Файл: Цитренбаум Ч. - Гипнотерапия вредных привычек.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 2833

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

87

è íà áåññîçíàòåëüíîì óðîâíÿõ. 

Êîíå÷íàÿ öåëü íàøèõ äåéñòâèé

—

ýôôåêòèâíîñòü

. Âñå, ÷òî íàìè äåëàåòñÿ, ïðåäïîëàãàåò äîñòèæåíèå

ýòîé öåëè. Ýôôåêòèâíàÿ òåðàïåâòè÷åñêàÿ ïðîãðàììà ìîæåò âêëþ-

÷àòü ïðÿìûå è/èëè êîñâåííûå ïîäõîäû. Äîãìàòè÷åñêàÿ ïðèâåðæåí-

íîñòü òîìó èëè èíîìó ïîäõîäó íàíîñèò âðåä ïàöèåíòàì.

Èòàê, ìû ââåëè ïîíÿòèå ïðÿìîãî âîçäåéñòâèÿ è óòâåðæäàåì, ÷òî

îíî ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíîé ñîñòàâíîé ÷àñòüþ ñîâðåìåííîãî ëå÷åáíîãî

ãèïíîçà. Äàëåå â ýòîé ãëàâå ìû ñíà÷àëà óäåëèì âíèìàíèå ôîðìàì

ïðÿìîãî âîçäåéñòâèÿ, à çàòåì äàäèì îïèñàíèå èõ ñïåöèàëüíîãî

ïîäðàçäåëࠗ óêàçàíèé. 

Îáùåå ñâîéñòâî ïðÿìûõ âîçäåéñòâèé çàêëþ-

÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âñå îíè ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ ïîíèìàíèÿ íà ñîçíà-

òåëüíîì óðîâíå.

Èñïîëüçîâàíèå èìåí

Óñïåøíîå ãèïíîòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå çàâèñèò îò ñòåïåíè âçàè-

ìîïîíèìàíèÿ, áîëåå òîãî, ñîòðóäíè÷åñòâî ñîñòàâëÿåò îñíîâó ãèï-

íîòè÷åñêèõ îòíîøåíèé. Â íà÷àëå êëèíè÷åñêîé ðàáîòû, ñòðåìÿñü

óñòàíîâèòü îòíîøåíèÿ áîëåå ïîëíîãî ñîòðóäíè÷åñòâà, ìû ãîâîðèì

íà ïåðâîì ñåàíñå: “Çäðàâñòâóéòå, ÿ Äæåððè Áàø. Êàê ìíå îáðà-

ùàòüñÿ ê âà젗 Ðóò èëè ìèññèñ Ëóèñ?” Ïàöèåíòêà îòâå÷àåò ëèáî:

“Íàçûâàéòå ìåíÿ Ðóò”, ëèáî: “Ëó÷øå íàçûâàéòå ìåíÿ ìèññèñ

Ëóèñ”. Îíà ìîæåò îòâåòèòü èíà÷å: “Äðóçüÿ íàçûâàþò ìåíÿ Ðóòè,

ìíå ýòî áîëüøå íðàâèòñÿ”.

 ýòîì êîðîòêîì îáìåíå ðåïëèêàìè âîçíèêàåò íåñêîëüêî âàæ-

íûõ ìîìåíòîâ. Íå ïðèáåãàÿ ê óïîòðåáëåíèþ ïðîôåññèîíàëüíîãî

çâàíèÿ (“ß äîêòîð Õ”), ìû äàåì ïàöèåíòàì âîçìîæíîñòü âûáðàòü

ôîðìó îáðàùåíèÿ ê íàì ëèáî ïî èìåíè, ëèáî îôèöèàëüíî, ïîòî-

ìó ÷òî îíè, êîíå÷íî, çíàþò íàøè çâàíèÿ. (Èíòåðåñíî, ÷òî íà

ïðàêòèêå, èìåÿ âîçìîæíîñòü âûáèðàòü, áîëüøàÿ ÷àñòü ïàöèåíòîâ

ïðèáåãàåò ê ïðîôåññèîíàëüíîìó îáðàùåíèþ.)

