Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 3315
Скачиваний: 41
121
признаётся
,
и формулирование более специфических применений для того
,
чтобы
удовлетворить терапевтические потребности
,
является обычным делом
.
ОСНОВНЫЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРТРАНСФЕРА
Чувства реалистично индуцированные в терапевте как трансферном объекте
,
сообщенные избирательно и целенаправленным образом
,
вносят основной вклад в
разрешение сопротивления удовлетворением созревающих потребностей пациента
.
В принципе
,
как я уже упоминал
,
удовлетворение созревающих потребностей не
является функцией аналитика
.
Прежде всего он заинтересован в том
,
чтобы
идентифицировать их и помочь пациенту придумать социально одобряемые методы
их удовлетворения
.
Тем не менее
,
когда паттерны преэдипова сопротивления
поддерживаются
созревающими
потребностями
,
удовлетворение
которых
посредством жизненного опыта является небезопасным
,
терапевт может
удовлетворить их вербально для того
,
чтобы разрешить сопротивление
.
Специфический опыт удовлетворения потребностей
,
который может помочь
пациенту
отказаться
от
сопротивления
,
обеспечивается
эмоциональной
коммуникацией
.
Утверждения
,
нагруженные индуцированными чувствами
,
склонны
создавать такой опыт
.
Объективный контртрансфер
,
также
,
вносит важный вклад в реконструкцию
эмоционально значимых превербальных событий
,
которые пациент не может
вспомнить
.
Индуцированные чувства изучаются и исследуются вместе с пациентом
для того
,
чтобы помочь ему взять обратно и артикулировать его собственные
впечатления о его раннем жизненном опыте и исправить ложные впечатления
.
Конструкции основываются на комбинации анализа трансферных реакций пациента
и чувств
,
которые они индуцируют у аналитика
.
В некоторых случаях объективный
контртрансфер вносит основной вклад в отграничение эготиэированных объектных
впечатлений от собственных пре-эго чувств пациента
.
В работе с пациентом
,
имеющим большие трудности в восприятии и
вербализации своих собственных чувств и являющимся гиперсенситивным к
чувствам других
,
понимание
собственных чувств кого-то и их влияния на пациента
является крайне важным
.
Аналитик
,
который готов и способен испытывать
индуцированные чувства глубоко и открыто найдет необходимым оставаться
бдительным к источнику и природе всех своих эмоциональных реакций в
непосредственной ситуации
.
Адекватный синтез роли трансферного объекта с ролью
собирателя
и
эффективного
выразителя
понятого
,
вызывает
большее
интроспективное
изучение
собственных
психологических
процессов
и
поведенческих тенденций
.
Обычным предписанием является анализировать контртрансфер
,
когда он
действует как сопротивление
.
Такая политика
,
по моему мнению
,
неадекватна
,
но
,
тем не менее
,
подтверждена обширным клиническим опытом
.
В своей
супервизорской практике я рекомендую
,
чтобы все контртрансферные реакции
анализировались на протяжении всего лечения
.
В противном случае
,
реакции
,
относящиеся к неразрешенным личностным конфликтам и непосредственным
личностным потребностям
,
легко загрязняют резервуар эмоциональных реакций
,
который служит терапевтической цели
.
122
Широко распространено соглашение что действующим средством
,
в терминах
трансферных чувств к пациенту
,
является продолжающийся анализ
.
Субъективные
контртрансферные реакции
,
которые вызывают технические ошибки
,
часто
выявляются в самоанализе
;
если этого не происходит
,
они легко раскрываются в
супервизорских сессиях или же часто
,
кроме этого
,
в неформальных обсуждениях
случая с коллегой
.
Однако
,
ловушками
,
в объективных реакциях на трансферную
ситуацию при шизофрении
,
являются относительно неисследованные области
.
Элементарным камнем преткновения в использовании объективного
контртрансфера является отношение
,
часто встречающееся у неопытного аналитика
,
что он не имеет
"
права
"
испытывать чувства к пациенту
.
