Файл: Aronson_E_Pratkanis_E_R_Epokha_propagandy_Mekh.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4181

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В основе взглядов Вертхаймера на просвещение лежит идея о критических дебатах и групповой дискуссии, в ходе которых проблема исследуется с самых разных точек зрения. Как это осуществить на практике? В 1950-х годах Н. Р. Ф. Майер,

специалист по психологии организаций, разработал принципы структурирования

групповой дискуссии и группового принятия решения. Его исследование, наряду с тем, которое мы недавно закончили с нашей коллегой Марлен Тернер, показывает, что одно лишь знакомство с этим принципами способно усилить критическое мышление и повысить качество принятия решения. Вот некоторые из рекомендаций Майера, помогающие развернуть критическую дискуссию.


Не принимайте первый ответ, который услышите, в качестве единственного ответа. Исследуйте альтернативы. Спросите: "Что еще следует рассмотреть? Что еще мы могли бы делать?".


В любой дискуссии придерживайтесь обозначенной проблемы и не пытайтесь искать

оправдания или перекладывать вину за данную проблему на других. Избегайте

выражений типа "Это просто дурацкая идея".


Отслеживайте все предложения по решению проблемы или приданию ей нового смысла. Каждое предложение следует изучить полностью.


Когда предложения по тому, как нужно браться за ту или иную проблему, собраны, можно задавать проверочные и оценивающие вопросы. В их число могли бы войти следующие: "Во что это выльется?", "Понимаю ли я проблему, или мне нужно поискать дополнительную информацию?", "Не ошибаюсь ли я в своих предположениях об этой проблеме?", "Каковы преимущества или недостатки каждого редложения?", "Существует ли способ так скомбинировать предложения, чтобы добиться еще лучшего решения?".


Защищайте людей от личных нападок и критики, особенно если они представляют

меньшинство или иную точку зрения (в конце концов, они могут быть правы).


Поставьте перед собой цель разобраться в различиях мнений в группе и попытайтесь устранить их.


Как показывает ход наших рассуждений, вопрос о том, является ли данная

информация просвещением или пропагандой, сложен и выходит далеко за пределы

того, нравится нам ее содержание или нет. Следовательно, нам нужно внимательнее рассмотреть, как тактики, описанные в этой книге, применяются в конкретных пропагандистских кампаниях - задача, которую мы решаем в этом разделе. Принимаясь за эту задачу, мы нацеливаемся на выяснение вопроса: "Какие формы просвещения и убеждения будут лучше всего служить обществу и нам?".







ЧТО СТАНОВИТСЯ НОВОСТЯМИ?







"Туфли Имельды Маркос". Практически любой человек, который был достаточно

взрослым к моменту падения режима Фердинанда Маркоса, поймет, о чем мы говорим, пользуясь этой простой фразой. Большинство из нас тут же мысленно представят кладовую, заполненную тысячами пар обуви различных цветов, стилей и назначения. Этот образ, впервые появившийся в разделе "Nightline" ("Ночная линия") программы новостей телекомпании ABC (ABC News), послужил символом коррупции, характеризовавшей длительное господство Маркоса в качестве президента Филиппин. Как символ, вид обуви Имельды Маркое ярок и эффективен, но он и упрощен. И очень-очень практичен. Это характерно для того типа новостей, которые мы обычно получаем - яркий образ в противовес вдумчивому обсуждению.



В любой день мир полон событиями типа войн, бунтов, обмана потребителей,

школьных конкурсов по знанию орфографии, насилия в семьях, научных достижений, политических речей и человеческих печалей и радостей. Разумеется, средства массовой коммуникации не в состоянии осветить все эти события. Подсчитано, что в типичной ежедневной газете более 75% потенциальных новостей дня отсеиваются и никогда не появляются в печати. Для общенациональных средств массовой коммуникации, например программ телевизионных новостей, процент отсеянной информации намного выше. Например, каждый день в мире происходит множество вооруженных конфликтов. Зритель вечерних новостей или читатель ежедневной газеты обычно узнает приблизительно о двух или трех из них и, годами смотря телепрограммы и читая газеты, может назвать, пожалуй, менее дюжины текущих войн.


Селекция новостей - начало пропаганды. Уолтер Липпманн однажды выразил это так:


"Без некоей формы цензуры пропаганда в строгом смысле слова невозможна. Для

ведения пропаганды необходим некоторый барьер между публикой и событием. Доступ к реальной среде должен быть ограничен, или кто-то создает псевдосреду, которую он считает разумной или желательной. Ибо пока люди, имеющие прямой доступ к событиям, могут неверно понимать то, что видят, никто другой не может за них решать, как именно неверно им следует это понимать, если только он не обладает способностью решать, где и на что они должны смотреть".