Îáñóæäåíèå ñ ïàöèåíòîì âîïðîñà î òîì, êàê ê íåìó ëó÷øå îá-

ðàùàòüñÿ, ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñëèøêîì î÷åâèäíûì è íåäîñòîéíûì

óïîìèíàíèÿ ýïèçîäîì. Íî, ïî íàøåìó ìíåíèþ, ïðîÿâëÿÿ òàêèì

åñòåñòâåííûì îáðàçîì óâàæåíèå ê ïàöèåíòó, âû çàêëàäûâàåòå îñ-

íîâó âàøèõ äàëüíåéøèõ îòíîøåíèé, íåîáõîäèìûõ ïðè âñÿêîé ïñè-

õîòåðàïåâòè÷åñêîé ðàáîòå, îñîáåííî ïðè ãèïíîòåðàïèè. Ïåðñîíà-

ëèçàöèÿ ãèïíîòåðàïèè ñ ïîìîùüþ ÷àñòîãî óïîìèíàíèÿ èìåíè


background image

88

ïàöèåíòà èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ ýôôåêòèâíîé ïîäñòðîéêè

êàê ïðè íàâåäåíèè òðàíñà, òàê è ïðè óòèëèçàöèè.

Íåîïóáëèêîâàííîå èññëåäîâàíèå, ïðîâåäåííîå â óíèâåðñèòåòå

øòàòà Àéîâà, äàåò èíòåðåñíóþ èíôîðìàöèþ îá ýòîì. Èññëåäîâà-

òåëè âûÿñíÿëè ðàçëè÷èÿ â îöåíêàõ òåðàïåâòè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñ-

òè ñïåöèàëèñòàìè è íåñïåöèàëèñòàìè. Øåñòü íîâè÷êîâ ñòóäåíòîâ-

ïñèõîëîãîâ (ïðåäñòàâëÿâøèõ íåñïåöèàëèñòîâ) è øåñòü ÷ëåíîâ

Ïñèõîëîãè÷åñêîé àññîöèàöèè øòàòà Àéîâà ïðîñìàòðèâàëè è îöå-

íèâàëè 36 âèäåîçàïèñåé, íà êîòîðûõ èíòåðâüþ øåñòåðûõ ïàöèåí-

òîâ ïðîâîäèëè ïÿòü êâàëèôèöèðîâàííûõ ïñèõîòåðàïåâòîâ è îäèí

ïñèõîëîã-âûïóñêíèê, ïðîõîäèâøèé ïðàêòèêó, êîòîðîãî âêëþ÷è-

ëè ðàäè øóòêè. Ïàöèåíò âûñêàçûâàë óòâåðæäåíèå, à òåðàïåâò êðàò-

êî åãî êîììåíòèðîâàë.

Èññëåäîâàíèå íå âûÿâèëî ðàçëè÷èé â îöåíêàõ ýêñïåðòîâ îáåèõ

ãðóïï. Áîëåå òùàòåëüíûé àíàëèç ïîêàçàë, ÷òî íå òîëüêî íå áûëî

ðàçëè÷èé, íî è ÷òî îáå ãðóïïû çíà÷èòåëüíî âûøå îöåíèëè îäíîãî

èç òåðàïåâòîâ. Èì îêàçàëñÿ ñòóäåíò-ïðàêòèêàíò. Çàèíòðèãîâàííûå

èññëåäîâàòåëè ïðîâåëè êîíòåêñò-àíàëèç, ÷òîáû ïîíÿòü, ïî÷åìó è

íîâè÷êè-ñòóäåíòû, è ïðàêòèêóþùèå ïñèõîëîãè îöåíèëè ñòîëü

âûñîêî ñòóäåíòà-ïðàêòèêàíòà. Åäèíñòâåííûì âàæíûì ðàçëè÷èåì

îêàçàëîñü òî, ÷òî ïðàêòèêàíò â êàæäîé ñâîåé ðåïëèêå âñåãäà ïðî-

èçíîñèë èìÿ ïàöèåíòà îäèí, à òî è äâà ðàçà.

