Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter_1930.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 2639

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

разговорами, размеренная спокойная жизнь, отсутствие напряжения, пафоса,
идеализма, высших целей.

5. ЭНЕРГИЧНЫЕ ПРАКТИКИ

Это средний тип, который сочетает свежесть, подвижность, живость с
трудолюбием и трезвостью ума 2-го и 3-го типов. Энергичные практики — люди с
отзывчивым сердцем, которые для всех могут быть полезны. Они сидят во всех
комитетах, постоянно перегружены работой и все делают весьма охотно. Работают
они неутомимо. Они берутся за разнообразную новую работу и склонны к
конкретной практической деятельности: к медицине, политике, социальному
обеспечению. Они все делают толково, отличаются ловкостью, умеют ладить, но
действуют решительно, высказывают определенное мнение, всегда веселы;
некоторые из них честолюбивы, уверенны, довольны, держатся с сознанием
собственного достоинства, знают себе цену, обращают внимание не столько на
чины и отличия, сколько на освежающую деятельность. Эксцентричность и
идеалистические порывы они не ценят.

Этот тип в гипоманиакальную сторону имеет текучие переходы к ртутному
темпераменту постоянно дилетантствующего полипрагматика. То, что в
обыденной речи называют пашой, то есть людьми, которые с известным величием
управляют окружающими, также примыкает сюда и без резких границ переходит
постепенно в соответствующие шизотимические типы холодных властелинов и
эгоистов.

Этим мы заключаем ряд циклотимических темпераментов, причем мы
ограничились приведением из каждого типа одного или двух взятых
непосредственно из жизни портретов ярких личностей. Мы полагаем, что
сказанным мы оказываем большую услугу читателю, чем перечислением
отдельных качеств, всех комбинаций и оттенков в наших типах; для ясности узора
мы умышленно отказываемся от полноты и подчеркиваем только, что выделили
отдельные типы потому, что уже раньше сопоставили все остальное в отношении
их существенных качеств.

Теперь же мы можем дать характеристики людей повседневной жизни, которые по
строению своего тела сходны главным образом с шизофрениками.

Шизотимические средние
люди.

Строение тела и характер

Кречмер, Эрнст

1. ТОНКОЧУВСТВУЮЩИЕ АРИСТОКРАТЫ

Крайне нежная нервная система. Отрицание всего шаблонного, астетический вкус.
Общительность распространяется на строго избранные круги. Odi profanum vulgus.
Тщательная чистоплотность. Плохо выглаженное белье может оскорбить их; они
останавливаются на астетических деталях, склонны к франтовству и педантизму.
Они заботятся о своей личности, знают и наблюдают тонкие психические
переживания (самая нежная сентиментальность). Они крайне уязвимы и
чувствительны в личных отношениях, по незначительному поводу могут
оскорбиться до глубины души; достаточно одного слова, чтобы охладить их
внутренние чувства к старому другу. У них вообще отсутствуют средние тона. Они
или пребывают в мечтательном экстазе, или относятся с резкой холодностью и
крайней антипатией; у них тонкое, изысканное чувство к искусству. У них нет


background image

прямоты, стойкости и простоты в характере; их собственные чувства отличаются
надломленностью, внутренней неуверенностью, заключают в себе нечто
ироническое и характеризуются расплывчатостью и логической формальностью. В
среде, в которой они хорошо себя чувствуют, такие люди весьма любезны, тонки,
внимательны, проникнуты нежными чувствами и окружают себя едва заметной
атмосферой неприступности. В их образе мыслей лежит отпечаток благородства,
аристократизма и благопристойности, но они игнорируют судьбу отдельных лиц.

Этот полноценный тип в дегенеративную сторону переходит без резких границ в
круг бесчувственных и декадентов, людей бездушных, но с большими
притязаниями, людей с изнеженными чувствами, но бедных эмоциями, пустых
марионеток высшего круга общества, эстетов и холодных «умников».

2. ЧУЖДЫЕ МИРУ ИДЕАЛИСТЫ

Они погружаются в мир философских идей, они работают над созданием
особенных излюбленных проектов, идеал их профессии связан с
самопожертвованием. Они предпочитают абстрактное и одинокую природу. В
скудном общении с людьми они застенчивы, неловки, неумелы; лишь с
отдельными лицами, старыми знакомыми, они доверчивы и могут развивать свои
идеи с теплотой и внутренним участием. Их внутренняя установка колеблется
между эксцентричным самомнением и чувством недостаточности, возникающими
вследствие неуверенности в реальной жизни. Презрение к роскоши и внешним
удобствам жизни может достигнуть крайней воздержанности и даже опущенности.
Некоторые в своих внешних проявлениях саркастичны, нервно-раздражительны
или угрюмы, другие в детской отчужденности от мира, в полном отсутствии
потребностей, в самоотвержении имеют нечто трогательное и даже
величественное. Не все из этих идеалистов нелюдимы. Многие постоянно готовы
открыто выступить со своими убеждениями, вербовать поклонников.