Любой революционный лидер или тот, кто хочет быть лидером, если он хоть на что-то годен, знает, что важнейшей целью является обеспечение контроля за

источником новостей для публики. В самом начале своего существования национал-социалистическая партия Германии создала собственную издательскую компанию Eher Verlag, которая в период расцвета управляла более чем 150 издательствами, обеспечивала работой примерно 35 тысяч человек и имела прибыль, превышающую 100 миллионов марок в год. В годы своего господства Гитлер успешно держал прессу в узде, систематически вознаграждая угождающих журналистов (путем привилегированных интервью, обеспечения карьеры и покровительства партии) и наказывая тех, кто не соглашался с нацистской политикой (ограничивая их доступ к новостям, подвергая правительственным расследованиям и приостанавливая профессиональные лицензии).


За пять лет до прихода к власти в результате Октябрьской революции 1917 года

большевики учредили газету "Правда". В течение более чем семи десятилетий, до

падения коммунизма, "Правда", что по иронии судьбы означает "истина",

обслуживала Советскую Коммунистическую партию, подвергая цензуре и фильтруя

новости, которые получали граждане России и Восточной Европы.


"Управляемые" новости не являются исключительной прерогативой тоталитарных


режимов. Не нужно ходить далеко: президент Франклин Д. Рузвельт, подобно многим другим американским президентам, стремился повлиять на новости, хотя более тонко, чем его европейские коллеги, наводняя средства массовой коммуникации проправительственной информацией. Например, в течение типичного квартала в 1936 году администрация Рузвельта пользовалась услугами 146 агентов по связям с общественностью, занятых полный рабочий день, и 124 агентов, занятых частично, которые выпустили 7 миллионов экземпляров приблизительно 4800 публичных пресс-релизов и сообщений для печати. Одна только Works Progress Administration* тратила на печатные материалы более миллиона долларов в год - все это в стремлении побудить средства массовой коммуникации убеждать американский народ в необходимости политики "нового курса".


Какие факторы определяют в современных западных демократиях конкретный выбор

новостей для телевидения, радио и для публикации в журналах и газетах? Там, где господствуют тоталитарные режимы, новости обычно подвергаются цензуре правящих элит. Такой явный контроль в западных демократических государствах является редкостью, и когда это происходит, то часто дело кончается немедленными общественными протестами - доказательством служат, например, реакции на цензуру текстов, исполняемых рэп-группами, или популярность шуток о "цензоре сетевого вещания"**. Эти шутки попадают на благодатную почву враждебности к подобной цензуре, хотя исследования практики сетевого вещания обнаруживают, что к тому моменту, когда сценарий попадает к такому цензору, требуются лишь незначительные изменения, если они вообще требуются, чтобы данное шоу было признано "пригодным к эфиру".



* Администрация по развитию занятости - одна из правительственных организаций, созданных для осуществления "Нового курса" Ф. Рузвельта. В ее задачи входило создание новых рабочих мест в период экономического кризиса с помощью проектов по строительству мостов, уничтожению комаров и т. п. - Прим. перев.


** Имеются в виду сети телестанций, принадлежащие той или иной телекомпании. В телекомпаниях США есть должность цензора, следящего за тем, чтобы в эфир не

попали слишком сексуальные или оскорбительные для какого-то меньшинства или

религии передачи. С каждым годом строгость этой цензуры смягчается. - Прим.

перев.



Однако существуют обстоятельства, при которых прямая цензура не только

одобряется, но, похоже, поощряется американскими гражданами. Нечто подобное

имело место во время войны в Персидском заливе, когда Пентагон установил

правила, предназначенные для регулирования информационного потока о ходе войны.


Журналистам разрешали освещать театр военных действий в печати только в том

случае, если они создавали пулы (объединения), сопровождаемые офицером, -


ситуация, удерживавшая их вдали от реальных событий. Любой независимо работающий журналист подвергался аресту военной полицией. Если репортеры случайно становились свидетелями событий, заслуживающих освещения в печати, должностным лицам было приказано быстро уводить их от места действия. При практической невозможности получать информацию из первых рук репортеры попали в зависимость от официальных заявлений и выпущенных правительством видеозаписей. Американцы почти не жаловались. Одна из пародийных передач "Saturday Night Live" высмеивала освещение войны в печати, комично изображая репортеров погруженными в себя и плохо разбирающимися в вопросах национальной безопасности. Джон Сунуну (John Sununu), в то время руководитель аппарата Белого дома, заказал копию видеозаписи этого шоу для просмотра в Белом доме в качестве еще одного доказательства того, что общественность поддержала политику военных в отношении печати.