ßçûêîâûå íþàíñû

Ðàíåå ìû îáñóæäàëè íåêîòîðûå âûâîäû îòíîñèòåëüíî äèôôåðåí-

öèàöèè ïîëóøàðèé, ïîëó÷åííûå â èññëåäîâàíèÿõ íà ðàñùåïëåí-

íîì ìîçãå (Springer and Deutsch, 1981). Çäåñü áûëî áû ïîëåçíî

ðàññìîòðåòü ìåòàôîðû ëåâîãî è ïðàâîãî ïîëóøàðèé, ðóêîâîäñòâó-

ÿñü êîòîðûìè ìû ìîæåì ïîíÿòü, êàê ëèíãâèñòè÷åñêè îôîðìëÿòü

íàøè âîçäåéñòâèÿ. Íèêòî íå íàïèñàë îá ýòîì áîëåå âûðàçèòåëü-

íî, ÷åì Ïîë Âàöëàâèê â ñâîåé êíèã堓ßçûê èçìåíåíè锠(“The

Language of Change”, 1978). Â VI ãëàâå, îçàãëàâëåííî頓ßçûêî-

âûå ïàòòåðíû ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ”, Âàöëàâèê îáñóæäàåò îïðåäåëÿ-

þùèå îñîáåííîñòè ÿçûêà ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ, êîòîðûé îí íàçû-

âàåò îáðàçíûì ÿçûêîì:

“Íàêîíåö, ñëåäóåò óïîìÿíóòü åùå îäíî ñóùåñòâåííîå

ñâîéñòâî îáðàçíîãî ÿçûêà. Êàê óæå áûëî îòìå÷åíî, åãî


background image

89

ñòðóêòóðà ñðàâíèòåëüíî ïðèìèòèâíà. Îí íå èìååò âûñî-

êîðàçâèòîãî ëîãè÷åñêîãî ñèíòàêñèñà äèñêðåòíîé êîììó-

íèêàöèè (ÿçûêà ëåâîãî ïîëóøàðèÿ, èëè åñòåñòâåííîãî

ÿçûêà), è ïðåæäå âñåãî ïîíÿòèÿ “îòðèöàíèÿ” — òî åñòü

òàêèõ ñëîâ, êàê 

íåò, íèêàêîé, íèêòî, íèêîãäà, íèãäå

 è

ò.ä., êîòîðûå íåîáõîäèìû äëÿ ïðÿìîãî âûðàæåíèÿ ïîíÿ-

òèé íåñóùåñòâîâàíèÿ, îòñóòñòâèÿ, íåïðèëîæèìîñòè è

ò.ï. Êàê îáúÿñíåíî â äðóãîì ìåñòå... òðóäíî, åñëè íå

íåâîçìîæíî ïðåäñòàâèòü îòñóòñòâèå ñîáûòèÿ â âèäå êàð-

òèíû. Ïðåäëîæåíè堓

Ìóæ÷èíà ñàæàåò äåðåâî

” ìîæíî

ëåãêî ïðåâðàòèòü â ïðîñòîé ðèñóíîê, â îòëè÷èå îò ïðî-

òèâîïîëîæíîãî (“

Ìóæ÷èíà íå ñàæàåò äåðåâî

”). Êàêèì áû

âîçìîæíûì ñïîñîáîì íè ïûòàòüñÿ, íåäâóñìûñëåííî äàí-

íîå ñîäåðæàíèå ïåðåäàòü íåëüçÿ. Ðåøàÿ ýòó çàäà÷ó ãðàôè-

÷åñêè, ìîæíî ïîëó÷èòü ïðèåìëåìûé ðåçóëüòàò, íàïðèìåð

èçîáðàçèòü 

ìóæ÷èíó ðÿäîì ñ âûðûòîé ÿìîé è ëåæàùèì

 

ñà-

æåíöåì

 èëè 

ìóæ÷èíó è óïàâøåå äåðåâî

 èëè ÷òî-òî åùå â

òîì æå ðîäå. Ïîýòîìó îïûòíûå ãèïíîòåðàïåâòû èçáåãà-

þò îòðèöàíèé è çàìåíÿþò èõ òàì, ãäå ýòî âîçìîæíî, óò-

âåðäèòåëüíûìè ôîðìóëèðîâêàìè”.