Когда чувства
рассматриваются как табу
,
то ли потому что терапевт был обучен подавлять их или
делает это как предмет предпочтения
,
коммуникация блокируется
.
Неподходящие
интервенции часто связаны с попытками вычеркнуть из сознания интенсивные и
конфликтующие аффекты
,
пробужденные шизофреническим пациентом
.
Нежелание
врача испытывать эти чувства служит для того
,
чтобы подчеркнуть уже
сильную
оппозицию
пациента
воспринимать и вербализовать все свои собственные
аффекты
.
И все же
,
важно признать
,
что свобода является абсолютной только когда
рассматривается в отношении
испытывания
индуцированных чувств
.
Основой
является селективность в сообщении их
.
Многих технических ошибок можно
избежать
,
если придерживаться основного принципа
,
заключающегося в том что
,
хотя индуцированные чувства всегда являются сырым материалом для анализа
,
интервенции никогда не диктуются
,
исключительно или первично
,
испытываемыми
эмоциями
.
О них не сообщают до тех пор
,
пока они не будут служить
специфической
терапевтической
цели
-
разрешению
непосредственного
сопротивления пациента
.
Если понимание аналитиком сопротивления
,
с которым он работает
,
находится в гармонии с его собственными контртрансферными реакциями
,
они
могут быть сообщены в соответствии с планом
,
который он сформулировал для
работы с этим сопротивлением
.
Однако
,
если существует определенное
несоответствие
между его рассуждениями и индуцированными чувствами
,
он не
совершает интервенции
.
Он не функционирует каким-либо образом против своих
собственных чувств
.
Он может понимать
,
что то или иное ответное чувство поможет
пациенту отказаться от резистивного паттерна
,
однако это чувство должно быть
полезным в данный момент
.
Воздействие индуцированных чувств на пациента
,
которые прямо пропорциональны их
подлинности
,
обеспечивает терапевтический
рычаг
.
Чувства непонимания
(confusion)
чего-либо
,
о чем пациент сообщает снова и
снова
,
может указывать на некоторые неразрешенные проблемы у терапевта
.
Если
же такая связь не может быть установлена посредством самоанализа
,
то возможно
,
что пациент индуцирует спутанность
.
Когда одна из его попыток пойти на контакт
отражается вопросом о терапевте
,
пациент может указать что он не чувствует
понимания
.
В конце концов
,
может проясниться что у него был родитель
,
которого
он не мог понять
,
и который не понимал его
.
Эмоциональное состояние
,
которое
сначала кажется
,
что
относится к слепому пятну у терапевта
,
может принести
123
огромную пользу в реконструкции отношений пациента со значимым объектом в его
детстве
.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Контртрансферные реакции
,
вызванные идентификацией аналитика пациентом
с объектами
,
испытываемыми как отдельные от него самого
,
обсуждались
достаточно широко
.
Меньшее внимание было уделено реакциям на перенос чувств и
отношений пациента
,
испытываемых в процессе эго-формирования
.
Они включают в
себя как пре-эго чувства
,
так и отношения
,
которые пациент
,
вероятно
,
испытывал
от своих объектов
,
на протяжении первых двух лет жизни
.
Аналитик
,
в дополнение к
бессознательной
идентификации
с
объектами
-
комплементарными
идентификациями
,
связанными
с
контртрансферными
реакциями
на
функционирование пациента на эдиповом уровне
-
также идентифицируется с эго
пациента
. Heinrich Racker (1957)
описывает последние как
"
конкордантные
идентификации
, -
те психологические содержания
,
которые пробуждаются в
аналитике под действием эмпатии
,
достигнутой с пациентом
"[87].
Понятие о комплементарных и конкордантных идентификациях является
полезным в расчете на конфликтующие и часто запутанные эмоции
,
возбуждаемые
пациентом в состоянии нарциссического трансфера
.