Наряду с описанными рассудочными людьми встречаются моральные идеалисты и
ригористы, не признающие компромиссов с реальными условиями жизни,
отстаивающие абстрактные, априорные постулаты добродетели, то с энтузиазмом в
восторженном рвении, то с фарисейской удовлетворенностью, то руководствуясь
непреклонными, неизменными жизненными принципами.

Мы уже упоминали, что здесь при хороших конституциональных сочетаниях могут
возникнуть прекрасные типы с громадной нравственной энергией, широтой и
чистотой образа мыслей.

3 ХОЛОДНЫЕ ВЛАСТНЫЕ НАТУРЫ И ЭГОИСТЫ

В этой группе встречается несколько ярких фигур из офицерской и чиновничьей
среды. Совершенно нечувствительные к опасности, стойкие, холодные, рожденные
давать приказания. Быстро и надолго уязвляемое самолюбие, бурное расстройство
настроения при прикосновении к чувствительным пунктам. Они нелегко прощают.
При сильно выраженном стремлении к справедливости и умеренности они легко
становятся резкими и пристрастными. Такие натуры решительны, всякое
колебание им чуждо. В инакомыслящих, особенно в политических противниках,
они видят подлецов. Они вежливы и внимательны по отношению к равным себе,
очень далеки от другого круга занятий, но им импонирует энергичная деятельность
других. Они умеют командовать и строго руководить бюрократическим
учреждением. Их понятия о законности и службе очень узки и ограниченны, и в


background image

этом отношении они отличаются человеконенавистнической холодностью. В иной
среде мы встречаем тех же людей как упрямых, скупых, своенравных,
властолюбивых дворовых и тиранов в семье.

Вариант этого типа, встречающийся особенно часто среди чиновников, отличается
не резкостью и упрямством, а хладнокровием, ироническими чертами, гибкостью,
без всякой скрупулезности и колебаний. На первый план у них выступает
рассудительность, крючкотворство, честолюбие и некоторое интриганство.

4. СУХИЕ И ПАРАЛИЧНЫЕ

Отсутствие остроумия и огня. Они едва улыбаются и держатся очень скромно,
отличаются неуклюжестью в жестах. Некоторые вздорно болтают. Слегка
дружелюбны, слегка враждебны. Сухи. Рожденные подчиняться. Или молчаливые
глупцы. Или поросшие мхом отшельники с ипохондрическими причудами.

Мы видим, что типы, которые получаются на основании изучения строения тела
здоровых средних людей, не обнаруживают у своих типичных представителей
никаких принципиальных отличий по сравнению с характеристиками, данными в
последних главах при помощи материала душевнобольных. Строение тела и
эндогенные психозы ведут нас при исследовании общей человеческой
характерологии приблизительно к тем же целям. Они корригируют и дополняют
друг друга. При комбинации обоих методов возможно, вероятно, поставить на
прочный фундамент общее психологическое учение о темпераментах.

Глава 13. Гениальные

Строение тела и характер

Кречмер, Эрнст

Глава 13. Гениальные.

Высокоодаренные вследствие своей немногочисленности малопригодны для
статистических исследований, но зато богаче резко выраженными типичными
личностями. В этой главе речь идет о том, чтобы не доказывать принципиально
новое, а проверить выводы, полученные на большом материале, на немногих
великих людях и установить у них более тонкие черты. Мы надеемся позже
опубликовать индивидуальные анализы гениальных, некоторыми чертами которых
мы воспользовались в последних главах; поэтому мы даем здесь лишь сжатый
обзор. Наша методика была такова: вначале мы исследовали индивидуальную
психологию таких талантов, которые позже заболели несомненными
циркулярными и шизофреническими психозами или происходили из семей,
которые были к ним предрасположены. Позже оказалось возможным с помощью
обширных вспомогательных средств исследования строения тела
дифференцировать известное количество гениальных или, лучше сказать, на
основании строения тела подтвердить и дополнить уже полученные по методу
сравнительной психологии группы. Если мы применим комбинированно все
методы: сравнительную индивидуальную психологию, исследование
душевнобольных гениев и сопоставление типов строения тела, то получим прочно
установленные эмпирические группы.

В первую очередь это касается поэтов и писателей, которые лучше всего подходят
для индивидуально-психологических целей. Здесь мы имеем богатый и легко
доступный материал в портретных и биографических заметках. Мы прежде всего
опираемся на собственное описание индивидуального темперамента во всех
поэтических произведениях как крайне важный объективный психологический


background image

документ, не существующий в такой форме ни в одной из других гениальных
групп. Мы потому несколько подробнее останавливаемся на поэтическом
творчестве, что эти объективные осадки темперамента дают нам верное научное
изображение чувств талантливых личностей, если даже они не проявляют себя в
художественном творчестве.

Циклотимические

темпераменты художников

Строение тела и характер

Кречмер, Эрнст

Соответственно циклотимическим темпераментам вначале ясно выделяются обе
группы реалистов и юмористов. Чтобы характеризовать тип в его важнейших
вариантах, мы назовем (обращая внимание только на темперамент, не придавая
значения большей или меньшей продуктивности) имена: Лютер, Лизелотт фон-
Перальц, мать Гёте, Готфрид Келлер, Готгельф, Фриц Рейтер, Герман Курц,
Генрих Зейдель.