 îñíîâíîì, ÿçûê ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ î÷åíü ïðèìèòèâåí ïî

ñðàâíåíèþ ñ ÿçûêîì ëåâîãî ïîëóøàðèÿ è îòðàæàåò ïåðâè÷íûå ïðî-

öåññû; ïîýòîìó îí íå ñîäåðæèò îòðèöàíèé, âðåìåí, íàêëîíåíèé

(ïîâåëèòåëüíîãî èëè ñîñëàãàòåëüíîãî) è âûðàæàåòñÿ ñ ïîìîùüþ

ìåòàôîð, çðèòåëüíûõ îáðàçîâ è àíàëîãèé. Èñïîëüçóÿ ïðåäñòàâëå-

íèå î äèôôåðåíöèàöèè ïîëóøàðèé è ìîäåëü òðàíñà êàê ïåðåæèâà-

íèÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ, ìû ñòàðàåìñÿ ïîëüçî-

âàòüñÿ îòðèöàíèÿìè êàê ìåøàþùèìè òåðàïèè. Ïóñòü òå, êòî

ñîìíåâàåòñÿ â ýòîì, ðàññìîòðÿò èçâåñòíûé ïðèìåð: “Íå äóìàéòå,

ïîæàëóéñòà, ñåé÷àñ î ôèîëåòîâîì ïîðîñåíêå”. Âîçíèêàåò çðèòåëü-

íûé îáðàç ôèîëåòîâîãî ïîðîñåíêà, ïîñêîëüêó îáðàçíîñòü — ôóí-

êöèÿ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ, à ÷àñòèöࠓí唠ïðè ýòîì âûïàäàåò. Îä-

íàêî ïðè íåîáõîäèìîñòè ìû óïîòðåáëÿåì ñëîâíåò”. Âñïîìíèòå,

÷òî â ãëàâå 3, ïîñâÿùåííîé 

ÿêîðåíèþ

, ìû ïðîñèëè ïàöèåíòêó

ïðåäñòàâèòü, ÷òî îíà ãîâîðèò “íåò” è èñïûòûâàåò ïîëîæèòåëüíûå

÷óâñòâà, îòêàçûâàÿñü îò åäû. Êîíå÷íî, ÷åëîâåê ìîæåò ïðåäñòàâèòü

ñåáÿ ãîâîðÿùè젓íåò”. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ìû èñïîëüçóåì îïðåäå-

ëåííûå ïðåèìóùåñòâà òîãî, ÷òî îòðèöàíèÿ âûïàäàþò, òàê æå, êàê

ýòî äåëàë Ìèëòîí Ýðèêñîí, êîãäà ãîâîðèë êîëåáëþùåìóñÿ ïàöè-


background image

90

åíòó: “Ïîæàëóéñòà, ïîêà åùå íå âõîäèòå â òðàíñ”. Çàìåòüòå, ÷òî

äîáàâëåíèå ñëî⠓ïîêà åù唠ìîäèôèöèðóåò è ìàñêèðóåò óêàçàíèå

î òîì, ÷òî òðàíñ íåèçáåæåí. ×åëîâåê, íå ñêëîííûé âõîäèòü â

òðàíñ, ñîçíàòåëüíîé ÷àñòüþ ïñèõèêè âîñïðèíèìàåò òîëüêî ñîîá-

ùåíèå, êîòîðîå ïîäñòðîåíî ïîä åãî íåæåëàíèå âõîäèòü â òðàíñ.

Òàêèì îáðàçîì, ãèïíîòåðàïåâòó ïðè ïîñòðîåíèè ôîðìóëèðîâîê

ñëåäóåò ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ èäååé, ÷òî ïðåäñòàâëåíèÿ ëåâîãî è ïðà-

âîãî ïîëóøàðèé íåïðåìåííî äîëæíû íàõîäèòüñÿ â ãàðìîíèè. Íà-

ïðèìåð, ëó÷øå ñêàçàòü: “Åøüòå òîëüêî ïîëåçíóþ ïèùó â ñîîòâåò-

ñòâóþùèõ êîëè÷åñòâàõ”, ÷åì: “Íå åøüòå ñëèøêîì ìíîãî”.

