимать

 

участие

 

и

 

ученики

Опрос

 

сопровождается

 

обобщением

 

учителя

подтверждением

 

наиболее

 

важных

 

положений

Чем

 

полнее

 

и

 

правильнее

 

ответ

тем

 

меньше

 

обобщений

 

делает

 

учитель

а

 

при

 

совершенно

 

правильных

 

ответах

 

можно

 

вообще

 

обойтись

 

без

 

них

Ответ

 

оценивается

оценка

 

комментируется

Большое

 

внимание

 

при

 

устной

 

индивидуальной

 

проверке

 

уделяется

 

проверке

 

знания

 

карты

 

и

 

умения

 

работать

 

с

 

ней

поэтому

 

каждому

 

из

 

отвечающих

 

задаются

 

дополнительные

 

вопросы

 

по

 

карте

Учитель

 

либо

 

сам

 

указывает

 

соответствующее

 

географическое

 

название

 

(

например

: «

Покажите

 

на

 

карте

 

Берингов

 

пролив

»), 

либо

 

предлагает

 

учащемуся

 

назвать

 

данный

 

объект

 

и

 

показать

 

его

 

местоположение

 

на

 

карте

  (

например

:  «

Назовите

 

и

 

покажите

 

на

 

карте

 

пролив

разделяющий

 

Евразию

 

и

 

Северную

 

Америку

»). 

Эти

 

вопросы

 

позволяют

 

проверить

насколько

 

свободно

 

школьники

 

ориентируются

 

по

 

карте

правильно

 

ли

 

они

 

показывают

 

различные

 

объекты

  (

например

остров

  — 

обводя

 

его

 

контур

реку

  — 

от

 

истока

 

к

 

устью

 

и

 

т

п

.), 

правильно

 

ли

 

и

 

достаточно

 

ли

 

полно

 

они

 

могут

 

определить

 

словами

 

географическое

 

положение

 

объекта

назвав

 

соответствующие

 

ориентиры

В

   

качестве

 

дополнительных

 

вопросов

 

могут

 

быть

 

заданы

 

и

 

раз

-

личные

 

практические

 

работы

 

по

 

карте

 (

например

определи

?! 

среднюю

 

высоту

 

равнины

 

над

 

уровнем

 

моря

найти

 

географи

-

ческую

 

широту

 

и

 

долготу

 

места

 

и

 

т

п

.).

 

Устную

 

индивидуальную

 

проверку

 

можно

 

проводить

 

и

 

различным

 

наглядным

 

пособиям

моделям

учебным

 

стенным

  

картинам

натуральным

 

пособиям

Используются

 

они

 

в

 

двух

 

направлениях

Во

-

первых

учащиеся

 

должны

 

сопровождав

 

устный

 

ответ

 

показом

 

предметов

 

на

 

наглядных

 

пособиях

 

Во

-

вторых

можно

 

проводить

 

устный

 

опрос

 

непосредственно

по

 

пособиям

  (

например

учитель

 

предлагает

 

по

 

схемам

 

объяснить

 

образование

 

порогов

 

и

 

водопадов

).

 

Если

 

вопрос

 

требует

 

только

 

воспроизведения

 

в

 

ответе

 

материала

 

учебника

то

 

мышление

 

ученика

 

мало

 

активно

В

 

целях

 

активизации

 

мыслительной

 

деятельности

 

учащихся

 

индивидуальную

 

устную

 

проверку

 

необходимо

 

строить

 

так

чтобы

 

она

 

требовала

 

от

 

учеников

 

самостоятельности

 

и

 

творческого

подхода

 

в

 

ответах

Этого

 

можно

 

достигнуть

если

 

вопросы

 

формулировать

 

иначе

чем

 

на

 

предшествующих

 

уроках

если

 

задавать

 

вопросы

требующие

 

от

 

учеников

 

не

 

только

 

описаний

 

и

 

объяснений

но

 

и

 

доказательств

предположений

если

 

пред

-

лагать

 

занимательные

 

задачи

 

и

 

проблемные

 

вопросы

.