Ясно, однако, что выбор ежедневных новостей в западных демократиях осуществляется не только с помощью традиционной цензуры. При той массе информации, которая поступает по каналам новостей, как журналистам выбрать, что печатать в газетах и показывать по телевидению? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте взглянем, как справляются со своей работой первичные собиратели новостей - репортеры.


Репортеры обычно работают в устоявшихся "местах облавы" - то есть им назначают для освещения группу учреждений или организаций, вроде местных

правоохранительных органов или Белого дома, или Голливуда, или спортивных

команд. Это тут же привносит пристрастное отношение в освещение новостей - то, что происходит вне "районов облавы" или в промежуточных сферах, вряд ли попадет в поле зрения репортеров, если только это не крупное бедствие или другое захватывающее событие. Например, почти 60% историй, появляющихся в New York Times и Vashington Post, имеют своим источником рутинные каналы и "места

облавы". Для гражданина это означает, что бесконечный поток рассказов о

событиях, происходящих на данном "участке патрулирования", например, отношение восходящей звезды Голливуда к домашней меблировке и наготе, или ежедневные сообщения о состоянии поврежденного пальца ноги нашего любимого спортсмена.


Оригинальные истории освещаются редко и даже не считаются новостями. Например, мы обычно ожидаем, что в программе CNN "Headline News" будет появляться внизу экрана небольшая бегущая строка с перечислением итогов спортивных игр и ценами акций. Было бы очень странно, если бы телевещание внезапно заполнило это пространство именами тех, кто победил в конкурсе по правописанию или выиграл стипендию "за заслуги перед нацией" (National Merit Scholarships), или дало бы статистику, описывающую здоровье и благосостояние рабочих.


Большинство репортеров выполняют работу к строго определенному сроку; они должны подготовить определенное количество сюжетов к конкретному времени, что бы ни случилось. Чтобы успеть выполнить работу к сроку, репортеры обращаются прежде всего к тем источникам, с которыми легко войти в контакт (например, политические деятели или государственные чиновники) и которым можно доверять (репортер говорил с этим информатором раньше, и тот дал "успешное" интервью). Это также порождает пристрастное отношение, по меньшей мере, двумя способами.


Во-первых, репортер создает шаблон освещения события, например, репортер, пишущий о преступности, приучается искать информацию в таких местах, как полицейские отчеты об уголовных преступлениях и расписания судебных заседаний, он устанавливает отношения с полицией и районными прокурорами, благодаря которым может получать эту информацию постоянно; другие источники, способные пролить свет на причины преступности - например, агентства по социальному обеспечению, церкви, профессоры и другие университетские специалисты или бездомные - в основном игнорируются.


Во-вторых, репортерские шаблоны ведут к тому, что в новостях неоднократно фигурируют одни и те же люди. Например, анализ состава гостей, появляющихся в программе новостей "Nightline" телекомпании ABC, показывает, что огромное большинство тех, кого просят сообщить свое мнение для данной программы, - это белые, мужчины, работающие преимущественно в правительстве, университетских мозговых центрах и корпорациях. Женщин, представителей меньшинств, руководителей профсоюзов и тех, кто представляет общественные интересы, редко просят появиться на экране телевизора. Подобный список гостей имеет своим результатом предвзятое обсуждение проблем при явном исключении некоторых точек зрения.


Во все возрастающей степени репортеры работают на корпорации. За последние

приблизительно десять лет собственность на средства массовой коммуникации в

Соединенных Штатах сконцентрировалась в руках всего нескольких организаций.

Сегодня двадцать три корпорации контролируют большую часть телевидения,

журналов, книгоиздательств и киностудий. Вот некоторые факты о собственности на средства массовой коммуникации: 60% местных ежедневных газет принадлежат одной из четырнадцати корпоративных сетей, три корпорации доминируют в сфере издания журналов, шесть компаний звукозаписи контролируют 80% музыкального рынка и девять студий производят 70% программ телевизионного прайм-тайма. Такая концентрация собственности имеет своим результатом прямое давление на репортера; конкретные информационные материалы поощряются или не поощряются в зависимости от их значения для головной корпорации. Однако влияние корпоративной собственности на составление программ и освещение событий осуществляется более тонко. Например, хотя почти все американцы являются работниками и потребителями, политика корпораций и то, как она влияет на благосостояние наемных работников, практически почти не освещается; любая попытка сообщить потребителям о безопасности и качестве изделий обычно отправляется на последние страницы газет и в дальние каналы кабельного телевидения. Сообщения же о взлетах и падениях биржевых курсов, наряду с другими деловыми новостями, напротив, являются непременной деталью как газет, так и телевизионных программ "новостей".