Ìíîãèå íàøè ïàöèåíòû ÷ðåçìåðíî óïðåêàþò ñåáÿ çà íåóäà÷è è

ñâîþ íåñïîñîáíîñòü êîíòðîëèðîâàòü ñèìïòîìû. Îíè íå òîëüêî

äåéñòâèòåëüíî íåíàâèäÿò ñåáÿ çà òó÷íîñòü, íî è ÷óâñòâóþò ñåáÿ

ñëàáûìè èç-çà òîãî, ÷òî èì íå óäàåòñÿ ñáðîñèòü âåñ. Íà ñàìîì äåëå

â íàøåì èññëåäîâàíèè ÿçûêîâûõ ïàòòåðíîâ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ

âûÿâëÿþòñÿ ñêðûòûå ìåõàíèçìû, â êîòîðûõ óòâåðæäåíèå, âûñêà-

çàííîå ñåáå: “ß íå äîëæåí åñòü”, ñòàíîâèòñÿ ïîñòîÿííî âîçäåéñòâó-

þùèì ïðèêàçîì, âûäâèãàþùèì íà ïåðåäíèé ïëàí ïðåäñòàâëåíèå

ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ î åäå. ×òîáû ïðåðâàòü ýòî ñâÿçàííîå ñ åäîé

íàâÿç÷èâîå ñîñòîÿíèå, ïàöèåíò äîëæåí åñòü, è çàòåì öèêë ïîâòî-

ðÿåòñÿ (Fisch, Weakland and Segal, 1982).

Ñëîâïûòàòüñÿ” ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü ñ áîëüøîé îñòîðîæíî-

ñòüþ ïðè íàâåäåíèè òðàíñà. Ïîñêîëüêó ýòîò ïðîöåññ çàâèñèò îò

êîììóíèêàöèè, êàê ñ ïðàâûì, òàê è ñ ëåâûì ïîëóøàðèÿìè, ìû

ïðåäïî÷èòàåì íå óïîòðåáëÿòü ñëîâïûòàòüñÿ”, ñìûñëîâîé îòòå-

íîê êîòîðîãî ñîäåðæèò äîïóùåíèå, ÷òî óñïåõà ìîæåò íå áûòü.

Òåðàïåâò:

 Âû õîòèòå áðîñèòü êóðèòü. Ê êàêèì ñïîñîáàì âû óæå

ïðèáåãàëè?

Ïàöèåíò:

 ß ïûòàëñÿ ðåçêî îãðàíè÷èòü êîëè÷åñòâî ñèãàðåò, íî

ýòî áûëî óæàñíî, ÿ ñîâñåì èçíåðâíè÷àëñÿ. ß ïðîáîâàë ñïîñîá, â

êîòîðîì ïîëüçóþòñÿ ôèëüòðàìè è óìåíüøàþò âûêóðåííóþ äîëþ

ñèãàðåòû, à îñòàëüíîå âûáðàñûâàþò. Ïîòîì ÿ ïåðåêëþ÷èëñÿ íà

ñèãàðåòû ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì íèêîòèíà, íî îáíàðóæèë, ÷òî

òàêèõ ñèãàðåò êóðþ áîëüøå.

Òåðàïåâò:

 Ïîõîæå, ÷òî âû èñïûòàëè òðóäíîñòè è íå ïîëó÷èëè

âîçíàãðàæäåíèÿ. Êîãäà ÿ âàñ ñëóøàþ, ìíå ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, êàê

âàæíî äëÿ âàñ çíàòü, ÷òî åùå íè÷üè ëåãêèå íå ñòàëè çäîðîâåå îò

ïîïûòîê

 áðîñèòü êóðèòü, è ÿ äóìàþ, âàì áóäåò ïðèÿòíî óçíàòü, ÷òî

ãèïíîç ïîìîæåò âàì ïðèîáðåñòè çäîðîâûå ïðèâû÷êè.


background image

91

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, óïîòðåáëåíèå ñëîâࠓïûòàòüñÿ” ìîæåò áûòü

î÷åíü ïîëåçíûì, åñëè òåðàïåâò õî÷åò äîñòè÷ü îáðàòíîãî ýôôåêòà.

Íàïðèìåð, åñëè ãèïíîòåðàïåâò õî÷åò, ÷òîáû ïàöèåíò çàêðûë ãëà-

çà, ïðè÷åì æåëàòåëüíî ñîîáùèòü ýòî êîñâåííûì îáðàçîì, îí ìî-

æåò ñêàçàòü: “Êîãäà âû ñèäèòå çäåñü è ñëóøàåòå ìîé ãîëîñ, ïîæà-

ëóéñòà, ïîïûòàéòåñü íå çàêðûâàòü ãëàçà... ïûòàéòåñü äåðæàòü ãëàçà

îòêðûòûìè, ïîêà ìîæåòå”.