 

Устная

 

индивидуальная

 

проверка

 

может

 

сочетаться

 

с

 

практической

 

проверкой

 

учащихся

В

 

этом

 

случае

 

учитель

 

проверяет

 

умения

 

учащихся

 

выполнить

 

какие

-

либо

 

практические

 

работы

 

с

 

инструментами

 

и

 

приборами

 (

например

пользоваться

 

компасом

).

 

Фронтальная

 

устная

 

проверка

С

 

помощью

 

фронтально

» 

проверки

 

выявляются

 

те

 

типы

 

знаний

 

и

 

умений

которые

 

могут

 

быть

 

выражены

 

кратко

Проверяемый

 

материал

 

разбива

 

ется

 

на

 

смысловые

 

части

 

и

 

по

 

каждой

 

части

 

разрабатываются

вопросы

которые

 

должны

 

быть

 

поставлены

 

в

 

логической

 

последовательности

Не

 

следует

 

требовать

 

развернутых

 

ответов

  — 

одно

два

 

предложения

Вопросы

 

ставятся

 

всему

 

классу

для

 

ответа

 

вызываются

 

ученики

 

с

 

места

.

 

Содержанием

 

фронтальной

 

проверки

 

могут

 

быть

 

указания

 

характерных

 

признаков

 

географических

 

объектов

 

и

 

явлений

различные

 

перечни

определения

сравнения

примеры

краткие

 

объяснения

 

причин

 

явлений

решение

 

задач

Например

при

проведении

 

фронтальной

 


background image

проверки

 

в

 

начальном

 

курсе

 

географии

 

по

 

теме

 «

Работа

 

текучих

 

вод

» 

учитель

 

может

 

поставить

 

следующие

 

вопросы

.

 

1.

 

Какими

 

по

 

времени

 

действия

 

бывают

 

водные

 

потоки

?

 

2.

 

Как

 

воздействуют

 

текучие

 

воды

 

на

 

горные

 

породы

3.

 

От

 

чего

 

зависит

 

работа

 

водных

 

потоков

4.

 

Какое

 

влияние

 

на

 

почву

 

оказывают

 

ливневые

 

и

 

талые

 

вод

?  

5.

 

Как

 

изменяется

 

рельеф

 

под

 

влиянием

 

поверхностного

 

смыва

?

                                                        

6.

 

Какой

 

вред

 

причиняют

 

хозяйству

 

овраги

.

 

7.

 

Какие

 

водные

 

потоки

 

относятся

 

к

 

постоянным

?

 

8.

 

Как

 

называются

 

линейно

-

вытянутые

 

понижения

вырабатываемые

 

реками

?

 

9.

 

Какую

 

важную

 

работу

 

кроме

 

размыва

 

выполняют

 

реки

?  

10.

 

 

Какие

 

формы

 

рельефа

 

образуют

 

реки

 

в

 

результате

 

отложения

 

наносов

?

 

11.

 

Почему

 

в

 

русле

 

реки

 

возникают

 

неровности

 

в

 

виде

 

уступов

!

 

12.

 

Как

 

называются

 

сравнительно

 

отлогие

 

уступы

?

 

13.

 

Что

 

называют

 

водопадом

?

 

14.

 

 

Где

 

находится

 

самый

 

высокий

 

водопад

 

мира

Как

 

он

 

называется

?

 

15.

 

Какие

 

еще

 

крупные

 

водопады

 

вы

 

знаете

?

 

16.

 

 

Какие

 

воды

 

называются

 

подземными

?

 

17.

 

Какое

 

явление

 

вызывают

 

грунтовые

 

воды

 

на

 

берегах

 

рек

озер

морей

?

 

18.

 

Каким

 

образом

 

ведется

 

борьба

 

с

 

оползнями

?

 

19.

 

Что

 

происходит

 

при

 

воздействии

 

воды

 

на

 

известняки

доломиты

соли

?

 

20.

 

 

Как

 

это

 

выражается

 

в

 

рельефе

?

 

21.

 

 

Как

 

называется

 

такой

 

рельеф

?

 

22.

 

Укажите

 

формы

 

рельефа

образующиеся

 

в

 

результате

 

деятельности

 

текучих

 

вод

.