Временами
,
его ранние
впечатления себя
,
в другое время объектные впечатления
,
которые переместились в
его эго-поле во время раннего детства
,
испытываются терапевтом
;
впечатления
обоих типов могут быть индуцированы одновременно
.
Нарциссический трансфер
также возбуждает эмоции
,
которые не рассматриваются в терминах подобных
прецедентов
.
Пациент выражает потребность в чувствах
,
которых он бессознательно
хотел
,
но недостаточно испытывал как маленький ребенок
;
терапевт начинает
осознавать сильные желания
"
воспитывать
"
пациента
.
Объективный контртрансфер
является
,
в некотором смысле
,
многократно индуцированным опытом
.
ДОМИНАНТНЫЕ РЕАКЦИИ НА КАЖДОЙ СТАДИИ
Как только нарциссический трансфер начнет разворачиваться
,
когда пациент
почувствует тревогу или будет говорить без аффекта
,
аналитик может испытать
умеренную тревожность или же он может оказаться странно равнодушным
.
Когда
пациент испытывает смертоносные чувства к аналитику и отрицает их
,
говоря что он
хочет убить самого себя
,
аналитик может чувствовать
(
себя-прим.перев
.)
подобно
убивающему пациенту
–
и начинает поглощаться некоторыми личными проблемами
.
Пациент
,
который испытывал очень много эмоциональной депривации в ранней
жизни
,
часто индуцирует чувства равнодушия или безучастности
.
Пациент с
сильными инцестуозными чувствами может возбудить сексуальные чувства у
аналитика
.
Он может чувствовать симпатию
,
сострадание или безнадежность
,
когда
пациент испытывает безнадежность
.
Если пациент жалуется или плачет
,
врач может
чувствовать раздражительность или презрение
,
или же
,
с другой стороны
,
может
начать осознавать замешательство или дискомфорт
.
В целом
,
он хочет быть
полезным и отвечать пациенту добротой
.
Начальное отношение приятности и
сдержанности может действовать как защита от тревоги
.
124
Как только тревога станет управляемой
,
побуждения быть добрым и
внимательным временами будут затоплены раздражением
.
Психическое страдание
пациента может индуцировать ощущение удовольствия и даже приподнятого
настроения
.
Повторяющаяся вербализация его самоатакуюших отношений вызывает
чувства отвращения
.
Когда он взрывается яростью
,
аналитик может испытать ужас
,
крайнее возмущение и
,
возможно
,
потребность защитить себя
.
Он может начать
интересоваться своим физическим и психическим благополучием
.
Он может
почувствовать что пациент
"
ужасно отвратителен
".
Часто терапевт чувствует
беспокойство
;
в середине сессии он может начать осознавать необходимость
закончить её тотчас
,
найти какие-нибудь причины отпустить пациента раньше
.
Когда последний даёт свободу выражению суицидальных желаний
,
аналитик может
развивать желание много говорить
.
Интервенции
,
которые могут быть
рационализированы как необходимая подстраховка для пациента
,
могут служить
цели самоперестраховки
.
Когда нарциссический трансфер достигнет своего пика
,
терапевт может
колебаться между состояниями самоозабоченности и тревоги
.
Он может отвечать на
аутоэротические чувства и иллюзии пациента со значительной тревогой и
,
временами
,
начать осознавать желания
"
транквилизировать
"
или успокоить его по
-
дружески
.
Чувства беспомощности и безнадежности могут заваливать аналитика
,
часто он начинает чувствовать все большую и большую отдаленность от пациента и
временами становится более озабоченным своим состоянием
.
Когда терапевт
наблюдает сжатые кулаки и телесные напряжения
,
которые часто сопутствуют
суицидальным желаниям и смертоносной ярости
,
которой он подвергается
,
он
может испытать более или менее реалистичное чувство опасности
.
Ограничится ли
пациент вербализацией чувств ненависти к родственникам и товарищам
,
или лучше
будет предупредить их о том
,
что им угрожает
?