Все названные личности имеют типичное пикническое строение тела или резко
выступающие пикнические компоненты. В психиатрическом отношении у них
любопытно следующее: Герман Курц был циркулярным с типичными
маниакальными приступами; Фриц Рейтер периодически страдал расстройством
настроения, отчасти с дипсоматической окраской, отчасти с типично маниакально-
депрессивной; мать Гёте, сама отличавшаяся здоровым гипоманиакальным
характером, имела дочь, у которой бывали приступы меланхолии, и сына, поэта,
который страдал легкими периодическими колебаниями настроения; у Лютера
наблюдались сильные, отчасти эндогенные колебания настроения и отдельные
приступы тоски с резкими физическими сопутствующими симптомами (как,
например, в 1527 г.); у Готфрида Келлера семья матери была, по-видимому,
маниакально-депрессивной.

Мы находим, следовательно, в группе реалистов и юмористов биологическую
связь с пикническим строением тела, с одной стороны, и с маниакально-
депрессивным кругом в самом широком смысле — с другой.

Реалисты и юмористы циклотимического типа темперамента так тесно связаны
между собой, что их вряд ли можно разделить на две отдельные группы.
Произведения циклотимических реалистов, как Готфрида Келлера, Иеремии
Готгельфа, Германа Курца, совершенно пропитаны юмористическими чертами; у
юмористов типа Фрица Рейтера склонность к подобному, поразительно
реалистическому описанию составляет существенную черту их характера. На
основании психологических документов, как, например, письма Лизелотт и матери
Гёте, вообще нельзя понять, относятся ли они к юмористическому или к
реалистическому типу. Но особенно любопытно, что там, где мы находим
описание действительности без юмора или гениальное остроумное описание без
трогательного разукрашивания действительности, как у группы Гейне—Вольтер,
там и психические, и физические стигматы циклотимического
конституционального круга значительно модифицируются или совершенно
исчезают.

Циклотимические реалисты и юмористы как литературная группа характеризуются
теми же чертами, какие мы уже выделили у циклоидов и циклотимиков: простая
человечность и естественность, прямодушная честность, признание жизни, любовь
ко всему, что существует, особенно к самому человеку и народу, здравый смысл и
трезвые моральные взгляды, умение ценить добродетельное и добродушно


background image

смеяться над мерзавцами. Умиротворяющий смех и умиротворяющий гнев.
Способность грубо накричать и неспособность быть колким и злым.

Четкая литературная черта нашей группы — очень небольшое количество
лирических и драматических талантов и, напротив, элективное стремление к
нестилизованной прозе и эпически-пространному рассказу. «Влечение к
содержанию», употребляя терминологию Шиллера, преобладает «над влечением к
форме». Поэтическая красота у циклотимиков заключается в обилии красок,
богатстве и душевной теплоте отдельного описания, но не в общем построении
(«Зеленый Генрих»). В этом одновременно состоит их сила и слабость. Наряду с
циклотимически-реалистическим рассказом роман шизотимика производит
впечатление бесцветного, между тем цикло-тимический характер описания по
шизотимическому критерию лишен форм — существенное не отделяется от
несущественного,, нет сжатости, диспозиции, нет тонкой постановки проблем, нет
драматической воли, пафоса, величия. Черта тривиальности тем не менее яснее
выступает тогда, когда мы переходим от крупных литераторов к незначительным
талантам в группе реалистично-циклотимических темпераментов среднего типа.

В отдельных произведениях мы находим диатетические наслоения, от
гипоманиакального до созерцательного, между тем как среди продуктивных людей
(даже не касаясь поэтов) вряд ли можно встретить простые мрачные типы. На
крайнем гипоманиакальном полюсе стоит стиль письма Лизелотт в его блестящей
юмористической естественности, в своей несдержанной грубоватой форме,
переходящей иногда границы тонкого астетического вкуса. Письма матери Гёте,
спокойной, солнечно-гипоманиакальной, производят впечатление как бы более
смягченного и утонченного издания Лизелотт. Также у Лютера в его литературном
творчестве можно видеть грубую естественность, насыщенность, бессистемность и
отсутствие форм. Образность, народность, чувственность его языка достигают
высшего предела. У всех трех — врожденный дар писать письма и рассказывать с
непосредственным тяготением к родному языку, нет обдуманной
преднамеренности, нет плана построения предложения. Как только они в хорошем
настроении, каждое слово в их устах принимает характер чего то забавного и
живого, и случайные мысли нанизываются одна на другую.

На другом конце циклотимического ряда стоят созерцательные фигуры типа
Готфрида Келлера (и у Гёте в циклотимических сторонах его характера
заключается многое из этого типа), которые близко подходят к вещам, с любовью
осматривают их, исследуют, ощупывают, тщательно собирают материал и,
спокойно творя, точно и с любовью изображают действительность. Известная
любовь к простым людям и полному описанию деталей проглядывает уже у
Готфрида Келлера, и еще яснее выступает у Зейделя, Готгельфа.