 

Фронтальная

 

проверка

 

удобна

 

и

 

для

 

выяснения

 

знания

 

географической

 

карты

При

 

этом

 

учитель

 

может

 

предложить

 «

путешествие

 

по

 

карте

», 

т

е

классу

 

задается

 

маршрут

 

по

 

карте

 (

на

-

пример

водным

 

путем

 

проехать

 

из

 

Минска

 

на

 

Дальний

 

Восток

огибая

 

Юго

-

Восточную

 

Азию

). 

Для

 

показа

 

на

 

карте

 

расположенных

 

на

 

этом

 

маршруте

 

объектов

 

и

 

словесной

 

характеристики

 

их

 

географического

 

положения

 

вызываются

 

один

 

за

 

другим

 

учащиеся

.

 

Метод

 

устного

 

фронтального

 

опроса

 

может

 

быть

 

применен

 

с

 

целью

 

установления

 

логической

 

связи

 

между

 

новым

 

материалом

 

и

 

ранее

 

пройденным

с

 

целью

 

повторения

закреп

-

ления

Фронтальная

 

проверка

 

дает

 

возможность

 

вовлечь

 

в

 

работу

 

в

есь

 

класс

проверить

 

знания

 

гораздо

 

большего

 

количества

 

учащихся

 

в

 

сравнении

 

с

 

индивидуальной

 

проверкой

Однако

 

она

 

не

 

позволяет

 

выявить

 

систематичность

 

и

 

глубину

 

знаний

  I 

Оценка

 

ставится

 

за

 

отрывочные

 

знания

 

и

 

выставляется

 

после

 

всей

 

проверки

.

 

Письменная

 

фронтальная

 

проверка

 

дает

 

возможность

 

оценить

 

работу

 

всего

 

класса

выявить

 

качество

 

знаний

 

и

 

умений

 

каждого

 

ученика

 

в

 

отдельности

содействует

 

развитию

 

пись

-

менной

 

речи

 

учащихся

учит

 

логически

 

стройно

 

излагать

 

учебный

 

материал

Работы

 

проверяются

 

и

 

оцениваются

 

учителем

Подводятся

 

итоги

указываются

 

типичные

 

ошибки

достижения

 

отдельных

 

учащихся

Оценка

 

за

 

работу

 — 

одна

 

из

 

основных

 

при

 

оценке

 

знаний

 

за

 

четверть

 

наряду

 

с

 

оценкой

 

за

 

индивидуальный

 

устный

 

ответ

.

 

Письменная

 

фронтальная

 

проверка

 

может

 

быть

 

в

 

виде

 

географического

 

диктанта

Учитель

 

разрабатывает

 

систему

 

контрольных

 

вопросов

Он

 

диктует

 

вопросы

учащиеся

 

ставят

 

порядковый

 

номер

 

вопроса

 

и

 

пишут

 

ответ

На

 

проверку

 

отводится

 10—15 

мин

.

 

Картографический

 

диктант

 

служит

 

для

 

проверки

 

знания

карты

Поверка

 

усвоения

 

номенклатуры

 

ведется

 

по

 

контурным

картам

Учитель

 

называет

 

географический

 

объект

учащиеся

 

проставляют

 

на

 

контурной

 

карте

 

порядковый

 

номер

 

или

 

обозначают

 

и

 

подписывают

 

объект

Обычно

 

такой

 

диктант

 

используется

если

 

изученный

 

материал

 

содержит

 

много

 

географической

 

номенклатуры

.