А когда такие чувства направляются
на терапевта
,
у него может сложиться впечатление
,
что безопасность его самого и
членов его семьи находится под угрозой
.
Однако любые опасения
,
что пациент может действовать деструктивно
,
под
влиянием своих эмоций
,
рассеиваются в дальнейшем лечении
,
когда он лежит на
кушетке в расслабленной позе и способен утверждать что в сущности
,
положение
дел не меняется
,
что бы он не чувствовал
.
Аналитик тогда испытывает сильнее
ощущение безопасности и контроля
.
Он чувствует все больше и больше
непринужденности с пациентом
,
все больше и больше интересуется тем
,
как помочь
ему понять что их взаимоотношения продолжаются
.
Растущее желание пациента в
информации о своём функционировании согласуется с живым интересом аналитика
в её предоставлении
.
Он начинает осознавать восхищение и искреннюю любовь к
пациенту
,
а временами сильное желание быть ему
"
матерью
"
или
"
отцом
",
а
возможно обоими
.
КОНТРТРАНСФЕРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
КЛЮЧИ
Контртрансферное сопротивление выдает свое присутствие многочисленными
путями
.
Поскольку большинство основных ключей было уже описано
,
я ограничу
себя здесь замечаниями о том что слышал достаточно часто при лечении
125
амбулаторных шизофренических пациентов
.
Существуют черные и белые
,
а также
"серые
"
признаки
;
последним требовалось интенсивное изучение
,
прежде чем
смогли определить их надежность
.
Список
,
который приведен ниже
,
был отобран из
моего собственного репертуара
,
а также из обсуждений с коллегами и студентами
-
аналитиками
.
1. "
Забывание
"
о назначенной встрече с одним пациентом и назначение того же
времени другому
.
2.
Незапоминание имени пациента
.
3.
Назначение встречи таким образом
,
что пациент остаётся неуверенным
,
когда ему
приходить
–
например
,
без четверти девять или же в четверть десятого
.(
Лучше
,
по
моему опыту
,
попросить пациента повторить время специально
.)
4.
Завершение сессии раньше времени или позже
.
5.
Наличие трудностей в сохранении спокойствия
.
6.
Неожиданное обнаружение себя думающим о пациенте между сессиями и таким
образом
,
что это мешает работе с другими пациентами
.
7.
Принуждение чьих-либо мыслей следовать в определенном направлении
.
8.
Нетерпение установить контакт с пациентом
.
9.
Выражение чувств когда нет необходимости это делать
. (
Обычно это не бывает
полезным
,
но временами имеет терапевтический эффект
).
10.
Нежелание сообщать эмоцию
. (
Будет ли это препятствовать прогрессу пациента
может быть определено только дополнительным анализом
).
11.
Подкрепление усилий пациента
"
не расстраивать
"
аналитика прекращением
коммуникации или изменением темы
.
12.
Ответ на враждебность контр-враждебностью
.
13.
Желание казаться более осведомленным чем пациент
.
14.
Раздражение из-за неясных коммуникаций пациента или неудач в обеспечении
аналитическим материалом
.
15.
Ригидное цепляние за одну технику
. (
В таком паттерне обычно фигурирует
враждебность или страх
).
16.
Состояния тревоги перед или после
,
также как и во время сессии
,
которые не
кажутся каким-либо образом связанными с пациентом
. (
В таком состоянии
,
например
,
кто-то может открыть дверь чтобы пригласить его и непосредственно
заметить что он полон ярости
.)
17.
Принятие за действительность мыслей пациента о том что он неизлечим
(
вместо
анализирования и исследования их вместе с ним
).
18.
Присоединение к пациенту в недисциплинированной разрядке реакций
.
19.
Различные чувства тревоги или беспокойства
,
которые препятствуют
аналитической активности
.
20.
Смутное понимание или непонимание определенной информации
,
которую
пациент сообщает снова и снова
.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПОТРЕБНОСТЬ НЕ ЧУВСТВОВАТЬ НЕНАВИСТЬ