Ìíîãèå ãèïíîòè÷åñêèå âíóøåíèÿ èñïîëüçóþò ñëîæíîïîä÷èíåí-

íûå ïðåäëîæåíèÿ ñ óñëîâíîé êîíñòðóêöèå頓êîãäà..., òîãäà”. Íà-

ïðèìåð, òàêîâà ñòðóêòóðà ïîñòãèïíîòè÷åñêîãî âíóøåíèÿ: “...È

êîãäà âû ñêàæåò堓íåò” ýòîìó ïèðîæíîìó, òîãäà âû èñïûòàåòå

ïîëîæèòåëüíûå ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê ñåáå ñàìîìó” (ñì. ãëàâó

3). Åùå îäèí ïðèìåð: “È êîãäà âàøè ãëàçà çàêðûâàþòñÿ, òîãäà âû

ìîæåòå ìûñëåííî ïåðåíåñòèñü â âàøå ëþáèìîå ìåñòî...”

Çàìåòüòå, ÷òî íåñîìíåííàÿ ïîëîæèòåëüíîñòü è íåèçáåæíîñòü

ïåðåäàþòñÿ ñëîâî젓êîãäà”; ýòî ñëîâî ìû íåèçìåííî óïîòðåáëÿåì

âìåñòî ñëîâࠓåñëè”. Íàïðèìåð, îáñóæäàÿ äîñòèæåíèå öåëè, ìû

ìîæåì ñêàçàòü: “È êîãäà âû áðîñèòå êóðèòü, âàñ, âîçìîæíî, áó-

äåò èíòåðåñîâàòü, ÷òî ìîæíî ñäåëàòü, ÷òîáû ëó÷øå ñåáÿ ÷óâñòâî-

âàòü ôèçè÷åñêè è ïñèõîëîãè÷åñêè”.

ßðëûêè

Îäíèì èç êðàåóãîëüíûõ êàìíåé íàøåãî ïîäõîäà ÿâëÿåòñÿ êëàñ-

ñè÷åñêèé øåñòèøàãîâûé ðåôðåéìèíã (ñì. ãëàâó 6). Ýòîò ïðîöåññ

äàåò ïàöèåíòó âîçìîæíîñòü ãåíåðèðîâàòü àëüòåðíàòèâíûå ïîâåäåí-

÷åñêèå ïàòòåðíû, êîòîðûå ìîãóò áûòü çàìåíîé äèñôóíêöèîíàëüíûõ

ïàòòåðíîâ, îïðåäåëåííûõ êàê ñèìïòîìû. Òåîðåòè÷åñêîå ïðåäñòàâ-

ëåíèå, ëåæàùåå â îñíîâå ðåôðåéìèíãà, ñîñòîèò â òîì, ÷òî ñèìï-

òîì, ðàñöåíèâàåìûé ïàöèåíòîì êàê ïðèçíàê çàáîëåâàíèÿ èëè ñëà-

áîñòè, èìååò íåêîòîðóþ ôóíêöèþ. Ìû ñ óâàæåíèåì îòíîñèìñÿ ê

ïîçèòèâíîé ôóíêöèè ñèìïòîìà èëè ïðèâû÷êè è èñïîëüçóåì åå äëÿ

ñîçäàíèÿ àëüòåðíàòèâíîé, áîëåå ïðèåìëåìîé ðåàëüíîñòè. Ðåôðåé-

ìèíã ïðèíèìàåò òî æå ñàìîå (ñèìïòîìàòè÷åñêîå) ïîâåäåíèå è

ïîìåùàåò åãî â íîâûé êîíòåêñò (

frame

— ðàìêó), òåì ñàìûì äàâàÿ

ñïîñîá èñòîëêîâàíèÿ è ïðèíÿòèÿ ñèìïòîìà, ïîçâîëÿþùèé ïî-

ÿâèòüñÿ èçìåíåíèÿì. Êîãäà ñèìïòîì êâàëèôèöèðîâàí íå êàê ñèì-

ïòîì, ïðåðûâàþòñÿ ïðèâû÷íûå ïàòòåðíû ïàöèåíòà, ïîñëå ÷åãî

ïðåêðàùàåòñÿ åãî áîðüáà ñ ñàìèì ñîáîé èç-çà ñèìïòîìà.