 

Топографический

 

диктант

 

служит

 

для

 

проверки

 

понимания

 

и

 

знания

 

плана

 

местности

умения

 

пользоваться

 

масштабом

проверки

 

знания

 

условных

 

знаков

умения

 

изображать

 

направления

 

и

 

расстояния

 

на

 

чертеже

Учитель

 

медленно

 

читает

 

текст

 (

текст

 

может

 

быть

 

записан

 

на

 

доске

), 

учащиеся

 

по

 

тексту

 

составляют

 

план

 

местности

 

или

 

маршрута

Продолжительность

 

контрольного

 

топографического

 

диктанта

 

не

 

должна

 

превышать

  10—15 

мин

Содержание

 

диктанта

 

может

 

быть

 

самым

 

разнообразным

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

занимательной

 

форме

Масштаб

 

изображения

 

определяет

 

учитель

Анализ

 

выполненного

 

диктанта

 

дает

 

основание

 

учителю

 

не

 

только

 

оценить

 

работу

 

каждого

 

ученика

но

 

и

 

сделать

 

вывод

как

 


background image

учащиеся

 

умеют

 

ориентироваться

пользоваться

 

топографическими

 

знаками

 

и

 

масштабом

Это

 

также

 

средство

 

самоконтроля

 

работы

 

учители

 

Письменная

 

фронтальная

 

проверка

 

может

 

быть

 

и

 

по

 

вариантам

Учитель

 

разрабатывает

 

два

-

три

 

варианта

приблизительно

 

одинаковые

 

по

 

сложности

направленные

 

на

 

выявление

 

теоретических

 

знаний

Учащиеся

 

выполняют

 

задания

 

в

 

отведенное

 

время

Для

 

проверки

 

могут

 

даваться

 

итоговые

 

практические

 

работы

Это

 

практическая

 

проверка

.

 

В

 

современной

 

школе

 

получила

 

широкое

 

распространение

 

тестовая

 

форма

 

проверки

 

знаний

Тестовые

 

задания

 

различны

 

по

 

форме

содержанию

 

и

 

назначению

Большинство

 

из

 

них

 

имеет

 

закрытую

 

форму

  (

отвечающий

 

выбирает

 

из

 

нескольких

 

предложенных

 

ответов

 

только

 

один

). 

Закрытые

 

тестовые

 

задания

 

имеют

 

важное

 

обучающее

 

значение

поэтому

 

широко

 

применяются

 

в

 

учебном

 

процессе

Они

 

дают

 

возможность

 

проверить

 

прочность

 

и

 

систематичность

 

знаний

 

и

 

умений

 

учащихся

Имеется

 

также

 

и

 

открытая

 

форма

 

заданий

в

 

которой

 

готовые

 

ответы

 

отсутствуют

Ученик

 

должен

 

сам

 

сформулировать

 

ответ

 

и

 

написать

 

его

 

в

 

специально

 

отведенном

 

месте

Указанная

 

форма

 

тестов

 

содействует

 

развитию

 

речи

 (

учащиеся

 

самостоятельно

 

конструируют

 

и

 

записывают

 

ответ

), 

прочному

 

усвоению

 

определений

 

географических

 

понятий

терминов

причинно

-

следственных

 

связей

важнейших

 

закономерностей

.

 

Следующая

 

форма

 

тестовых

 

заданий

 

позволяет

 

устанавливать

 

соответствие

 

между

 

элементами

 

двух

 

множеств

Задания

 

этой

 

формы

 

позволяют

 

проверить

 

ассоциативные

 

знания

выявить

 

связи

 

и

 

зависимости

 

географических

 

объектов

 

и

 

явлений

их

 

соотношения

а

 

также

 

связи

 

между

 

объектами

 

и

 

их

 

признаками

между

 

формой

 

и

 

содержанием

.

 

Имеются

 

также

 

тесты

 

на

 

установление

 

правильной

 

последовательности

 

в

 

зависимости

 

от

 

величины

размеров

значимости

 

и

 

других

 

признаков

 

географических

 

объектов

Цель

 

заданий

  — 

проверка

 

усвоения

 

учащимися

 

правильной

 

последовательности

алгоритма

 

действий

.

 

Одним

 

из

 

наиболее

 

важных

 

преимуществ

 

тестовых

 

заданий

 

является

 

высокая

 

объективность

 

выставляемых

 

оценок

так

 

как

 

есть

 

возможность

 

точного

 

подсчета

 

числа

 

верных

 

и

 

неверных

 

ответов

К

 

числу

 

достоинств

 

тестов

 

относится

 

и

 

то

что

 

с

 

их

 

помощью

 

удается

 

за

 

короткое

 

время

 

проверить

 

большой

 

объем

 

учебного

 

материала

 

и

 

охватить

 

всех

 

учащихся

 

класса

Тесты

 

экономят

 

и

 

время

 

учителя

затрачиваемое

 

на

 

проверку

 

работ

 

школьников

так

 

как

 

поддаются

 

быстрой

 

обработке

.

 

Целям

 

проверки

 

знаний

 

учащихся

 

всего

 

класса

 

за

 

короткое

 

время

 

служит

 

и

 

программированный

 

контроль

При

 

такой

 

проверке

 

по

 

теме

 

разрабатываются

 

система

 

вопросов

 

и

 

варианты

 

готовых

 

ответов

Учащиеся

 

выбирают

 

наиболее

 

правильный

 

ответ

.

 

Существенный

 

недостаток

 

двух

 

последних

 

форм

 

проверки

  ,

за

 

исключением

 

открытых

 

тестов

в

 

том

что

 

школьники

 

не

 

составляют

 

сами

 

ответ

здесь

 

не

 

исключено

 

угадывание

эта

 

форма

 

оценивать

 

ответы

содействует

 

воспитанию

 

чувства

 

уверенности

 

в

 

объективности

 

оценки

.

 

Текущая

 

проверка

 

проводится

 

не

 

только

 

в

 

отведенную

 

часть

 

урока

но

 

и

 

по

 

ходу

 

изучения

 

нового

 

материала

 

и

 

его

 

закреплении

Ставятся

 

вопросы

 

по

 

выявлению

 

опорных

 

знаний

полученных

 

в

 

результате

 

предшествующей

 

подготовки

 

по

 

географии

 

и

 

другим

 

учебным

 

предметам

Проверяется

 

усвоение

 

нового

 

учебного

 

материала

.

 

Итоговая

 

тематическая

 

проверка

 

имеет

 

чрезвычайно

 

важное

 

значение

Она

 

осуществляется

 

после

 

изучения

 

тем

разделов

 

или

 

курса

 

в

 

целом

Обычно

 

такая

 

проверка

 

ведется

 

на

 

уроках

 

обобщающего

 

повторения

Происходит

 

не

 

только

 

обобщение

систе

-

матизация

 

полученных

 

знаний

но

 

осуществляется

 

контроль

 

за

 

знаниями

Итоговая

 

тематическая

 

проверка

 

может

 

проводиться

 

в

 

специально

 

отведенное

 

время

 

на

 

комбинированном

 

уроке

В

 

старших

 

классах

 — 

это

 

контрольно

-

зачетные

 

уроки

О

 

таких

 

уроках

 

заблаговременно

 

сообщается

 

учащимся

даются

 

вопросы

 

по

 

теме

Могут

 

быть

 

уроки

 

тематического

 

контроля

 

знаний

.

 

При

 

тематической

 

проверке

 

учитель

 

руководствуется

 

рубрикой

 

программы

 

«

Требования

 

к

 

знаниям

 

и

 

умениям

 

учащихся

». 

Проверяется

 

усвоение

 

главного

 

учебного

 

материала

 

по

 

теме

 

и

 

умение

 

применять

 

знания

 

на

 

практике

Даются

 

задания

требующие

 

составления

 

схем

заполнения

 

таблиц

 

или

 

кратких

 

письменных

 

ответов

.

 

Итоговая

 

тематическая

 

проверка

 

должна

 

быть

 

фронтальной

охватывать

 

весь

 

класс

каждый

 

из

 

учащихся

 

получает

 

оценку

 

за

 

свой

 

учебный

 

труд

Многие

 

учителя

 

для

 

этой

 

цели

 

разрабатывают

 

систему

 

вопросов

 

и

 

заданий

выполнение

 

которых

 

занимает

 

немного

 

времени

но

 

дает

 

учителю

 

достаточную

 

информацию

 

о

 

знаниях

 

и

 

умениях

 

учащихся

 

в

 

целом

 

по

 

всем

 

ос

-

новным

 

вопросам

 

темы

Обычно

 

для

 

этой

 

цели

 

используется

 

программированный

 

и

 

тестовый